Автор: Вязова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №191
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Социализация подростка
Тема: «Из опыта работы с обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию»
Раздел: среднее образование
«Из опыта работы с обучающимися, попавшими в трудную жизненную
ситуацию» ( классный руководитель, учитель).
Понятие трудная жизненная ситуация в целом определяется как
временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное
событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и
стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми
нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно
нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей;
невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений,
ценностей).
Классифицировать трудную жизненную ситуацию школьника и его
семьи можно
по источнику возникновения,
по основаниям,
по охвату функций жизнедеятельности,
по последствиям,
по способности семьи к преодолению трудных жизненных ситуаций.
Классификация позволяет осуществить адресность педагогической
поддержки семьи, дифференцированно подойти к работе с отдельным
ребенком, подростком.
Профилактические функции в работе с подростками, находящимися в
трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный
руководитель. У которого собраны все сведения о ребенке, о положении дел
в семье, так как он чаще общается с обучающимися, их родителями и
лицами, их заменяющими, с другими родственниками.
Классным руководителям необходимо своевременно выявлять
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, с целью организации
индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными
представителями обучающихся, строя свою работу на принципах
доверительного, не ущемляющего достоинства общения и соблюдая принцип
конфиденциальности полученной информации.
Особое место занимает работа классного руководителя с семьями, где
ребенок находится в трудной жизненной ситуации. Эта работа имеет три
основные функции:
- образовательную (организация и проведение консультаций для
родителей);
- психологическую (организация работы с привлечением специалистов-
психологов);
- посредническую (информирование, организация и координация
деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских
отношений между семьей и образовательным учреждением).
Из наблюдений ребенок объективно находится в трудной жизненной
ситуации:
1.Когда систематически приходит в школу не выспавшимся, голодным, без
необходимых школьных принадлежностей и т.д.
2. Когда у подростка имеются проблемы в поведении на уроках или
переменах.
3.Когда подросток систематически опаздывает на учебные занятия.
4. Когда ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной
причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия
в семье и т.д.
В таких ситуациях классный руководитель вместе с социальным педагогом
посещают семьи. Оформляют акт обследования жилищно-бытовых условий
жизни семьи и ребенка, определяют неблагополучные семьи, которые
нуждаются в социально- педагогической помощи представителей разных
структур.
Ситуация №1. « НЕУСПЕХ»
Подросток пришёл в коллектив в 8 классе. Общительный, живой,
улыбающийся ребёнок. Через полгода появились проблемы, стал уходить из
дома, перестал заниматься спортом. Ребенок не пришел в школу, звоню
маме. Мама стала путаться в объяснениях. Выясняется, что не ночевал дома,
так как она его выставила за дверь. Ребенок в тапочках и шортах ушел из
дома (на улице зима).
Это маленькая предыстория большой детской беды.
Итог этой ситуации
1.
С помощью социальных, психологических и воспитательных служб ОУ
было достигнуто примирение сторон.
2.
В начале четвертой четверти все же не удалось достигнуть мира и
ребенка поместили в социально-реабилитационный центр.
3.
Первого сентября ребенка опять вернули к нам в ОУ и именно в наш
класс (по настоянию мамы).
4.
Подросток проучился месяц, опять выгнали из дома. С помощью ребят
и соцсетей, был найден и доставлен в инспекцию по ДН. Следующий
шаг – опять приют.
5.
В день Святого Валентина подростка, вернули. При очередном
домашнем скандале, подросток сам пошел в инспекцию и попросил
помощи. В настоящий момент находится в приемной семье
Ситуация №2 « УСПЕХ»
Ребенок обучался в коллективе с 1 класса. Адекватный, хороший товарищ и
друг, помощник во всех делах класса. В последней четверти 8 класса, парня
понесло в другую сторону. Проводили, всевозможные беседы, мероприятия,
трудоустраивали на лето в трудовую бригаду. Работал добросовестно.
Настало 1 сентября –
Учились всей школой…. Тесно сотрудничали с семьёй, особую помощь
оказывала мама.
Результат:
1.Сдача ОГЭ
2. Подросток обучается в колледже на бюджете.
Социально- педагогическая помощь более эффективна, если она
проводится в комплексе.
Не менее важно взаимодействие всех субъектов образовательного
процесса с родителями ребенка. Создание в семье благоприятной атмосферы
принятия и поддержки, отказ от конфликтов любого происхождения
позволит сформировать у подростка ощущение психологической
безопасности и комфорта.
Таким образом, педагогическая поддержка ребенка, находящегося в
трудной жизненной ситуации, является приоритетным направлением
деятельности классного руководителя, зам. директора по воспитательной
работе, социального педагога и психолога в школе и должна осуществляться
комплексно при тесном взаимодействии всех специалистов.