Напоминание

Проектная деятельность


Автор: Наталья Александровна Носкова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ №8
Населённый пункт: г. Батайск Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детская проектная деятельность «Сочиняем сказки» - средство

формирования лексико-грамматических категорий и социально-значи-

мых ценностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недораз-

витием речи

Всем известно, что дети любят сказки. Незатейливые сюжеты, повторы

действий и слов вызывают интерес у дошкольников. Возможности логопеди-

ческих сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что

позволяют предлагать занятия детям самых разных возрастов с различным

уровнем речевого и интеллектуального развития. Дети с речевыми наруше-

ниями хорошо осознают свой дефект, в связи с чем становятся робкими, за-

стенчивыми, молчаливыми; затрудняется их общение со сверстниками и

взрослыми, они меньше узнают об окружающем мире. Речевое недоразвитие

дошкольников отрицательно сказывается во всех видах деятельности, в пове-

дении, в общении и на развитие личности в целом.

В коррекционной деятельности существует проблема:

как донести «сухой» учебный материал до ребенка, чтобы он воспри-

нял его, получил и закрепил определённые умения, навыки, знания;

как сделать так, чтобы в соответствие с требованиями ФГОС ДО, кор-

рекционное обучение стало интересным, увлекательным без напряже-

ния для детей.

Конечно, на помощь мне приходит логопедическая сказка, которая за-

вораживает детей и превращает процесс обучения в занимательную деятель-

ность – в ходе которой дети раскрепощаются, вступают в продуктивный диа-

лог, слушают сказочные сюжеты, сочиняют и разыгрывают их с любимыми

персонажами и с помощью развивающих пособий Воскобовича поэтому я

поставила цель:

формирование лексико-грамматических категорий и социально-значи-

мых ценностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразви-

тием речи посредством авторской логопедической сказки.

1

Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:

1.

Изучить теоретический аспект психолого-педагогических исследований

имеющийся эффективный опыт коррекционно-образовательной работы по

преодолению лексико-грамматических категорий у детей с общим недо-

развитием речи.

2.

Разработать и использовать в практике совместной коррекционно-образо-

вательной деятельности систему авторских логопедических сказок для

формирования лексико-грамматических категорий и социально-значимых

ценностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвити-

ем речи.

3.

Оптимизировать взаимодействие с родителями воспитанников и педагога-

ми ДОУ для эффективной коррекции лексико-грамматических категорий

детей с общим недоразвитием речи.

Научные аспекты моего опыта совпадают с принципами Федерального

Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования:

Философский аспект опыта заключается в житейской мудрости – фи-

лософии сказки: в жизни нет неразрешимых ситуаций. В жизни всегда есть

помощники и единомышленники. Существует извечный цикличный сцена-

рий жизни «Утро вечера мудренее», «Добро всегда побеждает зло».

Педагогический аспект опыта заключается в формировании патрио-

тических, эстетических, общечеловеческих ценностей, с помощью цикла ав-

торских логосказок: с Чевостиком дети путешествуя учатся любоваться кра-

сотой Донского края и родного города.

Коррекционный аспект опыта заключается в особом способе подачи

учебного материала в форме логосказок, делающего его интересным, завора-

живающим и позволяющим решать коррекционное воздействие без напряже-

ния для детей, а значит, более радостным и действенным. Например, в ло-

госказке «Чевостик в парке», естественным образом без принуждения проис-

ходит обогащение и активное использование словарного запаса, словооб-

разование и словоизменение.

2

Психологический аспект опыта основывается

на

положении

Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом раз-

витии ребенка.

Тематика авторских логосказок зависит от лексических тем, включен-

ных в перспективно-тематический план. Иногда она возникает из народной

сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской пе-

сенки. Тематика авторских логосказок включает следующие блоки:

Донской калейдоскоп,

Любимый город Батайск

Волшебные сказки

Семейный альбом

Отличительная особенность моих логопедических сказок заключается в

том, что в содержании сюжетной линии каждой из них интригу создает ди-

дактический (авторский) сквозной персонаж

Мы постарались, чтобы содержание сказок включало такие аспекты

как:

1.

Познавательный (дети вместе с «Чевостиком», он любознательный, об-

щительный, озорной непоседа, такой же ребенок, как и наши дети, ведет

продуктивный диалог с детьми: задает вопросы, шутит, перебивает по

ходу рассказывания сказки, вовлекает детей в обсуждение проблемы, вы-

движение детьми собственных версий, предположений: что может слу-

читься, если…) Вместе с ним дети узнают, как и для чего в нашем го-

роде….., или какие вещи, предметы спрятались в сундучке тетушки Акси-

ньи;

2.

Деятельностный аспект содержания осуществляется вместе с «Озорным

язычком», который проводит артикуляционную гимнастику и логопеди-

ческий самомассаж языка;

с Чевостиком дети моделируют и разыгрывают сказки, составляют

предложения.

3

Вместе с «Волшебным Звуком» открываем мир живого языка. Помощ-

никами в этой непростой задаче нам стали развивающие пособия Воско-

бовича: геоконт и игровизор, коврограф, «Волшебный квадрат» и другие.

В сказочной, игровой форме раскрываются и запоминаются такие важные

понятия как звук: гласный, согласный мягкий, согласный твёрдый, слог,

слово, предложение, формируется звуко-буквенный анализ и синтез.

3.

Аксиологический аспект содержания направлен на присвоение соци-

ально-значимых ценностей: «Проживая сказку», дети учатся преодоле-

вать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекват-

ное словесное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, со-

стояниям, любуются красотой родной природы в разные времена года,

приобщаются к событиям своей страны, Донского края, города. Эмоцио-

нально разряжаясь, сбрасывая зажимы, “отыгрывая” спрятанные глубоко в

подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становят-

ся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающе-

му мир

4.

Личностно-творческий. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию

и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают

простор творчеству.

Модель совместной коррекционно-образовательной деятельности

Введение в сюжет совместной деятельности (проблема, загадка).

Рассказывание сказки.

Продуктивный диалог по содержанию сказки:

использование лексики текста, замена авторских выразительных

средств собственными

построение предложений, умение использовать сложные предложения

упражнения артикуляционные, дыхательные, фонетические, звуко-бук-

венный анализ и синтез.

Моделирование фрагмента сказки и пересказ текста, соответствующий

данному фрагменту.

4

Выкладывание модели сказки (картинной или символической).

Пересказ (разыгрывание) сказки по модели.

Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего

воздействия является способность учителя-логопеда организовать отношения

с родителями воспитанников в форме активного взаимодействия и в процессе

совместной деятельности с целью максимально помочь ребенку. Нами был

организован семейный клуб «Родничок». Родители с детьми с увлечением

включились в творческий проект по созданию авторских сказок таких как:

«Донские сказки», «Семейный альбом», «Волшебные сказки». С участием

родителей в группе создана энциклопедия «Старинные слова».

Положительная динамика в формировании лексико-грамматиче-

ских категорий и социально значимых ценностей у детей старшего до-

школьного возраста с общим недоразвитием речи

Позитивная динамика по формированию лексико-грамматичесческих

категорий и социально значимых ценностей у детей старшего дошкольного

возраста с общим недоразвитием речи

осуществлялись по программе

Н.В. Нищевой, а также с использованием авторских технологий «Логосказки»

Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, Ботяевой С.В. показатели кото-

рых определялись с помощью диагностических методик Волковской Т.Н.

«Иллюстрированный метод логопедического обследования» и других авторов

логопедического обследования детей с ОНР (Иншакова, Смирнова – альбом

логопедического обследования). Так же нами были обследованы эмоциональ-

но- личностные особенности детей контактность , эмоциональная отзывчи-

вость самооценка , отношения со сверстниками в процессе наблюдения за

детьми и во взаимодействии с педагогом-психологом были использованы сле-

дующие диагностические методики: «Три Оценки» А.И. Липкиной, автопор-

трет Бернса, методика Рене Жиля.

5

Показатели развития лексико-грамматических категорий

и социально-значимых ценностей у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР

Группа

Год

Связная

речь

Лексико -

грамматические

категории

Социализация

подготовительная

2013-

2014

Н - 0

С - 32

В - 68

Н - 7

С - 14

В - 79

Н - 0

С- 7

В- 93

старшая

2014-

2015

Н - 65

С - 35

В - 0

Н - 70

С - 30

В - 0

Н - 45

С- 30

В- 25

подготовительная

2015-

2016

Н - 0

С - 27

В - 73

Н - 9

С - 18

В - 73

Н - 0

С - 9

В - 91

У детей выделяем стремление к овладению новыми знаниями, умения-

ми, навыками; заинтересованность в положительной оценке результатов сво-

ей деятельности; проявление любознательности, склонности к саморазвитию

и самостоятельному поиску решений, проявление творческой позиции.

В социально-личностном развитии отмечаем у воспитанников инициа-

тивность; самостоятельность и ответственность; способность разносторонне

воспринимать себя и других, способность сопоставлять свои действия и их

последствия, видеть противоречия между ними, оценивать их, способность к

диалогу; наличие радости достижений или гордости за успех; толерантность,

чувствительность к моральным проблемам.

Перспективы работы:

создание сборника детских авторских сказок и дидактических пособий.

6

транслировать эффективный опыт в форме публикации авторских логопе-

дических сказок, размещения на личной странице сайта рекомендации

для родителей и педагогов.

7



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!