Автор: Наталья Александровна Носкова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ №8
Населённый пункт: г. Батайск Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность
Раздел: дошкольное образование
Детская проектная деятельность «Сочиняем сказки» - средство
формирования лексико-грамматических категорий и социально-значи-
мых ценностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недораз-
витием речи
Всем известно, что дети любят сказки. Незатейливые сюжеты, повторы
действий и слов вызывают интерес у дошкольников. Возможности логопеди-
ческих сказок при условии творческого подхода к ним настолько велики, что
позволяют предлагать занятия детям самых разных возрастов с различным
уровнем речевого и интеллектуального развития. Дети с речевыми наруше-
ниями хорошо осознают свой дефект, в связи с чем становятся робкими, за-
стенчивыми, молчаливыми; затрудняется их общение со сверстниками и
взрослыми, они меньше узнают об окружающем мире. Речевое недоразвитие
дошкольников отрицательно сказывается во всех видах деятельности, в пове-
дении, в общении и на развитие личности в целом.
В коррекционной деятельности существует проблема:
как донести «сухой» учебный материал до ребенка, чтобы он воспри-
нял его, получил и закрепил определённые умения, навыки, знания;
как сделать так, чтобы в соответствие с требованиями ФГОС ДО, кор-
рекционное обучение стало интересным, увлекательным без напряже-
ния для детей.
Конечно, на помощь мне приходит логопедическая сказка, которая за-
вораживает детей и превращает процесс обучения в занимательную деятель-
ность – в ходе которой дети раскрепощаются, вступают в продуктивный диа-
лог, слушают сказочные сюжеты, сочиняют и разыгрывают их с любимыми
персонажами и с помощью развивающих пособий Воскобовича поэтому я
поставила цель:
формирование лексико-грамматических категорий и социально-значи-
мых ценностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразви-
тием речи посредством авторской логопедической сказки.
1
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:
1.
Изучить теоретический аспект психолого-педагогических исследований
имеющийся эффективный опыт коррекционно-образовательной работы по
преодолению лексико-грамматических категорий у детей с общим недо-
развитием речи.
2.
Разработать и использовать в практике совместной коррекционно-образо-
вательной деятельности систему авторских логопедических сказок для
формирования лексико-грамматических категорий и социально-значимых
ценностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвити-
ем речи.
3.
Оптимизировать взаимодействие с родителями воспитанников и педагога-
ми ДОУ для эффективной коррекции лексико-грамматических категорий
детей с общим недоразвитием речи.
Научные аспекты моего опыта совпадают с принципами Федерального
Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования:
Философский аспект опыта заключается в житейской мудрости – фи-
лософии сказки: в жизни нет неразрешимых ситуаций. В жизни всегда есть
помощники и единомышленники. Существует извечный цикличный сцена-
рий жизни «Утро вечера мудренее», «Добро всегда побеждает зло».
Педагогический аспект опыта заключается в формировании патрио-
тических, эстетических, общечеловеческих ценностей, с помощью цикла ав-
торских логосказок: с Чевостиком дети путешествуя учатся любоваться кра-
сотой Донского края и родного города.
Коррекционный аспект опыта заключается в особом способе подачи
учебного материала в форме логосказок, делающего его интересным, завора-
живающим и позволяющим решать коррекционное воздействие без напряже-
ния для детей, а значит, более радостным и действенным. Например, в ло-
госказке «Чевостик в парке», естественным образом без принуждения проис-
ходит обогащение и активное использование словарного запаса, словооб-
разование и словоизменение.
2
Психологический аспект опыта основывается
на
положении
Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом раз-
витии ребенка.
Тематика авторских логосказок зависит от лексических тем, включен-
ных в перспективно-тематический план. Иногда она возникает из народной
сказки, предания, поверья, саги, легенды, даже пословицы и детской пе-
сенки. Тематика авторских логосказок включает следующие блоки:
Донской калейдоскоп,
Любимый город Батайск
Волшебные сказки
Семейный альбом
Отличительная особенность моих логопедических сказок заключается в
том, что в содержании сюжетной линии каждой из них интригу создает ди-
дактический (авторский) сквозной персонаж
Мы постарались, чтобы содержание сказок включало такие аспекты
как:
1.
Познавательный (дети вместе с «Чевостиком», он любознательный, об-
щительный, озорной непоседа, такой же ребенок, как и наши дети, ведет
продуктивный диалог с детьми: задает вопросы, шутит, перебивает по
ходу рассказывания сказки, вовлекает детей в обсуждение проблемы, вы-
движение детьми собственных версий, предположений: что может слу-
читься, если…) Вместе с ним дети узнают, как и для чего в нашем го-
роде….., или какие вещи, предметы спрятались в сундучке тетушки Акси-
ньи;
2.
Деятельностный аспект содержания осуществляется вместе с «Озорным
язычком», который проводит артикуляционную гимнастику и логопеди-
ческий самомассаж языка;
с Чевостиком дети моделируют и разыгрывают сказки, составляют
предложения.
3
Вместе с «Волшебным Звуком» открываем мир живого языка. Помощ-
никами в этой непростой задаче нам стали развивающие пособия Воско-
бовича: геоконт и игровизор, коврограф, «Волшебный квадрат» и другие.
В сказочной, игровой форме раскрываются и запоминаются такие важные
понятия как звук: гласный, согласный мягкий, согласный твёрдый, слог,
слово, предложение, формируется звуко-буквенный анализ и синтез.
3.
Аксиологический аспект содержания направлен на присвоение соци-
ально-значимых ценностей: «Проживая сказку», дети учатся преодоле-
вать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекват-
ное словесное и телесное выражение различным эмоциям, чувствам, со-
стояниям, любуются красотой родной природы в разные времена года,
приобщаются к событиям своей страны, Донского края, города. Эмоцио-
нально разряжаясь, сбрасывая зажимы, “отыгрывая” спрятанные глубоко в
подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становят-
ся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающе-
му мир
4.
Личностно-творческий. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию
и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают
простор творчеству.
Модель совместной коррекционно-образовательной деятельности
Введение в сюжет совместной деятельности (проблема, загадка).
Рассказывание сказки.
Продуктивный диалог по содержанию сказки:
•
использование лексики текста, замена авторских выразительных
средств собственными
•
построение предложений, умение использовать сложные предложения
•
упражнения артикуляционные, дыхательные, фонетические, звуко-бук-
венный анализ и синтез.
Моделирование фрагмента сказки и пересказ текста, соответствующий
данному фрагменту.
4
Выкладывание модели сказки (картинной или символической).
Пересказ (разыгрывание) сказки по модели.
Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего
воздействия является способность учителя-логопеда организовать отношения
с родителями воспитанников в форме активного взаимодействия и в процессе
совместной деятельности с целью максимально помочь ребенку. Нами был
организован семейный клуб «Родничок». Родители с детьми с увлечением
включились в творческий проект по созданию авторских сказок таких как:
«Донские сказки», «Семейный альбом», «Волшебные сказки». С участием
родителей в группе создана энциклопедия «Старинные слова».
Положительная динамика в формировании лексико-грамматиче-
ских категорий и социально значимых ценностей у детей старшего до-
школьного возраста с общим недоразвитием речи
Позитивная динамика по формированию лексико-грамматичесческих
категорий и социально значимых ценностей у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
осуществлялись по программе
Н.В. Нищевой, а также с использованием авторских технологий «Логосказки»
Г.А. Быстровой, Э.А. Сизовой, Т.А. Шуйской, Ботяевой С.В. показатели кото-
рых определялись с помощью диагностических методик Волковской Т.Н.
«Иллюстрированный метод логопедического обследования» и других авторов
логопедического обследования детей с ОНР (Иншакова, Смирнова – альбом
логопедического обследования). Так же нами были обследованы эмоциональ-
но- личностные особенности детей контактность , эмоциональная отзывчи-
вость самооценка , отношения со сверстниками в процессе наблюдения за
детьми и во взаимодействии с педагогом-психологом были использованы сле-
дующие диагностические методики: «Три Оценки» А.И. Липкиной, автопор-
трет Бернса, методика Рене Жиля.
5
Показатели развития лексико-грамматических категорий
и социально-значимых ценностей у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР
Группа
Год
Связная
речь
Лексико -
грамматические
категории
Социализация
подготовительная
2013-
2014
Н - 0
С - 32
В - 68
Н - 7
С - 14
В - 79
Н - 0
С- 7
В- 93
старшая
2014-
2015
Н - 65
С - 35
В - 0
Н - 70
С - 30
В - 0
Н - 45
С- 30
В- 25
подготовительная
2015-
2016
Н - 0
С - 27
В - 73
Н - 9
С - 18
В - 73
Н - 0
С - 9
В - 91
У детей выделяем стремление к овладению новыми знаниями, умения-
ми, навыками; заинтересованность в положительной оценке результатов сво-
ей деятельности; проявление любознательности, склонности к саморазвитию
и самостоятельному поиску решений, проявление творческой позиции.
В социально-личностном развитии отмечаем у воспитанников инициа-
тивность; самостоятельность и ответственность; способность разносторонне
воспринимать себя и других, способность сопоставлять свои действия и их
последствия, видеть противоречия между ними, оценивать их, способность к
диалогу; наличие радости достижений или гордости за успех; толерантность,
чувствительность к моральным проблемам.
Перспективы работы:
создание сборника детских авторских сказок и дидактических пособий.
6
транслировать эффективный опыт в форме публикации авторских логопе-
дических сказок, размещения на личной странице сайта рекомендации
для родителей и педагогов.
7