Автор: Храмушкина Нина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Радуга" с. Хоперское
Населённый пункт: Саратовской области Балашовского района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Путешествие по русским народным сказкам
Раздел: дошкольное образование
Путешествие по русским народным сказкам.
Тема: Просмотр культурных практик с привлечением социальных партнеров по
духовно -нравственному воспитанию.
Цель культурной практики: Закладывание основ духовно-нравственной культуры
дошкольника через закрепление знаний о русских народных сказках.
Задачи:
1.
Углублять интерес детей к книге как источнику знаний, обогащая читательский опыт
детей.
2.
Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам, главным героям;
3.
Способствовать формированию духовно-нравственных качеств: сочувствие,
отзывчивость, доброжелательность, справедливость
4.
Способствовать развитию умений сравнивать, обобщать, делать выводы и
умозаключения
5.
Развивать у детей умение слушать собеседника, не перебивать говорящего.
6.
Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого, умение делать
правильный выбор.
Воспитатель представляет детям гостя - библиотекаря сельской библиотеки.
Библиотекарь: -Здравствуйте ,ребята, я принесла вам новую книгу сказок (ищет в
сумке),кажется книга пропала ,но здесь есть что-то другое. Письмо?( достает письмо).
-Письмо, от кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте! Не можете
найти вашу книги? Это я, Баба Яга, ее забрала»
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить.
Библиотекарь: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет,
который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный
клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. (из
сумки достает клубок, а он размотан ) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить
нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я
знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные
сказки. Чем больше назовете, тем больше волшебной силы будет у клубка.
Игра «Назови сказки»
Воспитатель: Этот волшебный клубок обязательно нам поможет. (Кладет клубок в
сундук).
- Кажется клубок прислал подсказку?(из сундука достает радугу). Если мы
соберем все по порядку цвета радуги и выполним задания, сможем вернуть нашу
книгу сказок.
Первый цвет у радуги какой? Правильно, красный, ищем красный цвет .
Библиотекарь: Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы
послушайте меня и найдите, какие ошибки допущены в сказке.
Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и
заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья
волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела
каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую
раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то
хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и
не узнали, кто в их избушке побывал. (Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут
Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
Вот и нашли первый цвет (красный лист дети складывает в папку)
Воспитатель: Какой следующий цвет? Оранжевый. Ищем оранжевый цвет.
Игровое упражнение «Подумай и скажи».
На карточках картинки с героями сказок добрые и злые.
Воспитатель просит детей.
Отложите все карточки с добрыми героями (Объясните почему)
Отложите все карточки со злыми героями? (Объясните почему)
Библиотекарь : Оранжевый цвет получили, следующий цвет желтый. Ищем желтый
цвет.
Игра «Собери сказочного героя», по типу «Разрезные картинки». Надо быстро и без
ошибок собрать героя и назвать сказку. И рассказать, кто кому помог в каждой сказке.
("Маша и медведь", " Крылатый, мохнатый да масляный", " Кот, лиса и петух")
Желтый цвет получили, следующий цвет какой?(зеленый) Ищем зеленый цвет.
Библиотекарь :
Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу
понять, кому нужна наша помощь?
«Помогите! Я сломал домик зверей!» (Медведь)
«Помогите! Я превратился в козленочка!» (Братец Иванушка)
«Помогите, у меня оторвался хвост!» (Серый волк )
«Помогите! Я разбила яичко!» (Мышка)
Какие вы молодцы! Получили зеленый цвет. Какой следующий цвет? (Голубой) .
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? -
показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят"
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться
маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
- Из какой сказки эта иллюстрация?
«Гуси-лебеди».
-Как называется эта сказка?
-Почему гуси-лебеди унесли братца?
-Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка?
-Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?
Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация?
«Курочка Ряба»
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая она
подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела
их и снесла им другое яичко.)
- Получили голубой цвет. Какой следующий цвет? (Синий) , ищем синий цвет.
Библиотекарь: Загадки
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок? (Лягушка)
4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля ? (Лиса)
5. В какой сказке есть слова : "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица?
(Морозко)
7. Сказочный персонаж долгожитель – это?( Кощей бессмертный)
Молодцы, все загадки отгадали! За это получаем синий цвет и остался у нас
последний цвет какой? (Фиолетовый)
Воспитатель: Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу.
Встаньте в круг, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя
животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот
герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка».
Библиотекарь: Вот и получили мы последний цвет фиолетовый и выполнили все
задания . Пойдемте к нашему клубочку, может он нам и в этот раз поможет.
Воспитатель: Мы собрали семь страниц, давайте помечтаем, какая будет наша
новая книга (интересная, большая, с иллюстрациями, и т.д) Все ваши страницы мы
положим в сундук , а клубочек нам поможет.
Воспитатель: Посмотрите, а вот и наша книга сказок. Каждый день будем с вами
ее читать! А какие правила работы с книгой вы знаете?
Библиотекарь:
Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители
книг ! А я вас жду в гости к себе.