Автор: Григорьева Светлана Анатольевна
Должность: учитель чувашского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Карабабай-Шемуршинская СОШ"
Населённый пункт: д.Карабай-Шемурша
Наименование материала: статья
Тема: На второй план
Раздел: среднее образование
В национальных школах, как следствие внедрения русского языка, чувашский отходит на
второй план, в тень, и преподается как предметы «Чувашский язык» и «Чувашская
литература». Школьники между собой начинают все больше разговаривать по-русски, для
них это становится привычным делом, русский язык постепенно проникает даже в те
семьи, которые до этого разговаривали только на чувашском. Иногда это было даже с
подачи родителей: «Тебе нужно разговаривать! Продвигаться!» — как говорил когда-то
отец одному из респондентов, побуждая его чаще говорить дома на русском.
Но чувашский эпизодически звучал и на уроках в средней школе вместо русского.
Некоторые респонденты рассказывали, что учителя по своей инициативе, объясняя какой-
то материал, переходили на чувашский. «Сначала объясняют по-русски, сами учителя уже
так были, потом по-чувашски. Но тогда в то время другие учителя были, им ведь главное
было, чтобы понимали дети. Сами учителя уже. Без просьбы!»