Автор: Куликова Ирина Владимировна
Должность: учитель коррекционной школы, олигофренопедагог
Учебное заведение: ГКОУ ВО СКОШИ Г. КОВРОВ
Населённый пункт: город Ковров, Владимирская область
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Основные методы и приёмы формирования жизненных компетенций у учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП).
Раздел: среднее образование
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ОСНОВНЫЕ
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С
ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (ООП)»
В последние годы, в Российской Федерации, на фоне социально-экономических
преобразований продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации
современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации,
адаптации и интеграции ребёнка с умеренной умственной отсталостью, его
социальной защиты, помощи семье в воспитании. На данном этапе развития
общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной
недостаточностью направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его
адаптацию к различным условиям жизни. Социально - бытовая адаптация и
ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу
ограничений, наложенных дефектом- нарушением познавательной
деятельности. В отличие от детей с ненарушенным интеллектом, у которых
социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с
ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно
освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность умственно-
отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного
обучения и воспитания. Практика показывает, что многие выпускники
коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном
жизнеустройстве. Они часто меняют место работы, не всегда объективно –
обоснованно не удовлетворены заработком; испытывают значительные
трудности в установлении контакта с членами коллектива, не участвуют в
общественной жизни предприятия. У них возникают проблемы в распределении
бюджета, рационально вести домашнее хозяйство. У выпускников, живущих с
родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Руководители
предприятий и учреждений, на которых работают дети с ОВЗ, предъявляют к
ним серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники коррекционной
школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. На это
есть причины:
- не умеют продуктивно общаться с людьми;
- низкий уровень знаний об окружающей среде;
- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их
эмоционально- поведенческих особенностей;
- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или
иных действий, поступков;
- неспособность учащихся применять полученные знания в различных
жизненных ситуациях;
- несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой
деятельности;
- завышенная самооценка.
Поэтому коллективы специальных (коррекционных) школ должны заниматься
формированием жизненно важных компетенций, которые помогут умственно
отсталому ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую среду.
Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц
определенного социально-профессионального статуса реальному уровню
сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.
Компетентность в сфере образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности, и
представляет собой личностную характеристику, имеющую два аспекта:
объективный и субъективный. Объективный аспект – это знания, которые
служат фундаментом, основой компетентности, и умения, с помощью которых
знания реализуются в деятельности (в нашем случае в трудовой деятельности).
Субъективный аспект – характеризуется положительной мотивацией к данной
(т.е. трудовой) деятельности, ценностно-смысловыми представлениями о
содержании и результате этой деятельности, что позволяет принимать решения
и действовать не только в типичных, но и проблемных ситуациях.
Компетентность включает ряд компонентов, таких как когнитивный,
мотивационный, поведенческий и рефлексивно-оценочный.
Европейский вариант ключевых компетенций включает умение:
изучать;
искать;
думать;
сотрудничать;
приниматься за дело;
адаптироваться.
Отечественные педагоги и психологи предлагают формировать у учащихся
следующие компетенции:
ценностно-смысловые;
учебно-познавательные
информационные;
коммуникативные;
социально-трудовые.
При комплексном формировании компетенций для умеренно и тяжело
умственно отсталых учащихся особую важность представляет формирование
социально-трудовой компетенции.
Социально-трудовая компетенция- способность личности взаимодействовать с
социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться
на рынке труда. Социально-трудовая компетенция предполагает знания об
обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их
функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его
потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к
профессионалу в той или иной отрасли).
Способы деятельности можно выделить следующие:
· умение выполнять социальные функции, являющиеся принадлежностью
определенной социальной роли:
· умение решать проблемы на рынке труда.
Опыт деятельности учащихся в сфере ответственности социально-трудовой
компетенции формируется в деловых, ролевых и имитационных играх,
социальных практиках и проектах. Учитывая, что большинство детей с ОВЗ
продолжат свое обучение в средних профессиональных учреждениях, то
формирование данной компетенции очень важно для учащихся.
Социальную адаптацию учащихся обеспечивает также изучение всех предметов,
входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы, особое
внимание уделяется формированию социально-бытовой компетенции, которая
осуществляется в ходе занятий СБО. Но время, отведённое на изучение СБО,
позволяет лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-
бытового характера. Дальнейшая работа по формированию социально-трудовой
компетенции осуществляется во внеурочное время через кружковую и
воспитательную работу.
Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье,
в ближайшем социуме.
Однако семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают
неблагополучные и не могут дать ребенку необходимый запас знаний для
самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример.
Известный педагог и психолог Л.С.Выготский отмечал: «Социальное
воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным
научным путём его воспитания».
В современном мире умственно-отсталый ребёнок должен наравне со всеми
жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны
совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и обучении таких
детей.
Время диктует применение более эффективных методов, которые должны
максимально приближать учащихся реальной жизни.
Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять
собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие
ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий,
приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное
применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в
освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.
Цель педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым
ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой
умелости.
Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение
конкретных результатов в обучении и развитии воспитанников, а
также осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к
учащимся. Важно сделать максимально наглядным весь учебный материал.
Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы.
Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными
объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих
ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях. Весь процесс
обучения должен быть направлен на формирование УУД.
Л.С. Выготский в статье «К психологии и педагогике детской дефективности»
критиковал концепцию антисоциальности умственно отсталых детей.
Существовавшая в то время практика обучения и воспитания детей в
специальных школах ориентировалась только на дефектные стороны своих
учеников, усиливая тем самым их особенности, и не учитывала общие
социальные задачи воспитания детей и то сохранное, что может послужить
основой их социального приспособления. Исключение этих людей из сферы
производительного труда внутри общества ещё более усугубляет недостатки их
развития. Следовательно, помочь личности активно включиться в социальную
среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания
ребёнка с ОВЗ.
- Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление –
важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается
быстрее, точнее, прочнее.
- Деятельность учащихся должна быть положительно
мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает
ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении
в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым».
-
Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру
в себя
- Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей
в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Успешность
педагогической работы по социально-бытовой подготовке учащихся зависит от
взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий,
информированности о работе друг друга и её результатах, координации планов
работы. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование
личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки
социальной адаптации умственно отсталых школьников. На уроках СБО для
успешного усвоения программного материала и выработке умений и навыков,
необходимых учащимся в жизни, учитель применяет различные педагогические
методы и приемы.
Это следующие методы:
1) Словесные методы;
2) Наглядные методы;
3) Практические методы;
Эти известные всем педагогам методы зарекомендовали себя с положительной
стороны. Важным является, как педагог будет сочетать их применение с новыми
технологиями в обучении и воспитании. Еще более важным для обучения и
воспитания детей с ОВЗ является мотивация их к обучению.
Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением
потребностей субъекта. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность
организма и определяющие ее направленность. Мотивы у детей могут быть
различными:
Проект Специального федерального государственного стандарта образования
детей с ограниченными возможностями здоровья выделяет 2 взаимосвязанных и
взаимодействующих компонента: «академический» и компонент жизненной
компетенции.
Коррекционная школа-интернат вида имеет II уровень школьного образования
– нецензовый. Он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых
сверстников за счет значительного редуцирования его «академического»
компонента и специфического расширения области развития жизненной
компетенции ребенка. Это позволяет обеспечить школьнику не только
адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и
возможность их реализации в жизни для достижения личных целей в обыденной
жизни.
Следует отметить, что выпускники коррекционных школ, начиная
самостоятельную жизнь и работу, обнаруживают скудные, формальные знания,
не позволяющие выполнять требования, которые предъявляет им современная
действительность. Они не умеют обобщать и использовать накопленный
обществом опыт. Это явление Л.С. Выготский называл «социальным вывихом»
и указывал, что «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика,
который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к
организации и регулированию среды». Вот почему на долю учителя в процессе
обучения выпадает активная роль – сгладить недостатки в их умственном
развитии, организовать окружающую ребенка среду, чтобы выправить
«социальный вывих», осуществив задачу, которая ему нужна.
Очень важно для детей с ОВЗ формирование компетенции личностного
самоопределения.
Компетенция личностного самоопределения очень важная составляющая
работы с учениками. При работе над формированием данной компетенции мы
должны сформировать в учащихся следующие умения и навыки:
1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.
2. Придумывать новые решения.
3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.
4. Быть упорным и стойким перед трудностями.
5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.
Обладая данными компетенциями, учащиеся с ОВЗ смогут свободно и
самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности,
управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои
способности к ее осуществлению.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и
множественными нарушениями развития. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б.,
Комарова С.В.2007 год
2. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений учащихся
начальных классов вспомогательной школы и представлений о себе и своем
социальном окружении. Дефектология. 1995.№2. С. 27-31.
3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические
рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной
отсталостью. М., 2007.
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с
отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119