Напоминание

Доклад по теме ЗОЖ


Автор: Бичижик Аяна Маадыр-Ооловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" с. Хадынский
Населённый пункт: Республика Тыва Пий-Хемский район с.Хадын
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Доклад по теме ЗОЖ
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных задач развития страны. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет 10 % от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирование тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт, особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств : усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми. Современный человек не имеет право считать себя образованным, не освоив культуру здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Для этого в детском саду проводится много мероприятий – это работа с часто болеющими детьми, 1 раз в квартал – День Здоровья, каждый четверг – День бегуна, в осеннее – весеннее время года – прием детей на улице по погоде, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после сна, физ. минутки во время занятий. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, какими программами пользуются педагоги.
Микросреда ДОУ должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывать спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности – задача государственной важности, а оздоровительная деятельность ДОУ – это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования, имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на раннем стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, пробудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных, социальных ) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов
. Выделяется

несколько компонентов здоровья:
1.
Соматическое здоровье
– текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2.
Физическое здоровье
– уровень роста и развития органов и систем организма. 3.
Психическое здоровье
– состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам. Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я» , правильное отношение к миру, окружающим людям – все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потокам пока еще не осознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
 Занятия физкультурой, прогулки.  Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.  Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.  Бережное отношение к окружающей среде, к природе  Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами ( стоматолога, хирурга, лор, окулист)  Формирование понятия «не вреди себе сам». Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре, безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев. В.А. Сухомлинский писал «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Деловая игра.
Педагоги делятся на 2 команды. За каждое задание начисляются баллы. 1.
Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания

философов, поэтов и др. известных людей
: ЗДОРОВЬЕ – это понятие о жизни Будет здоровье – будет все. Здоровье за деньги не купишь. В здоровом теле – здоровый дух. Здоровье – это движение. Здоровому и врач не надобен. Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок. Самое большое открытые современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно. ( Брегг). В детях сейчас все! Жизнь бессмертного характера начнется с детей. ( П.К. Иванов). Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля. ( Цицерон). Здоровье ребенка превыше всего. Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст Его берегите, как сердце, как глаз. ( Ж.Жабаев).
2.

Продолжи фразу:
Процесс изменения форм и функций организма человека - …….( физическое развитие) Основное специфическое средство физического воспитания - ….. (физические упражнения). Детский туризм это - ….( прогулки и экскурсии). Ходьба, бег, прыжки, лазанье и метание – ( основные виды движения) 3.
Проблемные ситуации
: Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития? (организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически чистом районе использовать, как фактор закаливания).
Рекламная пауза:

Входят Красная Шапочка и ее бабушка. Между ними происходит такой диалог: - Бабушка, бабушка, почему у тебя такое морщинистое лицо? - Это потому что, я не любила умываться по утрам и вечерам , моя внученька. - Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы? - Потому что, я их не чистила и курила, как и твой дедушка. - Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза? - Потому что, я не любила есть морковку, моя внученька. - Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь? - Это потому, моя деточка, что по утрам не делала зарядку.
Голос за кадром
: Если не хочешь, чтобы тебя съел серый волк, как бабушку, веди здоровый образ жизни!


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!