Автор: Куликова Ирина Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ ВО СКОШИ Г. КОВРОВ
Населённый пункт: Владимирской области
Наименование материала: Статья
Тема: Роль уроков СБО и ОСЖ в обучении и воспитании детей с ментальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.
Раздел: среднее образование
Роль уроков СБО и ОСЖ в обучении и воспитании детей с
ментальными нарушениями в специальной (коррекционной) школе.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа, в
частности, предметы социально-бытовая ориентировка и основы
социальной жизни, помогает ребёнку ориентироваться в
окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать
свой путь, свой взгляд на мир, приобрести опыт семейных и
социальных взаимоотношений. Роль уроков СБО и ОСЖ в
процессе обучения и воспитания неоценима. Задача уроков
социально-бытовой ориентировки – сформировать правильное
представление и дать необходимые знания по вопросам
распределения семейных обязанностей, создания благополучной
семьи, своих прав, правилах коммуникации, этикета и поведения в
обществе.
Программа СБО и ОСЖ составлена по концентрическому
принципу, в течение всего времени изучения предмета с 5 по 9
класс основные разделы повторяются из года в год, дополняясь
новыми сведениями. Это способствует более прочному усвоению
изучаемого материала. Почти каждый урок включает в себя
практическую работу учащихся, направленную на формирование и
закрепление умений, необходимых в самостоятельной жизни. На
уроках СБО и ОСЖ учащиеся учатся ориентироваться в задании,
планировать и контролировать свою деятельность. Вначале учитель
руководит деятельностью учащихся. Постепенно помощь учителя
сокращается, и старшеклассники самостоятельно выполняют
контрольно-оценочные действия. Это помогает учащимся в
будущем лучше адаптироваться в социуме и быту.
На уроках СБО И ОСЖ используются разнообразные методы
обучения и формы организации деятельности, методические
рекомендации известных авторов по коррекционной педагогике:
А.Р. Маллера, Л.М. Шипицыной, Г.М. Дульнева, Т.А. Девятковой,
А.М. Щербаковой, В.В. Гладкой, В.В. Воронковой, Е.Д. Худенко и
др. Интересно проходят уроки с проведением сюжетно-ролевых
игр, например, при изучении правил поведения в транспорте, темы
по уходу за грудным ребёнком, правил вызова врача на дом и т.д.
Моделируя, разыгрывая и разбирая различные ситуации на
занятиях по социально-бытовой ориентировке, учащиеся
расширяют свой социальный опыт. Наличие реквизита помогает
воспроизвести необходимую обстановку и вызвать эмоциональный
отклик у воспитанников. Например, при изучении темы «Торговля»
в кабинете создаётся прилавок, на котором выставляются
различные упаковки от продуктов, муляжи овощей и фруктов и т.д.
Учащиеся сначала на уроках в игровой форме учатся общаться с
работниками магазина, находить нужный отдел, совершать
покупку, брать чек, проверять сдачу. А во время учебной экскурсии
знания и умения, полученные на уроках, закрепляются в реальных
условиях и приобретаются новые. В старших классах больше
внимания уделяется деловой игре. Сценарии деловых игр
разрабатывает учитель. Например, изучая тему «Профориентация и
трудоустройство», учащиеся под руководством учителя
разыгрывают ситуацию обращения в отдел кадров для устройства
на работу и упражняются в диалоге с работодателем. Такие уроки
проходят с большим интересом у учащихся. Сначала одни
выступают в роли работодателя, другие – в роли работника, затем
меняются ролями. Учащиеся получают удовлетворение от
успешного овладения знаниями, так как игровые моменты
чередуются с упражнениями по формированию знаний, становятся
более любознательными. Чем больше жизненных ситуаций
рассматривается на уроках СБО и ОСЖ, тем больше может быть
уверенность у учителя, что его выпускники используют
полученные знания в новой или изменённой ситуации, что является
сложным для детей с недостатками интеллектуального развития.
Изучение различных тем происходит на реальных объектах школы
– интерната, что также способствует адаптации обучающихся в
обществе. Изучая тему «Одежда и обувь», учащиеся 5 класса в
раздевалке чистят свою обувь, пришивают пуговицы и вешалки.
Учащиеся 7 класса на уроках учатся, как можно оказать помощь в
уходе за младшими детьми, разучивают тихие и подвижные игры.
Очень любят дети тему « Питание». Ещё в начале учебного года
они живо интересуются, какие блюда будут учиться готовить в
новом учебном году. Ученики с удовольствием записывают
рецепты приготовления блюд. На уроках под руководством учителя
дети готовят бутерброды, салаты, выпечку, первые и вторые блюда.
Изучение предметов ОСЖ и СБО в специальных
(коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах
является важным звеном в жизни детей с недостатками
интеллектуального развития. Уроки социально-бытовой
ориентировки помогают детям с ограниченными возможностями
здоровья стать более адаптированными к жизни,
стрессоустойчивыми, открытыми к общению.