Автор: Мактупова Виктория Фанильевна
Должность: преподаватель по классу аккордеона
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Урай ХМАО - Югра
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: «Особенности работы с ансамблем аккордеонистов в школе искусств»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Детская школа искусств»
Методические рекомендации
«Особенности работы с ансамблем аккордеонистов в школе
искусств»
подготовила преподаватель
по классу аккордеона
Мактупова Виктория
Фанильевна
г. Урай
2023 год
Особенности работы с ансамблем аккордеонистов в школе искусств
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи молодым педагогам
детских школ искусств и детских музыкальных школ при создании и работе с ансамблями
аккордеонистов (дуэты, трио, квартеты).
« Ансамбль ( от французского ensemble – вместе ) - группа исполнителей,
выступающих вместе. Игра в ансамбле аккордеонистов способствует воспитанию
высококвалифицированных
музыкантов,
расширению их кругозора, стимулирует
развитие художественного вкуса, слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, приучает
слушать не только себя, но и других исполнителей. Это не соревнование, где можно
показать себя. Здесь каждый несёт ответственность не только за своё исполнение, но и за
исполнение своих партнёров. Лозунг ансамблей аккордеонистов нашего класса - «один
за всех и все за одного».
Преподавателю нужно очень ответственно подходить к формированию ансамбля,
учитывать индивидуальные особенности учеников. Чем многочисленнее
состав ансамбля, тем сложнее его организовать, сложнее найти психологически
совместимых музыкантов - партнёров. Игра в инструментальном ансамбле имеет свои
психологические сложности. Ошибка одного из членов коллектива намного
снижает общий уровень
исполнения. Поэтому в ансамбле, а особенно в дуэте партнёры должны быть
приблизительно равноценными по профессиональному уровню. Однако это не
означает отсутствие лидера в дуэте.
Существует три основных типа взаимоотношений между участниками ансамбля:
авторитарный, либеральный и коллегиальный.
Авторитарный: один из участников оказывает сильное влияние на остальных
членов коллектива, требует беспрекословного исполнения всех его требований. В таком
ансамбле ограничиваются права, инициатива остальных музыкантов. В стабильных
ансамблях,
даже
детских
и
юношеских,
добившихся
значительных
художественных успехов, участники которых работают вместе несколько лет, ездят
вместе на конкурсы, общаются не только в стенах школы, но и имеют много других
общих интересов, авторитарный тип взаимоотношений встречается крайне редко.
Либеральный: в таком ансамбле наоборот, нет музыканта, который способен возглавить
ансамбль и повести за собой к намеченной цели. Такие ансамбли чаще всего встречаются
в школе искусств, если ученики музицируют вместе только на уроке и у них нет
потребностей творить, искать «изюминку», стремиться к наилучшему результату.
Здесь совместная деятельность музыкантов заключается лишь в освоении новых
произведений, знакомстве с
самыми основами профессионального ансамблевого
исполнительства.
Коллегиальный: это наиболее прогрессивный тип взаимоотношений между участниками
ансамбля,
т.к.
даёт
возможность
каждому
из
ансамблистов
наиболее полно
реализовать свой творческий потенциал. Партнёры, ставшие единомышленниками в
результате дискуссии, обмена мнениями взаимодополняют друг друга и
добиваются хороших результатов (победы на конкурсах, многочисленные успешные
выступления на городских и региональных мероприятиях и т.д.).
Например, в моём ансамбле аккордеонистов младших классов Джалил, как правило,
всегда первый учит новое произведение и на первых репетициях он, как правило,
выступает в роли лидера. Когда у других участников появляются собственные точки
зрения: как необходимо сыграть то или иное место в произведении, в каком темпе, с
какой динамикой и т д.) иногда возникают небольшие разногласия. Но в процессе
углубления работы ансамбля над произведением возникает всё большее понимание
образного содержания исполняемого. Соответственно, активно совершенствуется
ансамблевая техника: усиливаются синхронность метроритма и темпа,
динамический и тембровый баланс, одинаковыми в исполнении всех участников
становятся артикуляция и штрихи. Всё к большему единству приводится сам
исполнительский почерк каждого из ансамблистов при сохранении самых
существенных черт их индивидуальности. Главное, чтобы музыкант не только
свободно
владел
исполнительскими
средствами,
присущими
сольному
музиуированию, но и умел сочетать индивидуальные приёмы игры с манерой игры
своих партнёров. Участникам ансамбля аккордеонистов нужно знать не только свою
партию, но и партию партнёра, это расширяет горизонт видения и понимания
нотного текста всеми исполнителями.
Синхронность звучания возникает в результате единого понимания партнёрами
темпа, метра, ритма. В процессе работы над произведением музыканты должны
найти тот темп, который наиболее точно выражает характер художественного
образа и в то же время способствует выявлению индивидуальных черт, свойственных
данному ансамблю. Конечно, при выборе темпа следует прежде всего ориентироваться
на авторские указания, но словесные обозначения темпов условны и допускают различное
смысловое наполнение. Единое понимание темпа- важнейшая предпосылка
общего ощущения метра и ритма . Слышание и ощущение в музыке мерного
чередования
сильных
и
слабых
долей
позволяет
партнёрам
контролировать
синхронность звучания через равные промежутки времени, в зависимости от избранной
единицы метрической пульсации. Огромную роль в ансамбле аккордеонистов играет
ощущение единого метроритмического пульса. Оно позволяет исполнителям точно
фиксировать атаку, ведение, завершение каждого звука, придаёт звучанию
внутреннюю упругость, стройность, устойчивость. В школе искусств для
ансамбля младших классов лучше
выбирать пьесы с единым стабильным темпом, ведь от учеников будет
требоваться, в основном, умение выдерживать установленный темп, легче будет
добиться синхронности звучания. В произведениях с изменением темпа
задача
существенно усложняется. Например, в первом полугодии учебного года младшему
ансамблю аккордеонистов была предложена Р.П.П. «Перевоз Дуня держала», а ансамблю
средних и старших классов У.Н.П. «Распрягайте, хлопцы, коней» с неоднократным
изменением темпа. Ученики успешно справились с поставленной задачей, т.к. при
работе внимательно слушали исполнителя главной партии, полагались на общие
закономерности, свойственные игре рубато: устремлённость мелодии к
кульминации сопровождается усилением напряжения, и, как следствие, оживлением
темпа,
противоположное
развитие
характеризуется
ослаблением
напряжения
и
замедлением движения.
Не малую роль играет визуальный контакт между исполнителями, ведь взгляд, улыбка,
едва заметный, но чёткий кивок головы в начале произведения (ауфтакт) и, особенно в
конце исполнения, являются залогом удачного исполнения. Необходимость
визуальных контактов при игре в ансамбле аккордеонистов обусловлена самой
музыкой, в которой обычно много диалогов.
Умелое пользование динамическими оттенками помогает полнее раскрыть
общих
характер музыки, передать её эмоциональное содержание, подчеркнуть конструктивные
особенности формы. Существует два способа дифференциации голосов:
указание динамики индивидуально для каждой из партий, и единое для обоих
партий. Обозначение единого нюанса подразумевает, что сами исполнители (с
помощью педагога) определят кому играть громче, а кому тише.
Важнейшим критерием удачного исполнения является также артикуляция- искусство
произнесения музыки с той или иной степенью атаки, связности или расчленённостью
звуков. Участники ансамбля должны стремиться к максимальной
согласованности артикуляции, которая, в зависимости от контекста, может быть
идентичной или контрастной. В большинстве произведений образная сфера
музыки требует не только единства темпа и метроритма, динамического баланса
обеих партий, но и одинаковой активной дикции. Поэтому необходимы идентичные
артикуляционные приёмы.
Контрастная артикуляция требуется, если 1. В музыке сочетаются черты разных
образных сфер (лирическое проведение мелодии у первого аккордеона и подвижно -
импульсивная интонационная линия у второго аккордеона);
2. В рамках единой образной сферы, если фактура складывается из соседних
метрических категорий (у первого аккордеона более мелкие длительности, требующие
большей связности, чем крупные длительности у второго аккордеона).
Для ансамбля аккордеонистов существенным средством передачи образа является
выбор тембра. Если композитор не указал регистры, то ученики с помощью педагога
должны сами выстроить темброво - регистровую драматургию произведения.
Несколько правил правильного выбора регистров:
1. Учитывать что представляет данный фрагмент в системе целого, как он согласуется с
предыдущим
и
последующим
материалами,
является кульминацией или только
ступенью в процессе общего развития.
2. Чрезмерное использование смешанных тембров, образующихся в результате
сочетания чистых («фагот», «пиколло», «кларнет», «концертина», «баян»)
вносит в исполнение тембральную монотонность.
3. Важен не сам по себе тембр, а его взаимодействие с другими тембрами.
Таким образом, для успешного выступления ансамбля аккордеонистов нужно свободное
владение инструментом каждым из участников ансамбля, умение координировать темп,
метроритм, динамику, артикуляцию, правильно выбирать тембр в произведении. Но
исходным ориентиром в выборе тех или иных исполнительских приёмов всегда
остаётся эмоционально образное содержание музыки. Поэтому в начале изучения
нового произведения мы с
учениками разбираем его: жанр, стиль, сведения о
композиторе, фразировка, кульминация, партию каждого участника ансамбля и т.д.
Чётко определяем требования, предъявляемые к каждому отдельному исполнителю и
ансамблю в целом для удачного исполнения музыкального произведения: отличное
знание текста как своей партии, так и партий всех участников коллектива с правильными
штрихами, нюансами, сменой меха и т.д. Уметь слушать себя и своих партнёров,
добиваться синхронности исполнения, единства ритмического пульса, темпа,
смены меха, штрихов при совместном исполнении.
Выступления учеников в составе ансамбля аккордеонистов способствуют приобретению
уверенности чувства сценической свободы, развивают музыкальный слух,
прививают вкус и любовь к публичным выступлениям.
Литература
1. Имханицкий М, Мищенко А. пособие «Теоретические основы работы в
дуэте баянистов и аккордеонистов», Санкт - Петербург, 2001 г.
2. Ризоль Н.. Очерки о работе в ансамбле. М., 1986 г.
3. Иванов А. Первые уроки ансамбля. М., 2011 г.