Напоминание

"Некоторые особенности работы концертмейстера в хоровом классе детской школы искусств"


Автор: Панфилова Инна Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Бердяуш, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Некоторые особенности работы концертмейстера в хоровом классе детской школы искусств"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» р.п. Бердяуш

Саткинского муниципального района

Методическое сообщение

на тему:

«Некоторые особенности работы концертмейстера

в хоровом классе детской школы искусств»

Выполнила: Панфилова И.И.

Бердяуш - 2022 г.

Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам,

артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и

концертах».

Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на

уроках, репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера,

а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать

партии в процессе работы над репертуаром.

Функции,

выполняемые

концертмейстером

очень

разнообразны.

Значительная часть его работы – это собственно аккомпанемент, то есть

музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под

руководством дирижера на уроках, концертах, зачетах и т. п. Но этим обязанности

концертмейстера в хоровом класс школы искусств далеко не ограничиваются. Он

совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий, помогает

организовать работу хора на групповых и сводных репетициях, помогает

хормейстеру в формировании репертуара. Чаще всего занятия хора в музыкальной

школе проводятся в сопровождении фортепиано.

Исполнительская деятельность концертмейстера очень многообразна. Она

включает в себя различные формы исполнительской практики: выступление в

концертах, участие в конкурсах. Все это говорит о том, насколько широк круг

профессиональных знаний, стоящих перед пианистом-концертмейстером.

Концертмейстеру необходимы специальные профессиональные навыки:

1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать

смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя хоровую партию.

2. Знать основные дирижерские жесты и приемы.

3. Транспонировать нотный текст в пределах кварты.

4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх

и вниз.

5. Владеть навыками игры в ансамбле.

6. Знать

основы

вокала:

постановка

голоса,

дыхания,

фразировку

артикуляции, а также темп и характер произведения, если надо – незаметно

подыграть мелодию (хору).

7. Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать,

фрактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую

основу к теме в простой фактуре.

8. Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные

виды упражнений, а также задать четкий ритм работы.

9. Знать основы музыкальной культуры, чтобы грамотно отразить стиль и

образный строй произведения.

Работа концертмейстера с хоровыми коллективами значительно отличается

от

работы

с

вокалистами,

солистами-инструменталистами

и

имеет

свои

специфические особенности. Хор как природный музыкальный инструмент,

способен на разные оттенки звука, от нежного «пианиссимо» до мощного

«фортиссимо». Профессиональный концертмейстер, аккомпанируя хору всегда

должен помнить о голосовой, певческой природе хорового звука. Концертмейстер

в процессе работы должен овладеть навыками общения с детскими хоровыми

коллективами. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано,

уметь задать тон хору, понимать такие приёмы как, цепное дыхание, активная

дикция и др.

Один из главных факторов – концертмейстеру необходимо постоянно

следить за жестами дирижёра во время исполнения, поэтому он обязан знать

основы дирижёрской техники (понятие «ауфтакта», «точки», «снятие звука»,

жесты, изображающие штрихи и оттенки, дирижёрские сетки, соответствующие

простым и сложным размерам). Концертмейстер следит за жестами дирижера

постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке»

дирижера.

Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского

исполнения отличается рядом дополнительных сложностей.

Чтобы чувствовать себя уверенно, необходим автоматизм, а для этого перед

началом работы с коллективом нужно детально проработать музыкальный текст,

справиться с техническими трудностями, научиться играть без зрительного

контакта с клавиатурой. Одной из главных задач исполнителя является донесение

до слушателя смысла поэтического текста произведения.

На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать

звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального

полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа, как с партитуры, так и

совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом

необходимо

добиться

выразительности.

Через

показ

на

инструменте

концертмейстер

обращает

внимание

на

чистоту

интонирования,

характер

звучания, фразировку и ритм.

При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано концертмейстер

должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский

музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный

темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы

максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая

хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-

хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов,

соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять

сущность нового произведения.

Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива

требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного

музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном

взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно

воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического

содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.

Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-

профессионал:

·

достигать

верного

звучания

и соотношения голосов в

хоре:

выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса,

звучание гармонических фигураций;

· пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент

перехода от вступления к исполнению сопровождения;

· правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента

с характером звучания солирующей партии;

·

в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо

постоянно

контролировать

себя,

помнить

о

том,

что

он

также

несет

ответственность за исполнение хоровых партий.

Концертмейстер помимо аккомпанирования выполняет и педагогические

функции. Он может по поручению преподавателя проводить занятия с группой,

распевания, разучивать и проверять партии. Концертмейстер при работе с хором

постоянно вникает в основы преподавания хорового пения – без этого не

получится полноценного взаимодействия с коллективом. Также, концертмейстер,

как и любой другой преподаватель, участник педагогического процесса, должен

владеть общепедагогическими знаниями. Найти «контакт» с группой учеников,

увлечь творческой работой – эту задачу решает творческий тандем: дирижёр и

концертмейстер.

Для

совместного

успешного

творчества

с

хоровым

дирижером

концертмейстер должен обладать особым многоплоскостным вниманием: оно

распределяется на свои руки и на партнеров (хор и дирижер), которые являются

главными действующими лицами. Он обращает внимание на свои мышечные

действия,

на

педаль,

а

слуховое

внимание

занято

звуковым

балансом,

звуковедением в вокальной партии.

В процессе регулярных репетиций вырабатывается чувство партнерства, а

свободное и гибкое владение фортепианной партией становится поддержкой для

исполнителей и дирижера. Концертмейстер, используя свои знания в области

хоровой музыки, может помочь хормейстеру в выборе репертуара.

Умение слушать – очень важная деталь профессионального мастерства

концертмейстера. Поскольку работа с хором – это совместное исполнение,

необходимо умение увлечься замыслом дирижера, понять его намерения и

принять; испытывать во время исполнения творческое сопереживание. Если

между партнерами есть непрерывный контакт, взаимопонимание и согласие, то

результат будет всегда положительный.

Концертная

деятельность

оказывает

огромное

влияние

на

развитие

творческого

исполнительства

концертмейстера.

Хорошо

играющий

концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в

глазах слушателей большим авторитетом.

Подводя итог, можно обозначить те основные навыки, которые необходимы

концертмейстеру для его успешной профессиональной деятельности:

умение читать с листа фортепианную партию любой сложности,

воплощая смысл заложенных в нотах звуков;

знание основных дирижерских жестов и приемов;

знание

основ

обучения

пению,

постановки

голоса,

дыхания,

артикуляции, нюансировки;

владение навыками игры в ансамбле;

иметь хорошую реакцию, интуицию и чувство самообладания;

иметь глубокие познания в таких дисциплинах как гармония, анализ

форм, полифонии;

быть активным союзником и помощником хормейстера, создавать

плодотворную творческую атмосферу занятий;

постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя

мастерство

музыканта-пианиста и концертмейстера,

обогащать

имеющиеся

знания, исполнять накопленный репертуар, учиться у коллег.

Любовь к своей профессии, трудолюбие, требовательное отношение к себе,

как к участнику ансамбля и музыканту, все это будет способствовать творческому

росту концертмейстера и росту его профессиональных качеств.

Список литературы

1.

Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента // Л.: Музыка. - 1972.

2.

Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения // СПб.:

Планета музыки. - 2017.

3.

Кубанцева Е.И. Концертмейстерство и музыкально-творческая деятельность

// Музыка в школе. - 2001.

4.

Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-

концертмейстера / Музыка в школе. - 2001.

5.

Осипова А.С. О специфике работы концертмейстера в классе хорового

дирижирования // Державинские чтения: Материалы научной конференции

преподавателей и аспирантов. Тамбов. - 1998.

6.

Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога //

М.: Музыка. - 1996.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!