Автор: Куликова Ирина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ ВО СКОШИ Г. КОВРОВ.
Населённый пункт: Владимирской области
Наименование материала: Учебная программа
Тема: АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы социальной жизни»» (8 класс)
Раздел: среднее образование
Государственное казённое образовательное учреждение Владимирской области для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г.
Ковров».
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы социальной жизни»» в 8 - б классе.
Учитель Куликова Ирина Владимировна
2023 – 2024 уч. год
Пояснительная записка
Программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» разработана на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 1) в рамках реализации ФГОС для 8 классов.
Цель учебного предмета «Основы социальной жизни» - практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдалённом
будущем.
Основные задачи, которые признан решать этот учебный предмет, состоят в следующем:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;
- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения;
- развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
Характеристика учащихся 8 - б класса.
Наполняемость класса 12 человек.
Учащиеся данного класса способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых
случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование
новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы,
работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности и рассчитана на 65 часов учебного
времени в год (2 часа в неделю)
В программу включены следующие разделы
1.
Личная гигиена и здоровье.
2.
Семья.
3.
Охрана здоровья.
4.
Жилище.
5.
Одежда и здоровье.
6.
Транспорт.
7.
Средства связи.
8.
Предприятия, организации, учреждения
9.
Питание.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей, утюжка изделий.
Правила периодичности кормления ребенка из соски и ложки, купание ребенка, одевание и пеленание грудного ребенка.
Способы и последовательность приготовления изделий из теста, консервирование овощей.
Правила поведения юношей и девушек при знакомстве в общественных местах, дома, внешний вид.
Типы кожи и правила ухода за кожей лица.
Ассортимент товаров в различных спец. магазинах, стоимость промышленных и продовольственных товаров.
Правила пользования городским телефоном-автоматом и домашним, номера телефонов срочного вызова.
Правила и периодичность уборки кухни, санузла, моющие средства.
Основные автобусные маршруты, маршруты водного транспорта.
Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях, виды глистных заболеваний и меры
предупреждения.
Основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа,
телефона и др.
Название материала, используемого на занятиях, слова, обозначающие понятия, указанные в программе, и использовать их
в речи.
Учащиеся должны уметь:
Выбирать косметические средства в зависимости от состояния кожи, времени года.
Купать, одевать, пеленать куклу, кормить, содержать в порядке детскую постель, игрушки.
Готовить изделия из разных видов теста, солить овощи, оформлять изделия.
Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома, подбирать прическу, одежду, учитывая
свой возраст.
Стирать, сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, утюжка блузок и платьев.
Выбирать покупку с учетом различных условий, подсчитывать стоимость покупок.
Объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, культурно разговаривать по телефону.
Мыть кафельные стены и раковину, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам.
Пользоваться расписанием, покупать билет, определять стоимость проезда.
Оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании, помощь утопающему.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и
навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в социуме и быту.
Календарно-тематическое планирование 8- б класс
№
п/п
Тема урока
Кол-
во
часов
Тип урока
Оборудование
Дата
проведен
ия
Примечания
1.
Личная гигиена.
Правила личной
гигиены в течение дня
1
Урок
новых
знаний
Презентация. Средства по
уходу за кожей лица.
04.09.
2.
Значение здоровья для
жизни и деятельности
человека. Средства и
способы сбережения
здоровья.
1
Комбинированн
ый урок
Интерактивная игра на ИД
Smart.
06.09.
3.
Одежда и обувь
Виды тканей
1
Урок
сообщения
новых знаний
Дид. игра: раздаточный
материал, образцы ткани.
11.09.
4.
Уход за одеждой из
шерстяных и
синтетических тканей.
1
Практический
урок.
Презентация. Перфокарты
13.09.
5.
Стиральные порошки
1
Комбинированн
ый урок
Презентация. Порошки.
18.09.
6.
Стирка изделий в
домашних условиях.
1
Комбинированн
ый урок
Таз, бельё
20.09.
7.
Правила и приемы
глажения блузок,
рубашек и платков.
1
Комбинированн
ый урок
Утюг, гладильная доска
25.09.
8.
Химчистка.
1
Комбинированн
ый урок
Обозначения , ярлыки,
видеосюжет .
27.09.
9.
Семья
Грудной
ребенок в семье.
1
Урок
сообщения
новых знаний.
Посуда для кормления.
Видеосюжет.
02.10.
10.
Правила и
периодичность
кормления грудного
ребенка.
1
Комбинированн
ый урок
Презентация. Предметы для
кормления.
04.10.
11.
Правила и
последовательность
одевания и пеленания
1
Комбинированн
ый урок
Кукла, пелёнки, пеленальный
столик. Видеосюжет.
09.10.
грудного ребенка.
12.
Правила содержания в
чистоте детской посуды,
игрушек.
1
Комбинированн
ый урок
Кукла, предметы по уходу за
ребёнком. Детская посуда,
игрушки.
11.10.
13.
Правила купания
грудного ребенка.
1
Комбинированн
ый урок
Презентация. Предметы для
купания. Кукла.
16.10.
14.
Санитарно-
гигиенические
требования к
содержанию детской
постели, одежды.
1
Комбинированн
ый урок
Образцы одежды, постельное
бельё
18.10.
15.
Жилище
Моющие средства.
1
Урок
сообщения
новых знаний
Образцы.
23.10.
16.
Техника безопасности
1
Практический
Моющие средства, перчатки.
25.10.
при работе с моющими и
чистящими средствами.
урок
17.
Правила и
периодичность уборки
кухни.
1
Комбинированн
ый урок
Предметы для уборки.
08.11.
18.
Правила и
периодичность уборки
санузла и ванной
комнаты.
1
Комбинированн
ый урок
Ёршики, вёдра, средства для
уборки, предметы для уборки.
13.11.
19.
Правила мытья
кафельных стен,
раковины.
1
Комбинированн
ый урок
Презентация.
15.11.
20.
Способы ухода за
зеркалами. Средства и
приспособления по
уходу.
1
Комбинированн
ый урок
Моющие средства и предметы
для чистки и уборки
20.11.
21.
Регулярная и сезонная
уборка жилого
1
Комбинированн
ый урок
Моющие средства,
видеосюжет.
22.11.
помещения.
22.
Подготовка квартиры и
дома к зиме, лету.
1
Комбинированн
ый урок
Упаковки , контейнеры.
27.11.
23.
Культура поведения
Культура
общения юноши и
девушки.
1
Урок
сообщения
новых знаний
Видеосюжет .
29.11.
24.
Культура общения
юноши и девушки: в
кинотеатре, в театре, на
дискотеке.
Комбинированн
ый урок
Перфокарты, видеосюжет.
04.12.
25.
Внешний вид молодых
людей. Соблюдение
гигиены.
1
Комбинированн
ый урок
Видеофильм.
06.12.
26.
Одежда, косметика,
парфюмерия с учетом
местонахождения.
1
Комбинированн
ый урок
Презентация.
11.12.
27.
Медицинская помощь
Первая помощь при
обморожениях.
1
Комбинированн
ый урок
Таблица.
13.12.
28.
Первая помощь при
ожогах.
1
Комбинированн
ый урок
Видеофильм:
18.12.
29.
Первая помощь
утопающему.
1
Комбинированн
ый урок
Видеофильм:
«Техника спасения
утопающего».Таблица.
Видеофильм.
20.12.
30.
Солнечный и тепловой
удар. Первая помощь.
1
Комбинированн
ый урок
Индивидуальные задания
Тесты по теме, таблица
25.12.
31.
Первая помощь при
отравлениях.
1
Комбинированн
ый урок
Видеосюжет.
27.12.
32.
Несчастные случаи в
быту
1
Комбинированн
ый урок
Таблица, задания на карточках.
15.01.
33.
Торговля
1
Урок
сообщения
Видеофильм о водном
транспорте.
17.01.
Рынки. Правила
поведения на рынке.
новых знаний
Набор картинок по теме.
34.
Виды рынков.
1
Комбинированн
ый урок
Видеосюжет Муляжи
продуктов.
22.01.
35.
Права покупателя на
рынке.
1
Комбинированн
ый урок
Тестовые задания.
24.01.
36.
Отличия рынка от
магазина.
1
Обобщающий
урок
Муляжи продуктов. Таблица
29.01.
37.
Средства связи
Телефон. Виды
телефонной связи.
1
Урок
новых
знаний
Телефон, видеофильм.
31.01.
38.
Правила пользования
телефонным
справочником.
1
Комбинированн
ый урок
Презентация. Телефонный
справочник.
05.02.
39.
Культура разговора по
телефону.
1
Комбинированн
ый урок
Телефонные аппараты.
07.02.
40.
Экстренные аварийные
службы.
1
Комбинированн
ый урок
Телефонный аппарат.
Видеосюжет
12.02.
41.
Телефонное
хулиганство.
1
Комбинированн
ый урок
Видеосюжет.
14.02.
Ответственность.
42.
Интернет безопасность.
1
Комбинированн
ый урок
Тесты по теме.
19.02.
43.
Культура СМС
переписки.
Ответственность.
1
Комбинированн
ый урок
Практические задания.
21.02.
44.
Практическая работа.
1
Обобщающий
урок.
Задания по пройденному
материалу.
26.02.
45.
Транспорт
Междугородний
автотранспорт.
Автовокзал, его
назначение.
1
Урок
сообщения
новых знаний.
Иллюстрации , видеосюжет..
28.02.
46.
Водный транспорт.
1
Комбинированн
ый урок.
Презентация.
04.03.
47.
Автостанция.
Автовокзал его
назначение
1
Урок-
экскурсия.
Инструктаж по ТБ
06.03.
48.
Правила безопасности
на автовокзале, в
транспорте.
1
Комбинированн
ый урок
Перфокарты.
11.03.
49.
Экономика домашнего
хозяйства
Бюджет семьи.
1
Комбинированн
ый урок
Индивидуальные задания для
подсчета дохода
13.03.
50.
Источники доходов.
Помощь подростков
родителям.
1
Комбинированн
ый урок
Презентация.
18.03.
51.
Основные статьи
расходов.
1
Комбинированн
ый урок
Расчетная книжка, квитанции,
электросчетчик
20.03.
52.
Обязательные платежи.
Налоги.
1
Комбинированн
ый урок
Обучающий мультфильм
«Уроки бабушки Совы».
01.04.
53.
Коммунальные платежи,
как основная статья
расходов.
1
Комбинированн
ый урок
Квитанции.
03.04.
54.
Расходы на предметы
одежды и личной
гигиены.
1
Комбинированн
ый урок
Тесты по теме.
08.04.
55.
Основные статьи
расходов – создание
1
Комбинированн
ый урок
Индивидуальные задания для
подсчета расходов.
10.04.
домашнего уюта.
56.
Незапланированные
расходы – повышение
уровня культуры.
1
Комбинированн
ый урок
Презентация. Интерактивная
игра на ИД Smart.
15.04.
57.
Сбережения. Способы
сохранения расходов,
экономии.
1
Практический
урок
Тестовые задания.
Практические задания.
17.04.
58.
Бюджет семьи – доход и
расход.
1
Обобщающий
урок.
Практические задания,
перфокарты.
22.04.
59.
Учреждения,
организации и
предприятия
Исполнительные органы
государственной
1
Урок
сообщения
новых знаний.
Видеосюжет .
24.04.
власти (города, района).
60.
Муниципальные власти.
Структура, назначение.
1
Комбинированн
ый урок
Презентация.
06.05.
61.
Питание
Санитарно-
гигиенические
требования к
приготовлению пищи.
1
Урок
сообщения
новых знаний.
Таблица .
08.05.
62.
Кухонные механические
приспособления и
электрооборудование
(мясорубка, овощерезка,
миксер) и правила
безопасной работы с
ними.
1
Комбинированн
ый урок
Видеосюжет, бытовая техника.
13.05.
63.
Виды теста: дрожжевое,
слоеное, песочное.
1
Практический
урок
Продукты по рецепту.
15.05.
64.
Виды изделий из теста:
пирожки, булочки,
печенье и др.
приготовление изделий
из теста.
1
Комбинированн
ый урок.
Кулинарная книга
20.05.
65.
Составление и запись
рецептов.
1
Обобщающий
урок.
Продукты по рецепту
22.05.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
♦ 1. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной
(коррекционной) общеобразовательной школе VIIIвида. — М.: «Владос», 2006 г.
♦ 2. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIIIвида. — М.: НЦЭНАС, 2003 г.
♦ 3. Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждениях VIIIвида. — М., «Владос», 2004
♦ 4. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. — М., «Медицина», 1981
♦ 5. Львова С.А. Социально-бытовая ориентировка. Развернутое тематическое планирование. 5-9 классы. – Волгоград, изд-
во «Учитель», 2011
♦ 6. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной)
общеобразовательной школе VIIIвида.- М., «Владос», 2005
♦ 7. Маллер А.Р.Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. — М., 2000
♦ 8. Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. 6 класс.- М., «Владос», 2013
♦ 9. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. — Санкт-Петербург, «Просвещение», 2006
♦ 10. Хилько А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIIIвида. — Санкт-Петербург, «Просвещение», 2006