Автор: Бичижик Аяна Маадыр-Ооловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" с. Хадынский Населённый пункт: Республика Тыва Пий-Хемский район с.Хадын Наименование материала: Методическая разработка Тема: Доклад по теме ЗОЖ Раздел: дошкольное образование
«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных задач развития страны.
Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим
здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в
дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у
них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных
занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников
уменьшилось в 5 раз и составляет 10 % от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем
по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в
сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирование тех качеств
личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но
имеющие скудный сенсорный опыт, особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств
: усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое
эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех
показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные
результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего
коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной
работы с детьми.
Современный человек не имеет право считать себя образованным, не освоив культуру здоровья.
Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося
ему пользу.
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности,
творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия
личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются
формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни,
формирование здорового образа жизни.
Для этого в детском саду проводится много мероприятий – это работа с часто болеющими детьми,
1 раз в квартал – День Здоровья, каждый четверг – День бегуна, в осеннее – весеннее время года –
прием детей на улице по погоде, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после сна, физ.
минутки во время занятий.
Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для
здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к
своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания
целостной по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная
организация здоровьесберегающего процесса в детском саду. Формирование здоровья ребенка в
дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых
двигательных умений в значительной степени зависят от того, какими программами пользуются
педагоги.
Микросреда ДОУ должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна
отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены
социальных отношений. Важно, не только то, что детей в соответствующее по режиму время
укладывать спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон.
Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении. Мы должны
понимать, что воспитание у детей этой потребности – задача государственной важности, а
оздоровительная деятельность ДОУ – это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая
вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она
аккумулирует в себе результат использования, имеющихся средств физического воспитания детей
дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных
задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить
основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в
детском образовательном учреждении на раннем стадии развития ребенку должны помочь, как
можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, пробудить
малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам
педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется
неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних
(природных, социальных ) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов . Выделяется
несколько компонентов здоровья:
1.
Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека,
основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2.
Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
3.
Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которой составляет
состояние общего душевного комфорта.
Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов
поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней
среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого
человека, от того образа жизни, который он ведет.
Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и
должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа
жизни. Осознание ребенком своего «Я» , правильное отношение к миру, окружающим людям –
все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою
работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потокам пока еще не
осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему
организму.
Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует
уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Занятия физкультурой, прогулки.
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание
условий для полноценного сна.
Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения
отличать ложь от правды.
Бережное отношение к окружающей среде, к природе
Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных
рекомендаций, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами
( стоматолога, хирурга, лор, окулист)
Формирование понятия «не вреди себе сам».
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного
отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре,
безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт
позволит избежать несчастных случаев.
В.А. Сухомлинский писал «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Деловая игра.
Педагоги делятся на 2 команды. За каждое задание начисляются баллы.
1.
Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания
философов, поэтов и др. известных людей :
ЗДОРОВЬЕ –
это понятие о жизни
Будет здоровье – будет все.
Здоровье за деньги не купишь.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье – это движение.
Здоровому и врач не надобен.
Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок.
Самое большое открытые современного человека – это умение омолодить себя физически и
духовно. ( Брегг).
В детях сейчас все! Жизнь бессмертного характера начнется с детей. ( П.К. Иванов).
Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.
Здоровый нищий счастливее больного короля. ( Цицерон).
Здоровье ребенка превыше всего.
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст
Его берегите, как сердце, как глаз. ( Ж.Жабаев).
2.
Продолжи фразу:
Процесс изменения форм и функций организма человека - …….( физическое развитие)
Основное специфическое средство физического воспитания - ….. (физические упражнения).
Детский туризм это - ….( прогулки и экскурсии).
Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание – ( основные виды движения)
3.
Проблемные ситуации :
Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского
развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом
районе использовать, как фактор закаливания).
Рекламная пауза:
Входят Красная Шапочка и ее бабушка. Между ними происходит такой диалог:
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо?
- Это потому что, я не любила умываться по утрам и вечерам , моя внученька.
- Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
- Потому что, я их не чистила и курила, как и твой дедушка.
- Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
- Потому что, я не любила есть морковку, моя внученька.
- Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
- Это потому, моя деточка, что по утрам не делала зарядку.
Голос за кадром : Если не хочешь, чтобы тебя съел серый волк, как бабушку, веди здоровый образ
жизни!