Напоминание

«Из опыта работы с обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию»


Автор: Вязова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №191
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Социализация подростка
Тема: «Из опыта работы с обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию»
Раздел: среднее образование





Назад




«Из опыта работы с обучающимися, попавшими в трудную жизненную

ситуацию» ( классный руководитель, учитель).

Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как

временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное

событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и

стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми

нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно

нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей;

невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений,

ценностей).

Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его

семьи можно

по источнику возникновения,

по основаниям,

по охвату функций жизнедеятельности,

по последствиям,

по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций.

Классификация позволяет осуществить адресность педагогической

поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным

ребенком, подростком.

Профилактические функции в работе с подростками, находящимися в

трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный

руководитель. У которого собраны все сведения о ребенке, о положении дел

в семье, так как он чаще общается с обучающимися, их родителями и

лицами, их заменяющими, с другими родственниками.

Классным руководителям необходимо своевременно выявлять

несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, с целью организации

индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными

представителями обучающихся, строя свою работу на принципах

доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип

конфиденциальности полученной информации.

Особое место занимает работа классного руководителя с семьями, где

ребенок находится в трудной жизненной ситуации. Эта работа имеет три

основные функции:

- образовательную (организация и проведение консультаций для

родителей);

- психологическую (организация работы с привлечением специалистов-

психологов);

- посредническую (информирование, организация и координация

деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских

отношений между семьей и образовательным учреждением).

Из наблюдений ребенок объективно находится в трудной жизненной

ситуации:

1.Когда систематически приходит в школу не выспавшимся, голодным, без

необходимых школьных принадлежностей и т.д.

2. Когда у подростка имеются проблемы в поведении на уроках или

переменах.

3.Когда подросток систематически опаздывает на учебные занятия.

4. Когда ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной

причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия

в семье и т.д.

В таких ситуациях классный руководитель вместе с социальным педагогом

посещают семьи. Оформляют акт обследования жилищно-бытовых условий

жизни семьи и ребенка, определяют неблагополучные семьи, которые

нуждаются в социально- педагогической помощи представителей разных

структур.

Ситуация №1. « НЕУСПЕХ»

Подросток пришёл в коллектив в 8 классе. Общительный, живой,

улыбающийся ребёнок. Через полгода появились проблемы, стал уходить из

дома, перестал заниматься спортом. Ребенок не пришел в школу, звоню

маме. Мама стала путаться в объяснениях. Выясняется, что не ночевал дома,

так как она его выставила за дверь. Ребенок в тапочках и шортах ушел из

дома (на улице зима).

Это маленькая предыстория большой детской беды.

Итог этой ситуации

1.

С помощью социальных, психологических и воспитательных служб ОУ

было достигнуто примирение сторон.

2.

В начале четвертой четверти все же не удалось достигнуть мира и

ребенка поместили в социально-реабилитационный центр.

3.

Первого сентября ребенка опять вернули к нам в ОУ и именно в наш

класс (по настоянию мамы).

4.

Подросток проучился месяц, опять выгнали из дома. С помощью ребят

и соцсетей, был найден и доставлен в инспекцию по ДН. Следующий

шаг – опять приют.

5.

В день Святого Валентина подростка, вернули. При очередном

домашнем скандале, подросток сам пошел в инспекцию и попросил

помощи. В настоящий момент находится в приемной семье

Ситуация №2 « УСПЕХ»

Ребенок обучался в коллективе с 1 класса. Адекватный, хороший товарищ и

друг, помощник во всех делах класса. В последней четверти 8 класса, парня

понесло в другую сторону. Проводили, всевозможные беседы, мероприятия,

трудоустраивали на лето в трудовую бригаду. Работал добросовестно.

Настало 1 сентября –

Учились всей школой…. Тесно сотрудничали с семьёй, особую помощь

оказывала мама.

Результат:

1.Сдача ОГЭ

2. Подросток обучается в колледже на бюджете.

Социально- педагогическая помощь более эффективна, если она

проводится в комплексе.

Не менее важно взаимодействие всех субъектов образовательного

процесса с родителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы

принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения

позволит сформировать у подростка ощущение психологической

безопасности и комфорта.

Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в

трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением

деятельности классного руководителя, зам. директора по воспитательной

работе, социального педагога и психолога в школе и должна осуществляться

комплексно при тесном взаимодействии всех специалистов.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!