Автор: Чуракова Елена Григорьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п.Межевой
Населённый пункт: р.п.Межевой Челябинская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: "Развитие психомоторных качеств у детей при подготовке к музыкально-исполнительской деятельности"
Раздел: дополнительное образование
Чуракова Е.Г.,
преподаватель по классу
фортепиано высшей категории
МБОУ ДО «ДШИ» р.п.Межевой
РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К
МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В музыкальном искусстве психомоторные качества чрезвычайно значимы не только в
исполнительской деятельности, но и, как оказалось, даже при восприятии музыкальной
интонации. Становление музыкального мышления осуществляется постоянно на основе
психомоторных процессов, обогащаясь, раз от раза более совершенными мускульными
действиями.
В
дальнейшем
психомоторика
непременно
присутствует
в
самых
различных
проявлениях активности человека: в его речи, письме, эмоциональной экспрессии, локомоции,
инструментальных двигательных действиях. В психомоторике находят отражения состояния
человека, его типические особенности. Особое значение психомоторика приобретает в таких
областях деятельности человека, как учеба, труд, спорт, искусство.
Свои мысли и чувства музыкант передает при помощи техники игровых движений.
Игра на музыкальном инструменте, дирижирование, сольное и хоровое пение представляют
собой сложнейшие виды человеческой деятельности, для реализации которых необходима
согласованность отлаженных психических процессов – восприятия, внимания, памяти,
мышления, воображения, воли с наличием тонких физических движений.
Музицирование – единый психофизиологический процесс, в котором психический
фактор – основа художественного мышления. Таков высший идеал исполнительского
мастерства. Художественные задачи в нем превыше всего, а двигательные действия должны
подчиняться творческой воле исполнителя.
1. Закономерность эмоционального и двигательного процессов
Многие известные педагоги говорили о необходимости подчинения технической
стороны дел художественной. В чем первопричина технических трудностей, возникающих как
перед учащимися, так и перед музыкантами, стоящими на высокой степени профессионального
умения?
Практически все авторитетные специалисты считают, что основная проблема
заключается тут в мышечных напряжениях (зажимах), возникающих при игре.
Если обратиться к исследованиям психологов, то становится очевидным, что
формирование управляемого технического аппарата возможно только на основе строгого
подчинения
двигательных
действий
основным
физиологическим
закономерностям
функционирования организма. На стадии разучивания новых движений, которые непривычны и
необычны, у начинающего музыканта может происходить сбой в мышечной координации. Если
работающая мышца зажимается или излишне напрягается, то возбуждение от действующей
мышцы переходит на другие двигательные центры, которые и напрягают неработающие
мышцы.
Таким образом, технические трудности при освоении музыкантом исполнительских
навыков возникают от излишних мышечных напряжений в неработающих мышцах.
Общеизвестно, какое важное значение придают музыканты-исполнители и педагоги
вопросам воспитания мускульной свободы, изучению технических приемов, естественному
приспособлению всего организма исполнителя к своему инструменту; недооценка этих
вопросов на практике всегда мешает выявлению творческой фантазии исполнителя, передаче
содержания исполняемого.
Особую значимость приобретает организация игровых движений у начинающего
музыканта. Надо учесть, что в двигательной сфере ребенка при его действиях в повседневной
жизни и его первых контактах с инструментом возникает двойственность ощущений.
Движения, требуемые при игре на любом музыкальном инструменте, в большинстве своем
отсутствуют
в
предшествующем
личном
опыте
музыканта.
Не
подготовить
ученика
предварительно к новым – очень сложным для него ощущениям и движениям, значит – обречь
ребенка на длительные и достаточно мучительные поиски. Если ученик в силу своей природной
интуиции приспосабливается к новым двигательным ощущениям, то результаты далеко не
всегда бываю стабильные. Следовательно, основная задача начальной подготовки – тщательная
предварительная и всесторонняя подготовка ребенка к совершенно новым двигательным
ощущениям.
2. Методы освоения движений
В
истории
музыкально-исполнительского
искусства
с
переменным
успехом
использовались два основных метода освоения движений – слуховой и двигательный.
Сторонники слухового метода считали, что слуховой образ сам обеспечивает нахождение
наиболее правильных игровых движений. Пропагандисты этого метода старались отыскать
подсознательные силы, которые помогут найти правильное движение. В то же время
инструменталисты замечали, что музыкально-слуховой образ далеко не всегда может
приводить к нахождению наиболее правильного, точного и целесообразного движения. Один и
тот же звуковой результат может быть получен при помощи разных систем движения, но
далеко не каждая из этих систем может оказаться наиболее целесообразной.
Искажение рабочих движений является основной причиной профессиональных
заболеваний
музыкантов.
По
мнению
авторитетных
врачей,
в
основе
заболеваний,
2
распространенных
среди
людей
мышечного
труда
(к
ним
относили
и
музыкантов-
исполнителей), лежат расстройства функции сокращения мышц.
Более действенные методы лечения исполнительского аппарата музыканта, снятия
мышечных зажимов стали разрабатывать сами музыканты-педагоги. Методические труды
зарубежных и отечественных педагогов в этой области стали появляться более века назад:
О.Гутмана (1899), Л.Кофлера (1907), О.Г.Лобановой (1923), И.Т.Назарова (1916), В.А.Гутерман
(1944, 1994), А.А.Шмидт-Шкловской (1971) и др.
Одной из наиболее эффективных двигательных систем являются «Пальчиковые игры»
И.Э.Сафаровой. Это универсальный дидактический и развивающий материал по организации
пианистических движений детей доинструментального периода. Посредством пальчиковых игр
у ребенка развиваются не только тактильные движения и осязание, но и более интенсивно
происходит его речевое развитие, которое в свою очередь непосредственно связано с общим
развитием.
Все упражнения не случайны. Это элементы тех сложных движений мышечных и
тактильных
ощущений,
которые
понадобятся
пианисту
при
непосредственном
соприкосновении с инструментом.
Эти упражнения могут понадобиться и в период работы за инструментом в случае
возникновения пианистических, двигательных трудностей, для разрешения тех или иных
технических и художественных задач.
Упражнения могут принести помощь в развитии тонких дифференцированных
движений, координации движений, тонких тактильных ощущений – в педагогической работе с
маленькими детьми в различных дошкольных учреждениях. Неоценимую помощь они могут
оказать в занятиях с детьми с заторможенным умственным развитием. Известно, насколько
велика роль рук в развитии умственной деятельности.
Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах)
– это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с
помощью которого мы ощущаем все в себе и вокруг себя.
Каждая былиночка в нашем теле имеет своего полномочного представителя в мозгу,
который получает от нее сведения-сигналы, передаваемые рецептором по «телеграфу» - через
систему нервных связей.
Значительную часть коры головного мозга занимает представительство наших рук. И
это естественно – ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий
орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим и играем на различных
инструментах.
3
У Горького есть интересное высказывание: «Процесс социально-культурного роста
людей развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова
учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга.
Руки – голова – снова руки …»
Развивать тонкие дифференцированные движения нужно конечно же постепенно,
поэтому пальчиковые упражнения И.Э.Сафаровой в каждом разделе расположены в порядке
возрастания сложности.
I раздел посвящен пальчиковым играм с использованием в некоторых из них крупных
движений.
Во II разделе даны игры с использованием целостных крупных движений рук, ног,
спины с чувством всего тела.
III раздел – тактильные упражнения на осязание разных по характеру поверхностей
предметов.
Наряду
с
педагогическими
приемами,
обращенными
к
фантазии
ребенка,
пробуждающими в нем состояние креативности, в работе используется имитативный,
подражательный метод. Оба эти способа освоения мира биологически присущи человеку и
проявляются уже на самых ранних ступенях его развития.
Целый ряд упражнений обращен к фантазии ребенка, к его креативности: «Вьюги»,
«Гости («Мама, мама!»), «Сороконожки», «Капуста», «Зарядка» и т.д.
Очень важно, чтобы у ребенка не было бы зажатости, страха за то, что упражнения
сложны, недоступны. Важно, чтобы ребенок не растерялся. Поэтому упражнения нужно
подбирать так, чтобы была уверенность в том, что дети смогут повторить или сами придумать
движение. Иногда можно сказать: «Эта игра очень трудная, ее могут освоить лишь старшие
дети» -, хотя мы знаем, что дети могут вполне справиться с ней. Какой радостью загораются
глаза ребенка, когда ему вдруг удается успешно выполнить движения. Путем подобных
приемов мы организуем чувство успеха, которое поможет ребенку осваивать более сложные
игры, а в дальнейшем и музыкальный инструмент.
3. Приемы освоений пианистических движений
Донотный период воспитания маленького пианиста ставит перед собой задачи:
организация игрового аппарата, развитие музыкального мышления и воображения. В настоящее
время издано множество сборников и методических пособий, позволяющих погрузить ребенка
в сказочный мир музыкальных образов. Далее шаг за шагом, осваивая нотную грамоту, ребенок
играет пьески.
В этот период развитие двигательно-моторных качеств затормаживается, т.к. все
усилия направлены на освоение сложнейшей нотной системы.
4
О развитии технических навыков мы вспоминаем только к 4-му классу, где требуется
сдавать технический зачет. Время упущено и развитие двигательно-моторных качеств ученика
успешно начатое в период знакомства с «пальчиковыми играми» так и остается на
первоначальном этапе развития. Всем известно, что техника фортепианной игры имеет в своей
основе так называемые технические формы: гаммы, октавы, аккорды, арпеджио и т.д, овладеть
которыми должен каждый пианист на разных этапах своего музыкального образования. Игра
гамм развивает слуховое восприятие, не говоря уже о том, что это «классический» тип
пальцевого упражнения. Исполнение гамм требует ровности и точности звучания, помогает
овладеть
секретами
динамики,
является
прекрасным
упражнением
на
координацию,
акцентирование, вырабатывает определенные аппликатурные привычки, артикуляционные
навыки.
Но если эту работу не проводить своевременно, т.е. изучение гамм превращается в
изнурительный
труд,
а
музыкальные
и
художественные
образы
в
произведениях
старшеклассников без фортепианной техники превращаются в искаженное подобие.
В учебно-методических пособиях встречаются подготовительные упражнения, но как
правило, они не систематизированы и направлены на развитие какого-либо одного приема
исполнения. Обращает на себя внимание методика известного педагога А.А.Шмидт-
Шкловской, где простые, но эффективные упражнения помогают последовательно овладеть
техническими навыками.
Данная методическая разработка направлена на поддержание интереса у учащихся к
развитию технических навыков. Упражнения подобраны с постепенным переходом от
«пальчиковых игр» к техническим формулам с постепенным усложнением. Упражнения имеют
образы и стихи, что должно повысить интерес к их изучению у маленьких пианистов.
3.1. Позиционные последовательности
Цель: научить ребенка играть гаммаобразные пассажи.
Методы:
Освоение передачи веса руки в каждый палец.
Ощущение опоры в кончиках пальцев.
Подкладывание 1-го пальца.
Освоение позиционной игры.
1. Упражнение «Краб» - А.Баренбойм «Путь к музыке»
Кто там прячется в углу?
Кто забился под скалу?
Кто усами шевелит,
5
Ничего не говорит?
Старый краб не будь упрям,
Вылезай-ка лучше к нам.
Играть сначала на крышке инструмента, затем H-dur.
2. Упражнение «Змейка» - А.Шмидт-Шкловская
Последовательно по белым клавишам 1-2, 1-3, 1-4 пальцами.
3. Упражнение «Зарядка»
На черных клавишах перешагивать 2 и 3 пальцами с ощущением опоры и передаваемого
веса.
На зарядку становись,
Вместе с нами подтянись,
Вместе с нами поклонись,
Вместе с нами улыбнись.
Для развития самостоятельности пальцев чередовать в различных сочетаниях.
4. Упражнение «Пароходик» - освоение 5-пальцевой позиции.
Дни и ночи на пролет
Пароходик мой плывет
По волнам до океана
Всем привет передает.
5. Упражнение «Снег идет» - знакомство с позициями 3+5.
Снег идет, снег идет - 1, 2, 3 пальцы
Скоро Новый год. – 1, 2, 3, 4, 5, последовательно по любому звукоряду.
Вариант стихов:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
На слове «летят» возможен вариант концовки, придуманный учеником.
6. Упражнение «Краб» в последовательном исполнении на гамме H-dur – исключает зависание
запястья и организует правильную постановку 1-го пальца. Далее переход на гаммы E, A, D
… по мере освоения учеником.
7. Упражнение Ш.Ганона
№ 1 – развитие самостоятельности каждого пальца
6
№ 2 – «Рыбак», сб.А.Артоболевской «Первая встреча с музыкой»
Освоение движения скрытого голоса и развитие боковых – дугообразных движений запястья.
3.2. Хроматическое движение
Цель: освоение последовательности по полутонам.
Методы:
Расположение кончиков пальцев близко друг к другу.
Построение линии между черными клавишами.
Отработка небольших поворотов кисти в сторону 5-го пальца.
1. Упражнение «Паучок» - исполняется по «тройняшкам».
Паучок в лесу живет,
Паутину он плетет,
Паутина так тонка,
Крепко держит паучка.
2. Упражнение «Вьюга» - соединение «двойняшки» с «тройняшкой».
Запевает вьюга вдруг,
Замету я все вокруг.
Закрутила, завертела,
Песню зимнюю запела.
3. Упражнение «2х1» - соединить в одну линию «Паучка» и «Вьюгу».
4. Переход на игру 2-мя руками в расходящемся движении от звуков «ре» «соль диез».
5. Игра в прямом движении от разных звуков.
3.3. Гармонические сочетания
Цель: развитие независимости пальцев при эластичных мышцах ладони.
Методы:
Собранность всех пальцев.
Глубокое погружение в опору.
Ощущение «свода» или «крыши» над клавишами.
Ровное «рессорящее» запястье
7
1. Упражнение «Дорожка интервалов»
Соединение интервалов в одну дорожку: прима,
секунда,
терция, кварта, квинта;
последовательным соединением 1 палец, 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
2. Упражнение «Гном»
Добрый гном строит дом,
Как прекрасно будет в нем.
Комбинация пальцев: 3-ий в центре трезвучия, 2-4-ый на третий; 1-5-ый на квинте.
Упражнение для опоры и самостоятельности пальцев.
3. Упражнение «Дождик – капель»
Звонко слышим мы капель,
Это к нам пришел апрель.
Опора на среднем пальце, 1 и 5 палец легким прикосновением изображает капельки дождя,
либо капели. Во избежание «зажатости» необходимо контролировать поворот запястья
вправо и влево.
4. Упражнение «Теремок»
Играем трезвучие, дом – это крайние звуки, средний палец – это нотка в домике. Обыграть
диалог – «Кто в теремочке живет»
- «Это, я мышка-норушка» и т.д. по всем обращениям.
Упражнение направлено на развитие самостоятельности пальцев и ощущения опоры крайних
звуков.
5. Игра трезвучия с переносом на октаву.
6. Игра трезвучия с обращением.
3.4. Арпеджио
Цель: сочетание цепкости пальцев и гибкости запястья.
Методы:
Развитие навыка боковых движений запястья к 5-му пальцу и к 1-му пальцу.
Самостоятельность и цепкость каждого пальца.
Освоение позиционной игры.
Освоение аппликатурных принципов.
8
1. Игра трезвучия и его обращений вверх и вниз, поочередно каждый звук. Упражнение
направлено на развитие боковых движений и освоение позиций.
2. № 3 – «Танкист» - движение по секстаккордам. Соединение открытой ладони с собранными
пальцами. Все звуки играть как бы «забирая в руку».
3. Упражнения «Цветы», «Волшебник», «Звезда»
Развитие самостоятельности пальцев и цепкости со сменой опорных точек, позиция по 3
звука.
«Цветы»
Утром в саду расцветают цветы.
Ночью они отдыхают , как ты.
«Волшебник»
- Скажи мне, волшебник, в чем сила твоя.
Хочу чудеса совершать тоже я.
- Волшебная сила живет в доброте
Будь добрым, и чудо найдешь ты везде.
Оно в синем небе, в глазах матерей,
В сердцах благородных и честных людей.
«Звезда»
Высоко над рекой загорелась звезда.
Нежный отсвет ее отразила вода.
5. Игра арпеджио группировкой по 4 звука.
4. Этапы работы над подготовительными упражнениями
Этапы
Технические формулы
Позиционные
последовательн
ости
Хроматические
движения
Гармонические
сочетания
Арпеджио
I этап
«Краб»
«Змейка»
«Зарядка»
«Снег идет»
«Пароходик»
«Паучок»
«Вьюга»
«Дорожка
интервалов»
«Гном»
9
II этап
«Краб»
(II
вариант)
Исполнение
гаммы си мажор
отдельными
руками
Упр.Ганона № 1
Соединить
в
одну
линию
«Паучка»
и
«Вьюгу»
Игра
хроматической
гаммы на одну октаву
от разных звуков
«Дождик – капель»
«Теремок»
Игра трезвучий с
переносом
через
октаву
Игра
по
звукам
трезвучия
движениями вверх
и вниз
Упр.Ганона
«Танкист»
III этап
Игра
мажорных
гамм
на
одну
октаву от разных
звуков
Упр.Ганона № 2
«Рыбак»
Хроматическая гамма
от
разных
звуков
двумя руками
Аккорды
с
обращениями
отдельными руками
«Цветы»
«Волшебник»
«Звезда»
IV этап
Игра
минорных
гамм
на
одну
октаву
двумя
руками
Хроматическая гамма
двумя руками прямое
и
расходящееся
движение
Аккорды
двумя
руками вместе
4-звучное арпеджио
движениями вверх
и вниз
Данные упражнения помогают маленьким музыкантам- пианистам освоить элементы
фортепианной техники. Принцип поэтапного освоения технических навыков позволяет сделать
этот процесс увлекательным и эффективным, исключает физические и психологические
зажимы при подготовке к техническому зачету.
Таким образом, профессионально организованное развитие психомоторных качеств у
детей занимающихся в инструментальных классах положительно отразится не только на
технике игровых движений, но и в передаче музыкально-художественного образа.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Баренбойм Л. Путь к музицированию, Ленинград, «Советский композитор», 1988
2.
Ганон Ш. Упражнения, Москва, «Советский композитор», 1984
3.
Майкапар С. Музыкальное исполнительство и педагогика, Челябинск, МР, 2006
4.
Сафарова Э. Игры для организации игровых движений, Екатеринбург, 1994
5.
Тимакин Е. Воспитание пианиста, Москва, «Советский композитор», 1989
6.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков, Ленинград, «Музыка»,
1985
10