Автор: Панфилова Инна Ивановна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: р.п. Бердяуш, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Некоторые особенности работы концертмейстера в хоровом классе детской школы искусств"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств» р.п. Бердяуш
Саткинского муниципального района
Методическое сообщение
на тему:
«Некоторые особенности работы концертмейстера
в хоровом классе детской школы искусств»
Выполнила: Панфилова И.И.
Бердяуш - 2022 г.
Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам,
артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и
концертах».
Концертмейстер хора – пианист, аккомпанирующий хоровому коллективу на
уроках, репетициях и концертах, осуществляющихся под руководством дирижера,
а также, при необходимости, помогающий солистам и группам хора разучивать
партии в процессе работы над репертуаром.
Функции,
выполняемые
концертмейстером
–
очень
разнообразны.
Значительная часть его работы – это собственно аккомпанемент, то есть
музыкальное сопровождение произведений, исполняемых детским хором под
руководством дирижера на уроках, концертах, зачетах и т. п. Но этим обязанности
концертмейстера в хоровом класс школы искусств далеко не ограничиваются. Он
совместно с руководителем участвует в проведении учебных занятий, помогает
организовать работу хора на групповых и сводных репетициях, помогает
хормейстеру в формировании репертуара. Чаще всего занятия хора в музыкальной
школе проводятся в сопровождении фортепиано.
Исполнительская деятельность концертмейстера очень многообразна. Она
включает в себя различные формы исполнительской практики: выступление в
концертах, участие в конкурсах. Все это говорит о том, насколько широк круг
профессиональных знаний, стоящих перед пианистом-концертмейстером.
Концертмейстеру необходимы специальные профессиональные навыки:
1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать
смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя хоровую партию.
2. Знать основные дирижерские жесты и приемы.
3. Транспонировать нотный текст в пределах кварты.
4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх
и вниз.
5. Владеть навыками игры в ансамбле.
6. Знать
основы
вокала:
постановка
голоса,
дыхания,
фразировку
артикуляции, а также темп и характер произведения, если надо – незаметно
подыграть мелодию (хору).
7. Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать,
фрактурно (там, где нужно) изобразить заданную тему, подбирать гармоническую
основу к теме в простой фактуре.
8. Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные
виды упражнений, а также задать четкий ритм работы.
9. Знать основы музыкальной культуры, чтобы грамотно отразить стиль и
образный строй произведения.
Работа концертмейстера с хоровыми коллективами значительно отличается
от
работы
с
вокалистами,
солистами-инструменталистами
и
имеет
свои
специфические особенности. Хор как природный музыкальный инструмент,
способен на разные оттенки звука, от нежного «пианиссимо» до мощного
«фортиссимо». Профессиональный концертмейстер, аккомпанируя хору всегда
должен помнить о голосовой, певческой природе хорового звука. Концертмейстер
в процессе работы должен овладеть навыками общения с детскими хоровыми
коллективами. Он должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано,
уметь задать тон хору, понимать такие приёмы как, цепное дыхание, активная
дикция и др.
Один из главных факторов – концертмейстеру необходимо постоянно
следить за жестами дирижёра во время исполнения, поэтому он обязан знать
основы дирижёрской техники (понятие «ауфтакта», «точки», «снятие звука»,
жесты, изображающие штрихи и оттенки, дирижёрские сетки, соответствующие
простым и сложным размерам). Концертмейстер следит за жестами дирижера
постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке»
дирижера.
Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского
исполнения отличается рядом дополнительных сложностей.
Чтобы чувствовать себя уверенно, необходим автоматизм, а для этого перед
началом работы с коллективом нужно детально проработать музыкальный текст,
справиться с техническими трудностями, научиться играть без зрительного
контакта с клавиатурой. Одной из главных задач исполнителя является донесение
до слушателя смысла поэтического текста произведения.
На занятиях хора (на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать
звучание отдельных голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального
полотна. Здесь нужна способность беглого чтения с листа, как с партитуры, так и
совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом
необходимо
добиться
выразительности.
Через
показ
на
инструменте
концертмейстер
обращает
внимание
на
чистоту
интонирования,
характер
звучания, фразировку и ритм.
При первом исполнении хорового сочинения на фортепиано концертмейстер
должен увлечь и заинтересовать хористов. Ему следует точно передать авторский
музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный
темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы
максимально приблизить звучание инструмента к хоровой звучности. Показывая
хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально-
хоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение цезур, штрихов,
соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет хористам понять
сущность нового произведения.
Участие концертмейстера в повседневной работе хорового коллектива
требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного
музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном
взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно
воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического
содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.
Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер-
профессионал:
·
достигать
верного
звучания
и соотношения голосов в
хоре:
выразительное исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса,
звучание гармонических фигураций;
· пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент
перехода от вступления к исполнению сопровождения;
· правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента
с характером звучания солирующей партии;
·
в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо
постоянно
контролировать
себя,
помнить
о
том,
что
он
также
несет
ответственность за исполнение хоровых партий.
Концертмейстер помимо аккомпанирования выполняет и педагогические
функции. Он может по поручению преподавателя проводить занятия с группой,
распевания, разучивать и проверять партии. Концертмейстер при работе с хором
постоянно вникает в основы преподавания хорового пения – без этого не
получится полноценного взаимодействия с коллективом. Также, концертмейстер,
как и любой другой преподаватель, участник педагогического процесса, должен
владеть общепедагогическими знаниями. Найти «контакт» с группой учеников,
увлечь творческой работой – эту задачу решает творческий тандем: дирижёр и
концертмейстер.
Для
совместного
успешного
творчества
с
хоровым
дирижером
концертмейстер должен обладать особым многоплоскостным вниманием: оно
распределяется на свои руки и на партнеров (хор и дирижер), которые являются
главными действующими лицами. Он обращает внимание на свои мышечные
действия,
на
педаль,
а
слуховое
внимание
занято
звуковым
балансом,
звуковедением в вокальной партии.
В процессе регулярных репетиций вырабатывается чувство партнерства, а
свободное и гибкое владение фортепианной партией становится поддержкой для
исполнителей и дирижера. Концертмейстер, используя свои знания в области
хоровой музыки, может помочь хормейстеру в выборе репертуара.
Умение слушать – очень важная деталь профессионального мастерства
концертмейстера. Поскольку работа с хором – это совместное исполнение,
необходимо умение увлечься замыслом дирижера, понять его намерения и
принять; испытывать во время исполнения творческое сопереживание. Если
между партнерами есть непрерывный контакт, взаимопонимание и согласие, то
результат будет всегда положительный.
Концертная
деятельность
оказывает
огромное
влияние
на
развитие
творческого
исполнительства
концертмейстера.
Хорошо
играющий
концертмейстер, обладающий широким репертуаром, всегда будет пользоваться в
глазах слушателей большим авторитетом.
Подводя итог, можно обозначить те основные навыки, которые необходимы
концертмейстеру для его успешной профессиональной деятельности:
умение читать с листа фортепианную партию любой сложности,
воплощая смысл заложенных в нотах звуков;
знание основных дирижерских жестов и приемов;
знание
основ
обучения
пению,
постановки
голоса,
дыхания,
артикуляции, нюансировки;
владение навыками игры в ансамбле;
иметь хорошую реакцию, интуицию и чувство самообладания;
иметь глубокие познания в таких дисциплинах как гармония, анализ
форм, полифонии;
быть активным союзником и помощником хормейстера, создавать
плодотворную творческую атмосферу занятий;
постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя
мастерство
музыканта-пианиста и концертмейстера,
обогащать
имеющиеся
знания, исполнять накопленный репертуар, учиться у коллег.
Любовь к своей профессии, трудолюбие, требовательное отношение к себе,
как к участнику ансамбля и музыканту, все это будет способствовать творческому
росту концертмейстера и росту его профессиональных качеств.
Список литературы
1.
Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента // Л.: Музыка. - 1972.
2.
Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения // СПб.:
Планета музыки. - 2017.
3.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство и музыкально-творческая деятельность
// Музыка в школе. - 2001.
4.
Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-
концертмейстера / Музыка в школе. - 2001.
5.
Осипова А.С. О специфике работы концертмейстера в классе хорового
дирижирования // Державинские чтения: Материалы научной конференции
преподавателей и аспирантов. Тамбов. - 1998.
6.
Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога //
М.: Музыка. - 1996.