Напоминание

"Выявление учащихся дошкольного возраста с нарушениями в развитии через психологию детского рисунка"


Автор: Мария Александровна Обвинцева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" р. п. Бердяуш
Населённый пункт: р. п. Бердяуш Саткинского района
Наименование материала: Статья
Тема: "Выявление учащихся дошкольного возраста с нарушениями в развитии через психологию детского рисунка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования

«Детская школа искусств»

р.п. Бердяуш

Саткинского муниципального района

Статья

на тему:

Выявление учащихся дошкольного возраста с

нарушениями в развитии через психологию детского

рисунка.

Подготовила: Обвинцева М.А.,

Преподаватель отделения РЭР

24.12.2019 г.

Выявление учащихся дошкольного возраста с нарушениями в развитии

через психологию детского рисунка.

Характеристика детей с ЗПР:

- наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой

сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить

себя выполнить что-либо.

-

внимание

неустойчивое,

сниженная

концентрация,

повышенная

отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной

двигательной и речевой активностью.

- нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного

образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в

незнакомом ракурсе.

- дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем

вербальный.

- задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи,

связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие

речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

- у детей наблюдается отставание в развитии всех форм мышления.

-

дети

характеризуются

ослабленным

здоровьем

из-за

постоянного

проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы

любознательны и полны желания учиться. Для того, чтобы выстроить более

эффективно свою работу важно знать - какие у детей есть нарушения в

развитии, для этого можно провести несколько диагностик.

Для начала - беседа с родителями и просьба ответить на некоторые

вопросы:

- Какими способностями на Ваш взгляд обладает ребенок?

- Какие трудности могут возникнуть у ребенка?

- На что стоит обратить особое внимание?

- Как ребенок выстраивает отношения с другими детьми?

-Что больше ребенок любит делать: рисовать, петь, лепить, играть в

подвижные игры, писать и считать, танцевать.

- Как долго он может заниматься одним делом, например, собирать пазлы?

Заключение о том, что у ребенка задержка психического развития дает

медико-педагогическая комиссия (в дальнейшем МПК). А направляет на

МПК педагогическая комиссия дошкольного детского учреждения или

общеобразовательной

школы.

В

данном

заключении

говориться

о

нарушениях в развитии ребенка и о медико-педагогический работе с ним. Но

родитель вправе не показывать это заключение педагогу.

Вторым этапом диагностики служит рисунок.

Рисунок легко поддается всестороннему анализу. Это обстоятельство

давно привлекало многих специалистов, пытавшихся установить корреляцию

(соотношение) между рисунком и состоянием интеллекта.

Георг Кершенштейнер еще в 1914г. показал, что между способностью к

рисованию и умственным развитием наблюдается определенная зависимость.

Высокий

уровень

графической

деятельности

невозможен

без

соответствующего уровня интеллектуального развития. Наличие более или

менее отчетливых изображений говорит о том, что рисующий располагает

определенными

познавательными

и

графическими

возможностями.

Отсутствие же предметных изображений в рисунках ребенка позволяет

предположить, что у него имеется некоторое отставание в общем развитии.

Рисование — лучший способ налаживания отношений с мало

контактными, молчаливыми или замкнутыми детьми. В связи с этим я

предлагаю ребенку выполнить какой-либо рисунок:

- по выбору («Нарисуй, что хочешь, что умеешь, что любишь»);

- по замыслу («Что подарим маме»);

- на заданную тему («Нарисуем картинку к сказке "Колобок"»);

- по тексту-описанию («Два дома рядом — большой и маленький. У

большого - дома — два окна и дверь, у маленького — одно окно и дверь» и

др.);

- по непосредственному наблюдению («Игрушка-грузовик» и др.).

Каждое из этих заданий направлено на развитие различных сторон

деятельности ребенка. С их помощью в определенной мере можно

установить запас имеющихся представлений о предметах и явлениях, степень

подготовленности руки к выполнению графических действий, наличие

умения передавать в рисунке изображение знакомых предметов и узнавать

их. Предлагаемые задания помогают обнаружить наличие (или отсутствие)

зрительной и зрительно-моторной памяти, способности воспринимать и

анализировать форму, величину, цвет, строение предмета.

Об уровне сенсорного и интеллектуального развития ребенка нельзя

судить по одному-единственному рисунку. В одних случаях, например, в

работах

по

выбору,

когда

ребенок

воспроизводит

картинку-штамп

(единственное, что может нарисовать), изображение может оказаться более

или менее удовлетворительным, тогда как в других случаях в рисунке нельзя

узнать ничего определенного.

Об отставании в развитии, умственной отсталости или наличии каких-

либо других нарушений могут говорить бедность замысла, неумение

выразить графически, даже самый простой сюжет, изображение объектов, не

относящихся к предложенной теме или противоречащих ей, неадекватная

передача

окраски

деталей

объекта,

грубое

нарушение

в

рисунке,

пространственных признаков и отношений, различного рода нелепости,

наконец, отсутствие предметных изображений.

Проведение тестирования на умственное развитие ребенка

Лист бумаги кладут перед ребенком вертикально.

Инструкция к рисуночному тесту:

«Нарисуйте человека — всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как

можно лучше — так, как ты умеешь». Для маленьких детей инструкцию

целесообразно изменить: «Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше».

Психология детского рисунка - умственное развитие

Если тестируемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или

женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А

можно, чтобы он был в шляпе?» и т. п.), то ему говорю: «Рисуй так, как ты

хочешь». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично

повторяю. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», — следует

ответ: «Нет, нарисуй всего человека, целиком». Если обследуемый говорит:

«Я нарисую робота», — то ему отвечаю: «Нет, нарисуй, пожалуйста,

человека».

Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает

только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких

вопросов, то лучше воздержаться от замечаний и не напоминать инструкцию

до окончания рисунка. По окончании работы повторить задание: «А теперь

все-таки нарисуй человека — всего, целиком. Постарайся нарисовать как

можно лучше — так, как ты умеешь», (т. е. инструкция воспроизводится

полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае,

если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек»)

или шаблонно карикатурным.

Бывает, что тестируемый ребенок отказывается выполнять задание,

утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что

вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший

рисунок лучше, чем никакого и т. п.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка,

выяснить, что за человек нарисован — какого он возраста, пола (если это не

ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего

не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т. п.

Оценка детского рисунка и определение умственного развития

Для оценки умственного развития недостаточно информативен рисунок

женщины в юбке (непонятно, адекватно ли передается сочленение ног с

туловищем). Поэтому, если первоначально изображена женщина в юбке,

нужно дать дополнительное задание: «А теперь нарисуй мужчину (дядю)».

Рисунок человека противоположного пола обсуждается так же, как и первый.

Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок человека»

может быть получена на основе одновременного учета как способа

изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей.

За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным деталям

относятся голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали

оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только

одна.

1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши,

волосы (или шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь).

За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1

балл.

За пластический способ изображения — 8 дополнительных баллов;

-за

промежуточный

(при

наличии

хотя

бы

отдельных

пластических

элементов) 4 балла;

-если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены

двойными линиями, то ставят 2 дополнительных балла.

За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены

одинарной линией или отсутствуют, дополнительных баллов нет.

Таким образом, минимальный балл — ноль, максимальный (при наличии

всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) — 30.

Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице (запятая

разделяет годы и месяцы).

Существенное отставание от возрастной нормы может являться

следствием нарушения интеллектуального развития.

Возраст (количество лет, месяцев)

Баллы

3,6 – 4,0

4 - 13 баллов

4,1 – 5,0

8 - 17 баллов

5,1 – 6,0

14 - 22 баллов

6,1 – 7,0

18 - 25 баллов

7,1 – 8,0

20 - 26 баллов

Третьим этапом диагностики является непосредственное наблюдение за

поведением, работой, умением слушать, слышать и выполнять задание в

соответствии

с

требованиями.

Результаты

на

данном

этапе

важно

сопоставлять с предыдущими результатами.

По данным всех диагностик можно уже правильно сформировать работу с

обучающимися.

Дети

с

ЗПР

требуют

особенного

отношения

и

индивидуального подхода. Среди таких детей немало талантливых и наша

задача раскрыть эти таланты и способствовать их развитию.

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и

обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей

инклюзивного

обучения

является

осуществление

индивидуального

и

дифференцированного

подхода

к

учащимся

с

ограниченными

возможностями здоровья.

В истории не мало выдающихся людей, которых в детском возрасте

можно было бы назвать ребенком с ОВЗ:

Исаак Ньютон

Обидчивый, маленького роста и плаксивый Ньютон в школе был одним из

самых неуспевающих и неталантливых учеников. Кто бы мог подумать, что

через несколько десятков лет его будут называть "Небесным существом,

совсем непохожим на смертных".

Альберт Эйнштейн

В детстве был застенчивым, заторможенным и отсталым ребенком. Для

него было трудно даже научиться говорить. Учителя были в отчаянии, а

родители опасались за умственные способности своего сына. Сам Эйнштейн

был удивлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из

самых известных людей в мире.

Павел Федотов

Знаменитый русский портретист, который при выпуске из кадетского

корпуса был признан "в рисовании и черчении ситуационных планов

ленивым и посредственным чрезвычайно".

Агата Кристи

Английская писательница, одна из самых известных в мире, творивших в

жанре

детектива.

С

самого

детства

маленькой

Агате

было

трудно

концентрироваться на занятиях, а обучение письму стало для нее сущим

наказанием – ей никак не удавалось писать правильно. Насмешки ее

одноклассников были так обидны, что родителям даже пришлось забрать

Агату из школы.

И многое другие.

Используемая литература

1.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических

ситуаций). – М., 1984.

2.

Венгер А.Л., Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное

руководство / А.Л. Венгер. – М. : Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007.- 159 с.

3.

Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства:

нейрофизиологические исследования.- М.: Мир, 1966.

4.

Практическая психология образования. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

5.

5.Полуянов Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по

их рисункам. М.; Рига, 2000.

6.

Свядош А.М. Неврозы и их лечение. – М.: Медицина, 1971.

7.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!