Напоминание

Применение информационных технологий в процессе обучения химии


Автор: Роговая Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: СП СПО ОТЖТ
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: Применение информационных технологий в процессе обучения химии
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роговая

О.Ю.,

Преподаватель химии

СП СПО ОТЖТ

Применение информационных технологий в процессе обучения химии

Информатизация общества - это глобальный социальный

процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом

деятельности

в

сфере

общественного

производства

является

сбор,

накопление, обработка, хранение, передача и использование информации,

осуществляемые на основе современных средств вычислительной техники,

а также на базе разнообразных средств информационного обмена.

Информатизация общества обеспечивает:

- активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального

потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной,

производственной и других видах деятельности его членов,

-

интеграцию

информационных

технологий

с

научными,

производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного

производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;

- высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого

члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию

представляемой информации, существенность используемых данных.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации

современного общества является информатизация образования.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся

продуктом интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной

части трудоспособного населения общества, определяет

необходимость

подготовки в подрастающем поколении творчески активного резерва. По

этой

причине

становится

актуальной

разработка

определенных

методических подходов к использованию средств новых информационных

технологий (СНИТ) для реализации идей развивающего обучения, развития

личности обучаемого. В частности, для развития творческого потенциала

индивида,

формирования

у

обучаемого

умения

осуществлять

прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию

поиска путей

и

методов

решения

задач - как

учебных,

так

и

практических.

Реализация использования информационных технологий невозможна без

включения

информационной

компоненты

в

систему

профильного

химического образования. В современных условиях требуется подготовить

студента к быстрому восприятию и обработке поступающей информации,

успешно ее отображать и использовать. Конечным результатом внедрения

информационных технологий в процесс обучения химии, является

овладение

учащимися

компьютером

в качестве средства познания

процессов и явлений,

происходящих

в

природе

и используемых в

практической деятельности.

Педагогическая

целесообразность

использования

компьютера

в

учебном процессе определяется педагогическими целями,

достижение

которых

возможно только с помощью компьютера, т.е. благодаря его

возможностям.

При обучении химии, наиболее естественным является использование

компьютера, исходя из особенностей химии как науки. Например, для

моделирования

химических

процессов

и

явлений,

лабораторного

использования компьютера в режиме интерфейса, компьютерной поддержки

процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения.

Моделирование химических явлений и процессов на компьютере –

необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов,

которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они

могут быть показаны с помощью компьютера.

Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные

связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в

конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Студент может

исследовать

явление,

изменяя

параметры,

сравнивать

полученные

результаты, анализировать их, делать выводы. Например, задавая разные

значения

концентрации

реагирующих

веществ

программе,

моделирующей зависимость скорости химической реакции от различных

факторов),

учащийся

может

проследить

за

изменением

объема

выделяющегося газа и т.д.

На каждом занятии могут быть использованы определенные

программы, исходя из целей урока, при этом функции преподавателя и

компьютера различны.

Программные

средства

для

эффективного

применения в учебном процессе должны соответствовать курсу химии

профильного обучения, иметь высокую степень наглядности, простоту

использования,

способствовать формированию

обще

учебных

и

экспериментальных умений, обобщению и углублению знаний и т.д.

Применительно к обучению химии наряду с повышением мотивации

обучения за счет использования компьютера на уроке, повышения уровня

индивидуализации обучения и возможности организации оперативного

контроля за усвоением знаний компьютерные технологии могут быть

эффективно

использованы

для формирования

основных

понятий,

необходимых для понимания микромира (строение атома, молекул),

таких важнейших химических понятий как "химическая связь",

"электроотрицательность", при изучении реакций с ядовитыми веществами

(галогены), длительных

по

времени

химических

опытов (гидролиз

нуклеиновых кислот) и т.д. Известно, однако, что, на данном

этапе

компьютерные технологии в преподавании химии используются весьма

редко. Тому есть причины как объективного, так

и

субъективного

характера. Среди первого типа причин, безусловно, главными являются

недостаточная обеспеченность современными

компьютерами

и

явно

недостаточное количество соответствующих компьютерных программ.

Тем не менее, процесс компьютеризации хотя и медленно, но идет. В

качестве причины субъективного характера модно упоминать так

называемую "компьютерофобию", которую приписывают предметникам.

Этот фактор представляется надуманным. У преподавателей-предметников

есть значительный интерес к использованию компьютерных технологий,

причем независимо от возраста и стажа работы. Более важным является

то,

что

современные

образовательные

стандарты

дают

учителю

определенную свободу в выборе

тем

и расстановке

акцентов

при

изложении

преподаваемой

им

дисциплины.

Опыт

применения

компьютерных технологий в обучении химии позволяет заключить, что для

получения высокого обучающего эффекта важно их систематическое

использование, как на стадии изучения материала, так и на стадии

оперативного контроля за усвоением знаний, а для этого также необходим

широкий ассортимент педагогических программных средств (ППС).

Новые возможности, выявленные в результате анализа

педагогической

практики использования ППС, позволяют значительно улучшить учебно-

воспитательный процесс. Особенно это касается предметов естественно-

научного учебного цикла, в том числе химии, изучение которой связано

с процессами, скрытыми от непосредственного наблюдения и потому

трудно воспринимаемыми детьми. ППС позволяют визуализировать такие

процессы, предоставляя одновременно с этим возможность многократного

повторения и продвижения в обучении со скоростью, благоприятной для

каждого ребенка в достижении понимания того или иного учебного

материала.

Педагогические

программные

средства,

являясь

частью

программных

средств

учебного

назначения,

обеспечивают

также

возможность приобщения к современным методам работы с информацией,

интеллектуализацию учебной деятельности.

Таким

образом,

проведенные

эксперименты

по

использованию

обучающеконтролирующих программ в процессе обучения химии,

показали целесообразность применения таких средств в учебном

процессе и необходимость продолжения работы по их внедрению.

Таким образом, наиболее насущной задачей, решение которой позволит

сдвинуть с "мертвой точки" внедрение компьютерных технологий в

обучение предметов естественнонаучного цикла, является разработка ППС и

методик их использования. Было бы весьма полезно объединить усилия

заинтересованных учителей химии из различных регионов страны. Обмен

опытом, безусловно, ускорит компьютеризацию школьного образовательного

процесса.

Список литературы

1. Безрукова Н.П., Сыромятников А.А., Безруков А.А. и др. "Возможности

использования современных информационных технологий в преподавании

тем "Химическая связь" и "Производство чугуна и стали" школьного

курса химии", Материалы VIII Межд.конф.-выставки "Информационные

технологии в образовании", Москва, 1998г., с.18-19.

2. Безрукова Н.П., Козлова Л.Я., Изместьева Н.Д., Компьютерные

технологии в преподавании химии в школе, г. Красноясрк

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М: Народное

образование, 1998г.-255с.

4. Роберт И. Современные информационные технологии в образовании:

дидактические проблемы; перспективы использования.- М: Школа-Пресс,

1994.-205с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!