Напоминание

Формирование устойчивой мотивации к обучению у студентов


Автор: Колесникова Надежда Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБПОУ "Сахалинский промышленно-экономический техникум"
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: Тренинг
Тема: Формирование устойчивой мотивации к обучению у студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тренинг

Формирование устойчивой мотивации к обучению у студентов.

Цель и задачи:

Содержание

1. Введение. Ознакомление с понятием «мотивация».

2. Влияние мотивации учебной деятельности на адаптацию личности.

3. Способы повышения мотивации учебной деятельности (тренинговые

упражнения).

4. Литература.

1. Введение

Мотивация —

это

общее

название

для

процессов,

методов,

средств

побуждения

обучащихся

к познавательной

деятельности,

активному

освоению содержания образования. Мотивация основывается на мотивах,

под

которыми

имеются

ввиду

конкретные

побуждения,

стимулы,

заставляющие личность действовать и совершать поступки. В качестве

мотивов

могут

выступать

в связке

эмоции

и стремления,

интересы

и потребности, идеалы и установки. Деятельность студентов в техникуме с

полным основанием можно назвать учебно-профессиональной. А значит,

профессиональные

мотивы

не

просто

«вклиниваются»

в

структуру

мотивации

учения,

а

становятся

ее

неотъемлемой

частью,

взаимодействующей

с

мотивами

учения

и

формирующей

учебно-

профессиональную мотивацию. Мотивация является одним из ведущих

факторов успешного обучения. Но особенности этого фактора и его

действенность различаются, а именно, на разных этапах учебного процесса,

через которые проходит студент. От первого к последнему курсу изменяется

и

сама

учебно-профессиональная

деятельность,

и

ее

мотивация.

Специфичным

для

студентов-первокурсников

считается

процесс

их

адаптации к новой ситуации в целом и к учебной деятельности, в частности.

Актуальность данной проблемы связана с тем, что ежегодно тысячи молодых

людей начинают учиться в техникумах, но процент отсева по окончанию

первого года обучения наибольший по сравнению с последующими годами.

Неадекватность мотивов учебной деятельности части из этих студентов

может быть причиной их неуспеваемости, а значит, совершенствование

процесса вузовского обучения может быть направлено и на мотивационно—

ориентированное

звено

учебной

деятельности

студентов.

Мотивация

студентов

является

одной

самых

сложных

педагогических

проблем

настоящего. Мотивационными процессами в обучении студентов можно и

нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов,

стимулировать студентов. Как надо мотивировать студента, чтобы его

обучение принесло желаемые эффекты и пользу принесло не только ему, а и

обществу? Этот вопрос для психологов, педагогов и общества. Время

объективно требует изменения роли и место преподавателя в учебном

процессе. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель – его

партнером в обучении и развитии. Учебно- воспитательный процесс должен

базироваться

на

психолого-педагогическом

проектировании

развития

каждого

студента,

на

создании

мотивации,

на

субъектно-субъектные

отношения участников обучения.

2. Влияние мотивации учебной деятельности на адаптацию

личности.

Актуальность проблемы влияния мотивации учебной деятельности на

адаптацию, состоит особой необходимостью готовить личность к новым

условиям ее жизнедеятельности. Идёт переживание особого периода своей

жизни, когда возникает объективная необходимость приспосабливаться к

новым условиям, связанным с изменениями в привычном круге общения,

появлением вида деятельности, а именно учебной. Происходят изменения,

появляются новые связи и отношения. Все это может стать серьезной

психологической проблемой, затрудняющей процесс адаптации студента в

новой обстановке. Психологическое изучение мотивации и её формирование

- это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной

сферы целостной личности студента. Изучение влияния мотивации на

адаптацию личности - это выявление реального уровня и возможных

перспектив, зоны ближайшего развития в целом. Развитый мотив достижения

успехов, по мнению А. Н. Леонтьева, является фактором, способствующим

успешной адаптации личности к социально-экономическим условиям. Мотив

избегания неудачи, напротив, является фактором, препятствующим ходу и

результату адаптации. Социально психологическая адаптация не является

групповым феноменом, то есть нельзя утверждать, что одни группы в целом

лучше, чем другие адаптируются к социальным условиям. На адаптацию

больше

влияют

индивидуальные

психологические

качества

человека.

Определенные личностные качества позволяют личности достичь хороших

показателей

в

процессе

адаптации.

Влияния

мотивации

учебной

деятельности на адаптацию, состоит особой необходимостью готовить

личность к новым условиям ее жизнедеятельности. В техникуме проблема

адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса.

Вступив

в

новую

социальную

обстановку,

первокурсник

начинает

обостренно воспринимать окружающий мир, у него перестраивается весь

эмоциональный фон. Не все способны успешно справиться с такими

изменениями,

некоторые

подростки

включают

защитную

реакцию

и

начинают вести себя так, будто мир должен подчиняться одному ему. Чаще

всего учеба отодвигается на второй план, и студент пытается утвердиться в

новом коллективе и заработать положительную репутацию.

Трудности периода адаптации:

1. Переживания, связанные с уходом из школьного коллектива;

2. Недостаточная мотивационная готовность к выбранной профессии;

3. Поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;

4.

Социально-экономические

проблемы

у

иногородних

студентов:

обеспечение себя жильем и финансовыми средствами, незнание города,

отсутствие эмоциональной поддержки родных и близких.

Адаптация первокурсников в техникуме происходит по-разному. Так, у

одних студентов адаптация длится недолго, они быстро и легко добиваются

хороших успехов, самочувствие у них при этом существенно не меняется.

Другие, после перестройки психики и поведения, осваивают программу

обучения. Но есть и такие первокурсники, у которых процесс адаптации

существенно

затягивается,

сопровождается

ухудшением

самочувствия,

снижением физических и психологических возможностей. Нарушения

психологического характера не способствуют становлению личности и

приводят к отчислению из техникума по нежеланию учиться.

Процесс адаптации первокурсников может сопровождаться:

Повышенным уровнем тревоги;

Агрессивным поведением;

Неуверенным поведением;

Соперничеством в группе;

Конфликтным поведением;

С целью создания условий для успешной и быстрой адаптации

студентов первого курса в начале учебного года составляется план

мероприятий и проводится определенная работа: знакомство с группами,

анкетирование и социологический опрос с целью выявления проблемной

области, связанной с адаптацией первокурсников; проводятся социально-

психологические мероприятия по адаптации студентов; заключительное

социально-психологическое обследование студентов-первокурсников.

Учебная деятельность студентов может быть также представлена как

функциональный блок, состоящий из следующих пяти уровней:

1. уровень отношений между студентами и преподавателями, а также

между студентами в ходе совместной деятельности. От межличностных

отношений зависят как поведение отдельных участников этой деятельности,

так и ее результаты. Кроме того, стиль отношений накладывает отпечаток на

психические состояния. В свою очередь, межличностные отношения зависят

от особенностей поведения отдельных участников совместной деятельности,

от особенностей этой деятельности, от наличного психического состояния.

Уже здесь отчетливо видны соподчинение элементов разных уровней и их

взаимная зависимость.

2. уровень поведения. Поведение зависит и от места, занимаемого

личностью в структуре учебной группы, и от всего прошлого опыта

личности, ее ценностных ориентации, от понимания своих сильных и слабых

сторон, на основе которых строится своеобразие учебной деятельности. От

поведения зависят и психические состояния, и физическое здоровье

студентов.

3. уровень непосредственно учебной деятельности, качество которой

зависит и от личности студента, и от преимущественных психических

состояний, и от межличностных отношений. Но результаты деятельности

сами влияют на межличностные отношения и формирование личности, а

также на психические состояния и функциональное состояние организма.

4.

уровень

психических

состояний.

Они

связаны

как

с

межличностными отношениями,

поведением,

деятельностью,

так и

с

функциональным состоянием организма.

5. уровень физиологического обеспечения психической деятельности.

Функциональное состояние организма зависит от всех обозначенных выше

уровней,

но

от

него

(хотя

и

в

неодинаковой

степени)

зависит

функционирование всех «надсистем» психических состояний, деятельности,

поведения, межличностных отношений. Специфика образования заключается

в том, что учебная деятельность студентов в нем сочетается с другими.

3. Способы повышения мотивации учебной деятельности.

Упражнение 1.

Активизируй воображение

Цель: Развитие воображения

Это упражнение разработано на основе идей НЛП. Для его выполнения

нужно активизировать своё воображение: чем ярче вы способны вообразить

успех, славу и счастье в будущем, чем более крепкую связь установите с

определёнными формами деятельности - тем более сильным будет эффект от

упражнения. Основная идея - сформировать новое отношение к вашей

деятельности, сделать её более интересной и привлекательной для вас.

Одноразового выполнения упражнения, конечно же, недостаточно. Чем чаще

вы выполните предложенные вам задания, тем сильнее они повлияют на

вашу мотивационную сферу.

Задания

1. Вообразите, как можно ярче, что вы достигли своей цели, что ваша

мечта осуществилась, что успех, слава, богатство и счастливая жизнь,

наконец, стали реальностью. Создайте картинку приятного, счастливого

будущего.

2. Вообразите, как вы настойчиво (но с удовольствием) много

работаете ради вашей цели. Следует как можно ярче "прокрутить" в

воображении картинки того, как вы с огромным наслаждением занимаетесь

определённой деятельностью (например, это может быть учёба или

профессиональная деятельность). Иногда эта деятельность достаточно

сложна, вы ощущаете трудности, но вам интересно, и вы стремитесь

преодолеть препятствия и достичь своей цели.

3. Попробуйте эти две картинки связать друг с другом. Например, как

результат длительной работы и значительных усилий - успех, счастье,

богатство и слава. Пытайтесь сочетать эти картинки в определённой

последовательности.

Упражнение 2.

Успех в прошлом

Цель: Использование позитивных эмоций, которые связаны с успехами в

прошлом, для формирования новых мотивационных отношений.

Задания

1. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали значительный

успех. Закройте глаза и представьте себе это ярко. Создайте картинку в

воображении. Обратите внимание на размер, точность и качество этой

картинки, на те движения, звуки, переживания, которые создают или

сопровождают её.

2.

Далее

поразмышляйте

о

цели,

которую

вы

стремитесь

достичь.

Вообразите, её чётко. Прокрутите в воображении картинки достижения цели.

3. Разместите в воображении эту картинку туда же, где была и предыдущая.

Ваше задание заключается в том, чтобы эти две картинки наложить друг на

друга.

Стремитесь

пережить

радость,

удовлетворение

от

будущего

успешного завершения дела (достижения цели) так, как вы ощущали это в

прошлом.

Упражнение 3.

Эмоциональное насыщение

Цель: Позитивное мышление.

Предметы и объекты, которые нравятся человеку, наделяются позитивными

эпитетами. Определённые слова связываются в вашем воображении с

успехом, красотой, совершенством. Они имеют позитивный эмоциональный

смысл

(например,

слова

"замечательно!",

"прекрасный"),

вызывают

позитивные эмоции. Используя эти эпитеты, "привязывая" их к предметам и

к отдельным элементам, можно сформировать интерес к ним. Вследствие

эмоционального

насыщения

(сочетание

с

позитивными,

"приятными"

эпитетами и эмоциями) определённые предметы становятся для вас более

привлекательными

и

интересными.

Для

того

чтобы

сформировалось

подобное отношение к предметам (объектам) вашей деятельности, процесс

эмоционального насыщения должен быть достаточно длительным.

Задания

1. Выпишите 20 слов, которые вам больше всего нравятся, которые вызывают

позитивные эмоции.

2. Запишите 15-20 прилагательных (эпитетов), которыми вы наделяете

нравящиеся вам предметы (например, "чудесный", "прекрасный").

3. Запишите 10 компонентов (структурных компонентов или параметров),

предмета (объекта), к которому вы хотите сформировать интерес. Например,

если это автомобиль, то среди элементов могут быть мотор, тормоза, руль,

корпус, дизайн. А если вы стремитесь развить свой интерес к психологии, то

в качестве компонентов могут выступать психические компоненты и

функции (память, внимание, воображение, мышление, мотивация и т.п.).

4. Каждый компонент (элемент) вашей деятельности (из десяти записанных)

насыщайте позитивными (приятными для вас) эпитетами. Охарактеризуйте

каждый элемент (структурный компонент) с позитивной стороны.

Упражнение 4.

Новое имя

Цель: Изменение мотивации.

Имя, как и любое другое слово, которое часто употребляется, имеет

психологическое влияние на человека. Меняя его (или прибавляя к нему

определённые

эпитеты

или

характеристики,

которые

становятся

неотъемлемыми атрибутами имени), можно изменить и мотивацию субъекта.

Достаточно только называть себя в течение определённого времени новым

именем (не обязательно требовать этого от окружающих). Новое имя имеет

влияние и на животных. Например, когда Артур стал называть своего Рекса

по-другому (Шариком), то со временем заметил определённые изменения в

поведении животного. Собака вследствие этого стала более спокойной, не

такой агрессивной. Это и не удивительно, поскольку слово "Шарик" менее

резкое и агрессивное, чем слово "Рекс". Называя себя новым именем,

прибавляя к своему имени эпитеты или характеристики, со временем можно

ожидать определённых изменений в мотивации. Например, Виктор во

внутреннем диалоге стал называть себя настойчивый Виктор, а Артур

дополнил своё имя словом "труженик" и, обращаясь к себе, называл себя

Артур-труженик.

Задания

1. Придумайте себе соответствующее имя, которое символизировало бы

настойчивость, целенаправленность, силу воли в достижении цели и имело

бы мотивационное влияние на вас.

2. Придумайте 4 варианта имени (в соответствии с заданиями, которые вы

ставите перед собой). Несколько вариантов являются необходимыми во

избежание нежелательного автоматизма в использовании обычных для вас

штампов (ведь бывает, что слова, которые часто употребляются, становятся

штампами и не вызывают ни образов, ни эмоций).

3. Вообразите несколько ситуаций, связанных с новым для вас именем.

Желательно, чтобы слово или характеристика вызывало у вас конкретные

образы (ситуации). Избегайте абстрактных понятий, "пустых слов", которые

не вызывают никаких образов и эмоций. Запишите несколько воображаемых

(но вполне возможных) ситуаций, связанных со своим новым именем.

4. Называйте себя так в течение определённого времени во внутреннем

диалоге, в обращении к самому себе. Для того чтобы это упражнение имело

существенное психологическое влияние, должно пройти длительное время, в

течение которого вы будете называть себя новым именем и будете выполнять

задания, связанные с этим. Зафиксируйте, сколько раз в день удалось

обращаться к себе по-новому и какое влияние это имело на вашу мотивацию.

5. Используя новое имя, напишите несколько коротких рассказов о себе

(реальных, с прошедшими или теперешними успехами, или фантастических,

с мечтами о достижении в будущем). Приблизительная тематика рассказов:

1. Как я (с новым именем) настойчиво работаю и достигаю успехов. 2. Я (с

новым именем) обязательно достигну успехов.

Упражнение 5.

Идентификация с любимым животным.

Цель: Выбор мотивационных идентификаций

Отождествляясь (идентифицируясь) с кем-то или с чем-то, можно ускорить

мотивационные превращения своей личности. Когда мы отождествляемся с

героем, когда, стремясь наследовать его, воображаем ситуации, в которых мы

осуществляем социально желаемые действия, то это имеет определённое

влияние на нашу личность. Соответствующие изменения наблюдаются и при

идентификации с любимым животным (которое, преодолевая препятствия,

стремится достичь своего). Отождествляясь с таким животным, вы способны

актуализировать свою настойчивость и повысить мотивацию достижения.

Задания

1. Выберите одно животное, которому присущи черты, которые вы

стремитесь

развить.

Попробуйте

отождествиться,

ассоциироваться

с

животным, которое будет настойчиво, невзирая на трудности и препятствия,

направляться к своей цели.

2. Побудьте в образе этого животного и попытайтесь не менее пяти минут

преодолевать в воображении трудности, стремясь достичь своего.

3. Ответьте на вопросы: - С каким животным вы отождествлялись

(ассоциировались)? - Какие ситуации, связанные с достижением цели, вы

воображали? - Что вы ощущали, переживали в этот момент?

Упражнение 6.

Составь наставления другим людям

Цель: Мотивация собственной личности через мотивацию окружающих.

Обучая других - мы учимся также и сами, убеждая других - мы убеждаем

также и самого себя, побуждая или мотивируя других - мы побуждаем,

мотивируем и самого себя. Исходя из этой закономерности, можно

предложить следующее задание. Задание Вы должны убедить другого

участника группы (вообразите, что перед вами ваш подчиненный или

ребенок, который нуждается в ваших установках), что с заданием можно

легко справиться. Стремитесь внушить уверенность в успехе. Запишите свою

речь. Пример: Андрей выполнял данное упражнение, выбрал несколько

изречений, которые ему больше всего нравились и которые имели

наибольшее влияние на него.

1. Успех приходит к тому, кто верит в него, кто много работает и не

отклоняется от своей цели.

2. Ты обязательно достигнешь успеха, если всю энергию направишь на ее

достижение!

3. Исключи из своего лексикона слово "невозможно". Если настойчиво

работать, шаг за шагом приближаясь к цели, - всё возможно. Сначала он

выбрал для девиза первое изречение. Впоследствии для разнообразия нанес

на табличку еще одно изречение. Ты обязательно достигнешь успеха, если

всю свою энергию направишь на достижение своей цели. Выбрав несколько

девизов, Андрей нанес их на табличку, которую расположил на своём

рабочем столе. Такая работа (в комплексе с другими упражнениями

мотивационного тренинга) содействовала заметному росту его мотивации

достижения.

Упражнение 7.

Одобрение

Цель: Обозначение положительных качеств.

Знаете ли вы свои положительные черты, свои преимущества, которые

способны обеспечить вам успех в жизни? Умеете ли подбадривать себя и

других? Тренер, учитель или менеджер постоянно прибегает к одобрению и

подбадриванию своих учеников (подчиненных). Вас также, очевидно,

неоднократно хвалили. Это прибавляло вам сил, вдохновляло на дельнейшую

работу. Вследствие похвалы вы ощущали эмоциональный подъём и

стремление работать настойчивее ради достижения успеха. Иногда у вас не

все удавалось и вы разочаровывались, теряли веру в себя, а позитивного

эмоционального подкрепления (похвалы) от окружающих не поступало. В

таких

случаях

вы

теряли

уверенность

в

своих

силах

и

были

демотивированными (т.е. не ощущали побуждений, стимулов к работе). Но

вдруг вы вспоминали свои успехи в прошлом, актуализировались слова-

одобрения в ваш адрес от учителя (руководителя). Вам стало легче, опять

захотелось работать. У вас возникает мысль: почему я должен ожидать

одобрения от других людей, нельзя ли находить поддержку у самого себя?

Оказывается, что это вполне возможно. Тренируясь и рассуждая над тем, как

одобрять, поддерживать самого себя, вы со временем станете более

уверенными и целеустремлёнными.

Задания

1. Запишите пять своих положительных черт характера, особенностей

личности, которые способны обеспечить вам успех в деятельности.

2. Запишите пять своих положительных черт, которые помогают вам в

общении с другими людьми.

3. Вспомните и запишите свои успехи в прошлом и их влияние на вашу

жизнь и деятельность. Запишите свои значительные успехи, о которых

приятно вспомнить и которые имели существенное влияние на вашу жизнь и

деятельность.

4. Вспомните и запишите слова-одобрения, которые были высказаны в ваш

адрес другими людьми (учителями, друзьями, знакомыми) и которые имели

влияние на вашу жизни или деятельность. Запишите их и храните в

специальном блокноте, чтобы в неблагоприятных для вас обстоятельствах

обращаться к ним.

5. Запишите, как вы подбадриваете самого себя, когда потерпели неудачу,

когда не всё у вас получается, когда ощущаете трудности в работе (1-й

вариант, 2-й вариант)?

6. Как вы подбадриваете других людей, когда кто-то потерпел неудачу,

ощущает разочарование и значительные трудности (1-й вариант, 2-й

вариант)?

7. Вспомните и запишите, как вы хвалили самого себя, когда достигли

определённых успехов.

8. Учитывая опыт, поразмышляйте и запишите новый, более эффективный

текст- самоодобрение.

9. Вспомните и запишите, как вы хвалите других, когда кто-то достиг

успехов или сделал что-то важное.

10. Учитывая опыт и знания, поразмышляйте и напишите новый текст

одобрения других людей в случае достижения ими позитивного результата.

11.

Запишите

приветствие

другому

человеку

по

случаю

успешного

завершения им важного дела. Пытайтесь предоставить такое одобрение и

поддержку этому человеку, чтобы это было новым стимулом (импульсом)

для него, побуждало его к дальнейшим успехам.

Упражнение 8.

Цель: Обозначение достижений и успехов личности.

Указывая ошибки - отметьте улучшение Довольно часто воспитатели,

учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей,

вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их

самооценка.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и

акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок

и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определённом

компоненте деятельности:

1. Пусть ошибок ещё много, но они не такие серьёзные, как те, которые ты

так часто допускал раньше.

2. Пусть трудностей ещё немало, но ведь в этом компоненте ты продвинулся

далеко вперёд.

3. Пусть не всё ещё удаётся, но обрати внимание, над этим ты хорошо

поработал и уже видны позитивные изменения.

Следовательно,

есть

возможности

развития

и

в

других

аспектах

деятельности. Всегда можно найти и отметить позитивные моменты,

улучшения определённых аспектов деятельности. Некоторые родители и

воспитатели склонны считать, что если ребёнку указать на его ошибки, то он

будет стремиться не повторять их. Но такая стратегия часто вызывает

нежелательный эффект: если указывать ребёнку только на недостатки, не

поощряя, не подбадривая его, то со временем у него появляется отвращение к

такой деятельности (и негативное отношение к субъекту воспитательного

процесса: к учителю, воспитателю или родителям). Для того чтобы

побуждать ребёнка к учению (или взрослого к работе), следует обязательно

отмечать позитивные изменения, обращать внимание на то, что именно у

человека получается лучше.

Задание

Укажите на недостатки, ошибки ученика (подчинённого), но вместе с тем

акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону.

Упражнение 9.

Избежание неудачи.

Цель: Развитие способности справляться с неудачами.

Рассмотри несколько форм поведения, направленного на избежание неудачи.

Откладывание на потом. Откладывание работы - типичный способ избежания

неудачи. Люди часто прибегают к нему, оправдываясь: "Я ещё успею это

сделать", "Не следует спешить", "Я обязательно начну этим заниматься со

следующего понедельника". Но со следующего понедельника, ссылаясь на

обстоятельства, нехватку времени и т.п., человек откладывает дело опять до

"следующего понедельника". Конечно, субъект может откладывать работу

из-за отсутствия соответствующих стимулов, мотивов (например, когда дело

не является неотложным). Но часто человек прибегает к такому поведению

потому, что боится рисковать, ошибиться, т.е. боится неудачи. Для

некоторых людей приятнее воспринимать себя достаточно способным, но

неорганизованным, нежели наоборот, в этом случае вмешиваются механизмы

психологической защиты: человек стремится поддерживать образ своего "Я"

на

соответствующем

уровне.

А

поражение,

неудача

могут

снизить

самооценку, и это определяет стремление некоторых людей избегать

неудачи, поддерживая этим чувство самоуважения.

Задания

1. Поразмышляйте над тем, каким бы вы хотели себя видеть: достаточно

способным,

но

неорганизованным

(т.е.

человеком,

который

боится

поражения и постоянно откладывает дело на потом) или недостаточно

способным, но настойчивым, организованным (человеком, который не

боится неудачи).

2.

Поразмышляйте:

определяется

ли

поражение

(неудача)

именно

отсутствием способностей? Какие другие факторы, по вашему мнению,

могут определить неудачу?

3. Запишите позитивные моменты, связанные с неудачей (что даёт вам

неудача, чему учит).

4. Поразмышляйте и запишите, что бы вы сказали человеку-неудачнику.

Запишите, как бы вы попробовали не только утешить, но и вдохновить

человека на дальнейшую деятельность.

5. Запишите, что бы вы сказали самому себе в минуты неудачи и

разочарования. Какие слова смогли бы не только восстановить потерянное

душевное равновесие, но и побуждать к деятельности?

6. Усовершенствовав текст, запишите его крупными яркими буквами на

обложке тетради или на карточке, поработайте над ним, попробуйте

прокрутить

соответствующие

ситуации

в

воображении,

анализируя

записанный текст.

Упражнение 10.

Придумай девиз

Цель: Выбор девиза жизни

У каждого человека есть определённые принципы, которых он стремится

придерживаться и которые направляют его поведение. Каждый индивид

действует

соответственно

со

своими

внутренними

установками

и

убеждениями,

руководствуется

определёнными

лозунгами.

Например,

целеустремлённый и настойчивый субъект в своей деятельности может

руководствоваться принципом: "Что бы ни было, обязательно доведи дело до

конца". Уверенного в себе человека может подбадривать девиз: "Я смогу

достичь этого, ничто меня не остановит!" А возможно, вас будет вдохновлять

такой лозунг: "Кто рассуждает и работает - обязательно побеждает!" Как

правило, внутренние принципы развиваются под влиянием других людей. Но

вы способны самостоятельно (в процессе саморазвития, работы над собой)

целеустремлённо формировать у самого себя определённые принципы и

убеждения, которые будут помогать достичь поставленных перед собой

целей. Выбрав девиз, постепенно привыкая к нему и действия в соответствии

с его содержанием, можно легко его усвоить. Развивая позитивное мышление

в соответствии с новыми внутренними установками, можно изменить свою

мотивационную систему. Ведь известно: как человек мыслит, так он и

действует (мнение, идея определяет ваше отношение и соответственно

действия).

Задания

1. Вообразите, что вы человек с высокой мотивацией достижения

(стремитесь достигать значительных успехов). Придумайте девиз (лозунг),

который бы ориентировал, побуждал и вдохновлял вас на достижение

определённой

цели.

Девиз

должен

нравиться

вам,

вдохновлять

на

преодоление трудностей и проблем, настраивать на настойчивую работу.

2. Подберите несколько вариантов девиза, чтобы впоследствии выбрать

лучший из них. Разнообразие девизов необходимо также для того, чтобы

отразить различные аспекты мотивации достижения. 1-й вариант: на

формирование настойчивости и способности преодолевать трудности и

препятствия.

2-й

вариант:

на

формирование

целеустремленной,

т.е.

систематической работы по достижению цели. 3-й вариант: на развитие

уверенности в себе. 4-й вариант: на развитие стремления совершенствовать,

улучшать своё мастерство.

3. Напишите свой девиз на табличке. Подберите соответствующий цвет и

рисунок-символ. Поместите табличку на рабочем столе (или на стене), чтобы

постоянно её видеть.

4. Время от времени меняйте некоторые слова (для разнообразия чтобы

избегать механического восприятия). Определённый эффект вызывает и

переформулирование девиза. Придумайте четыре варианта девиза, выразите

его идею различными способами (4 варианта).

5. На отдельном листе бумаги напишите рассказ на тему, связанную с вашим

девизом. Попробуйте как можно ярче вообразить ситуации, выразите свои

отношение и чувства.

Упражнение 11.

Сформируй позитивный образ "Я"

Цель: Формирование позитивного отношения к собственной личности.

Часто чувство собственной беспомощности, низкая самооценка являются

следствием негативного самовосприятия: человек видит в себе много

нежелательных черт характера, недостатков, слабостей. Такой образ своего

"Я" оказывает негативное влияние на мотивацию и деятельность личности.

Когда вы чувствуете себя беспомощными и бессильными в определённой

деятельности, то, как правило, не будете прикладывать значительных усилий;

ваша мотивация в таком случае будет низкой. А когда вы уверены в себе, то

ваше отношение к деятельности будет совсем иным.

Задания

1. Поразмышляйте и запишите ваши положительные черты характера (5

вариантов), особенности личности, которые помогают вам в работе (учёбе) и

в жизни.

2. Вспомните и запишите ваши успехи (5 вариантов). Поразмышляйте, какие

ваши особенности (способности) обусловили эти достижения.

3.

Поразмышляйте

(или

посоветуйтесь

с

психологом)

относительно

перспектив, возможностей и методов развития некоторых способностей и

навыков, важных для вашей деятельности. Всегда есть возможности для

совершенствования, а осознание путей и методов развития даст вам

значительный мотивационный заряд.

4. Вспомните и запишите позитивные высказывания, одобрения в ваш адрес

со стороны друзей, родителей, учителей, руководителей (3 варианта). Какое

мотивационное влияние они имели?

5. Выберите человека с низкой самооценкой, которому вы могли бы помочь

приобрести позитивный образ "Я". Вспомните его положительные черты и

особенности. Поразмышляйте и запишите, каким образом, используя их,

можно было бы поддержать, подбодрить человека, который разочаровался в

своей деятельности, и помочь сформировать у него позитивный образ "Я".

6. Поразмышляйте, как можно было бы усовершенствовать ваши методы

работы, что можно было бы улучшить, продумайте перспективы и

возможности развития. Вы способны придумать много нового, что может не

только изменить вас, но и помочь другим (в первую очередь это касается

вашей

профессиональной

деятельности).

Осознание

перспектив,

возможностей

усовершенствования

является

не

только

существенным

мотивационным фактором, но и повышает самооценку и влияет на

позитивность образа "Я". Запишите шесть вариантов.

7. Вспомните, какие улучшения в вашей деятельности произошли за

последнее время. Возможно, деятельность в общем и не была успешной, но в

определённых её компонентах всегда можно найти позитивные изменения.

Поразмышляйте, как можно было бы развить эти небольшие успехи.

Запишите шесть вариантов.

8. Поразмышляйте, как организовать вашу деятельность, чтобы можно было

фиксировать и анализировать даже незначительные изменения. Выделите

пять компонентов (направлений), в которых вы планируете развиваться

(совершенствоваться), и поразмышляйте, как можно фиксировать даже

небольшие изменения (чтобы отслеживать, развиваетесь ли вы).

9. Выпишите всё хорошее, что вы могли бы сказать о себе. Поразмышляйте и

составьте текст (что-то вроде небольшой речи или теста для самовнушения),

который помогал бы вам поддерживать позитивный образ "Я" и побуждал бы

на достижение дальнейших успехов.

Упражнение 12.

Внутренний саботажник

Это упражнение - адаптация известной гештальттерапевтической техники.

Цель: Преодоление внутренних барьеров.

Саботажник - негативная сторона вашей личности - появляется тогда, когда

вы этого не ожидаете. Он может отговорить вас от нового дела или развалить

уже начатое. Умение распознать и понять своего саботажника (критика)

является важным в работе над собой. Он проговаривает: "Зачем стараться,

зачем приниматься за дело? Всё зря", "Если не способен стать лучшим,

оставь это дело". Эти и другие высказывания, которые прорываются иногда с

негативной стороны вашей личности, способны отговорить вас от новых

начинаний, убить интерес к любой деятельности. Поэтому, очевидно, следует

избегать негативного влияния внутреннего саботажника. Пример. Виктор

был

творческим

учителем,

разработал

оригинальную

методичку

преподавания физики и решил написать книгу. И когда он приступил к делу,

внутренний голос (саботажник) стал запугивать и отбивал охоту работать.

Виктор записал все его слова. А что, если это невозможно для тебя? Ты не

найдёшь поддержки среди коллег и чиновников. Ты слишком озабочен

другими делами, и у тебя нет времени для этого. Каждый тебе скажет, что

для простого учителя это невозможно. Ты ещё молодой, успеешь. Всё будет

зря, поскольку так много трудностей и препятствий нужно преодолеть. Эти и

другие слова внутреннего саботажника отбивали охоту и интерес к

начинаниям. Контратакуй своего саботажника Внутренний саботажник

стремится отговорить вас от нового дела или развалить уже начатое. Но вы

можете противопоставить ему свои веские аргументы и не дать ему

возможности господствовать над вашими стремлениями. Приведём примеры

контраргументов, которые использовал Виктор, атакуя своего саботажника.

Саботажник Контраргумент

1. Этого невозможно достичь. 1. Но стоит попробовать (мы ещё посмотрим!)

2. Существует много других дел и обязанностей. 2. Но немного времени

всегда можно выделить на это.

3. Не спеши, ещё есть время. 3. Время не ждёт, нужно работать, чтобы не

было поздно.

4. Будет очень много трудностей и препятствий, которые не удастся

преодолеть. 4. Трудности и препятствия для того и создаются, чтобы их

преодолевать.

Своего внутреннего саботажника не легко победить и заставить замолчать.

Саботажник - это не только голос вашей субличности, но и голос ваших

родителей, друзей, окружающих людей. Но с ним можно ваше "Я" (активное,

действенное, уверенное в успехе) взяло верх. Другая форма работы, которую

мы предлагаем для работы мо внутренним саботажником, заключается в

активном эмоциональном диалоге с ним.

Задание

1. Убедите своего саботажника. Приведите контраргументы, которые

преодолели бы его негативное действие.

Приведём пример диалога со своим внутренним саботажником Андрея А.

(студента- менеджера). Внутренний саботажник Активное, инициативное "Я"

-1. У тебя ничего не получится. 1. Ты ошибаешься! 1.У меня всё получится.

-2. У тебя есть много важных дел. 2. Это дело очень важное. 2. Я не лентяй и

всегда могу выделить на него один час.

-3. А нужно ли браться за это дело? 3. Дело стоит того, чтобы за него взяться.

Задания

1. Подумайте о деле, которое вы хотели бы сделать. Представьте себе, что

ваш план удалось осуществить. Теперь попробуйте придумать что-то, что

может причинить вред вашим начинаниям, помешать осуществить планы.

Вообразите, эту картину.

2. Опишите, нарисуйте саботажника или ту силу, которая толкает на саботаж,

противодействует выполнению задуманного.

3. Теперь сами побудьте в роли саботажника и целеустремлённо пытайтесь

помешать осуществлению своего проекта. Расскажите, какую пользу вы

получите от этого.

4. С точки зрения своего "Я" вообразите встречу с саботажником и проведите

с ним переговоры.

Упражнение 13.

Хвастун

Цель: Идентификация (отождествление) с предметом своей деятельности

предоставляет возможность увидеть все его преимущества.

Например, если вы стремитесь развить интерес (свой или детей) к биологии,

то станьте на некоторое время пчелой и опишите, какая она чудесная

труженица и совершенное живое существо. А если ваша цель - сформировать

интерес к автомобилестроению, превратитесь в наиболее современную

машину, опишите все чудеса, на которые вы способны, совершенство вашего

дизайна и т.п.

Задания

1. Вообразите себя предметом, к которому стремитесь сформировать интерес.

Опишите его от первого лица (похвалите самого себя). Опишите, каким

чудесным и полезным предметом вы являетесь, что вы можете дать своему

хозяину. "Запускайте" воображение и творческую способность.

2. Спустя некоторое время станьте самим собой и ещё раз рассмотрите ваш

предмет. Поразмышляйте над его преимуществами, силой, красотой.

Полюбуйтесь его красотой и совершенством. Заметили ли вы в нём что-то

новое и необычное для вас? Что приятное вы хотите ему сказать?

3.

Потом

опять

станьте

этим

предметом.

Идентифицируйтесь

(отождествитесь) с ним. Осознайте свои (т.е. предмета) преимущества.

Похвалитесь всем прекрасным и полезным, что вы имеете, перед другими

людьми.

4. Попробуйте убедить других в том, что вы чудесный, сильный и полезный

(желательно опираться на явные преимущества). Пример. Александр,

выполняя предложенное задание и стремясь развить интерес к своей будущей

профессии (машиностроению) вообразил себя автомобилем "вольво" и

восхвалял свои преимущества: "Я наилучший автомобиль в Европе.

Взгляните только на меня, какой я чудесный и удобный в пользовании. Мой

комфорт и дизайн пленяет всех. Попробуйте только сесть и завести двигатель

- и вы навсегда полюбите меня. А проехав - вы почувствуете такое

наслаждение! Сколько привлекательных женщин и сильных мужчин я

обворожил". Выполняя данное упражнение несколько раз в различных

вариациях, вы найдёте много интересного и привлекательного в том

предмете,

с

которым

идентифицировались.

Стремясь

убедить

и

заинтересовать других, вы подсознательно влияете и на самого себя, меняя

отношение к предмету. Условиями успешного выполнения этого упражнения

являются не только ваше воображение, но и стремление найти нечто

интересное, полезное, прекрасное в вашей деятельности (ведь в любой сфере

можно найти столько интересного и неожиданного).

Упражнение 14.

Анализ

Цель: Анализ своих оправданий.

Большинство причин неудач являются внутренними, т.е. вы сами виновны в

том, что недостаточно работали и не достигли успеха. Но и на внешние

факторы (например, когда вы оправдываетесь тем, что никто не помогал)

можно влиять. Ведь, вполне вероятно, вы и не обращались ни к кому за

помощью, не искали людей, которые могли бы помочь. В этом случае вам

следует поразмышлять над тем, что можно обратиться за помощью к

конкретным людям и получить её. Когда вы ссылаетесь на то, что у вас очень

много дел и вы очень перегружены, то это может свидетельствовать: А) о

неумении организовать свою деятельность; Б) о неумении определить

приоритеты (что главное, а что второстепенное); В) об отсутствии привычки

систематически работать (ведь можно хотя бы 20-30 минут выделять на дело,

до которого обычно "не доходят руки").

Задания

1. Попытайтесь объяснить (оправдаться), почему вы не выполнили то, что

задумали, почему не приложили достаточных усилий для достижения

поставленных перед собой целей.

2. Запишите подробно все оправдания. Например: "Я не выполнил задание

потому, что: 1) Очень много дел, 2) Не достаточно способностей, 3) Никто не

помог". Проанализируйте ваши оправдания. Подумайте: 1) Почему вы

используете именно такие оправдания? 2) Зависит ли от вас или от внешних

обстоятельств (которые вам неподконтрольны)? Поразмышляйте, какие

мероприятия следует провести, чтобы исправить положение.

Упражнение 15.

Цель:

Актуализация

позитивных

эмоций,

связанных

с

собственной

деятельностью и успехами в прошлом.

Оживление приятных воспоминаний Данное упражнение адаптировано из

психосинтеза.

Это

предоставит

вам

поддержку,

будет

побуждать

к

дальнейшей деятельности. Упражнение особенно полезно выполнять тогда,

когда вы разочарованы, не ощущаете достаточной мотивации и сил для

продолжения работы.

Задания 1. Вспомните тот период своей жизни, когда вы были воодушевлены

деятельностью, когда достигли успехов, когда что-то хорошо удалось сделать

(например, когда с вдохновением читали учебник или обдумывали научную

проблему). Что именно и почему так легко удавалось вам?

2. Выберите какой-то эпизод и попробуйте опять пережить его в деталях.

Потом оживите приятные воспоминания из других эпизодов. Какие были

чувства, впечатления? Какой эффект от выполнения упражнения?

3. Попробуйте актуализировать такие чувства сейчас и увлечься чем-то.

Пытайтесь перенести эти чувства из прошлого на деятельность, к которой вы

стремитесь развить интерес. Попробуйте связать прошедшие успехи, похвалу

в ваш адрес, вдохновение (в прошлом) с этой деятельностью.

Анализ: Запишите свои впечатления,

чувства,

рассуждения.

Оцените

эффективность упражнения в баллах. Если не очень удачно выполнили, не

сумели актуализировать приятные чувства из прошлого и перенести их на

теперешнюю деятельность, поразмышляйте:

- что мешает вам почувствовать похожие чувства теперь?

- как можно было бы усовершенствовать это упражнение и адаптировать его

к своим психологическим особенностям?

Пример. Артур, работая над проектом, ощущал разочарование и после

неудачных попыток потерял интерес к деятельности (поскольку работа "не

клеилась"). Когда он вспомнил свои успехи в прошлом (победу на олимпиаде

по физике, успешную работу над электроприбором), то почувствовал, прилив

энергии, вдохновения, уверенность в себе. Переживание приятных событий,

которые случались в прошлом, - это огромный источник энергии и

вдохновения. Вы можете актуализировать в вашей памяти любой приятный

эпизод,

связанный

с

профессиональной,

творческой

или

учебной

деятельностью (даже если вы вспомните не только удовлетворение и

вдохновение, но и станете более уверенным в себе).

Упражнение 16.

Похвала самому себе.

Цель: Научиться одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя,

поскольку это очень помогает в работе.

Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом

приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.

Задания

1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость,

целенаправленность, смекалку и т.п. Вспомните эмоциональное состояние

(удовлетворение, подъём), в котором пребывали в ситуации успеха и победы.

2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов.

Например: "Молодец! Чудесная работа! Так и дальше держать!"

3. Обяжите себя и далее так работать (например, проявить настойчивость,

целенаправленность и т.п.). Пример. Михаил похвалил себя за заметный

прогресс в изучении иностранного языка, которого он достиг благодаря

систематической, настойчивой работе: "Замечательно! Недаром же было

затрачено столько усилий! Ежедневная работа дала свои результаты! Я

молодец, что работал так много, а главное - систематически! Далее не

расслабляйся, а работай ещё больше! Я обязываю себя ежедневно работать

по меньшей мере один час над усовершенствованием иностранного языка!"

Упражнение 17.

Забота о яблоне.

Цель: Осознание результата деятельности, зависящего от собственных

усилий. Плоды деятельности - это всегда следствие наших условий, наших

размышлений над методами работы, поиска новых, более совершенных

методов. Задания

1. Представьте себе, что ваша основная деятельность (дело) - это уход за

яблоней, забота о ней. Вы желаете, чтобы она давала больше плодов, и

потому должны лучше заботиться о ней: ведь здесь, как и в каждой

деятельности, чтобы получить больше плодов, нужно сначала приложить

немало усилий.

2.

Представьте

себе,

что

вы

разработали

комплекс

мероприятий,

направленных на развитие этого дерева. Вы ежедневно заботливо печетесь о

яблоне, бережно ухаживаете, 46 разрабатываете новые, более эффективные

способы культивации и т.п. Вы не жалеете ни времени, ни усилий, ведь

знаете, что от этого зависит будущий урожай. Вы много работаете, ухаживая

за деревом, но осознание того, что осенью оно даст много больше плодов,

подбадривает и вдохновляет вас.

3. Чем больше вы печетесь о яблоне (о деле), тем больше она вам нравится.

Она - это ваше дело (ваша деятельность), которое даст немалую прибыль. Но

теперь она нуждается в систематическом уходе. Вы наблюдаете, как яблоня

растет и это доставляет вам радость. Вы общаетесь с ней, как с другом,

ухаживаете за ней, ласкаете её.

4. И как результат ваших усилий, осенью дерево приносит вам множество

плодов. Вы щедро вознаграждаетесь за труды, за терпение, за ежедневные

заботы. Вы благодарите дерево и удовлетворены собой.

Упражнение 18.

Попроси самого себя.

Цель: Побуждение к деятельности.

Это упражнение следует выполнять тогда, когда вы должны сделать что-то

важное, но вам не хватает побуждения (желания и энергии работать).

Человек может просить и побуждать к деятельности не только других, но и

самого себя. Иногда, когда нет желания работать (но вы осознаете важность

дела), общение с самим собой, убеждение и просьба, обращённые к самому

себе,

помогают

преодолеть

трудности

самоорганизации.

Прибегая

к

разнообразным вариантам влияния на себя, вы можете найти наилучшие

приёмы самопобуждения (которые в большей мере, чем другие, отвечают

вашей индивидуальности). Человек накапливает опыт влияния на других

людей; так же он может тренироваться и в самопобуждении.

Задания

1. Попросите себя обязательно выполнить что-то важное для вас. Можете

использовать аналогичные приёмы, когда просите других выполнить что-то.

Используйте: - убеждение в необходимости деятельности; - просьбы и

ласковые слова.

2. Напишите 2 варианта просьбы и убеждения самого себя. Выберите

наилучшие варианты.

3. Выработайте общие правила, принципы убеждения самого себя.

Анализ - Отметьте эффективность упражнения в баллах. - Выясните, какая

именно форма просьбы (формула самопобуждения) наиболее эффективна для

вас.

Пример. Наталия (студентка-первокурсница) поставила перед собой цель - в

совершенстве овладеть английским языком. Осознавая необходимость

систематических занятий, она, однако, не могла себя организовать на

ежедневную работу. Позже, взявшись за дело серьёзно, девушка стала

убеждать

и

просит

сама

себя:

"Наташа,

я

тебя

прошу,

перестань

бездельничать! Берись за ум, ты же способная и такая умница! Я тебя

умоляю, работай ежедневно над английским. Ты же знаешь, что только

систематические занятия принесут результаты. Ты же молодчина и всегда

сможешь найти хотя бы часок для этого важного дела. Ты же настоящая

красавица, а будешь нравиться окружающим ещё больше, когда овладеешь

английским. Я всё поняла и обещаю себе, что буду добросовестной, буду

работать

ежедневно,

осознавая,

что

только

систематические

занятия

гарантируют успех. Я обязательно выполню свою просьбу". Таким образом,

прося и убеждая саму себя, студентка смогла преодолеть свои трудности в

самоорганизации и впредь ежедневно (а не эпизодически, как это было

раньше) работала над совершенствованием английского языка.

Упражнение 19.

Создай себе ситуацию успеха

Цель: Моделирование ситуации успеха.

Даже небольшой успех имеет значительное побуждающее влияние,

вдохновляет на деятельность. Следовательно, очень важно уметь создать себе

ситуацию успеха. Если вы спланировали этапы достижения цели, то это

может быть достижение первого из них. Что-нибудь из того, что вы

запланировали и что выполнили, может переживаться как успех. Технология

("секреты") создания успеха может быть такой:

Задания

1. Спланируйте, как добиться определённой цели (или этапа её достижения).

Цель следует выбрать средней сложности, поскольку достижение лёгких

целей не переживается как успех, а достижение слишком сложных часто

просто невозможно. Какую цель вы бы хотели достичь?

2. Приложите все усилия, чтобы достичь хотя бы одну цель (или успешно

выполнить задание). Достигли ли вы этой конкретной цели? Какие трудности

вам пришлось преодолеть?

3. Разбейте цель на ряд конкретных промежуточных этапов и осознайте

важность достижения каждого из них. Ставьте перед собой как можно

больше

конкретных

реальных)

целей

и

стремитесь

достичь

их.

Перечислите конкретные этапы достижения цели.

4. Определите количественные показатели, по которым вы могли бы

фиксировать даже незначительные позитивные сдвиги в работе (как в спорте,

где число набранных баллов стимулирует).

5. Похвалите себя за то, что добились даже небольшого успеха ("Какой я

молодец!"). Позитивные эмоции, связанные с достижением успеха, никогда

не помешают.

6. Отметьте себя за достижение даже незначительного успеха, "наградите"

чем-нибудь. Какой приз или вознаграждение вы для себя приготовили?

Упражнение 20.

Измени образ своего неудачника.

Цель: Изменение поведенческих установок.

Если вы воспринимаете себя как неудачника, который чаще получает

поражения и не способен достичь успеха, то это негативно отражается на

вашей мотивации (будет ослаблять стремление к успеху и достижениям). Но

вы можете изменить неадекватный образ своего "Я". Неудачник, который

сидит в вас, тормозит все ваши порывы и инициативы. Восприятие самого

себя как неудачника нельзя изменить усилием воли или самоприказом. Часто

существует основание, причина, по которым человек воспринимает себя

именно так. Новое представление о себе создать нелегко, поскольку ряд

поражений и неудач в прошлом сформировал низкую самооценку и

неадекватный образ своего "Я". Жизненный опыт и достижения многих

людей свидетельствуют о том, что почти каждый человек способен достичь

успеха. Вы также способны на это, но для этого необходимо следовать

приведённым ниже принципам. - Вы должны очень стремиться добиться

определённой цели, и тогда она сама будет вести вас к успеху. - Рассуждайте

постоянно о конечном результате, о своей цели и средствах её достижения. -

Не бойтесь ошибок или временных неудач. Преодолевая трудности и

неудачи, вы будете совершенствовать методы работы. Ошибки и трудности

будут побуждать вас к поиску более эффективных средств. - Действуйте так,

как будто всё хорошо.

Упражнение 21.

Источник энергии

Цель: Восстановление ресурсных качеств.

Если вашу деятельность (к которой стремитесь развить интерес) как

источник энергии. Конкретно, ярко вообразите предмет вашей деятельности

(конкретные тему, законы, закономерности и т.п.). Сконцентрируйтесь на

теме, которая вам нравится, интерес к которой вы хотели бы развить. -

Вообразите, как этот предмет вашей деятельности согревает вас, дает

энергию, вдохновляет на работу. Пытайтесь вообразить, как эта энергия

влияет на ваш мозг, стимулируя его нервные центры. - Вдыхайте,

воспринимая эту энергию. Вообразите, как энергия из учебника, из формул и

закономерностей вливается в ваш мозг. Вообразите, как лёгкие, приятные

волны энергии накатываются на вас, пробуждая вашу активность. -

Поместите источник энергии с правой стороны (а потом с левой).

Почувствуйте влияние энергии на правое полушарие вашего мозга. -

Вообразите источник энергии перед собой. Почувствуйте, как энергия влияет

на мозг сверху, как энергия легко, непринужденно входит в ваш мозг. -

Теперь вообразите, что этой творческой энергии у вас так много, что вы

хотите поделиться ею с окружающими (не со всеми, конечно). Вообразите,

как вы направляете эту энергию определенному человеку, которого хотели

бы вдохновить на деятельность и творчески поддержать. Замечание: это

упражнение

выполняйте

легко,

непринуждённо,

без

напряжения,

не

стремитесь

ускорить

события

или

усилить

эффект

прямолинейными

действиями.

Упражнение 22.

Идентификация с гением.

Цель: Побуждение к деятельности.

Упражнение выполняется после детального ознакомления с биографией

гениального человека. Упражнения на идентификацию (отождествление) с

выдающейся личностью имеют большое мотивационное влияние, побуждают

к творческой деятельности и активности. Когда вы будете пребывать

определённое время в роли гениального человека, стремитесь рассуждать,

воспринимать, переживать и действовать так, как это делал он. Это может

иметь значительные позитивные последствия для вашей личности (будет

побуждать к деятельности, которой занимался гений). Но для этого следует

как можно лучше "войти в роль", перевоплотиться в выдающуюся личность.

Необходимо хотя бы определённое время пожить его жизнью: рассуждать,

ощущать и переживать так, как это делал он. Попробуйте воспроизвести в

воображении атмосферу, обстоятельства, в которых творил гений. Пытайтесь

ставить перед собой такие же высокие цели, как это делал он. Стремитесь

создавать, менять свою жизнь и окружающий мир в лучшую сторону. Не

останавливайтесь на достигнутом.

Задания

1. Вообразите, что вы выдающийся человек (например, Эйнштейн, если

занимаетесь физикой). Идентифицируйтесь с выдающимся человеком,

побудьте определённое время им.

2. Попробуйте пережить интеллектуальные интересы, проблемы и удачи

этого человека.

3. Почувствуйте красоту деятельности (науки) так, как чувствовал её этот

человек.

4. Почувствуйте творческую энергию, которая заполнила ваш мозг и

побуждает создавать так смело и самоотверженно, как это делал этот

выдающийся человек.

5. Почувствуйте, как гений передаёт вам свой восторг по поводу этого вида

деятельности (науки, искусства), своё творческое отношение к делу.

6. Чтобы легче отождествиться с этим человеком, называйте себя его именем,

попробуйте работать так, как работал он, пытайтесь позаимствовать

некоторые его привычки.

Упражнение 23.

Упорядочивание сада.

Данное упражнение заимствовано из психосинтеза.

Цель: Расстановка приоритетов.

Это упражнение рекомендуется выполнять тогда, когда вы перегружены

делами и не знаете, за что приняться в первую очередь.

Процедура

1. Представьте себе, что ваша жизнь, ваши дела - это заброшенный сад, в

котором вы стремитесь навести порядок. Вы пытаетесь возродить его,

оживить старые кусты и деревья. Некоторые растения так разрослись, что не

видно земли и тропинки.

2. Представьте себе, что вы начали с определённой части сада, подрезаете

ветви, пересаживаете деревья, поливаете их (т.е. делаете всё, чтобы оживить,

возродить сад). Вы стремитесь к тому, чтобы отдельные кусты, деревья и

цветы лучше развивались.

3. Вы пытаетесь протоптать и упорядочить тропинки, ведущие к различным

уголкам сада.

4. Вы стремитесь придать саду эстетический, гармоничный вид. Вы делаете

всё, чтобы отдельные кусты, деревья и цветы согласовывались, дополняя

друг друга, образуя прекрасный растительный ансамбль. По аналогии с

упорядочиванием

сада

пытайтесь

упорядочить

свои

научные

(профессиональные) дела. Стремитесь, чтобы отдельные виды вашей

деятельности согласовывались, дополняли, обогащали друг друга.

Пример. Анатолий (студент второго курса экономического факультета) после

"упорядочивания сада" попробовал разобраться и навести порядок в своих

делах. Всё, чем он занимался (а это и экономика, и шахматы, и психология)

требовало много времени и незначительно согласовывалось друг с другом.

Ему необходимо было в первую очередь определиться: какому виду

деятельности предоставить приоритет (что должно быть основным). Дальше

он должен был поразмышлять о том, как другие виды деятельности могут

дополнять основную (т.е. следовало проложить тропинки от одного участка к

другому). Поразмышляв, взвесив все "за" и "против", Анатолий пришёл к

выводу, что гроссмейстером ему не стать, а экономика - это его профессия.

Следовательно, следует все усилия сосредоточить на экономике, а шахматам

уделять меньше времени (поскольку, имея в 19 лет только первый разряд,

рассчитывать на высокие спортивные достижения не приходится), Анатолий

понял, что шахматы можно использовать как модель планирования,

стратегического расчёта, тактических действий, что может существенно

помочь в анализе экономической ситуации. Далее Анатолий больше

рассуждал именно в этом направлении, ища аналогии между шахматами и

экономикой.

Воспользовавшись

шахматной

моделью,

он

мог

глубже

анализировать экономические ситуации.

Упражнение 24.

Эстетические ассоциации.

Цель: перенос энергии, мотивационного заряда и позитивных эмоций с

приятного для объекта на предмет учебной деятельности.

Процедура.

1.

Попробуйте

ассоциировать

вашу

деятельность,

её

предмет

с

определённым, приятным для вас объектом. Закройте глаза. Пытайтесь

вызывать приятные образы, которые связаны с ассоциируемым объектом,

например, цветком. Позже запишите эти образы и ассоциации.

2. Потом вызовите из памяти образы, связанные с вашей деятельностью.

Пытайтесь

ассоциировать

вашу

деятельность

с

образами,

которые

появлялись в ходе предыдущего задания (цветок). Не оценивайте образы,

которые возникают у вас. Пусть они сами по себе свободно всплывают.

Запишите ассоциации и образы, которые возникли в связи с деятельностью.

3. Попробуйте ассоциировать вашу деятельность с другими символами,

объектами, существами и явлениями природы (например, с солнцем,

мифологическими героями, которыми вы восхищены, приятными звуками и

т.п.).

4. Проведите анализ данного упражнения. Насколько эффективно было

выполнение предложенных заданий? Какие символы, объекты лучше всего

ассоциировались с вашей деятельностью? Запишите их и используйте в

дальнейшей работе.

Упражнение 25.

Архитектор.

Цель: Воспитание творческой установки, стремления к совершенству,

желанию делать своё дело как можно лучше.

Любое дело можно сделать хорошо, стремясь к совершенству, гармонии и

красоте, а можно кое-как. Так, тщательно обдумывая и планируя каждый

шаг, можно создать шедевр архитектуры, в котором можно будет комфортно

жить и вдохновенно работать, а можно построить дом наскоро, так что в нём

будет не только неприятно, но и опасно жить.

Задание

1. Представьте, что вы архитектор и строитель. Вообразите, как вы

вдохновенно работаете на строительстве, вкладывая свою душу и ум в это

дело, которое полностью захватило вас. Вы - творческая личность,

стремитесь к красоте и гармонии, пытаетесь не просто построить дом, а

сделать всё на удивление красиво.

2. Вы стремитесь сделать своё дело не кое-как, а создать нечто необычное,

что очаровало и вдохновляло бы других людей. Вы не спешите, работаете

вдумчиво, пытаетесь совершенствовать своё мастерство.

3. Представьте конечный результат вашей работы (творение искусства -

прекрасный дом, который вы создали). Вообразите, как приятно вам жить и

работать в нём.

4. Теперь вообразите, что вы модельер (или скульптор) и выполните те же

задания.

5. Те же шаги (задания 1-4) выполните в воображении относительно своей

деятельности. Так и в вашей повседневной деятельности (бизнес, обучение и

т.п.) стремитесь к совершенству, красоте и гармонии. Пытайтесь всё делать

красиво (чтобы нравилось и вам, и окружающим).

Упражнение 26.

Тема успеха.

Цель: изменение мотивации путём формирования нового позитивного

мышления. изменение мотивации путём формирования нового позитивного

мышления.

Мотивация, как известно, тесно связана с когнитивными процессами (с

восприятием, мышлением, отношением к самому себе). Меняя восприятие

определённых объектов, формируя новый стиль мышления, мы развиваем и

новое отношение к объектам своей деятельности, формируем новые мотивы

деятельности. Когда человек начинает рассуждать по-другому, он начинает и

действовать по-другому. Приучив себя к новому мышлению (по-другому

воспринимая самого себя и свою деятельность), вы тем самым изменяете и

свою мотивацию к деятельности. Ниже приведём ряд изречений, умственных

и вербальных структур, которые присущи людям с высокой мотивацией

достижения. Вам предлагается выполнить определённые задания с этими

изречениями.

Допускаем,

что интроектировав (усвоив) эти

суждения

(изречения) вы начнёте не только мыслить, но и действовать, как человек с

высокой мотивацией достижения.

Изречения

- Человек должен всю жизнь идти вперёд.

- Уверенные в себе люди становятся счастливыми.

- Я обязательно добьюсь успеха в своём деле.

- Готовность к успеху - почти половина секрета его достижения.

- Я сделаю всё, что задумал.

- Я уже приучил сознание к тому, что достигну цели.

- Я достигну своего, даже если на это уйдёт остаток моей жизни.

- Я не буду отказываться от дела при первой неудаче.

- Успех приходит к тому, кто мыслит категориями успеха.

- Я твёрдо знаю, чего хочу достичь.

- Успех приходит к тому, кто к нему стремится.

- Я составил план достижения цели и обязательно достигну её.

- На мою мечту ничто не повлияет.

- Никто не побеждён, пока не признал себя побеждённым.

- Я уверен, что есть какой-то способ, и знаю, что найду его.

- Я буду пытаться превращать неудачи в победу.

- Я верю в себя.

- Успех зависит от моих усилий и желания достичь его.

- Я удовлетворён своей работой.

- Вера в успех, огромное желание и воображение, настойчивость в

достижении поставленной цели - составные успеха.

Задание

Используя эти и другие изречения, напишите текст (что-то вроде текста для

самовнушения),

который

можно

перечитывать

и

поддерживать

свою

мотивацию.

Упражнение 27.

Два стула.

Это упражнение - адаптация известной гештальттерапевтической техники.

Цель:

Установление

диалога

между

обеими

сторонами

личностного

конфликта.

Развитие умения чётко разграничивать и анализировать различные аспекты

собственного "Я". Процедура Работа по этой методике даёт возможность

выделить наиболее слабый компонент личностного конфликта и усилить его

настолько, чтобы оба компонента смогли войти в диалог на равных.

Например, субъект, который потерял интерес к деятельности, начинает вести

диалог между "нападающим" и "защитником". Он садится на первый стул и

разговаривает с позиции того, кто "защищается" со своим воображаемым

"нападающим", который как будто находится на другом стуле. "Защитник"

может оправдываться и объяснять свою лень и отсутствие интереса. Через

несколько минут он садится на другой стул и уже с позиции "нападающего"

начинает поучать того, кто "защищается". "Нападающий" спорит, настаивает,

требует. Потом участник опять пересаживается, и так до тех пор, пока

полярные точки конфликта не будут прочувствованы до конца и диалог не

завершится. Человеку не обязательно выбирать что-то одно между этими

двумя группами потребностей. Решение конфликта может потребовать

компромисса между ними или одобрительного принятия негативного

компонента своего "Я". Таким образом, участник полностью переживает оба

компонента своего "Я", включая и тот, который отвергается или не

осознаётся вследствие его негативного характера. Как только обе стороны

противоположности осознаются, становится легче интегрировать их в 52

своей личности. В качестве примера можно привести внутренний конфликт

между пассивностью, инертностью, слабохарактерностью и стремлением

иметь агрессивный, всесильный вид. Возможное решение этого конфликта

состоит в уверенной, но эмоциональной позиции или в сочетании этих

крайностей

в

конкретных

ситуациях.

Другими

типичными

противоположностями являются зависимость - независимость. Руководитель

группы (ведущий) направляет работу таким образом, чтобы помочь

участнику осознать и четко описать все те противоположности, которые

втянуты в конфликт.

Задания

1. Сядьте на первый стул и в роли "нападающего" обвиняйте себя в

невыполнении запланированного. Запишите обвинение.

2. Пересядьте на второй стул и теперь в роли "защитника" попробуйте

оправдать себя. Запишите оправдание.

3. Пытайтесь достичь компромисса (согласия) между "нападающим" и

"защитником". Стремитесь объективно проанализировать ситуацию и найти

конструктивное решение.

Пример. Вот как выполнил это упражнение Артур (студент 3-го курса),

который поставил перед собой цель в совершенстве овладеть английским, но

не приложил для этого никаких усилий. На первом стуле. Ты поставил цель -

изучить иностранный язык (знание языка тебе необходимо). Полгода

прошло, а ты, лентяй, ни на шаг не приблизился к своей цели. Тебе недостаёт

организованности и настойчивости. Если так и далее будет продолжаться, то

ты ничего не достигнешь в жизни. На втором стуле. Но ведь я был загружен

учёбой, спортом, да и развлекаться и отдыхать студент тоже хочет.

Достижение согласия. Учитывая все обстоятельства, я, очевидно, не смогу

много времени расходовать на иностранный язык (следовательно, терзать

себя не следует). Но я обязан потребовать от себя (что является вполне

возможным) хотя бы 40 минут в сутки уделять этому важному делу. Я

определился, что непременно буду этим заниматься, и причём ежедневно (во

всяком случае 40 мин, я обещаю себе). При ежедневной целеустремлённой

работе (и не очень перегружая себя) я шаг за шагом буду продвигаться к

цели, овладевая таким необходимым иностранным языком.

Упражнение 28.

Изменение структуры речи.

Это упражнение - адаптация известной методики гештальттерапии.

Цель: изменение мыслеформ.

Речь - не только важнейшее средство коммуникации, но и форма мышления.

Меняя

речь,

мы

меняем

и

мышление,

и

отношение

к

предметам

окружающего мира, и смысл своей деятельности. Например, когда вы

говорите: "Я должен это сделать", то это проявление (актуализация)

когнитивных и мотивационных структур (определённого отношения к

деятельности), а когда вы утверждаете: "Было бы замечательно, если бы я это

сделал", то актуализируются совсем другие психические структуры (это

проявление

другого

отношения

к

деятельности).

Также

существуют

определённые отличия мотивационного влияния таких вербальных структур

(изречений): "Я не могу...", "Я не хочу...". Следует отказаться от применения

таких

речевых

единиц,

которые

отбивают

охоту

к

деятельности,

использовать те изречения, которые имеют большое мотивационное влияние.

Задания

1. Выразите ваше отношение к деятельности (или к предмету деятельности)

определёнными типичными для вас изречениями (например: "Мне нужно").

2. Замените типичные для вас изречения, которые отбивают охоту у вас, на

утверждения,

которые

имеют

значительное

мотивационное

влияние

(например: "Я хочу").

3. Выберите новые вербальные структуры, придумайте несколько рассказов

на тему успеха. Эта форма работы необходима для того, чтобы новые, более

эффективные речевые и умственные единицы закрепились в памяти, стали

типичны для вас стилем мышления, превратились в стойкие мотивационные

структуры.

Упражнение 29.

Позитивное отношение к ошибкам.

Цель: развитие навыков адекватного отношения к собственным ошибкам.

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Невзирая на банальность

этого изречения, следует признать, что действительно активные люди

допускают большее число ошибок, но они и значительно чаще достигают

успеха, чем пассивные люди. Следует осознавать, что ошибок и неудач не

стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень

полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятельности.

Работая над своими ошибками, Михаил, будущий механик, записал:

1. Ты ошибся? Но это не так уж и страшно, ведь есть над чем работать.

2. Эти ошибки являются полезными для твоего развития, ведь ты теперь

знаешь,

в

каком

направлении

следует

работать

и

что

необходимо

совершенствовать.

3. Эта попытка является не очень удачной, но она тебя многому научит.

Воспользуйся в будущем опытом своих ошибок, и я уверен, что ты

достигнешь успеха.

4. Неудачи и ошибки - это хорошая наука для того, кто хочет развиваться.

Очень важно положительно (с позитивным пафосом) относиться к ошибкам

других людей. Это поддерживает их мотивацию на надлежащем уровне,

побуждает работать над своими недостатками и слабостями. Некоторые

зарубежные

компании

материально

поощряют

своих

работников

за

творческие идеи, которые "провалились". Такое отношение поддерживает у

людей

высокую

мотивацию

и

стремление

экспериментировать

и

нестандартно мыслить.

Задания

1. Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражали бы

позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления.

Эти изречения вы можете применять для поддержки, как своей мотивации,

так и мотивации других людей.

2. Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно (или

когда-то раньше). Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, какие

ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в

совершенствовании.

Поразмышляйте

над

методами,

которые

будете

использовать, работая над развитием определённых навыков и способностей.

Заполните следующую таблицу:

Способность (навык), Метод усовершенствования 1. 2. 3. 1. Придумайте 4

варианта девизов (для себя и для других), которые помогли бы вам

реагировать на собственные неудачи и ошибки.

Например,

Андрей

(студент

2-го

курса)

написал:

"Ошибки

-

это

замечательно! Я теперь знаю, над чем работать". 2. Ваш сын (ученик)

неудачно выполнил какое-то задание, потерпел поражение, вследствие чего

потерял веру в себя, разочаровался и не желает так же интенсивно, как

раньше, заниматься этим делом или учебным предметом. Что бы вы сказали?

Каким образом можно не только успокоить ребёнка, но и побудить,

вдохновить его на работу и достижения

5. Литература

Литература: 1. Подласый И. П. Педагогика: учеб. Для студентов. высш.

учеб. заведений: В 2кн. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 2.

Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. Пособие для

студентов вузов / И. П. Подласый — М.: изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2006. 3.

Современные образовательные технологии: учеб пособие / кол. Авторов; под

ред.

Н. В. Бордовской. —

М.:

КНОРУС,

2010.

4.

Выготский Л. С. Педагогическая психология под ред. В. В. Давыдова. //

Педагогика-Пресс,

1999.

5.

Кон И. С. Психология

старшеклассника:

монография.

М.:

Просвещение,

1982.

6.

Божович Л. И. Изучение

мотивации

поведения

детей

и подростков

/

Под

ред.

Л. И. Божович

и Л. В. Благонадежной. М., 1972. 7.

Асеев В. Г. Мотивация поведения

и формирования личности. — М., 1976. 8. Маркова А. К. Формирование

интереса к учению у учащихся., 2000. 9.

Хекхаузен Х. Мотивация

и деятельность.

Т.

1:

Пер.

с нем. —

М.,

1986.

Пожалуйста,

не

забудьте

правильно

оформить

цитату:

Мормужева Н. В. Мотивация обучения студентов профессиональных

учреждений [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV

междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два

комсомольца, 2013. — С. 160-163.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!