Создание предметно-развивающей среды с учетом ФГОС
Автор: Самойлова Александра Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: детский сад "Ивушка" Населённый пункт: Тамбов Наименование материала: консультация Тема: Создание предметно-развивающей среды с учетом ФГОС Раздел: дошкольное образование
Создание предметно-развивающей среды с учетом ФГОС.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни,
способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на
личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.
Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-
ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы:
1.
Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а
вместе!»
2.
Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности.
3.
Это предполагает решение следующих задач:
Обеспечить чувство психологической защищённости – доверие ребёнка к миру.
Радости существования (психологическое здоровье).
Формирование начал личности (базис личностной культуры.)
Развитие индивидуальности ребёнка – не «запрограммированность», а содействие
развитию личности.
Знания, умения, навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного
развития личности.
4.
Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные
на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его
точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции.
5.
Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов
ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
Исключительное значение в воспитательном процессе придаётся игре, позволяющей
ребёнку проявить полную активность, наиболее полно реализовать себя.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой
площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих
принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1.
принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2.
принцип активности, самостоятельности, творчества;
3.
принцип стабильности, динамичности;
4.
принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5.
принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального
благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6.
принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической
организации среды;
7.
принцип открытости – закрытости;
8.
принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Рассмотрим каждый из этих принципов подробнее.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием личностно-ориентированной модели является установление
контакта.
Часто этому препятствуют принципиально разные позиции, которые занимают
воспитатель и ребёнок: воспитатель находится в позиции «сверху» даже физически, а
ребёнок – «снизу», т. е. взрослый «диктует» свою волю, управляет, командует ребёнком.
При этом контакт между ними вряд ли возможен.
В то же время задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся
на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Здесь важно иметь разновысокую
мебель, ставить её в виде подпоры, чтобы видеть глаза ребёнка.
Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком,
и с группой в целом. Но при этом важно помнить, что одни дети лучше чувствуют себя на
более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». Причём, это зависит ещё
и от разных причин.
В связи с этим планировка помещений должна быть такова, чтобы каждый мог найти
место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Принцип активности
Ребёнок и взрослый в детском саду должны стать творцами своего предметного
окружения.
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть
интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных
интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Пример:
1.
На стенах развешаны рамки на доступной для детей высоте, в которые легко
вставляются различные репродукции или рисунки: и тогда ребёнок может менять
оформление стен в зависимости от построения или новых эстетических вкусов.
2.
Одна из стен – «стена творчества» - предоставлена в полное распоряжение детей.
Они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая как
индивидуальные, так и коллективные картины.
3.
Другие стенки могут быть использованы для размещения на них
крупномасштабных пособий, ориентированных на познавательное и
эмоциональное развитие.
В качестве звукового дизайна желательны, например, записи шелеста листвы, плеска воды,
шума моря, пения птиц и т. д., всего, что может выполнять функцию психотерапии,
успокоить детей (например, перед сном). Этот дизайн можно использовать как активный
фон в играх или как дополнение.
Принцип стабильности динамичности развивающей среды
В проекте пространственной развивающей среды должна быть заложена возможность её
изменения. В интерьере должны выделяться определённые многофункциональные легко
трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что
особенно важно), может быть реализована с помощью применения раздвижных и
раскручивающихся рулонных перегородок, разворачивающихся поролоновых матов и т. п.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности – динамичности».
Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало
возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в
соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными
видами деятельности, не мешая друг другу – физкультурой, музыкой, рисованием,
конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
Здесь мы сталкиваемся с очевидным противоречием, с одной стороны – необходимость
пространства для проявления активности детей, а с другой – ограниченность помещений
детского сада. Преодолению этого противоречия и служит принцип комплексирования и
гибкого зонирования.
Трансформация помещений может быть обеспечена раздвижными лёгкими
перегородками. Определённые возможности в этом плане представляют шкафные
перегородки, когда с помощью перестановки мебели можно изменить площадь, пропорции
и планировку помещений, расположение проёмов, перегородок.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и
эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её
различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребёнка.
Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало
стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания,
развитию их интеллекта и представлений об окружающем, экологических представлений,
знакомству с разными «языками» (движений, музыки, графики, красок, поэзии, символов
и т. д. ).
Принцип сочетания привычки и неординарных элементов
в эстетической организации среды
Постижение детьми категории эстетического начинается с познания своеобразного языка
искусства. Поэтому важно различать в интерьере детского сада не громоздкие
классические произведения живописи, а простые, но талантливые этюды, абстрактные или
полу абстрактные скульптуры, дающие ребёнку представление об основах графического
языка и о различных культурах – восточной, европейской, американской.
Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки,
эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. д.
Тогда дети смогут осваивать начала специфики жанров.
Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде
выставок в других помещениях детского сада.
Принцип открытости – закрытости
Может быть представлен в нескольких аспектах.
1.
Это открытость природе. Создание комнат природы из зелёных зон в группах.
2.
Это открытость культуре в её прогрессивных проявлениях. Элементы культуры
должны носить не оформленный характер, а органически входить в дизайн
интерьера.
С одной стороны открытость системы даёт возможность проникновению «лучших»
образцов общечеловеческой культуры – образцов искусства и предметов декоративно-
прикладного творчества. А с другой стороны, организация среды дошкольного
учреждения основывается и на специфических региональных особенностях культуры,
декоративно-прикладных промыслах с фольклорными элементами исторически связанных
с данным районом. Всё это будет способствовать формированию представлений о
«маленькой родине» и чувства любви к ней.
3. Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении
пользуются родители.
4. Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использование различных зеркал,
даже кривых, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении
детского сад развешиваются самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных
сочетаниях, отражающих возрастную динамику. Альбомы и папки с фотографиями
должны храниться в доступном для детей месте.
Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Построение среды с учётом половых различий предполагает представление возможностей,
как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в
обществе мужественности и женственности.
Развивающие пособия для девочек по своей форме должны быть привлекательны дли них
по содержанию (головоломки, конструкторы, мозаики, движущиеся игрушки и т. п. ) Они
должны быть равноценны пособиям для мальчиков. Аналогичные требования и к
построению развивающей среды для мальчиков.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом
возрастных особенностей.
Варианты построения развивающей среды
1.
Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами –
расстановкой мебели и оборудования.
2.
Использование помещений спальни и раздевалки.
3.
Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа
активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность
двигаться.
Игра как процесс, развивающий творческие способности ребёнка начинается с
моделирования ситуации по выбранному «сценарию». Собственно творчество ребёнка
начинается с момента наделения определёнными качествами (нужными по
сценарию) предметов, до этого этими качествами не обладающих. В этом цель и ценность
игровой деятельности, развивающей фантазию и творческие способности. Поэтому
представляется ошибочным применение в образовании групп определённых заранее
смоделированных конкретных ситуаций для сюжетно-ролевых игр детей (фрагментов
«парикмахерская, магазин, дом»). Вместе с тем, наличие в составе оборудования
групповой ячейки определённого набора функционально-игровых предметов может
частично реализовать потребность творческого моделирования ребёнком среды.
1.
Динамичность реализуется с помощью раздвижных перегородок, ширм. Элемент
стабильности – «домашняя зона» с мягкой мебелью, журнальным столиком и т. д.
2.
Принцип эмоциогенности среды реализуется созданием в группе определённых
«семейных традиций»
3.
Принцип открытости обществу – это функциональная интеграция дошкольного
учреждения другими учреждениями социально-культурного назначения: детскими
театрами, музыкальными и артистическими коллективами, которые выступают
непосредственно в детском саду.
Достраивание определённых деталей интерьера детьми
Включение в интерьер крупных игрушек-символов
Места, где размещаются репродукции картин, фотографии детей, их родителей,
братьев, сестёр.
Таким
образом,
предметно-развивающая
среда
является
одной
из
основных
средств
развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Предметно-пространственная
среда
не
только
обеспечивает
разные
виды
активности
дошкольников
–
она
основа
его
самостоятельной
деятельности
с
учетом
гендерной принадлежности.
Полноценное развитие, воспитание и образование детей могут осуществляться только при
определенных условиях:
Рядом
с
ребенком
должны
быть
любящие,
понимающие,
ответственные
и
высокопрофессиональные педагоги;
Ребенку
необходимо
создать
развивающую
среду;
и
не
только
за
счет
набора
соответствующих возрасту предметов и игрушек. Среду важно наполнить эмоциональным
к о м ф о р т о м ,
д у ш е в н ы м
т е п л о м ,
в е с е л ь е м
и
г а р м о н и е й .
Важно учитывать особенности каждого ребенка. И не только те, которые проявляются в
индивидуальных темпах развития, но и те, которые связаны со здоровьем детей.