Автор: Романова Алена Алексеевна
Должность: Методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДЮЦ Тракторозаводского района
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Современные подходы к организации взаимодействия музейных комплексов образовательных учреждений
Раздел: дополнительное образование
1
Современные подходы к организации взаимодействия
музейных комплексов образовательных учреждений
В
образовательных
учреждениях
Тракторозаводского
района
Волгограда действует 20 паспортизированных музейных комплексов. 10 в
общеобразовательных, 10 в дошкольных образовательных учреждениях. Из
них 3 имеют статус музея, 6 комнат, 11 уголков.
На
протяжении
многих
лет
в
районе
сложилась
система
взаимодействия между музейными комплексами, общеобразовательными и
дошкольными
учреждениями,
учащимися
и
воспитанниками,
детско-
юношеским центром.
Традиционными
стали
такие
мероприятия
как:
семинары
для
руководителей
музейных
комплексов,
познавательные
игры,
акция
«Открытый миру музей».
В
2020
году
мы
столкнулись
с
новыми
реалиями
организации
образовательного процесса, районных мероприятий.
И мы перешли на онлайн взаимодействие.
Для современного образования это является актуальным, потому что
сеть интернет популярна среди современных школьников. Мы понимаем, что
сегодня
не
всем
детям
интересно
посещать
музей
в
традиционном
его
понимании.
Поэтому
мы,
как
и
руководители
музейных
комплексов
постоянно ищем новые формы работы в данном направлении. Сегодня одной
из
таких
форм
является
онлайн
взаимодействие,
где
ребята
активно
выкладывают фото, описание, участвуют в онлайн мероприятиях.
Онлайн мероприятия:
Материал
подготовила
методист
муниципального
учреждение
дополнительного
образования
«Детско-
юношеский
центр
Тракторозаводского
района Волгограда»
2
Экспедиция «Я познаю Волгоградскую область»
Ранее в районе проходила акция «Открытый миру музей», в рамках
который
ребята
со
своими
руководителями
в
течение
месяца
посещали
музейные комплексы района.
С 2020 года вместо акции мы стали проводить районную экспедицию
«Я познаю Волгоградскую область».
Экспедиция проходит с декабря по май.
Экспедиция проводится в три этапа:
1.
Разработка собственного маршрута командой.
Участники команды под руководством педагога разрабатывают свой
собственный
исторический
маршрут
по
территории
г.
Волгограда
и
Волгоградской области, предлагающий для посещения от 4 до 7 объектов, в
число которых рекомендуется включать такие объекты, как:
•
школьные
музеи
(или
государственные,
муниципальные
и
ведомственные музеи);
•
места памяти, посвящённые теме защиты Отечества памятники и
памятные
места,
обелиски,
мемориалы,
мемориальные
доски,
улицы,
площади, скверы, названные в честь героев Великой отечественной войны и
других войн);
•
здания и
городские объекты, примечательные с
точки зрения
архитектуры или истории;
•
места, связанные с выдающимися земляками, сопровождаемые
рассказом
о
них,
о
вкладе
в
развитие
родного
края,
их
биографии,
воспоминаниями и т.д.
Предполагается, что этот маршрут можно пройти не более чем за один
день.
2.
Посещение объектов, список которых представлен в Положении.
Команда совместно с руководителем посещает не менее 7 объектов,
представленных в Приложении № 3, из них:
3
-
не
менее
4
объектов районного
списка
(3
памятных
места
и
1
школьный музей),
- не менее 2 объектов городского списка (1музей и 1памятное место),
- 1 объект регионального списка.
3. Создание и защита презентации на тему «Города Волгоградской
области». Участники команды создают мультимедийную презентацию про
любой город Волгоградской области. Длительность презентации – не более 5
минут. В презентации должен быть представлен рассказ о каком-либо городе,
его достопримечательностях, истории, современном развитии и т. д.
Онлайн взаимодействие происходит на платформе социальной сети
«Вконтакте» в группе «Экспедиция «Я познаю Волгоградскую область».
В ходе прохождения маршрутов участники публикуют фото с каждого
посещённого
объекта
с
описанием
этого
объекта,
с
указанием
даты
посещения.
Познавательная игра «История родного района»
Игра
проходила
в
социальной
сети
«Вконтакте».
Все
задания
участники получали в группе, а ответы отправляли на почту.
Познавательная Игра поводится по теме «История Тракторозаводского
района Волгограда» и состоит из следующих блоков:
- основные события, даты в истории района,
- памятники и памятные места района,
- знаменитые люди района,
- улицы района.
Форма
заданий
была
различная:
тестирование;
сделать
фото
у
определённого места,
например памятника,
при
этом,
чтобы
понять
где
фотографироваться нужно ответить на вопрос задания; написать эссе, снять
4
на
видео
опрос
прохожих,
у
прохожих
спрашивали
Знают
ли
название
улицы? В честь какого человека (события) названа улица?
Игра «Шаги Победы»
«Шаги
Победы»
-
это
квест,
посвященный
теме
увековечивания
событий Сталинградской битвы на территории Тракторозаводского района
Волгограда». Участникам Игры поэтапно выставлялись задания:
- Назовите памятные места в нашем районе, связанные с Ополченцами.
Сфотографируйтесь у одного из них и опишите его подробно;
-
Перечислите
памятные
места
в
нашем
районе,
где
установлен
памятник
(памятный
знак)
на
месте
происходивших
здесь
событий.
Сфотографируйтесь
у
одного
из
них
и
подробно
опишите
памятник
и
событие.
-
Отгадайте
улицы
нашего
района,
названные
в
честь
участников
Сталинградской битвы, сфотографируйтесь у одной из этих улиц и опишите
Героя.
- Сфотографируйтесь у памятного места нашего района и напишите
эссе «Чем дорого это место мне (моей семье)?»
- Какого памятника (памятного знака, мемориальной доски, таблички)
нет на месте, хотя упоминание о нем есть в официальных источниках и
литературе?
Познавательная игра «Дорога к Победе»
5
В
преддверии
дня
разгрома
немецко-фашистских
войск
под
Сталинградом в этом году прошла игра «Дорога к Победе» в очном формате,
но по уже сложившейся традиции нами было создано сообщество «Дорога к
Победе», где участники смогли посмотреть торжественное открытие игры,
познакомиться с правилами, после игры посмотреть фото, узнать результаты.
Группа
«Музейные
комплексы
ОУ
Тракторозаводского
района
Волгограда»
В продолжении работы по онлайн взаимодействию нами была создана
группа
«Музейные
комплексы»,
где
каждый
желающий
может
найти
актуальную
информацию
про
все
музеи
образовательных
учреждений
района.
В группе есть положения по всем конкурсам и мероприятиям, итоги
мероприятий.
В
апреле
прошла
очная
защита
конкурса
компьютерных
6
презентаций
и
видеофильмов
«Ими
гордится
район».
В
группу
были
выложены
конкурсные
работы
–
видеофильмы,
на
которые
пишут
благодарные отзывы.
На данный момент на платформе этой группы проводится акция только
для дошкольных учреждений. В ходе акции воспитатели показывают ребятам
видео экскурсий
в музейных уголках, которые расположены в группе в
социальной сети «Вконтакте». Затем руководители предоставляют отчёт об
участии в акции.