Напоминание

"Задачи концертмейстера при работе с младшим хором в ДШИ"


Автор: Михайлова Татьяна Николаевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п. Бердяуш
Населённый пункт: Саткинский муниципальный район, Челябинская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Задачи концертмейстера при работе с младшим хором в ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Задачи концертмейстера при работе с младшим хором в ДШИ»

Нет,

пожалуй,

ни

одной

музыкальной

профессии

более

всепроникающей

в

различные

сферы

музыкальной

жизни,

чем

концертмейстер-пианист.

В хоровых коллективах концертмейстер-пианист является фигурой

незаменимой,

важнейшим

компонентом

музыкально-исполнительского

процесса.

Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем научиться

хорошо играть на рояле. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода

выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится

приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста.

Как говорил Е. Шендерович «Нужно выработать особую чуткость, уважение,

такт по отношению к намерениям партнера, но при этом быть «музыкальным

лоцманом» - уметь провести «исполнительский корабль» сквозь все

возможные рифы и донести до слушателя единую концепцию произведения».

Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует не только

огромного

артистизма,

разносторонних

музыкально-исполнительских

дарований, но и досконального знакомства с различными певческими

голосами.

Работа

концертмейстера

с

хоровым

коллективом

значительно

отличается от занятий с вокалистами, солистами-инструменталистами и

имеет свои специфические особенности. Хор, как природный музыкальный

инструмент, способен на разные оттенки звука.

Профессиональный

концертмейстер,

аккомпанируя

хору,

всегда

должен помнить о голосовой, певческой природе хорового звука.

Концертмейстерам

приходится

сосредотачивать

всю

свою

музыкальную чуткость, а именно: концертмейстер + дирижер + хор должны

составлять слаженный ансамбль.

Пианист-концертмейстер в процессе работы должен уметь показать

хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие

приемы, как цепное дыхание, активная дикция и др.

Одним из главных факторов, отличающих концертмейстера хора от

пианистов, аккомпанирующих солистам, является тот, что ему необходимо

постоянно следить за жестами дирижера во время исполнения, поэтому он

обязан знать основы дирижерской техники (понятие «ауфтакта», «точки»,

«снятие звука», жесты, изображающие штрихи и оттенки, дирижерские сетки

соответствующие простым и сложным размерам). Нужно помнить также, что

показ оттенков, штрихов и других выразительных средств во многом зависит

от индивидуальности дирижера.

Обычно удерживать дирижерские жесты в поле своего внимания

концертмейстеру помогает периферийное зрение. Наряду с этим во время

исполнения произведений часто встречаются ключевые моменты темповых

отклонений, когда пианисту необходимо применять технику быстрых

зрительных переключений – смотреть то на нотный текст, то на дирижера,

контролируя при этом качество своего ансамбля с хоровым звучанием.

На занятиях концертмейстеру на этапах разучивания репертуара иногда

по просьбе дирижера нужно показывать звучание отдельных фрагментов

музыки, проигрывая все или отдельные голоса хоровой партитуры. Здесь не

обойтись без навыков беглого чтения с листа, умения совместить хоровую

партитуру с аккомпанементом в исполняемом произведении. Благодаря

владению данными навыками концертмейстер добивается выразительности,

создавая образец исполнения для участников хора. При первом исполнении

хорового сочинения на фортепиано пианист должен увлечь и заинтересовать

хористов. Ему следует точно передавать авторский музыкальный текст,

создавать целостный художественный образ, при этом важно взять нужный

темп, верно распределить кульминации и др. Играть партитуру нужно так,

чтобы максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности.

Показывая

хоровую

партитуру,

концертмейстер

обязан

подчиняться

основным вокально-хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение,

исполнение цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.)

Это поможет хористам точнее понять сущность нового произведения.

Нотный текст произведений для хора a caрpella не содержит

фортепианную партию, но предполагает участие пианиста, когда необходимо

иллюстрировать хоровую партитуру в процессе разучивания произведения.

Пианист должен владеть основными навыками чтения хоровых партитур и

при этом добиваться ровного и полного звучания аккордов, чтобы звучание

голосов в аккорде было равномерным по силе звука (за исключением тех

моментов, когда в процессе работы должна быть слышна особенно явно

какая-либо партия).

На этапах тренировки чтения аккомпанемента с листа эффективен

прием сжатия гармонической фактуры в аккордовую последовательность,

чтобы более наглядно представить логику и динамику ее развития.

Последовательность полезно поиграть с точным соблюдением длительности

каждого аккорда.

Для хорошей ориентировки в нотном тексте аккомпаниатор должен

выработать комплексное восприятие и в отношении мелодических связей.

Мелодическое движение быстро воспринимается, если ноты мысленно

группируются

в

соответствии

с

их

музыкально-смысловой

принадлежностью. Образующиеся при этом слуховые представления легко

ассоциируются со зрительными представлениями и мышечно-тактильными

ощущениями. При повторной встрече с подобной интонацией (восходящее,

нисходящее, арпеджированное движение, опевание и т.д.) пианист ее легко

узнает и почти не нуждается во вторичном разборе.

Гармонизация мелодий по слуху - практический навык, требующий

свободы построения и комбинирования на инструменте аккордовых структур

и

владения

основными

фактурными

и

ритмическими

формулами

сопровождения.

Конкретное фактурное оформление подбираемого и импровизируемого

сопровождения должно отражать два главных показателя мелодии – ее жанр

и

характер.

Концертмейстер

должен

освоить

фактурные

формулы

сопровождения мелодий, имеющих ярко выраженный жанровый характер

(марш, вальс, полька, баркарола и др. танцы, лирическая песня и т.п.).

Показателем художественного качества аранжировки является также умение

комбинировать при необходимости формулы фактуры в одной и той же

пьесе.

Подытожив вышесказанное,

можно сказать,

что концертмейстер

должен обладать поистине универсальными качествами. Прежде всего,

концертмейстер должен хорошо владеть роялем - как в техническом, так и в

музыкальном плане. Концертмейстер должен быть хорошим пианистом и

ансамблистом, должен сам обладать дирижерскими качествами (уметь

подчиняться и подчинять себе) и образным музыкальным мышлением

(представлять себе тембры инструментов симфонического оркестра, тембры

голосов хора и передавать их своей игрой). Концертмейстер должен обладать

общей

музыкальной

одарённостью,

хорошим

музыкальным

слухом,

воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения,

артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора

в концертном исполнении.

Он обязан быть широко эрудированным

музыкантом,

знающий

большое

количество

стилей,

Деятельность

концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и

умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки

анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы,

педагогики - в их взаимосвязях.

Творческая деятельность концертмейстера особенно ярко проявляется

в исполнительстве. Поэтому важно, чтобы концертмейстер постоянно

совершенствовал своё исполнительское мастерство: больше импровизировал

и читал с листа, вырабатывал навыки подбора по слуху и транспонирования.

Профессиональные исполнительские качества складываются на основе

сочетания

чисто

пианистических

навыков,

музыкально-теоретических

знаний, умения постигать смысл музыки и воплощать в конкретном

звучании. Важным условием профессионализма является также наличие у

концертмейстера

исполнительской

культуры,

которая

предполагает

отражение

его

эстетического

вкуса,

широту

кругозора,

сознательное

отношение

к

музыкальному

искусству,

готовность

к

музыкально-

просветительской работе.

Литература:

1. Абрамова О.А. Некоторые особенности работы концертмейстера в классе

специального

дирижирования

на

дирижерско-хоровом

отделении

//

Державинские

чтения.

Искусствоведение.

Социально-культурная

деятельность:

Материалы

научной

конференции

преподавателей

и

аспирантов. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000.

2. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О

мастерстве ансамблиста. Сб. науч. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986.

3. .Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-

концертмейстера // Музыка в школе. – 2001. – №4. – С. 52-55.

4. Кубанцева Е.И. Процесс учебой работы концертмейстера с солистом и

хором // Музыка в школе. – 2001. - №5. – С. 72-75.

5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. –

М.: Музыка, 1996.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!