Напоминание

"Основные методы и приёмы формирования жизненных компетенций у учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП).


Автор: Куликова Ирина Владимировна
Должность: учитель коррекционной школы, олигофренопедагог
Учебное заведение: ГКОУ ВО СКОШИ Г. КОВРОВ
Населённый пункт: город Ковров, Владимирская область
Наименование материала: Обобщение опыта
Тема: "Основные методы и приёмы формирования жизненных компетенций у учащихся с особыми образовательными потребностями (ООП).
Раздел: среднее образование





Назад




ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ОСНОВНЫЕ

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С

ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (ООП)»

В последние годы, в Российской Федерации, на фоне социально-экономических

преобразований продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации

современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации,

адаптации и интеграции ребёнка с умеренной умственной отсталостью, его

социальной защиты, помощи семье в воспитании. На данном этапе развития

общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с интеллектуальной

недостаточностью направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его

адаптацию к различным условиям жизни. Социально - бытовая адаптация и

ориентация умственно отсталых детей существенно затруднена в силу

ограничений, наложенных дефектом- нарушением познавательной

деятельности. В отличие от детей с ненарушенным интеллектом, у которых

социальное развитие происходит непроизвольно и спонтанно, дети с

ограниченными возможностями развития не в состоянии самостоятельно

освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность умственно-

отсталого ребенка формируется только при условии целенаправленного

обучения и воспитания. Практика показывает, что многие выпускники

коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном

жизнеустройстве. Они часто меняют место работы, не всегда объективно –

обоснованно не удовлетворены заработком; испытывают значительные

трудности в установлении контакта с членами коллектива, не участвуют в

общественной жизни предприятия. У них возникают проблемы в распределении

бюджета, рационально вести домашнее хозяйство. У выпускников, живущих с

родителями, наблюдаются иждивенческие настроения. Руководители

предприятий и учреждений, на которых работают дети с ОВЗ, предъявляют к

ним серьёзные претензии. Утверждают, что воспитанники коррекционной

школы не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. На это

есть причины:

- не умеют продуктивно общаться с людьми;

- низкий уровень знаний об окружающей среде;

- не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из-за их

эмоционально- поведенческих особенностей;

- им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или

иных действий, поступков;

- неспособность учащихся применять полученные знания в различных

жизненных ситуациях;

- несформированность мотивов и интересов к хозяйственно- бытовой

деятельности;

- завышенная самооценка.

Поэтому коллективы специальных (коррекционных) школ должны заниматься

формированием жизненно важных компетенций, которые помогут умственно

отсталому ребёнку более успешно интегрироваться в окружающую среду.

Компетентность – эта мера соответствия знаний, умений и опыта лиц

определенного социально-профессионального статуса реальному уровню

сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Компетентность в сфере образования лиц с ограниченными возможностями

здоровья приобретается и формируется в процессе жизнедеятельности, и

представляет собой личностную характеристику, имеющую два аспекта:

объективный и субъективный. Объективный аспект – это знания, которые

служат фундаментом, основой компетентности, и умения, с помощью которых

знания реализуются в деятельности (в нашем случае в трудовой деятельности).

Субъективный аспект – характеризуется положительной мотивацией к данной

(т.е. трудовой) деятельности, ценностно-смысловыми представлениями о

содержании и результате этой деятельности, что позволяет принимать решения

и действовать не только в типичных, но и проблемных ситуациях.

Компетентность включает ряд компонентов, таких как когнитивный,

мотивационный, поведенческий и рефлексивно-оценочный.

Европейский вариант ключевых компетенций включает умение:

изучать;

искать;

думать;

сотрудничать;

приниматься за дело;

адаптироваться.

Отечественные педагоги и психологи предлагают формировать у учащихся

следующие компетенции:

ценностно-смысловые;

учебно-познавательные

информационные;

коммуникативные;

социально-трудовые.

При комплексном формировании компетенций для умеренно и тяжело

умственно отсталых учащихся особую важность представляет формирование

социально-трудовой компетенции.

Социально-трудовая компетенция- способность личности взаимодействовать с

социальными институтами, выполнять социальные функции, ориентироваться

на рынке труда. Социально-трудовая компетенция предполагает знания об

обществе (его функциях, ценностях, развитии), социальных институтах (их

функциях, взаимодействии с человеком и друг с другом), рынке труда (его

потребностях в настоящий момент, перспективах развития, требованиях к

профессионалу в той или иной отрасли).

Способы деятельности можно выделить следующие:

· умение выполнять социальные функции, являющиеся принадлежностью

определенной социальной роли:

· умение решать проблемы на рынке труда.

Опыт деятельности учащихся в сфере ответственности социально-трудовой

компетенции формируется в деловых, ролевых и имитационных играх,

социальных практиках и проектах. Учитывая, что большинство детей с ОВЗ

продолжат свое обучение в средних профессиональных учреждениях, то

формирование данной компетенции очень важно для учащихся.

Социальную адаптацию учащихся обеспечивает также изучение всех предметов,

входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы, особое

внимание уделяется формированию социально-бытовой компетенции, которая

осуществляется в ходе занятий СБО. Но время, отведённое на изучение СБО,

позволяет лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-

бытового характера. Дальнейшая работа по формированию социально-трудовой

компетенции осуществляется во внеурочное время через кружковую и

воспитательную работу.

Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье,

в ближайшем социуме.

Однако семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают

неблагополучные и не могут дать ребенку необходимый запас знаний для

самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример.

Известный педагог и психолог Л.С.Выготский отмечал: «Социальное

воспитание умственно отсталого ребёнка является единственно состоятельным

научным путём его воспитания».

В современном мире умственно-отсталый ребёнок должен наравне со всеми

жить, работать, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому нужны

совершенно новые подходы в социально-бытовом воспитании и обучении таких

детей.

Время диктует применение более эффективных методов, которые должны

максимально приближать учащихся реальной жизни.

Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять

собой целенаправленную систему работы. Вначале полноценное восприятие

ребёнком необходимых сведений, правильное формирование действий,

приёмов, операций, затем – разнообразное их закрепление и регулярное

применение на практике. Ребёнок должен получить конкретные результаты в

освоении необходимых ему в жизни социально – бытовых знаний и умений.

Цель педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым

ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой

умелости.

Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение

конкретных результатов в обучении и развитии воспитанников, а

также осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к

учащимся. Важно сделать максимально наглядным весь учебный материал.

Использовать натуральные предметы, изображения, фотографии, схемы.

Формировать представления в ходе экскурсий, наблюдений за реальными

объектами, жизненными ситуациями, оценивать действия людей в этих

ситуациях, моделировать подобные ситуации на занятиях. Весь процесс

обучения должен быть направлен на формирование УУД.

Л.С. Выготский в статье «К психологии и педагогике детской дефективности»

критиковал концепцию антисоциальности умственно отсталых детей.

Существовавшая в то время практика обучения и воспитания детей в

специальных школах ориентировалась только на дефектные стороны своих

учеников, усиливая тем самым их особенности, и не учитывала общие

социальные задачи воспитания детей и то сохранное, что может послужить

основой их социального приспособления. Исключение этих людей из сферы

производительного труда внутри общества ещё более усугубляет недостатки их

развития. Следовательно, помочь личности активно включиться в социальную

среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания

ребёнка с ОВЗ.

- Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление

важное условие успешности обучения. Понятое содержание усваивается

быстрее, точнее, прочнее.

- Деятельность учащихся должна быть положительно

мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает

ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении

в ситуации успеха, чувствует ли себя « умелым».

-

Положительная оценка педагогом их деятельности утверждает у детей веру

в себя

- Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей

в более доступной и привлекательной для них игровой форме. Успешность

педагогической работы по социально-бытовой подготовке учащихся зависит от

взаимодействия учителя и воспитателя: согласованности их действий,

информированности о работе друг друга и её результатах, координации планов

работы. Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование

личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, создаёт предпосылки

социальной адаптации умственно отсталых школьников. На уроках СБО для

успешного усвоения программного материала и выработке умений и навыков,

необходимых учащимся в жизни, учитель применяет различные педагогические

методы и приемы.

Это следующие методы:

1) Словесные методы;

2) Наглядные методы;

3) Практические методы;

Эти известные всем педагогам методы зарекомендовали себя с положительной

стороны. Важным является, как педагог будет сочетать их применение с новыми

технологиями в обучении и воспитании. Еще более важным для обучения и

воспитания детей с ОВЗ является мотивация их к обучению.

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением

потребностей субъекта. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность

организма и определяющие ее направленность. Мотивы у детей могут быть

различными:

Проект Специального федерального государственного стандарта образования

детей с ограниченными возможностями здоровья выделяет 2 взаимосвязанных и

взаимодействующих компонента: «академический» и компонент жизненной

компетенции.

Коррекционная школа-интернат вида имеет II уровень школьного образования

– нецензовый. Он изменен в сравнении с уровнем образования здоровых

сверстников за счет значительного редуцирования его «академического»

компонента и специфического расширения области развития жизненной

компетенции ребенка. Это позволяет обеспечить школьнику не только

адекватные его потенциалу «академические» знания, умения и навыки, но и

возможность их реализации в жизни для достижения личных целей в обыденной

жизни.

Следует отметить, что выпускники коррекционных школ, начиная

самостоятельную жизнь и работу, обнаруживают скудные, формальные знания,

не позволяющие выполнять требования, которые предъявляет им современная

действительность. Они не умеют обобщать и использовать накопленный

обществом опыт. Это явление Л.С. Выготский называл «социальным вывихом»

и указывал, что «воспитание осуществляется через собственный опыт ученика,

который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к

организации и регулированию среды». Вот почему на долю учителя в процессе

обучения выпадает активная роль – сгладить недостатки в их умственном

развитии, организовать окружающую ребенка среду, чтобы выправить

«социальный вывих», осуществив задачу, которая ему нужна.

Очень важно для детей с ОВЗ формирование компетенции личностного

самоопределения.

Компетенция личностного самоопределения очень важная составляющая

работы с учениками. При работе над формированием данной компетенции мы

должны сформировать в учащихся следующие умения и навыки:

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии.

2. Придумывать новые решения.

3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами.

4. Быть упорным и стойким перед трудностями.

5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.

Обладая данными компетенциями, учащиеся с ОВЗ смогут свободно и

самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности,

управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои

способности к ее осуществлению.

Литература:

1. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и

множественными нарушениями развития. Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б.,

Комарова С.В.2007 год

2. Гаурилюс А.И. Динамика становления межличностных отношений учащихся

начальных классов вспомогательной школы и представлений о себе и своем

социальном окружении. Дефектология. 1995.№2. С. 27-31.

3. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические

рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной

отсталостью. М., 2007.

4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с

отклонениями в развитии: Практическое пособие. М., 2005.119



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!