Напоминание

«Формирование навыка концертного выступления у учащихся класса специального фортепиано»


Автор: Александрова Надежда Александровна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств г. Ворсма".
Населённый пункт: Нижегородская область, Павловский район, г, Ворсма.
Наименование материала: Конспект открытого урока
Тема: «Формирование навыка концертного выступления у учащихся класса специального фортепиано»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств г. Ворсма»

Конспект открытого урока на тему:

«Формирование навыка концертного

выступления у учащихся класса специального

фортепиано»

Выполнил:

преподаватель детской

школы искусств

Александрова Н.А.

г. Ворсма

2018 г.

План конспект открытого урока по предмету «Фортепиано» с

учащимися 2 – 4 класса.

Тема урока:

«Подготовка к концертно-исполнительской деятельности учащихся ДШИ»

Цель:

«Воспитание концертной выдержки у учащихся»

Задачи:

-

Систематизировать и обобщать знания о разнообразии танцевального жанра;

- Развивать способность яркого, выразительного исполнения, стремление к

совершенству;

- Работать над достижением уровня образной завершенности интерпретации;

-

Создать условия для активизации образного музыкального мышления;

- Расширять музыкальный кругозор.

Методы и приемы:

-

Эмоционально - познавательный;

- Наглядно – слуховой;

- Методы анализа, сравнения, обобщения и поощрения;

- Игровой прием.

Тип урока:

Нетрадиционный (урок - концерт).

Форма:

Коллективный урок.

Оборудование:

Цифровое пианино, ноутбук, нотная литература.

Предварительная подготовка:

- Индивидуальная работа по разучиванию произведений;

- Подготовка наглядного и теоретического материала.

Репертуарный план урока:

1.

Й. Гайдн «Менуэт»;

2.

Д. Кабалевский «Гавот из сюиты Комедианты»;

3.

Ф. Шуберт «Немецкий танец»;

4.

Ю. Рочеролл «Вальс»;

5.

С. Майкапар «Меланхолический вальс»;

6.

М Сидрер «Полька»;

7.

У. Гиллок «Фламенко»;

8.

«Молдовеняска».

Ход урока:

Вступительное слово преподавателя:

Добрый день уважаемые коллеги. Тема моего сегодняшнего урока –

«Подготовка учащихся к концертно – исполнительской деятельности». Провести его

мне помогут ученики класса специального фортепиано 2 – 4 классов.

Сегодня мы вам покажем урок, не имеющий четкой структуры и формы.

Такие уроки называют нетрадиционными. В своей преподавательской практике я

применяю индивидуальные и коллективные формы обучения. Коллективные формы

организации деятельности учащихся использую на уроках-концертах.

Урок-концерт – это публичное выступление, представление музыкальных

сочинений тех или иных композиторов. Использование нетрадиционных форм

обучения в классе фортепиано, имеет огромное значение в росте познавательной

активности, развитии коммуникативных качеств учащихся.

Такие уроки носят

увлекательный характер и несут в себе следующие положительные моменты:

- снижают стрессовый фактор проверки уровня развития обучающихся;

- служат совместным представлением, развивают сценическую выдержку;

- создают приподнятую атмосферу при подведении итогов проделанной работы;

- снимают психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за

боязни совершить ошибку;

- позволяют детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной

мере продемонстрировать свои истинные возможности.

- развивают коммуникативные навыки общения.

На таких уроках осуществляется контроль умений и навыков обучающихся

игре на инструменте;

В репертуаре нашего урока представлены танцевальные миниатюры.

В

хрестоматиях для младших и средних классов обилие танцевальных пьес. Для них

характерны чёткая синтаксическая расчленённость изложения, острота ритмической

пульсации,

частые

смены

артикуляционных

штрихов,

яркие

динамические

сопоставления.

В ближайшем будущем я со своими учащимися планирую посетить с концертом

дошкольное учреждение. Все дети, как правило, любят танцевать.

Выбор репертуара

обусловлен

яркой реакцией малышей на ритмо - моторную сферу такой музыки, а

жанровое богатство предполагает применение различных исполнительских приёмов.

С каждым учеником была проведена предварительная работа по разбору и

разучиванию произведения, и

каждая пьеса обладает целым набором особенностей и

специфических трудностей, которые мы учитывали.

Постепенно мы подошли к

своеобразному

рубежу

концертному

выступлению.

Произведения

выучены,

отработаны.

Ученик,

как

нам

кажется,

готов

к

выступлению. Но тут перед нами новая проблема – как помочь ребенку уверенно

чувствовать себя на выступлении. Существует немало способов помощь победить

страх играть перед аудиторией, выработать устойчивую концертную выдержку. Это

и игра на чужом инструменте, и выступление перед учениками младших или

старших классов, проведение родительских собраний с обязательным выступлением

всех учащихся. Сегодняшний урок-концерт – это звено той огромной цепи, которая

называется «формирование навыка концертного выступления».

Воспитательные

и

образовательные

задачи

могут

реализовываться

средствами разных видов искусств: педагогического, музыкального, поэтического,

изобразительного.

Урок-концерт

это

нерасторжимое

единство

трёх

составляющих:

слова, звука и зрительного

образа, он

относится к урокам

повторения, обобщения знаний и закрепления умений и исполнительских навыков

игры на инструменте. Для обогащения музыкального образа произведения сегодня я

использую презентацию. Таким образом, слуховое восприятие подкрепляется

зрительным видеорядом. Урок концерт – это урок с преобладанием эмоционально -

образных форм организации учебной деятельности. Всё то, о чём мы разговаривали

и

чем

занимались

с

детьми,

мы

представим

сейчас

вашему

вниманию.

Нетрадиционный урок проводится при обязательном участии всех обучающихся

класса. Но, учитывая ограниченное время нашего выступления, я покажу только

часть моих учеников, учащихся младших классов.

Виды танцевальных направлений поражают своим многообразием. Из 19

века пришел к нам старинный французский танец «Менуэт». Танцевали его изящно,

грациозно, мелкими шажками на «полупальцах». Изображение «Менуэта» в

живописи перенесет нас в атмосферу тех далеких времен.

Наш концерт открывает пьеса австрийского композитора, представителя

венской классической школы, Й. Гайдна.

Перед исполнением менуэта важно настроиться, выбрать правильный темп,

чтобы он соответствовал характерным движениям танца.

Во времена Гайдна не было фортепиано, а были клавесины.

Давайте воспользуемся дополнительной функцией цифрового пианино,

переключимся на звучание другого инструмента, похожего на клавесин.

Й. Гайдн «Менуэт»,

исполняет Ненькова Светлана, 2 класс.

Ещё один танец «Гавот» - тоже исторический.

В качестве стилизации его использовал в своей сюите «Комедианты» Д.

Кабалевский, советский композитор, пианист, педагог.

В сюиту вошло 10 пьес из спектакля «Изобретатель и комедиант», наиболее

ярких по колориту, жанровой принадлежности. Это музыка, рисующая театральный

мир веселых артистов.

Давайте послушаем гавот в исполнении симфонического оркестра. Музыку

исполняют различные инструменты, как бы переговариваясь, шутя друг с другом

(приложение 1).

А сейчас эта пьеса

прозвучит в исполнении фортепианного дуэта.

Д. Кабалевский «Гавот»,

исполняют Лопаткина Светлана (4 класс) и

Сухарева Юлия (3 класс).

Следующая пьеса в нашем концерте - произведение композитора – романтика

Ф.Шуберта, «Немецкий танец». Её мы исполним вдвоём с Сумеркиной. Пьеса

написана в 3 – дольном размере и напоминает вальс, а музыка нежная и

романтичная.

Ф. Шуберт «Немецкий танец», исполняют Сумеркина Карина (2 класс) и

преп. Александрова Н.А.

Не случайно я вспомнила о вальсе. Это самый известный и романтический танец.

Его музыкальный размер тоже 3/4 и особый упор на первую долю такта. В переводе

с французского «вальс» означает «кружение». Его танцуют так, как подсказывает

музыка. Вальс, который мы сейчас услышим, написал американский композитор

Юджени

Рочеролл.

Стиль

его

музыки

тёплый,

нежный,

отражающий

индивидуальность композитора.

Ю.Рочеролл «Вальс», исполняет фортепианный дуэт в составе ученицы 2

класса Стрижовой Анастасии и преп. Александровой Н.А. (приложение 2)

И ещё один вальс, только советского композитора С. Майкапара прозвучит в нашем

концерте.

С.Майкапар «Меланхолический вальс», исполняет ученица 3-его класса

Седова Полина. Каждый исполнитель слышит музыку по - своему и вносит в неё что

– то своё.

Давайте послушаем это произведение в другом исполнении (приложение 3)

У каждой национальности есть свой танец, отражающий характер, традиции,

обычаи народа. Всем знаком танец «Полька» - чешский народный танец, весёлый,

жизнерадостный.

Михаил Сидрер, «Полька». Исполняет ученица 3 – его класса Зайчикова

Ксения.

А вот так слышит эту же польку другой исполнитель (приложение 4).

Следующий танец - тоже народный. «Фламенко» - национальный испанский

танец, в основе – страсть, огонь, яркие эмоции. В нём равноценное значение

принадлежит трём составляющим: танцу, песне и гитарному сопровождению.

Известный американский композитор Уильям Гиллок сочинил лёгкую пьесу с

испанским характером для навыка игры в быстром темпе. Перед тем, как мы

послушаем эту пьесу, мне бы хотелось показать вам видео этого танца

(приложение 5).

У. Гиллок «Фламенко», исполняет ученица второго класса Никитина

Анастасия.

Завершает наш концерта «Молдовеняска» - один из наиболее популярных

молдавских танцев. Музыкальный размер его – 2/4, темп быстрый, преобладающая

форма – рондо; запев – припев. Вот так звучит «Молдовеняска» в исполнении

симфонического оркестра, (приложение 6).

А теперь послушаем этот танец в исполнении дуэта учащихся.

Молдавский народный танец «Молдовеняска». Исполняют Сухарева Юлия (3

класс) и Лопаткина Светлана (4 класс).

Заключение

Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения -

достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем

исполнительском уровне, т.е. осмысленно, технически свободно, музыкально,

эмоционально и выразительно.

Пьесы малой формы, в том числе и танцевального характера, составляет

значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс

воспитания ученика – пианиста. Ученики всех классов с большим удовольствием

работают над пьесами этого жанра. Причины вполне объяснимы:

1) удобный формат (малая форма);

2) разнообразие характеров и образов;

3) богатое стилистическое и жанровое разнообразие, позволяющее познакомить

ученика с современными музыкальными направлениями (джаз, рок, популярная

музыка, этнические мотивы);

4) возможность использовать такие произведения для участия в концертах.

Таким образом, пьесы танцевального характера расширяют кругозор и обогащают

музыкальный

слух

учащегося,

развивают

музыкальное

мышление,

активно

способствуют развитию его моторики. Самое важное, что должен понять юный

исполнитель: сценическое выступление – это не только испытание нервной системы

на прочность, но и радость от общения с публикой; творческое вдохновение и

профессиональный рост. Чем больше выходишь на сцену – тем больше проявляется

уверенности, ибо: сцена – лучшее лекарство от волнения.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!