Автор: Матвеева Тамара Сергеевна
Должность: преподаватель физики
Учебное заведение: БУ ХМАО-Югры «Колледж-интернат Центр искусств для одарённых детей Севера»
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: Система оценивания результатов обучения по физике
Раздел: среднее образование
Матвеева Тамара Сергеевна,
преподаватель физики
БУ ХМАО-Югры
«Колледж-интернат Центр искусств
для одарённых детей Севера»
Статья: Система оценивания результатов обучения по физике
Аннотация. В статье раскрывается сущность оценочной деятельности
планируемых
результатов
на
уроках
физики.
При
комплексном
подходе
к
оцениванию
формируется
целостная
система,
основой
которой
являются
благоприятные
условия
для
развития
познавательных
способностей
обучающихся, активизации их самостоятельной работы, как на уроках, так и
во внеурочной деятельности.
Ключевые слова. Развития познавательных способностей обучающихся,
система контроля, компоненты системы контроля, традиционная система
оценивания, эффективность оценочной системы.
Каждый учитель мечтает о том, чтобы его ученики получали только
хорошие и отличные оценки. Но это, к сожалению, только мечты, так как
существует
ряд
препятствий,
которые
мы
называем
индивидуальными
особенностями, реально сдерживающими подъём к высоким результатам.
Однако,
при
достаточно
большом
опыте
работы,
знании
возрастной
психологии,
владении
требованиями
ФГОС,
чётком
понимании
требуемых
результатов
образования
сформирована
и
продуктивно
функционирует
оценочная система, позволяющая не только показать оценочные результаты
учебной
деятельности
с
разных
позиций,
но
и
оказать
своевременную
и
необходимую ученику помощь в обнаружении и осмыслении собственных удач
и просчётов.
При
комплексном
подходе
к
оцениванию
формируется
целостная
система,
основой
которой
являются
благоприятные
условия
для
развития
познавательных способностей обучающихся, активизации их самостоятельной
работы, как на уроках, так и во внеурочной деятельности [1].
Сформированная система контроля, используемая на протяжении многих
лет, базируется на трёх составляющих компонентах [4] (см. рисунок 1)
Мотивационный
компонент
Операционно-
познавательный
компонент
Контрольно-
оценочный
компонент
Рис. 1 – Компоненты системы контроля
Каждый компонент имеет свою характеристику, и взаимодополняют друг
друга (см. рисунок 2)
• Учитель подчеркивает важность изучаемой темы, определяет её
место в системе уроков, ставит цели и задачи, выделяет
минимальный объём предметных знаний и умений, подбирает
тренировочные задания, определяет содержание
самостоятельных работ, строит план урока.
Мотивационный
компонент
• Обучающимися осуществляется усвоение знаний, усваиваются
предметные умения, осуществляется наблюдение за учениками
с целью получения обратной связи о ходе усвоения изучаемого
материала. Осуществляется коррекция знаний и умений, но
оценок и отметок, так таковых, еще нет.
Операционно-
познавательный
компонент
• Данный компонент предполагает проведение разного вида
контроля знаний и умений, оценку работы отдельных учеников
и целых групп обучающихся, где проверяется прочность и
глубина знаний, оперативность и системность, умение
применять знания при решении задач.
Контрольно-
оценочный
компонент
Рис. 2 – Характеристика компонентов системы контроля
Неуклонно отходит в прошлое традиционная система оценивания и всё
больше на первый план выходит другая, современная оценка – современный
контроль (см. рисунок 3) [6]
2.
Взаимоконтроль
3.
Внешний контроль
1.
Самоконтроль
1.
Позволяет ученику осознать
правильность своих
действий, обнаруживает
совершённые ошибки и
анализирует их.
2.
Позволяет учащихся
зафиксировать внимание на
объективной стороне
контроля результатов
обучения. Проверяя работу
одноклассника, ученик
сверяет её с эталоном и здесь
же с эталоном сверяет
собственные знания
3.
Это самый обширный контроль,
который осуществляет учитель.
Он представлен следующим перечнем:
1.
Предварительный (диагностический).
2.
Текущий.
3.
Тематический.
4.
Формирующий.
Рис. 3 – Сущность современного контроля
Таким образом, эффективность знаний, получаемых на уроках физики,
позволяет нам рассуждать об эффективности оценочной системы
[2] (см.
рисунок 4)
Результаты
образования имеют
социально и
личностно значимый
характер
Гибкое и прочное усвоение
знаний учащимися,
возможность их
самостоятельного движения в
изучаемой области
Возможность
дифференцирован
ного обучения с
сохранением
единой структуры
теоретических
знаний
Повышенная
мотивации и интерес
к учению
Условия для
общекультурного и
личностного развития на
основе формирования УУД,
формирование единой
научной картины мира,
компетентностей в любой
предметной области
Рис. 4 – Эффективность знаний, получаемых на уроках физики
Исходя из основных результатов обучения и воспитания, требований к
результатам освоения основных общеобразовательных программ (к результатам
общего
образования),
предлагаю
учитывать
ряд
особенностей
оценочной
системы, позволяющей быть более внимательным к успехам обучающихся и
вселять уверенность в их собственные силы и возможности (см. рисунок 5)
Оценка
предметных,
метапредметных,
личностных
результатов
Оценка
способности
решать
учебно-
практические
задачи
Критерии
достижения –
планируемые
результаты
Комплексный
подход:
использование
стандартизирова
нных работ
(устных,
письменных)
Комплексный подход:
использование
нестандартизированных
работ: проектов,
практических работ,
портфолио, самоанализа,
самооценки и др
Уровневый
подход в
инструментарии,
в представлении
результатов
Накопительная
система оценки
индивидуальных
достижений
Сочетание внешней и
внутренней оценки
Сочетание
персонифицированных и
неперсонифицированных
процедур
Интерпретация
результатов на основе
контекстной
информации
Рис. 5 – Эффективность знаний, получаемых на уроках физики
Благодаря использованию обширной оценочной системы в преподавании
физики стало реальным построение такой индивидуальной образовательной
программы,
способной
создавать
вариативные
образовательные
среды,
обеспечивающие множество форм самореализации обучающихся в социальных
и личностных целей.
Список источников
1. Блейхер, В. М., Крук, И. В. Словарь/В.М. Блейхер, И. В. Крук. –
Воронеж: НПО Модэк, 1995. – 640 с.
2. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т./В.В.
Давыдов. – Москва : Большая рос. энцикл., 1993. – 1160 с.
3. Звонников, В. И., Челышкова, М. Б. Современные средства оценивания
результатов обучения [Текст]: уч.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.
И. Звонников, М. Б. Челышкова. – Москва: Издательский центр «Академия»,
2009. – 224 с.
4. Коняева, Е.А., Павлова, Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий:
учебное издание/Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос.
пед. ун-та, 2012. – 131 с.
5.
Ксензова, Г.Ю.
Оценочная деятельность учителя/Г.Ю. Ксензова.
–
Москва: Педагогическое общество, 2000. – 128 с.
6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов.
–
Москва: ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп., 2015. – 944 c.
7. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка/Д.Н.
Ушаков. – Москва: Буколика, 2005. – 1216 с.