Напоминание

"Государственные символы России"


Автор: Хайбулина Надежда Олеговна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Полярные Зори Мурманской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Государственные символы России"
Раздел: среднее образование





Назад




Номинация: Дидактические игры
Государственные символы России
(познавательная игра для учащихся 6-8 классов) Автор: Хайбулина Надежда Олеговна, учитель истории, обществознания МБОУ СОШ №4 г. Полярные Зори Мурманской области 2016год
Методическая разработка игры для учащихся 6-8 классов «Государственные символы России». Материалы познавательной игры «Государственные символы России» рассчитаны для использования во внеурочной деятельности, в рамках проведения школьной Недели истории.
Цель:
-популяризация государственных символов Российской Федерации.
Задачи:
-углубить, систематизировать, обобщить знания учащихся о государственной символике России; -способствовать формированию умения применять полученные знания на уроках истории, МХК, развитию творческого мышления учащихся; - способствовать формированию гражданской позиции, патриотизма .
Участники игры:
-Две команды учащихся (5-7 человек). -«Таймекер» – ученик класса в обязанности которого входит следить за регламентом при помощи песочных часов -Ведущий – учитель обществознания.
Члены жюри:
-Председатель – директор школы; -член жюри – учитель истории; -секретарь – учащийся старших классов.
Предварительная подготовка:
1. Посещение учащимися школьной библиотеки, ознакомление с литературой по теме (предварительно библиотекарем оформлена выставка «Государственные символы России») 1 . 2. Ученики 6-х классов должны ознакомиться с материалами учебника по обществознанию Л.Н. Боголюбова (глава V «Родина», п. 16 – «Символика России»). 3. Подготовка игрового поля и кубика, цвета граней которого соответствуют цветам секторов игрового поля (белый, синий, красный, чёрный, жёлтый, сектор Z). 4. Подготовка карточек с вопросами для игроков и болельщиков.
Оборудование:

-
Интерактивная доска,
-
Медиапроектор, - Персональный компьютер учителя, - Игровое поле, разделённое на пять секторов разного цвета:  Белый цвет – литература и искусство  Синий цвет – символы власти  Красный цвет – из истории государственных символов России  Жёлтый цвет – хронология событий  Чёрный цвет – для любителей русского языка  Шестая грань – Z – вопрос для болельщиков. -Кубик с цифрами от одного до пяти: цвета его граней соответствуют цветам секторов; -электронное пособие «Государственные символы России»; 1  Смотри «Список используемой литературы».
-записи исполнения «Преображенского марша», марша «Гром победы раздавайся», «Коль славен наш Господь в Сионе», «Патриотической песни» М.И. Глинки, запись гимна, написанного А.В, Александровым, «Союз нерушимый…», «Интернационал». - листы бумаги (формат А4), маркеры.
Условия игры:
1. Учащиеся делятся на две команды. 2. Игру начинают капитаны согласно жеребьёвке. 3. По очереди бросается кубик, определяющий сектор вопроса. 4. На обсуждение и ответ определяется 3 минуты. 5. При выпадении Z вопрос викторины задаётся болельщикам, которые, ответив, могут отдать заработанный балл своей команде. Если болельщики не справляются с вопросом, его может взять команда, капитан которой первый поднимет руку. 6. Команда продолжает игру при условии ответа на вопрос и выполнения задания. Если ответа нет, игроки возвращаются назад, ход переходит команде соперника. 7. Побеждает команда, которая первой приходит к финишу.
Судейский протокол

Критерии оценивания

Команда 1

Команда 2

Пометки

и

особые мнения
Информативность, эрудированность; убедительность и культура речи Отсутствие фактических ошибок Количество правильных ответов на вопросы

1.Сектор белого цвета. Литература и искусство.
В качестве жеребьёвки – вопрос командам. Команда, первой ответившей на вопрос, начинает игру. Вопрос: -Что означает белый цвет на российском флаге? Ответ: - Мир, чистота, благородство.
Задания:
Звучит запись исполнения «Преображенского марша» 1. Этот марш был написан неизвестным автором при Петре I. Стал главным маршем русской армии и неофициальным гимном России в XVIII веке. Под музыку этого марша русская армия вступила в Париж в 1814 году. Вопрос: -Как называется это произведение? Ответ: -«Преображенский марш», написанный в честь гвардейского Преображенского полка, в котором служил царь Пётр I . Он дослужился до звания полковника этого полка, чем весьма гордился. В последствии все российские государи являлись покровителями и почётными полковниками Преображенского полка. 2. В конце XVIII века был написан ещё один марш, ставший одним из российских неофициальных гимнов. Впервые его исполнил хор из трёхсот певчих на балу, устроенном Г.А. Потёмкиным в апреле 1791 года. Вот строчки из этого гимна: Гром победы, раздавайся! Веселися, храбрый росс! Звучной славой украшайся! Магомета ты потрес! Припев: Славься сим, Екатерина! Славься, нежная к нам мать! (Рекомендуется использовать запись исполнения марша «Гром победы раздавайся!»). Вопрос: - Кто автор этих строк? Почему этот гимн исполняли на балах? Ответ: -Стихи написаны Г.Р. Державиным. Слова были положены на музыку полонеза, который сочинил композитор О.А. Козловский. Полонез – польский танец, популярный в России в конце XVIII – начале XIX вв. Дополнительный ход вперёд для команды – вопрос: -В честь какого исторического события был написан этот марш? Ответ: -В честь взятия войсками А.В. Суворова в 1790 г. турецкой крепости Измаил. 3. Эта песня, написанная композитором Д.С. Бортнянским на слова поэта М.М. Хераскова (предположительно в 1790-1801гг.), стала «духовным» гимном. Примечателен такой факт: колокола на Спасской башне Московского Кремля дважды в сутки вызванивали «Преображенский марш» и дважды – музыку этой песни. Вопрос: - Как называется это произведение? Ответ:
-Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе», дать возможность учащимся прослушать запись этого произведения. 4. В 1816 году эта песня была исполнена в Варшаве при прибытии императора Александра 1. С тех пор он повелел, чтобы она всегда исполнялась при встрече императора. Таким образом, с 1816 года эта песня стала официальным гимном Российской империи. Вопрос: - Как называется это произведение? Кто участвовал в его создании? Ответ: - В 1815 году поэтом В.А. Жуковским было написано стихотворение под названием Молитва Русских или «Боже, царя храни!». Это был вольный перевод слов английского гимна «Боже, храни короля!». Перевод Жуковского стал новым текстом песни. В доработке текста участвовал юный Александр Пушкин. Звучит запись исполнения гимна «Боже, царя храни!». 5. Звучит «Патриотическая песня» М.И. Глинки. Вопрос: -Этот композитор так и не узнал, что создал российский гимн. Кто этот композитор? Как называется это произведение? Ответ: - Композитор М.И. Глинка не собирался писать российский гимн, поскольку уже было созданное Жуковским и Львовым произведение «Боже, царя храни!». Через полтора столетия «Патриотическая песня» стала российским гимном. Она была гимном новой России до 2001 года.
2.Сектор синего цвета. Символы власти.
В качестве жеребьёвки – вопрос командам. Команда, первой ответившей на вопрос, начинает игру. Вопрос: -Что означает синий цвет на российском флаге? Ответ: - Небо, верность, правду.
Задания:
1. Изобразите птицу, являющуюся одной из древнейших эмблем власти. Что это за птица? (Рисунок на листе бумаги, время - 3 минуты). Ответ: - Это орёл – символ власти, господства и государственной мудрости. 2. У халифов он был жёлтый, у албанцев – без клюва и когтей, а российский отличается именно этим. Вопрос: –Чем отличается российский символ власти от других? Ответ: -Герб Российской империи – двуглавый орёл. Он «прилетел» в Россию из Византии задолго до рождения империи вместе с Софьей Палеолог. Известно, что невеста великого князя Ивана III была племянницей последнего византийского императора Константина II.
3. На этом символе XVII века: 26 вокруг, 7- на нём, 2 – в лапах, 2 – на головах, одна – над ним. Вопрос: -Что это за символ? Ответ: -Это Герб Государства Российского. 4. Вопрос: –Цвета флага этого государства поможет припомнить волшебное слово бесик. Ответ: - В ноябре 1917 года бело-сине-красный триколор утратил статус символа России, хотя к дому Романовых отношения не имел. Бесик служил сначала коммерческим флагом на суднах торгового флота, а потом уж стал национальным. Почётное звание вернулось к нему в 1991 году.
3.Сектор красного цвета. Из истории государственных символов.
В качестве жеребьёвки – вопрос командам. Команда, первой ответившей на вопрос, начинает игру. Вопрос: -Что означает красный цвет на российском флаге? Ответ: - Храбрость, мужество.
Задания:
1.Услышав это слово, сразу понимаешь, что речь идёт о вещах, принадлежащих правителю. Вопрос: -Что это за слово? Ответ: -Регалия (лат. regalia) - внешние признаки монархические власти (корона, скипетр, трон, порфира). 2.Эта регалия русских царей стала символом самодержавия. Вопрос: -Что это за регалия? Ответ: -Это шапка Мономаха. Она красива: на золотой лист напаяно кружевное золото, драгоценные камни. Известна выражение А.С. Пушкина «Тяжела ты, шапка Мономаха» (тяжела власть). 3.Вопрос: -Каковы были цвета флага императорского дома Романовых? Ответ: -Больше трёхсот лет правил Россией дом Романовых. Но ни двуглавый орёл, ни бесик к династии Романовых не относились. Своим потомкам воевода Ивана Грозного Никита Романович Захарин – Юрьев оставил герб – геральдический грифон и знамя с чёрной, золотой и белой горизонтальными полосами. 4.Вопрос: -Как называют всадника, изображённого на гербе? Что вы о нём знаете?
Ответ: -Святой Георгий Победоносец. Он считается покровителем воинов и хлебопашцев. Это христианский воин, олицетворяющий добро и справедливость. Он убивает копьём чёрного змия – символ зла. Сейчас изображение всадника на белом коне, поражающего копьём змия, является гербом Москвы, столицы России.
4.Сектор жёлтого цвета. Хронология событий.
В качестве жеребьёвки – вопрос командам. Команда, первой ответившей на вопрос, начинает игру. Вопрос: -Какой элемент российской символики имеет золотистый (жёлтый) цвет? Ответ: - Золотой двуглавый орёл.
Задания:
1.Вопрос: -Когда появился российский триколор (бесик)? Ответ: -В конце XVII века, при Петре I. 2.Вопрос: -Когда песня «Боже, царя храни!» была официальным гимном России? Кто авторы этого произведения? Ответ: -«Боже, царя храни!» - официальный гимн Российской империи в 1833-1917 гг. Сочинён в 1833 году А.Ф. Львовым и В.А. Жуковским. 3.Вопрос: -Когда в России начали праздновать День государственного флага РФ? Ответ: -22 августа 1991г. Верховный Совет РСФСР постановил считать трёхполосное знамя официальным национальным флагом РФ. Этот день провозглашен Днём государственного флага РФ. 4. Эта песня - гимн международного движения в Европе. Сочинена Э. Потье и П. Дежейтером. В 1906 году стала гимном российских социал-демократов. Вопрос: -Как называется это произведение? Когда и в какой стране это произведение стало официальным гимном? Ответ: -«Интернационал», с января 1918 года по 1943 год – официальный гимн РСФСР (с 1922 г. – СССР). Звучит запись исполнения гимна. 5.Вопрос: -Когда был утверждён новый (современный) гимн Российской Федерации? Кто его авторы? Ответ: -Современный гимн утверждён 30 декабря 2000 года. Президентом РФ В.В. Путиным. Авторы – музыка А.В. Александрова, новый текст С.В. Михалкова.

5
.
Сектор чёрного цвета. Для любителей русского языка.
В качестве жеребьёвки – вопрос командам. Команда, первой ответившей на вопрос, начинает игру. Вопрос: -Что означает понятие герб? Приведите синоним этого слова. Ответ: - Это эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных документах.
Задания:
1.Вопрос: -Какая историческая наука изучает гербы? Ответ: -Геральдика. 2.Вопрос: -Назовите синонимы понятия «флаг». В чём их различия? Ответ: -«Флаг» - голландское слово; знамя, стяг – понятия славянского происхождения. 3.Вопрос: -Что означает понятие «гимн»? Ответ: -Слово «гимн» происходит от греческого hymnos - торжественная песнь в честь божества. Сейчас же гимн – это хвалебная песнь или торжественное произведение без слов.
6.Вопросы для болельщиков.
1. Это произведение А.В. Александрова исполнялось гораздо чаще остальных его творений вместе взятых. Вопрос: -Как оно называется? Когда впервые прозвучало? Ответ: -В ночь на 1 января 1944 года гимн «Союз нерушимый…» прозвучал впервые. 2.Вопрос: –Какими были первые гимны на Руси? Ответ: –Это были церковные гимны, пришедшие из Византии. О гимнах древних славян ничего не известно. 3.Вопрос: -Что объединяет понятия - «акафисты», «кондаки», «канты», «виватные канты»? Ответ: -Это гимны: акафисты, кондаки – церковные гимны; канты – светские гимны, исполнявшиеся на церковный манер; виватные канты – во времена Петра I - канты в честь победы русского оружия.
4.Эта регалия русских царей иначе называлась «яблоко царского чину». Вопрос: -Что это за регалия? Ответ: -Золотой шар с короной и крестом – держава. Сейчас её можно увидеть только в музее, а слово живёт, сменив не одно значение. Ведь что такое «великие державы», всем понятно.
Используемая литература:
1.Артамонов В.А., Вилинбахов Г.В., Фаизов С.Ф. Герб и флаг России. X-XX века. – М., 1997. 2.Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. - М., 2003. 3.Драхлер А.Б. Обществоведение. Граждановедение.- М., 2001. (Вопросы к олимпиаде). 4.Пчёлов Е.В. Государственные символы России: Герб, флаг, гимн. – М., 2002. 5.Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М., 2004.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!