Автор: Нина Алексеевна Стриганова
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОБУ Кангаласская СОШ им.П.С.Хромова
Населённый пункт: город Якутск микрорайон Кангалассы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Профильное обучение по химии в 10 классе
Раздел: полное образование
Программа профильного обучения химии 10 класс - 34 часа.
Профильное обучение в большей степени, чем урок и элективный
курс, приспособлено для развития у обучающихся самостоятельности в
работе. Оно позволяет глубже и конкретнее познакомить с многими
вопросами химического производства, привить и развить многие ценные
практические навыки и умения. Истоки химии теряются в глубокой
древности, эта наука не стареет и в наше время. Стремительно развивается,
обогащая естествознание, технику и культуру, проникая во все сферы жизни.
Изучение химии на профильном уровне полного общего образования
направлено на достижение следующих целей: освоение знаний по химии, как
составляющей естественно-научной картины мира.
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ.
Оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых
материалов.
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения знаний.
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного
общества.
Профильная программа составлена на базе регионального компонента.
Теоретическую основу неорганической химии составляет: строение
вещества, химическая связь, периодический закон Д. И. Менделеева.
Задачи обучения: наука и практика взаимосвязаны, требования практики-
движущая сила науки
Профильная программа включает материал, связанный с повседневной
жизнью человека, а также с будущей профессиональной деятельностью
выпускника средней школы. В программе предусмотрено 19 часов
теоретическая часть и практикум, состоящий из 15 работ.
№
Темы теоретических вопросов.
Количест
во часов
1.
Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева
(основные
сведения
о
строении
атома;
состояние
электронов
в
атоме;
электронная
конфигурация
атомов
химических элементов 1-2-3-4 периодов).
3 часа
2.
Строение
веществ
(виды
химической
связи;
типы
кристаллических решеток)
2 часа
3.
Растворы.
Процесс
растворения.
Способы
выражения
состава растворов (массовая доля растворенного вещества;
проце нт на я
конце нт ра ция
ра с т вора ;
м о л я р н а я
концентрация
раствора;
моляльная
концентрация;
эквивалентная концентрация или нормальная).
4 часа
4.
Скорость химических реакций.
2часа
5.
Основы химических расчетов. Решение задач
4 часа
6.
Энергетические эффекты химических реакций.
2 часа
7.
Классификация химических реакций.
2 часа
Химия на службе человека и окружающей среды.
Изучение данной темы дает возможность применять практические навыки в
конкретных условиях, знакомит обучающихся с профессиями химика-
лаборанта ОТК Кангаласского угольного разреза, машинистом оператором
водоочистной станции, лаборантом тепловых сетей и лаборантом очистных
сооружений. Обучающиеся выполняют практическую часть в лабораториях
угольного предприятия, расположенного в нашем поселке Кангалассы.
Практическая работа № 1. Оборудование химических лабораторий. Техника
безопасности.
Практическая работа №2. Приготовление растворов с заданной массовой
концентрацией.
Практическая работа №3. Очистка воды на обезфторивающей установке.
Практическая работа № 4 Определение зольности угля Кангаласского
месторождения.
Цель: Определить % состав золы в испытуемом образце бурого угля.
Оборудование: электропечь муфельная с температурой нагрева 900 С,
шпатель для перемешивания испытуемой пробы и взятие навески, щипцы
тигельные, весы аналитические.
Ход работы:
1.Подготовка пробы состоит в измельчении, перемешивании и сокращении
до небольшой массы. Для сокращения пробы пользуются так называемым
квартованием. Измельченный материал перемешивают в куче, рассыпают
ровным слоем в виде квадрата, делят на четыре сектора, содержимое двух
противоположных секторов отбрасывают, а двух остальных соединяют
вместе. Из полученного таким образом однородного материала берут
навески для анализа.
2. Работа на аналитических весах. Взвешивание пробы, лодочки и
лодочки с навеской.
3.Медленное озоление. Лодочки с навесками испытуемой пробы помещают в
холодную муфельную печь, начальную температуру повышают в течение 30
минут до температуры 500 С и в течение следующих 60 минут до 800-830
градусов. Лодочки с зольным остатком вынимают, охлаждают и
взвешивают. Вычисляют % состав золы.
4.Ускоренное озоление. Нагревают муфельную печь до температуры 850-
875 градусов, устанавливают лодочки. Продолжительность озоления
бурых углей 25 минут. Зольность аналитической робы испытуемого топлива
(А
а
)в % вычисляют по формуле:
А
а
=m
3
-m
1
/m
2
-m
1
*100%
Где m
1
–масса прокаленной лодочки
m
2
- масса лодочки с навеской испытуемого топлива
m
3
- масса лодочки после прокаливания навески испытуемого топлива.
А
а
=10,13-10/11-10*100%=13%
Вывод: Зольность бурого угля Кангаласского угольного месторождения
составляет 13%.
Практическая работа №5. Определение влаги топлива.
Оборудование: шкаф сушильный (160), термометр, весы аналитические,
весы лабораторные до 2 кг, противни из неокисляющегося металла для
подсушивания топлива, бюксы стеклянные или алюминиевые.
Ход работы:
1.Навески взвешивают и ставят для свободной сушки в помещение с хорош
ей вентиляцией или в сушильный шкаф при температуре 40 С
0
на 2 часа. Так
определяется внешняя влага.
2.Определение влаги аналитической пробы.
Влагу аналитической пробы определяют, как потерю
массы после высушивания в сушильном шкафу при соблюдении указанных
ниже условий. Бюксы с навесками помещают в предварительно нагретый
сушильный шкаф т сушат при температуре 160 С
0
в течение 5 минут.
3.Определение рабочей влаги сухого топлива. Отбирают в бюксы навески
10 грамм каждая, взвешивая на аналитических весах, бюксы помещают в
сушильный шкаф и после достижения температуры 160 С
0
сушат при этой
температуре бурые угли—30 минут, каменные—15 минут.
W =m
1
/m*100%
Где w—массовая доля влаги
m
1 -
потеря массы при сушке навески топлива в гр. (2,9)
m - масса навески топлива (10 гр.)
W=2,9/10*100%=29%
Вывод: % содержание влаги в буром угле Кангаласского угольного
месторождения составляет от 29% до 31.
Практическая работа №3. Определение содержания хлора в очищенной воде
(сточной воде, обработанной микроорганизмами ).
Практическая работа№6.Определение щелочности котловой воды.
Практическая работа №7. Определение карбонатной жесткости котловой
воды.
Практическая работа №8. Определение общей жесткости котловой воды.
Практическая работа № 9. Методика определения прозрачности воды «по
кольцу».