Автор: Хажиева Гузель Мавлимшановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ Школа № 129
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
1
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все
приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Актуально ли это для современной школы – формировать функциональную грамотность
школьников? На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности
(Тегеран, сентябрь 1965года) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978
пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области
образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным
считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность
необходима для эффективного функционирования группы.
Для широкой публики функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один
человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого
словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А,
владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у
одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.
Вот с этими компетенциями у школьников большие проблемы. Ученые Массачусетского
университета составили график, где дана оценка востребованности на рынке труда разных
способностей человека…
Начиная с 60-х годов одна кривая упорно идет вниз, забираясь глубоко в отрицательную часть
координатной плоскости. Это так называемые рутинные когнитивные операции, грубо говоря —
простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным формулам.
В свое время это было, наверное, оправдано.
Только с 60-х годов вверх пошла другая кривая — нерутинные когнитивные операции, то есть
умение решать проблемы, не имея готовых шаблонов.
Какие же дефициты умений были выявлены по результатам исследований.
1. Одна из основных причин невысокого результата международных исследований – неумение
учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты,
соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую
информацию и т.д.
2. Социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид
взаимодействий – учитель-ученик. Боксеру ставят удар, певцу – голос. Наша задача – научиться
ставить сильное мышление. Первый тип личности с преобладанием конвергентного мышления
называют «интеллектуальным», второй тип «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже
весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные имеющие технологии решения – так
называемые закрытые задачи. Креатив способен сам видеть и ставить задачи, стремиться выйти за
рамки узко поставленного условия, на самом деле человек обладает как интеллектуальными, так
и креативными способностями, но в различной степени по мере взросления креативное мышление
«затухает», Подавляющее большинство обучающихся конформны, боятся самостоятельности,
тяготеют не к оригинальной мысли, а к разложенной по полочкам информации, неопределенность
условий и вариативность решений их пугает.
Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на
закрытых задачах. Поэтому сейчас школу обязуют повернуться лицом к так называемой
функциональной грамотности. Мы видим, как меняются задания (Комплексная работа, ВПР, ОГЭ,
ЕГЭ) , а именно на этих контрольных мероприятиях активно применяются задания на
проверку функциональной грамотности.
Что же можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и
взаимообучения? Заданий на функциональную грамотность в учебнике просто нет. Поэтому их
разработка ложится на плечи учителя.
Можно выделить 4 базовых механизма формирования и развития функциональной
грамотности
:
Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения. Это подготовка и
повышение квалификации педагогов, внедрение новых педагогических технологий,
ориентированных на функционально- компетентостный подход и развитие субъектной роли
школьников и учителей.
2
Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения. Развитие функциональной
грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе
критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в
развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений
учеников.
Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное
участие родителей в образовании и воспитании детей.
Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования.
Основным образовательным инструментом в школе выступает организация исследовательской
деятельности, которая решает задачу формирования предметных знаний на компетентностной
основе.
Освоение интерактивного оборудования выводит процесс обучения на качественно новый уровень,
позволяет сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс
взаимодействия с аудиторией, классом.
Учебная работа с электронными средствами обучения, создаёт условия для использования среды
в качестве:
средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников;
инструмента познания;
средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой
информации из разнообразных источников;
средства развития личности;
эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.
Лучше всего такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более,
что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработка классных часов с
использованием заданий на функциональную грамотность – творческих задач, считается одним из
перспективных направлений.
Что касается учебного процесса, то каждая образовательная область участвует в развитии всех видов
функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках,
математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни,
грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность.
Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности школьников нам учителям
необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие
как:
проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать
организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно
осуществлять деятельность учения;
технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия
для развития важнейших коммуникативных умений;
технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования
организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка
различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов,
спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных
результатов, и др.);
обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в
организации условий, провоцирующих детское действие;
уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в
стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие
решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же
задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;
информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет
формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение,
анализ и синтез.
Как определить, обладает ли ученик – выпускник функциональной грамотностью?
3
- А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение
навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека
свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его
понимания, сжатия, трансформации».
Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:(представление
результатов работы групп)
Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы,
не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-
либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать
и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь
пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о
своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников,
энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию
из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать
числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться
колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям,
организовать работу группы.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе,
своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров,
приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые
темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в
разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи;
использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями;
ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы;
объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы;
объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением;
анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.
Данные качества функционально грамотной личности до недавнего времени рассматривались как
портрет современного выпускника школы.
Затем этот подход был признан односторонним.
Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле.
Изменения в мире задают новые параметры обучения и воспитания, требуют пересмотра целей,
результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых
результатов.
Смысл функциональной грамотности
состоит в приближении образовательной
деятельности к жизни.
Функциональная грамотность сейчас подразумевает способность свободно использовать
навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой
информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Она включает:
- читательскую грамотность.
Основы закладываются в начальной школе, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и
слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на
электронных носителях);
- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
4
-
развивать
потребность
в
чтении
(самостоятельном,
инициативном)
посредством
использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки и организацию внеклассной
деятельности
- естественнонаучная грамотность (способность человека осваивать и использовать
естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественнонаучных явлений);
-
математическая
грамотность
(способность
учащихся:
распознавать
проблемы,
возникающие
в
окружающей
действительности,
которые
могут
быть
решены
средствами
математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя
математические знания и методы)
- финансовая грамотность (это уровень знаний в области финансов, личных сбережений и
способов управления ими);
- глобальные компетенции;
-креативное мышление.
Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для
школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни,
а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать
новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Особую актуальность приобретает
исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки
формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня —
подготовить учащегося к адаптации в современном мире.
Рекомендации для педагогов по формированию функциональной
грамотности обучающихся:
учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.
обучение должно носить деятельностный характер.
учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за
результаты своей деятельности.
использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная,
групповая работа);
применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно
ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология
освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных
ситуаций», уровневая дифференциация обучения, разноуровневого обучения, критического
мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных
достижений учащихся).
учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности
учащихся.
обучение должно строиться на метапредметной основе и должно быть направлено на овладение
обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.
организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности,
учебное сотрудничество.
Учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с учебными моделями;
использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических
операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под
понятие.
создание обстановки доверия, уверенности в успехе.
преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.
Проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, это проблема поиска
механизмов и способов ее формирования в условиях реализации стандартов второго поколения и
федеральных проектов в рамках Национального проекта «Образование». Большинство педагогов
школы владеют необходимым инструментарием - современными педагогическими технологиями,
одним из главных факторов, способствующих формированию функциональной грамотности
обучающихся. Вместе с тем отмечается, что функциональная грамотность не формируется как
5
целостная система. Со стороны отдельных педагогов не уделяется должного внимания
составляющим функциональной грамотности, субъективный опыт обучающихся. Отдельные
педагоги до сих пор не смогли перестроить свою работу в соответствии с современными
требованиями, предъявляемыми социумом, что значительно препятствует успешному
формированию универсальных учебных действий как основы функциональной грамотности
обучающихся.