Напоминание

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка


Автор: Хажиева Гузель Мавлимшановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ Школа № 129
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад




1

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все

приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных

задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Актуально ли это для современной школы – формировать функциональную грамотность

школьников? На Всемирном конгрессе министров просвещения по ликвидации неграмотности

(Тегеран, сентябрь 1965года) был предложен термин функциональная грамотность, а в 1978

пересмотрен текст рекомендации о международной стандартизации статистики в области

образования, предложенный ЮНЕСКО. Согласно новой редакции этого документа, грамотным

считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность

необходима для эффективного функционирования группы.

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один

человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого

словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А,

владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у

одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать.

Вот с этими компетенциями у школьников большие проблемы. Ученые Массачусетского

университета составили график, где дана оценка востребованности на рынке труда разных

способностей человека…

Начиная с 60-х годов одна кривая упорно идет вниз, забираясь глубоко в отрицательную часть

координатной плоскости. Это так называемые рутинные когнитивные операции, грубо говоря —

простое запоминание и воспроизведение правил и фактов, вычисления по заданным формулам.

В свое время это было, наверное, оправдано.

Только с 60-х годов вверх пошла другая кривая — нерутинные когнитивные операции, то есть

умение решать проблемы, не имея готовых шаблонов.

Какие же дефициты умений были выявлены по результатам исследований.

1. Одна из основных причин невысокого результата международных исследований – неумение

учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты,

соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую

информацию и т.д.

2. Социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид

взаимодействий – учитель-ученик. Боксеру ставят удар, певцу – голос. Наша задача – научиться

ставить сильное мышление. Первый тип личности с преобладанием конвергентного мышления

называют «интеллектуальным», второй тип «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже

весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные имеющие технологии решения – так

называемые закрытые задачи. Креатив способен сам видеть и ставить задачи, стремиться выйти за

рамки узко поставленного условия, на самом деле человек обладает как интеллектуальными, так

и креативными способностями, но в различной степени по мере взросления креативное мышление

«затухает», Подавляющее большинство обучающихся конформны, боятся самостоятельности,

тяготеют не к оригинальной мысли, а к разложенной по полочкам информации, неопределенность

условий и вариативность решений их пугает.

Богатырей не выращивают на постном винегрете. Творческое, открытое мышление не развивается на

закрытых задачах. Поэтому сейчас школу обязуют повернуться лицом к так называемой

функциональной грамотности. Мы видим, как меняются задания (Комплексная работа, ВПР, ОГЭ,

ЕГЭ) , а именно на этих контрольных мероприятиях активно применяются задания на

проверку функциональной грамотности.

Что же можно рекомендовать для развития функциональной грамотности, какие приемы само и

взаимообучения? Заданий на функциональную грамотность в учебнике просто нет. Поэтому их

разработка ложится на плечи учителя.

Можно выделить 4 базовых механизма формирования и развития функциональной

грамотности

:

Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения. Это подготовка и

повышение квалификации педагогов, внедрение новых педагогических технологий,

ориентированных на функционально- компетентостный подход и развитие субъектной роли

школьников и учителей.

2

Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения. Развитие функциональной

грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе

критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в

развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений

учеников.

Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное

участие родителей в образовании и воспитании детей.

Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования.

Основным образовательным инструментом в школе выступает организация исследовательской

деятельности, которая решает задачу формирования предметных знаний на компетентностной

основе.

Освоение интерактивного оборудования выводит процесс обучения на качественно новый уровень,

позволяет сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс

взаимодействия с аудиторией, классом.

Учебная работа с электронными средствами обучения, создаёт условия для использования среды

в качестве:



средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников;



инструмента познания;



средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой

информации из разнообразных источников;



средства развития личности;



эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Лучше всего такие задания проводить либо в качестве разминки, либо на классных часах. Тем более,

что многие тексты социальны, интересны и поучительны. Поэтому разработка классных часов с

использованием заданий на функциональную грамотность – творческих задач, считается одним из

перспективных направлений.

Что касается учебного процесса, то каждая образовательная область участвует в развитии всех видов

функциональной грамотности: грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках,

математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни,

грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность.

Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности школьников нам учителям

необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие

как:



проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать

организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно

осуществлять деятельность учения;



технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия

для развития важнейших коммуникативных умений;



технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования

организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка

различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов,

спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных

результатов, и др.);



обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в

организации условий, провоцирующих детское действие;



уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в

стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие

решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же

задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;



информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет

формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение,

анализ и синтез.

Как определить, обладает ли ученик – выпускник функциональной грамотностью?

3

- А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение

навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека

свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его

понимания, сжатия, трансформации».

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:(представление

результатов работы групп)

Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы,

не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-

либо анкеты, бланки.

Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать

и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь

пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о

своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников,

энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию

из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать

числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться

колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям,

организовать работу группы.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе,

своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров,

приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые

темы.

Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в

разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи;

использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями;

ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы;

объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы;

объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением;

анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Данные качества функционально грамотной личности до недавнего времени рассматривались как

портрет современного выпускника школы.

Затем этот подход был признан односторонним.

Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле.

Изменения в мире задают новые параметры обучения и воспитания, требуют пересмотра целей,

результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых

результатов.

Смысл функциональной грамотности

состоит в приближении образовательной

деятельности к жизни.

Функциональная грамотность сейчас подразумевает способность свободно использовать

навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой

информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Она включает:

- читательскую грамотность.

Основы закладываются в начальной школе, где идет

интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и

слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- самостоятельно выбирать книги для чтения;

- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на

электронных носителях);

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

4

-

развивать

потребность

в

чтении

(самостоятельном,

инициативном)

посредством

использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

- развивать читательскую компетентность учащихся через уроки и организацию внеклассной

деятельности

- естественнонаучная грамотность (способность человека осваивать и использовать

естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для

объяснения естественнонаучных явлений);

-

математическая

грамотность

(способность

учащихся:

распознавать

проблемы,

возникающие

в

окружающей

действительности,

которые

могут

быть

решены

средствами

математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать эти проблемы, используя

математические знания и методы)

- финансовая грамотность (это уровень знаний в области финансов, личных сбережений и

способов управления ими);

- глобальные компетенции;

-креативное мышление.

Функциональная грамотность — это индикатор общественного благополучия. Поэтому для

школы возникает очень важная цель: подготовить не отдельных элитных учащихся к жизни,

а обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать

новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. Особую актуальность приобретает

исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т. к. все эти функциональные навыки

формируются именно в школе. И одной из основных задач школьного образования сегодня —

подготовить учащегося к адаптации в современном мире.

Рекомендации для педагогов по формированию функциональной

грамотности обучающихся:



учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.



обучение должно носить деятельностный характер.



учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за

результаты своей деятельности.



использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная,

групповая работа);



применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно

ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология

освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных

ситуаций», уровневая дифференциация обучения, разноуровневого обучения, критического

мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных

достижений учащихся).



учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности

учащихся.



обучение должно строиться на метапредметной основе и должно быть направлено на овладение

обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.



организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности,

учебное сотрудничество.



Учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с учебными моделями;

использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических

операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под

понятие.



создание обстановки доверия, уверенности в успехе.



преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.

Проблема функциональной грамотности – это проблема деятельностная, это проблема поиска

механизмов и способов ее формирования в условиях реализации стандартов второго поколения и

федеральных проектов в рамках Национального проекта «Образование». Большинство педагогов

школы владеют необходимым инструментарием - современными педагогическими технологиями,

одним из главных факторов, способствующих формированию функциональной грамотности

обучающихся. Вместе с тем отмечается, что функциональная грамотность не формируется как

5

целостная система. Со стороны отдельных педагогов не уделяется должного внимания

составляющим функциональной грамотности, субъективный опыт обучающихся. Отдельные

педагоги до сих пор не смогли перестроить свою работу в соответствии с современными

требованиями, предъявляемыми социумом, что значительно препятствует успешному

формированию универсальных учебных действий как основы функциональной грамотности

обучающихся.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!