Напоминание

Система оценивания результатов обучения по физике


Автор: Матвеева Тамара Сергеевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: БУ ХМАО-Югры «Колледж-интернат Центр искусств для одарённых детей Севера»
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: Система оценивания результатов обучения по физике
Раздел: среднее образование





Назад




Матвеева Тамара Сергеевна,

преподаватель физики

БУ ХМАО-Югры

«Колледж-интернат Центр искусств

для одарённых детей Севера»

Статья: Система оценивания результатов обучения по физике

Аннотация. В статье раскрывается сущность оценочной деятельности

планируемых

результатов

на

уроках

физики.

При

комплексном

подходе

к

оцениванию

формируется

целостная

система,

основой

которой

являются

благоприятные

условия

для

развития

познавательных

способностей

обучающихся, активизации их самостоятельной работы, как на уроках, так и

во внеурочной деятельности.

Ключевые слова. Развития познавательных способностей обучающихся,

система контроля, компоненты системы контроля, традиционная система

оценивания, эффективность оценочной системы.

Каждый учитель мечтает о том, чтобы его ученики получали только

хорошие и отличные оценки. Но это, к сожалению, только мечты, так как

существует

ряд

препятствий,

которые

мы

называем

индивидуальными

особенностями, реально сдерживающими подъём к высоким результатам.

Однако,

при

достаточно

большом

опыте

работы,

знании

возрастной

психологии,

владении

требованиями

ФГОС,

чётком

понимании

требуемых

результатов

образования

сформирована

и

продуктивно

функционирует

оценочная система, позволяющая не только показать оценочные результаты

учебной

деятельности

с

разных

позиций,

но

и

оказать

своевременную

и

необходимую ученику помощь в обнаружении и осмыслении собственных удач

и просчётов.

При

комплексном

подходе

к

оцениванию

формируется

целостная

система,

основой

которой

являются

благоприятные

условия

для

развития

познавательных способностей обучающихся, активизации их самостоятельной

работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности [1].

Сформированная система контроля, используемая на протяжении многих

лет, базируется на трёх составляющих компонентах [4] (см. рисунок 1)

Мотивационный

компонент

Операционно-

познавательный

компонент

Контрольно-

оценочный

компонент

Рис. 1 – Компоненты системы контроля

Каждый компонент имеет свою характеристику, и взаимодополняют друг

друга (см. рисунок 2)

• Учитель подчеркивает важность изучаемой темы, определяет её

место в системе уроков, ставит цели и задачи, выделяет

минимальный объём предметных знаний и умений, подбирает

тренировочные задания, определяет содержание

самостоятельных работ, строит план урока.

Мотивационный

компонент

• Обучающимися осуществляется усвоение знаний, усваиваются

предметные умения, осуществляется наблюдение за учениками

с целью получения обратной связи о ходе усвоения изучаемого

материала. Осуществляется коррекция знаний и умений, но

оценок и отметок, так таковых, еще нет.

Операционно-

познавательный

компонент

• Данный компонент предполагает проведение разного вида

контроля знаний и умений, оценку работы отдельных учеников

и целых групп обучающихся, где проверяется прочность и

глубина знаний, оперативность и системность, умение

применять знания при решении задач.

Контрольно-

оценочный

компонент

Рис. 2 – Характеристика компонентов системы контроля

Неуклонно отходит в прошлое традиционная система оценивания и всё

больше на первый план выходит другая, современная оценка – современный

контроль (см. рисунок 3) [6]

2.

Взаимоконтроль

3.

Внешний контроль

1.

Самоконтроль

1.

Позволяет ученику осознать

правильность своих

действий, обнаруживает

совершённые ошибки и

анализирует их.

2.

Позволяет учащихся

зафиксировать внимание на

объективной стороне

контроля результатов

обучения. Проверяя работу

одноклассника, ученик

сверяет её с эталоном и здесь

же с эталоном сверяет

собственные знания

3.

Это самый обширный контроль,

который осуществляет учитель.

Он представлен следующим перечнем:

1.

Предварительный (диагностический).

2.

Текущий.

3.

Тематический.

4.

Формирующий.

Рис. 3 – Сущность современного контроля

Таким образом, эффективность знаний, получаемых на уроках физики,

позволяет нам рассуждать об эффективности оценочной системы

[2] (см.

рисунок 4)

Результаты

образования имеют

социально и

личностно значимый

характер

Гибкое и прочное усвоение

знаний учащимися,

возможность их

самостоятельного движения в

изучаемой области

Возможность

дифференцирован

ного обучения с

сохранением

единой структуры

теоретических

знаний

Повышенная

мотивации и интерес

к учению

Условия для

общекультурного и

личностного развития на

основе формирования УУД,

формирование единой

научной картины мира,

компетентностей в любой

предметной области

Рис. 4 – Эффективность знаний, получаемых на уроках физики

Исходя из основных результатов обучения и воспитания, требований к

результатам освоения основных общеобразовательных программ (к результатам

общего

образования),

предлагаю

учитывать

ряд

особенностей

оценочной

системы, позволяющей быть более внимательным к успехам обучающихся и

вселять уверенность в их собственные силы и возможности (см. рисунок 5)

Оценка

предметных,

метапредметных,

личностных

результатов

Оценка

способности

решать

учебно-

практические

задачи

Критерии

достижения –

планируемые

результаты

Комплексный

подход:

использование

стандартизирова

нных работ

(устных,

письменных)

Комплексный подход:

использование

нестандартизированных

работ: проектов,

практических работ,

портфолио, самоанализа,

самооценки и др

Уровневый

подход в

инструментарии,

в представлении

результатов

Накопительная

система оценки

индивидуальных

достижений

Сочетание внешней и

внутренней оценки

Сочетание

персонифицированных и

неперсонифицированных

процедур

Интерпретация

результатов на основе

контекстной

информации

Рис. 5 – Эффективность знаний, получаемых на уроках физики

Благодаря использованию обширной оценочной системы в преподавании

физики стало реальным построение такой индивидуальной образовательной

программы,

способной

создавать

вариативные

образовательные

среды,

обеспечивающие множество форм самореализации обучающихся в социальных

и личностных целей.

Список источников

1. Блейхер, В. М., Крук, И. В. Словарь/В.М. Блейхер, И. В. Крук. –

Воронеж: НПО Модэк, 1995. – 640 с.

2. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т./В.В.

Давыдов. – Москва : Большая рос. энцикл., 1993. – 1160 с.

3. Звонников, В. И., Челышкова, М. Б. Современные средства оценивания

результатов обучения [Текст]: уч.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.

И. Звонников, М. Б. Челышкова. – Москва: Издательский центр «Академия»,

2009. – 224 с.

4. Коняева, Е.А., Павлова, Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий:

учебное издание/Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос.

пед. ун-та, 2012. – 131 с.

5.

Ксензова, Г.Ю.

Оценочная деятельность учителя/Г.Ю. Ксензова.

Москва: Педагогическое общество, 2000. – 128 с.

6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов.

Москва: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 944 c.

7. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка/Д.Н.

Ушаков. – Москва: Буколика, 2005. – 1216 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!