Напоминание

«Особенности работы с ансамблем аккордеонистов в школе искусств»


Автор: Мактупова Виктория Фанильевна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Урай ХМАО - Югра
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: «Особенности работы с ансамблем аккордеонистов в школе искусств»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств»

Методические рекомендации

«Особенности работы с ансамблем аккордеонистов в школе

искусств»

подготовила преподаватель

по классу аккордеона

Мактупова Виктория

Фанильевна

г. Урай

2023 год

Особенности работы с ансамблем аккордеонистов в школе искусств

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи молодым педагогам

детских школ искусств и детских музыкальных школ при создании и работе с ансамблями

аккордеонистов (дуэты, трио, квартеты).

« Ансамбль ( от французского ensemble – вместе ) - группа исполнителей,

выступающих вместе. Игра в ансамбле аккордеонистов способствует воспитанию

высококвалифицированных

музыкантов,

расширению их кругозора, стимулирует

развитие художественного вкуса, слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, приучает

слушать не только себя, но и других исполнителей. Это не соревнование, где можно

показать себя. Здесь каждый несёт ответственность не только за своё исполнение, но и за

исполнение своих партнёров. Лозунг ансамблей аккордеонистов нашего класса - «один

за всех и все за одного».

Преподавателю нужно очень ответственно подходить к формированию ансамбля,

учитывать индивидуальные особенности учеников. Чем многочисленнее

состав ансамбля, тем сложнее его организовать, сложнее найти психологически

совместимых музыкантов - партнёров. Игра в инструментальном ансамбле имеет свои

психологические сложности. Ошибка одного из членов коллектива намного

снижает общий уровень

исполнения. Поэтому в ансамбле, а особенно в дуэте партнёры должны быть

приблизительно равноценными по профессиональному уровню. Однако это не

означает отсутствие лидера в дуэте.

Существует три основных типа взаимоотношений между участниками ансамбля:

авторитарный, либеральный и коллегиальный.

Авторитарный: один из участников оказывает сильное влияние на остальных

членов коллектива, требует беспрекословного исполнения всех его требований. В таком

ансамбле ограничиваются права, инициатива остальных музыкантов. В стабильных

ансамблях,

даже

детских

и

юношеских,

добившихся

значительных

художественных успехов, участники которых работают вместе несколько лет, ездят

вместе на конкурсы, общаются не только в стенах школы, но и имеют много других

общих интересов, авторитарный тип взаимоотношений встречается крайне редко.

Либеральный: в таком ансамбле наоборот, нет музыканта, который способен возглавить

ансамбль и повести за собой к намеченной цели. Такие ансамбли чаще всего встречаются

в школе искусств, если ученики музицируют вместе только на уроке и у них нет

потребностей творить, искать «изюминку», стремиться к наилучшему результату.

Здесь совместная деятельность музыкантов заключается лишь в освоении новых

произведений, знакомстве с

самыми основами профессионального ансамблевого

исполнительства.

Коллегиальный: это наиболее прогрессивный тип взаимоотношений между участниками

ансамбля,

т.к.

даёт

возможность

каждому

из

ансамблистов

наиболее полно

реализовать свой творческий потенциал. Партнёры, ставшие единомышленниками в

результате дискуссии, обмена мнениями взаимодополняют друг друга и

добиваются хороших результатов (победы на конкурсах, многочисленные успешные

выступления на городских и региональных мероприятиях и т.д.).

Например, в моём ансамбле аккордеонистов младших классов Джалил, как правило,

всегда первый учит новое произведение и на первых репетициях он, как правило,

выступает в роли лидера. Когда у других участников появляются собственные точки

зрения: как необходимо сыграть то или иное место в произведении, в каком темпе, с

какой динамикой и т д.) иногда возникают небольшие разногласия. Но в процессе

углубления работы ансамбля над произведением возникает всё большее понимание

образного содержания исполняемого. Соответственно, активно совершенствуется

ансамблевая техника: усиливаются синхронность метроритма и темпа,

динамический и тембровый баланс, одинаковыми в исполнении всех участников

становятся артикуляция и штрихи. Всё к большему единству приводится сам

исполнительский почерк каждого из ансамблистов при сохранении самых

существенных черт их индивидуальности. Главное, чтобы музыкант не только

свободно

владел

исполнительскими

средствами,

присущими

сольному

музиуированию, но и умел сочетать индивидуальные приёмы игры с манерой игры

своих партнёров. Участникам ансамбля аккордеонистов нужно знать не только свою

партию, но и партию партнёра, это расширяет горизонт видения и понимания

нотного текста всеми исполнителями.

Синхронность звучания возникает в результате единого понимания партнёрами

темпа, метра, ритма. В процессе работы над произведением музыканты должны

найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного

образа и в то же время способствует выявлению индивидуальных черт, свойственных

данному ансамблю. Конечно, при выборе темпа следует прежде всего ориентироваться

на авторские указания, но словесные обозначения темпов условны и допускают различное

смысловое наполнение. Единое понимание темпа- важнейшая предпосылка

общего ощущения метра и ритма . Слышание и ощущение в музыке мерного

чередования

сильных

и

слабых

долей

позволяет

партнёрам

контролировать

синхронность звучания через равные промежутки времени, в зависимости от избранной

единицы метрической пульсации. Огромную роль в ансамбле аккордеонистов играет

ощущение единого метроритмического пульса. Оно позволяет исполнителям точно

фиксировать атаку, ведение, завершение каждого звука, придаёт звучанию

внутреннюю упругость, стройность, устойчивость. В школе искусств для

ансамбля младших классов лучше

выбирать пьесы с единым стабильным темпом, ведь от учеников будет

требоваться, в основном, умение выдерживать установленный темп, легче будет

добиться синхронности звучания. В произведениях с изменением темпа

задача

существенно усложняется. Например, в первом полугодии учебного года младшему

ансамблю аккордеонистов была предложена Р.П.П. «Перевоз Дуня держала», а ансамблю

средних и старших классов У.Н.П. «Распрягайте, хлопцы, коней» с неоднократным

изменением темпа. Ученики успешно справились с поставленной задачей, т.к. при

работе внимательно слушали исполнителя главной партии, полагались на общие

закономерности, свойственные игре рубато: устремлённость мелодии к

кульминации сопровождается усилением напряжения, и, как следствие, оживлением

темпа,

противоположное

развитие

характеризуется

ослаблением

напряжения

и

замедлением движения.

Не малую роль играет визуальный контакт между исполнителями, ведь взгляд, улыбка,

едва заметный, но чёткий кивок головы в начале произведения (ауфтакт) и, особенно в

конце исполнения, являются залогом удачного исполнения. Необходимость

визуальных контактов при игре в ансамбле аккордеонистов обусловлена самой

музыкой, в которой обычно много диалогов.

Умелое пользование динамическими оттенками помогает полнее раскрыть

общих

характер музыки, передать её эмоциональное содержание, подчеркнуть конструктивные

особенности формы. Существует два способа дифференциации голосов:

указание динамики индивидуально для каждой из партий, и единое для обоих

партий. Обозначение единого нюанса подразумевает, что сами исполнители (с

помощью педагога) определят кому играть громче, а кому тише.

Важнейшим критерием удачного исполнения является также артикуляция- искусство

произнесения музыки с той или иной степенью атаки, связности или расчленённостью

звуков. Участники ансамбля должны стремиться к максимальной

согласованности артикуляции, которая, в зависимости от контекста, может быть

идентичной или контрастной. В большинстве произведений образная сфера

музыки требует не только единства темпа и метроритма, динамического баланса

обеих партий, но и одинаковой активной дикции. Поэтому необходимы идентичные

артикуляционные приёмы.

Контрастная артикуляция требуется, если 1. В музыке сочетаются черты разных

образных сфер (лирическое проведение мелодии у первого аккордеона и подвижно -

импульсивная интонационная линия у второго аккордеона);

2. В рамках единой образной сферы, если фактура складывается из соседних

метрических категорий (у первого аккордеона более мелкие длительности, требующие

большей связности, чем крупные длительности у второго аккордеона).

Для ансамбля аккордеонистов существенным средством передачи образа является

выбор тембра. Если композитор не указал регистры, то ученики с помощью педагога

должны сами выстроить темброво - регистровую драматургию произведения.

Несколько правил правильного выбора регистров:

1. Учитывать что представляет данный фрагмент в системе целого, как он согласуется с

предыдущим

и

последующим

материалами,

является кульминацией или только

ступенью в процессе общего развития.

2. Чрезмерное использование смешанных тембров, образующихся в результате

сочетания чистых («фагот», «пиколло», «кларнет», «концертина», «баян»)

вносит в исполнение тембральную монотонность.

3. Важен не сам по себе тембр, а его взаимодействие с другими тембрами.

Таким образом, для успешного выступления ансамбля аккордеонистов нужно свободное

владение инструментом каждым из участников ансамбля, умение координировать темп,

метроритм, динамику, артикуляцию, правильно выбирать тембр в произведении. Но

исходным ориентиром в выборе тех или иных исполнительских приёмов всегда

остаётся эмоционально образное содержание музыки. Поэтому в начале изучения

нового произведения мы с

учениками разбираем его: жанр, стиль, сведения о

композиторе, фразировка, кульминация, партию каждого участника ансамбля и т.д.

Чётко определяем требования, предъявляемые к каждому отдельному исполнителю и

ансамблю в целом для удачного исполнения музыкального произведения: отличное

знание текста как своей партии, так и партий всех участников коллектива с правильными

штрихами, нюансами, сменой меха и т.д. Уметь слушать себя и своих партнёров,

добиваться синхронности исполнения, единства ритмического пульса, темпа,

смены меха, штрихов при совместном исполнении.

Выступления учеников в составе ансамбля аккордеонистов способствуют приобретению

уверенности чувства сценической свободы, развивают музыкальный слух,

прививают вкус и любовь к публичным выступлениям.

Литература

1. Имханицкий М, Мищенко А. пособие «Теоретические основы работы в

дуэте баянистов и аккордеонистов», Санкт - Петербург, 2001 г.

2. Ризоль Н.. Очерки о работе в ансамбле. М., 1986 г.

3. Иванов А. Первые уроки ансамбля. М., 2011 г.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!