Автор: Чернышова Анна Александровна
Должность: преподаватель биологии и географии
Учебное заведение: БУ ХМАО-Югры «Колледж-интернат Центр искусств для одарённых детей Севера»
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: "Наставничество в ОО – важный элемент взаимо- и самообразования"
Раздел: среднее образование
Чернышова Анна Александровна,
преподаватель биологии и географии
БУ ХМАО-Югры
«Колледж-интернат Центр искусств
для одарённых детей Севера»
города Ханты-Мансийска
Статья: Наставничество в ОО – важный элемент взаимо- и
самообразования
Образовательная организация, работающая в инновационном режиме,
нуждается
в
высококвалифицированных
специалистах,
которые
будут
приумножать
её
результаты,
поднимать
престиж
и
обеспечивать
конкурентоспособность.
Для этого сформирована внутрикорпоративная система наставничества
«От учителя к учителю», компонентами которой являются два методических
объединения
«Молодой
педагог»
и
«Наставник»,
ряд
методических
площадок,
среди
которых
«Неделя
педагога-наставника»,
сформирован
персональный состав клуба «Наставник», который в течение нескольких лет
выполняет одну из важных функций, заключающуюся в оказании помощи
учителям, испытывающим профессиональные затруднения.
Это касается не только молодых специалистов, но и учителей, которые
только влились в педагогический коллектив и нуждаются в сопровождении.
Это позволяет им ускорить знакомство со спецификой работы школы, её
планами
и
направлениями
деятельности.
Важно
оказать
помощь
вновь
прибывшему
учителю
в
ознакомлении
с
рабочими
программами,
оборудованием,
установленным
в
кабинете
и
конечно,
в
изучении
документов,
характеризующихся
учеников,
с
которыми
в
будущем
ему
придётся работать.
Известно,
что
темпы
развития
системы
образования
не
позволяют
современному
учителю
останавливаться
на
месте.
От
него
требуется
постоянное
совершенствование,
приобретение
новых
компетентностей
и
формирование новых качеств.
Учителю необходимо учиться самому и учить других. Именно поэтому,
обучаясь
на
курсах
повышения
квалификации,
я
на
заседаниях
малого
профессионального объединения делюсь полученными знаниями и учу своих
коллег новым подходам в преподавании биологии и географии.
Важной
формой
наставничества,
которую
я
постоянно
практикую,
считаю проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий. Для этого
в ОО существуют методические площадки, позволяющие учителям делиться
накопленным
опытом.
В
каком
бы
статусе
не
находился
учитель,
принимающий
участие
в
методических
инициативах,
он
получает
возможность не только презентовать свой продукт, но и услышать оценку и
советы коллег.
Считаю, что своеобразным наставничеством является работа, связанная
с
размещением
материалов
на
страницах собственного клуба
в
сетевом
сообществе образования Югры «Школлеги», так как это даёт возможность
коллегам по цеху воспользоваться моими наработками, адаптировав их под
свои условия. Опосредовано, но таким образом я реализую наставничество в
педагогической среде.
Кроме
школьного
и
регионального
уровней,
где
я
занимаюсь
наставничеством,
приняла
решение
проверить
свои
возможности
на
федеральном уровне, для чего стала педагогом-наставником летней школы
педагогического мастерства.
Безусловно, эта работа обогатила меня бесценным опытом, так как
позволила расширить границы общения, показать свой профессионализм, а,
главное, оказать помощь тем учителям, которые в ней нуждались. То, что я
добавила
это
в
свою
методическую
копилку,
с
успехом
использую
в
повседневной работе.
Могу
сделать
вывод,
что
наставничество
имеет
большое
содержательное
наполнение,
поэтому
его
нельзя
трактовать
однобоко
и
однозначно (см. рисунок 1).
Наставничество, это
процесс направленной
помощи
Наставничество, это
процесс поддержки и
сопровождения
Наставничество, это
закрепление выбора
жизненного пути
Наставничество, это
процесс развития и
самосовершенствования
Наставничество, это
взаимосотрудничество с
более опытными и
мудрыми коллегами
Наставничество, это
часть профессиональной
культуры
Рис. 1– Содержательное наполнение наставничества в педагогической
деятельности
Думаю, что наставничество как функция, ещё очень долго не исчерпает
себя, так как обладает ценным свойством – преемственностью.
Меняются
поколения
учителей,
а
традиции
отечественной
школы
развиваются и пополняются.
Таким образом, наставничество, это способ передачи знаний, умений и
навыков от более опытного и знающего, к тому, кто в этом нуждается. Это
древнейшая форма обучения, осуществляющаяся в неформальном общении и
не
связанная
с
официальными
отношениями.
При
этом
наставничество
позволяет достичь максимально эффективных результатов воздействия на
личность и способствовать реализации своего потенциала.