Напоминание

Роль уроков СБО и ОСЖ в обучении и воспитании детей с ментальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.


Автор: Куликова Ирина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ ВО СКОШИ Г. КОВРОВ
Населённый пункт: Владимирской области
Наименование материала: Статья
Тема: Роль уроков СБО и ОСЖ в обучении и воспитании детей с ментальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.
Раздел: среднее образование





Назад




Роль уроков СБО и ОСЖ в обучении и воспитании детей с

ментальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, в

частности, предметы социально-бытовая ориентировка и основы

социальной жизни, помогает ребёнку ориентироваться в

окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать

свой путь, свой взгляд на мир, приобрести опыт семейных и

социальных взаимоотношений. Роль уроков СБО и ОСЖ в

процессе обучения и воспитания неоценима. Задача уроков

социально-бытовой ориентировки – сформировать правильное

представление и дать необходимые знания по вопросам

распределения семейных обязанностей, создания благополучной

семьи, своих прав, правилах коммуникации, этикета и поведения в

обществе.

Программа СБО и ОСЖ составлена по концентрическому

принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9

класс основные разделы повторяются из года в год, дополняясь

новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению

изучаемого материала. Почти каждый урок включает в себя

практическую работу учащихся, направленную на формирование и

закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. На

уроках СБО и ОСЖ учащиеся учатся ориентироваться в задании,

планировать и контролировать свою деятельность. Вначале учитель

руководит деятельностью учащихся. Постепенно помощь учителя

сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют

контрольно-оценочные действия. Это помогает учащимся в

будущем лучше адаптироваться в социуме и быту.

На уроках СБО И ОСЖ используются разнообразные методы

обучения и формы организации деятельности, методические

рекомендации известных авторов по коррекционной педагогике:

А.Р. Маллера, Л.М. Шипицыной, Г.М. Дульнева, Т.А. Девятковой,

А.М. Щербаковой, В.В. Гладкой, В.В. Воронковой, Е.Д. Худенко и

др. Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых

игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, темы

по уходу за грудным ребёнком, правил вызова врача на дом и т.д.

Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на

занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся

расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает

воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный

отклик у воспитанников. Например, при изучении темы «Торговля»

в кабинете создаётся прилавок, на котором выставляются

различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д.

Учащиеся сначала на уроках в игровой форме учатся общаться с

работниками магазина, находить нужный отдел, совершать

покупку, брать чек, проверять сдачу. А во время учебной экскурсии

знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных

условиях и приобретаются новые. В старших классах больше

внимания уделяется деловой игре. Сценарии деловых игр

разрабатывает учитель. Например, изучая тему «Профориентация и

трудоустройство», учащиеся под руководством учителя

разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства

на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие уроки

проходят с большим интересом у учащихся. Сначала одни

выступают в роли работодателя, другие – в роли работника, затем

меняются ролями. Учащиеся получают удовлетворение от

успешного овладения знаниями, так как игровые моменты

чередуются с упражнениями по формированию знаний, становятся

более любознательными. Чем больше жизненных ситуаций

рассматривается на уроках СБО и ОСЖ, тем больше может быть

уверенность у учителя, что его выпускники используют

полученные знания в новой или изменённой ситуации, что является

сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.

Изучение различных тем происходит на реальных объектах школы

– интерната, что также способствует адаптации обучающихся в

обществе. Изучая тему «Одежда и обувь», учащиеся 5 класса в

раздевалке чистят свою обувь, пришивают пуговицы и вешалки.

Учащиеся 7 класса на уроках учатся, как можно оказать помощь в

уходе за младшими детьми, разучивают тихие и подвижные игры.

Очень любят дети тему « Питание». Ещё в начале учебного года

они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в

новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают

рецепты приготовления блюд. На уроках под руководством учителя

дети готовят бутерброды, салаты, выпечку, первые и вторые блюда.

Изучение предметов ОСЖ и СБО в специальных

(коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах

является важным звеном в жизни детей с недостатками

интеллектуального развития. Уроки социально-бытовой

ориентировки помогают детям с ограниченными возможностями

здоровья стать более адаптированными к жизни,

стрессоустойчивыми, открытыми к общению.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!