Автор: Комарова Елена Георгиевна
Должность: инструктор по физвоспитанию
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида № 144
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: ПЛАВАНИЕ - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ
Раздел: дошкольное образование
Комарова Е.Г.
ПЛАВАНИЕ - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ОСАНКИ
Плавание и упражнения в воде являются эффективным средством лечения и профилактики
нарушений осанки и сколиоза.
Характер мышечной деятельности при плавании обеспечивает равномерное укрепление всех
мышечных групп туловища и конечностей, выравнивая возникший в мышцах дисбаланс, что способствует
укреплению мышечного корсета, улучшению статико-динамического состояния и посильной коррекции
имеющейся деформации.
Необходимо учесть, что дети, страдающие сколиозом, обычно имеют не только слабый костно-
мышечный аппарат и связанную с этим задержку развития двигательных навыков, но и сопутствующие
заболевания, отрицательно влияющие как на общее физическое развитие, так и на соматическое состояние
ребенка.
Плавание
служит
оздоровлению
организма
в
целом,
повышению
его
функциональных
возможностей. Благодаря систематическому воздействию на организм водной среды у детей увеличиваются
двигательные возможности, укрепляется нервная система, активизируются обмен веществ и работа
внутренних органов.
Главное, однако, заключается в том, что занятия плаванием способствуют разгрузке позвоночника и
улучшают условия функционирования мышечно-связочного аппарата, способствуя тем самым уменьшению
и стабилизации имеющейся деформации. Следует отметить, что выполнение упражнений в более плотной,
чем воздух, водной среде требует больших усилий, в связи, с чем тренировка мышц и всех систем организма
происходит более интенсивно. Упражнения выполняются в основном в горизонтальном положении, то есть
в положении максимальной разгрузки позвоночника, уменьшая его искривление. Давление воды на грудную
клетку увеличивает напряжение дыхательных мышц при их сокращении и тем самым отлично развивает эти
мышцы. Глубокое дыхание предупреждает и уменьшает деформацию грудной клетки.
Не менее важным является и температурное воздействие водной среды. Теплая вода оказывает
болеутоляющий эффект, снимает утомление мышц. Постепенное понижение температуры в течение курса
лечебного плавания служит закаливающим фактором.
Положительные эмоции, обычно сопровождающие водные процедуры, оказывают благотворное
влияние на психофизическое состояние детей.
Основная цель занятий плаванием – сочетание с формированием у детей необходимых навыков
поведения в водной среде и потребности в регулярном применении водных оздоровительных процедур как
компонентов здорового образа жизни.
Во время занятий плаванием я решаю несколько групп задач, позволяющих осуществлять
дифференцированный и индивидуальный подход к коррекции нарушений осанки и сколиоза.
1-я группа – лечебные задачи:
- разгрузка позвоночника (создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и
восстановление правильного положения тела);
- укрепление мышечного корсета;
- формирование правильной осанки;
- коррекция плоскостопия.
2-я группа – коррекционно-развивающие задачи:
- развитие двигательной активности;
- выработка двигательных навыков и совершенствование двигательных способностей (ловкость, быстрота,
выносливость);
- развитие силовой выносливости мышц.
3-я группа – образовательные задачи:
- формирование теоретических и практических основ освоения водного пространства;
- обучение техническим приемам плавания.
4-я группа – валеологические задачи:
- овладение правилами безопасного поведения в воде;
- формирование умений определять собственное плохое самочувствие и оказывать первую помощь на воде
другим людям;
- выработка гигиенических навыков;
- выработка привычек здорового образа жизни.
5-я группа – психологические задачи:
- улучшение эмоционального состояния;
- снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроя при многолетнем лечении;
- воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности, развитие коммуникативных навыков.