Напоминание

Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной деятельности.


Автор: Торощина Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 г. Орлова
Населённый пункт: г. Орлов, Кировская обл.,
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речи детей младшего возраста посредством

пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной

деятельности.

Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок.

В.А. Сухамлинский

Развитие речи детей продолжает оставаться наиболее актуальной темой. В

наше время у большинства детей в младшем возрасте наблюдается низкий

уровень развития речи и психических процессов. Родители ввиду своей

занятости мало уделяют внимания развитию мелкой моторики, не знают о ее

значении в развитии речи детей, не играют в пальчиковые игры, редко дают

детям в домашних условиях изобразительные материалы, не проявляют

интерес к детскому рисунку.

Хорошим средством стимулирования речи в этом возрасте являются игры и

упражнения для развития мелкой моторики рук. Дело в том, что развитие

руки ребенка и развитие речи взаимосвязаны, правильная артикуляция звуков

и мелкая моторика находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная

активность пальцев, тем лучше развивать речь ребенка. Известный психолог

В. А. Сухамлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его

пальцев». Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и

мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Исходя из

этого, был разработан долгосрочный исследовательско – творческий проект

«Слово на ладошке». Участниками проекта стали дети, воспитатели и

родители.

Цель проекта – осуществление непрерывного педагогического процесса по

развитию у детей активной речи путем развития мелкой моторики, используя

пальчиковые игры и приемы нетрадиционной изобразительной деятельности.

Задачи:

- совершенствовать речь детей посредством мелкой моторики рук;

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, желание

рассказать в рисунке о том, что его волнует и радует;

- освоить с детьми технические способы изобразительной деятельности.

План последовательности этапов проекта:

1.

Адаптационно – подготовительный.

На этом этапе изучили методическую литературу по данной теме, провели

диагностику уровня развития речи детей. Составили перспективный план

пальчиковых

игр

и

упражнений,

а

так

же

перспективный

план

изобразительной деятельности. С помощью анкетирования выявили уровень

знаний родителей по этой теме, подобрали необходимый консультационный

материал. Провели анализ предметно – развивающей среды в группе.

2.

Практический.

В работе по совершенствованию речи детей большое внимание уделяли

пальчиковым играм и играм из нетрадиционных материалов, а так же

рисованию

нетрадиционными

способами.

Для

поддержания

интереса

малышей использовали различные игровые приемы: в результате любая

пальчиковая игра проходит весело и интересно, дети представляют себя в

роли

маленькой

хрюшки

или

веселой

серой

мышки.

Они

легко

перевоплощаются и свободно выполняют все условия театрального действия.

Активизировали родителей с помощью совместной деятельности с детьми.

Проводили семинары – практикумы, консультации, выставку рисунков

«Веселые пальчики и ладошки» Каждая семья была отмечена, всем вручены

дипломы и грамоты.

В рамках реализации проекта в районном методическом объединении

выступили с презентацией проекта и показали образовательную деятельность

с детьми по теме «У солнышка в гостях», организовали выставку игр и

пособий для развития мелкой моторики, изготовленных своими руками. Эти

игры, яркие и красочные, очень нравятся детям: «Божья коровка» (застежки,

липучки, шнуровки); игры с прищепками развивают силу пальцев; на

«Волшебных

гвоздиках»

с

помощью

цветных

резинок

дети

любят

выкладывать различные узоры и картинки. Обучили детей игровому массажу

ладошек и пальчиков с помощью мячиков «су – джок».

Для поддержания интереса к изобразительной деятельности используем

различные материалы: рисуем гуашью, на песке, на манной крупе. Дети

лепят из соленого теста, а так же используем прием пластелинография на

картоне и дисках.

Таким образом, использование пальчиковых игр и нетрадиционных методов

изобразительной деятельности является эффективным средством развития

речи детей и способствует гармоничному развитию ребенка – дошкольника.

3.

Диагностический.

Результат

практической деятельности с детьми показала проведенная

диагностика. На педсовете ознакомила коллег с итогом работы над проектом

«Слово на ладошке» и представила выставку игр из нетрадиционных

материалов, которая очень заинтересовала коллег разнообразием и яркостью

выполнения. Итогом работы с родителями стало активное участие в конкурсе

по изготовлению игр «Золотые руки не знают скуки», в которые дети сейчас

с удовольствием играют.

Результат проекта:

1)

У детей улучшилась речь (по результатам диагностики в 2020 году

высокий и средний уровень – 22%, в конце проекта – 68%);

2)

Созданы условия для применения детьми полученных знаний и умений

на практике, расширен диапазон игр из нетрадиционных материалов;

3)

Разработана система по развитию речи детей младшего возраста с

помощью пальчиковых игр и нетрадиционных приемов рисования;

4)

Повысилась компетентность родителей по вопросам развития речи

детей. Родители проявляют интерес к пальчиковым играм и рисункам детей.

В перспективе планируем включать пальчиковые игры и упражнения во все

режимные моменты, осуществлять более тесную связь с родителями по

развитию речи детей.

Список литературы:

1.

Баринова Н. Песок – вода – ладошки «Ребенок в детском саду» - 2010 -

№2

2.

Беляковская Н.Н. Учим ребенка говорить – М. 2010 – 128 с.

3.

Давыдов Г.Н. Пластелинография для малышей – М. 2008 – 80с.

4.

Давыдова Т. Рисуем ладошками – Стрекоза 2009 - 26с.

5.

Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей - М. 2008 – 255с.

6.

Ионова А. Н. Играем, гуляем, развиваем – М. 2011 – 125с.

7.

Лыкова И. А. Рисуем пальчиками – «Карапуз» 2008 – 32с.

8.

Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей – Скрипторий 2011 – 71с.

9.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи

дошкольников – АСТ 2009 – 44с.

10.Фатеева А. А. Рисуем без кисточки – Ярославль 2004 – 96с.

11.Черенкова Е. Оригинальные пальчиковые игры - М. 2008 – 186с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!