Автор: Торощина Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 г. Орлова
Населённый пункт: г. Орлов, Кировская обл.,
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной деятельности.
Раздел: дошкольное образование
Развитие речи детей младшего возраста посредством
пальчиковых игр и нетрадиционных методов изобразительной
деятельности.
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем
больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок.
В.А. Сухамлинский
Развитие речи детей продолжает оставаться наиболее актуальной темой. В
наше время у большинства детей в младшем возрасте наблюдается низкий
уровень развития речи и психических процессов. Родители ввиду своей
занятости мало уделяют внимания развитию мелкой моторики, не знают о ее
значении в развитии речи детей, не играют в пальчиковые игры, редко дают
детям в домашних условиях изобразительные материалы, не проявляют
интерес к детскому рисунку.
Хорошим средством стимулирования речи в этом возрасте являются игры и
упражнения для развития мелкой моторики рук. Дело в том, что развитие
руки ребенка и развитие речи взаимосвязаны, правильная артикуляция звуков
и мелкая моторика находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная
активность пальцев, тем лучше развивать речь ребенка. Известный психолог
В. А. Сухамлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его
пальцев». Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и
мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Исходя из
этого, был разработан долгосрочный исследовательско – творческий проект
«Слово на ладошке». Участниками проекта стали дети, воспитатели и
родители.
Цель проекта – осуществление непрерывного педагогического процесса по
развитию у детей активной речи путем развития мелкой моторики, используя
пальчиковые игры и приемы нетрадиционной изобразительной деятельности.
Задачи:
- совершенствовать речь детей посредством мелкой моторики рук;
- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности, желание
рассказать в рисунке о том, что его волнует и радует;
- освоить с детьми технические способы изобразительной деятельности.
План последовательности этапов проекта:
1.
Адаптационно – подготовительный.
На этом этапе изучили методическую литературу по данной теме, провели
диагностику уровня развития речи детей. Составили перспективный план
пальчиковых
игр
и
упражнений,
а
так
же
перспективный
план
изобразительной деятельности. С помощью анкетирования выявили уровень
знаний родителей по этой теме, подобрали необходимый консультационный
материал. Провели анализ предметно – развивающей среды в группе.
2.
Практический.
В работе по совершенствованию речи детей большое внимание уделяли
пальчиковым играм и играм из нетрадиционных материалов, а так же
рисованию
нетрадиционными
способами.
Для
поддержания
интереса
малышей использовали различные игровые приемы: в результате любая
пальчиковая игра проходит весело и интересно, дети представляют себя в
роли
маленькой
хрюшки
или
веселой
серой
мышки.
Они
легко
перевоплощаются и свободно выполняют все условия театрального действия.
Активизировали родителей с помощью совместной деятельности с детьми.
Проводили семинары – практикумы, консультации, выставку рисунков
«Веселые пальчики и ладошки» Каждая семья была отмечена, всем вручены
дипломы и грамоты.
В рамках реализации проекта в районном методическом объединении
выступили с презентацией проекта и показали образовательную деятельность
с детьми по теме «У солнышка в гостях», организовали выставку игр и
пособий для развития мелкой моторики, изготовленных своими руками. Эти
игры, яркие и красочные, очень нравятся детям: «Божья коровка» (застежки,
липучки, шнуровки); игры с прищепками развивают силу пальцев; на
«Волшебных
гвоздиках»
с
помощью
цветных
резинок
дети
любят
выкладывать различные узоры и картинки. Обучили детей игровому массажу
ладошек и пальчиков с помощью мячиков «су – джок».
Для поддержания интереса к изобразительной деятельности используем
различные материалы: рисуем гуашью, на песке, на манной крупе. Дети
лепят из соленого теста, а так же используем прием пластелинография на
картоне и дисках.
Таким образом, использование пальчиковых игр и нетрадиционных методов
изобразительной деятельности является эффективным средством развития
речи детей и способствует гармоничному развитию ребенка – дошкольника.
3.
Диагностический.
Результат
практической деятельности с детьми показала проведенная
диагностика. На педсовете ознакомила коллег с итогом работы над проектом
«Слово на ладошке» и представила выставку игр из нетрадиционных
материалов, которая очень заинтересовала коллег разнообразием и яркостью
выполнения. Итогом работы с родителями стало активное участие в конкурсе
по изготовлению игр «Золотые руки не знают скуки», в которые дети сейчас
с удовольствием играют.
Результат проекта:
1)
У детей улучшилась речь (по результатам диагностики в 2020 году
высокий и средний уровень – 22%, в конце проекта – 68%);
2)
Созданы условия для применения детьми полученных знаний и умений
на практике, расширен диапазон игр из нетрадиционных материалов;
3)
Разработана система по развитию речи детей младшего возраста с
помощью пальчиковых игр и нетрадиционных приемов рисования;
4)
Повысилась компетентность родителей по вопросам развития речи
детей. Родители проявляют интерес к пальчиковым играм и рисункам детей.
В перспективе планируем включать пальчиковые игры и упражнения во все
режимные моменты, осуществлять более тесную связь с родителями по
развитию речи детей.
Список литературы:
1.
Баринова Н. Песок – вода – ладошки «Ребенок в детском саду» - 2010 -
№2
2.
Беляковская Н.Н. Учим ребенка говорить – М. 2010 – 128 с.
3.
Давыдов Г.Н. Пластелинография для малышей – М. 2008 – 80с.
4.
Давыдова Т. Рисуем ладошками – Стрекоза 2009 - 26с.
5.
Ермакова С. О. Пальчиковые игры для детей - М. 2008 – 255с.
6.
Ионова А. Н. Играем, гуляем, развиваем – М. 2011 – 125с.
7.
Лыкова И. А. Рисуем пальчиками – «Карапуз» 2008 – 32с.
8.
Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей – Скрипторий 2011 – 71с.
9.
Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи
дошкольников – АСТ 2009 – 44с.
10.Фатеева А. А. Рисуем без кисточки – Ярославль 2004 – 96с.
11.Черенкова Е. Оригинальные пальчиковые игры - М. 2008 – 186с.