Автор: Ташина Анна Владимировна
Должность: Преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: КГБПОУ "Техникум инновационных промышленных технологий и сервиса"
Населённый пункт: г. Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка внеклассного занятия из цикла «Основы работы по профилактике негативных проявлений в поведении подростков: буллинг»
Тема: Организация работы по профилактике буллинга и хейзинга среди подростков
Раздел: среднее профессиональное
А. В. Ташина
преподаватель
КГБПОУ «Техникум инновационных
промышленных технологий и сервиса»,
г. Железногорск, Красноярский край,
Российская Федерация
Методическая разработка внеклассного занятия из цикла
«Основы работы по профилактике негативных проявлений в поведении
подростков: буллинг»
по теме «Организация работы по профилактике буллинга и хейзинга
среди подростков»
Цель — познакомить слушателей с причинами возникновения буллинга в подростковой
среде, профилактика и меры борьбы с ним.
План лекции
1. Понятие и причины возникновения буллинга в подростковой среде.
2. Выявление и диагностика последствий буллинга.
3. Кибербуллинг: понятие, причины, последствия для подростка и родителей.
4. Хейзинг: понятие, причины.
5. Последствия буллинга и хейзинга для подростка.
6. Меры борьбы с буллингом и хейзингом
Основные понятия: буллинг, хейзинг, кибербуллинг.
Основные направления в области проектирования
образовательного процесса.
Буллинг
(английское bullying, от bully
- хулиган, драчун, задира,
грубиян, насильник) - это систематическое, регулярно повторяющееся
насилие, травля со стороны одного обучающегося или группы обучающихся
в отношении отдельного обучающегося, который не может себя защитить.
Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно
организованным
подростковым
коллективам.
Объясняется
это
обстоятельство прежде всего тем, что образовательное учреждение - это
место для разрядки обучающимися своих многочисленных накопившихся
дома негативных импульсов.
Буллинг всегда основан на психологическом терроре. Он преследует
цель - затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить,
подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают,
бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их,
бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие
достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи,
исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют.
Обидчики (булли) - чрезвычайно изобретательны.
Если в мягких случаях буллинг понижает эмоциональный фон жертвы
и ее самооценку, то в жестких способен довести до суицидальных действий.
При этом травля не всегда представляет собой прямую атаку. Стратегии
группы в нападении могут быть разными: от сплетен и оскорблений за
спиной до бойкота. Задача - привести жертву к потере уверенности в себе,
деморализовать, получить чувство собственного превосходства, отделиться
от жертвы, выставив ее неполноценной.
Обидчиками могут быть и девочки-подростки, буллинг не зависит от
пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто существует как
элемент учебной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому
пострадать
от
буллинга
может
любой
обучающийся.
Часто
могут
отсутствовать какие-либо основания для агрессии. Объектом буллинга
выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.
Чем отличается моббинг от буллинга?
Моббинг и буллинг схожие понятия - это травля. Но буллинг
отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не вся
группа, а конкретный обучающийся или группа обучающихся, которые
имеют авторитет.
Буллинг более жесткая форма преследования, чем моббинг.
В техникуме складываются определенные ролевые отношения среди
подростков (лидер-изгой). Дополнительным фактором, способствующим
закреплению буллинга в подростковом коллективе, является неспособность,
а в некоторых случаях и нежелание педагогов совладать с этой проблемой.
Буллинг проявляется через различные формы физических и (или)
психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей
(рис. 2.). Для одних детей – это систематические насмешки, отражающие
какие-то особенности внешнего вида или личности пострадавших. Для
других – порча их личных вещей, пинки, вымогательство. Для третьих –
откровенные
издевательства,
унижающие
чувство
человеческого
достоинства, например, попытка заставить публично просить прощения, стоя
на коленях перед унижающим.
Рис. 2. Структура выстраивания буллинга в образовательном
учреждении.
Можно систематизировать проявления буллинга в две группы:
1-я группа – проявления, связанные преимущественно с активными
формами унижения;
2-я группа
– проявления, связанные с сознательной изоляцией,
обструкцией пострадавших.
На разные по содержанию и интенсивности проявления буллинга
разные дети реагируют по-разному.
Условно выделяют три ведущих фактора, наличие которых позволяет
отнести ребенка к «группе риска» по буллингу:
1.
Множественный стресс - жертвы травли обременены множеством
проблем.
Плохое
здоровье,
низкий
социальный
статус,
неудовлетворительные
отношения
со
сверстниками,
выраженное
социальное
неблагополучие,
а
также
низкие
компенсаторные
возможности – это весьма характерно для жертв травли.
2.
Провоцирующие особенности жертвы
(provocative victims) - это
достаточно
неоднородная
группа
детей
и
подростков,
которые
вследствие особенностей их личности на поведенческом уровне могут
являться раздражающим факторам для большинства их условно
толерантных
ровесников.
Фактически
речь
идет
о
феномене
«инакости»
в
детских
коллективах.
«Необычная»
манера
речи,
«необычный»
смех,
«необычный»
юмор
уже,
с
точки
зрения
«обычных»
детей,
может
явиться
достаточным
поводом
для
негативного
отношения
к
«этим
необычным».
Провоцирующим
поводом к началу травли может стать неосторожное (без злого умысла)
поведение таких детей и подростков, например, гиперактивный
ребенок случайно задел «спокойного» ровесника. Именно в этой
группе наблюдается преобладание акцентуированных подростков,
детей с познавательными и поведенческими нарушениями поведения,
детей-невротиков
и
несовершеннолетних
с
расстройствами
шизоидного спектра в рамках пограничной психопатологии.
3.
Стигматизация и физические особенности ребенка: это не только
наличие явных физических аномалий, например, заячью губу или
нейросенсорную
тугоухость,
но
и
некоторые
фенотипические
особенности. Рыжий цвет волос, необычный тембр голоса, форма
ушных раковин, для определенной категории детей и подростков могут
явиться побудительным мотивом к травле своих ровесников.
Большинству жертв травли чаще свойственно длительное время скрывать
свою проблему, даже в случае явного физического насилия. Гораздо реже
дети и подростки признаются в этом или же активно об этом сообщают.
Не
существует
определенного
психологического
портрета
жертвы
буллинга, который симптоматически смог бы помочь в диагностике
проявлений этой травматической ситуации у пострадавших детей. Не
существуют также и типичные характеристики жертвы и преследователя. Не
существует
как
таковых
специфических
психологических
признаков
буллинга.
При длительном наблюдении за детьми, подвергающихся буллингу, могут
проявиться характерные эмоциональные и поведенческие особенности.
Поведенческие особенности:
дистанцированность от взрослых и детей;
негативизм при обсуждении темы буллинга;
агрессивность к взрослым и детям.
Эмоциональные особенности:
напряженность и страх при появлении ровесников;
обидчивость и раздражительность;
грусть, печаль и неустойчивое настроение.
Максимальная информация может быть получена в результате искренней
беседы взрослого и пострадавшего. Однако это возможно далеко не всегда и
к тому же требует особой подготовки.
Насильно получать ответы ребенка или подростка на тему насилия
категорически
нельзя.
С
другой
стороны,
нужно
быть
готовым
к
адекватному, понимающему и сопереживающему отражению состояния
травмированного ребенка о травле другими детьми, если он решил
открыться.
Особенно печально, когда ребенок или подросток решается открыться
взрослому, рассказать о своей беде, а взрослого по тем или иным причинам
такие откровения не интересуют. Здесь может быть упущена драгоценная
возможность узнать о серьезных проблемах в жизни детей и подростков,
возможно даже не связанных с темой насилия. Дети в качестве доверенного
лица во многих случаях склонны выбирать авторитетных взрослых.
Для определения ситуации буллинга и его последствий необходим сбор
соответствующей информации и проведение психологического обследования
ребенка.
Сбор информации проводится по следующим направлениям:
от самого пострадавшего;
от возможных участников издевательств над жертвой и свидетелей.
Следует самым тщательным образом провести анализ всей полученной
информации. В результате проведенного анализа необходимо прояснить
следующие аспекты:
реальность самого буллинга;
его длительность;
его характер (физический, психологический, смешанный);
основные проявления буллинга;
участники (инициаторы и исполнители буллинга);
их мотивации к буллингу;
свидетели и их отношение к происходящему;
поведение жертвы (поcтрадавшего);
динамику всего происходящего;
прочие важные для диагностики обстоятельства.
Полученную информацию педагог должен сопоставить с анамнезом
жизни пострадавших детей. В анамнезе жизни особенно важными станут
любые данные о предшествующем негативном жизненном опыте таких детей
в
семье,
в
различных
детских
коллективах
и
среди
ровесников
в
неформальных ситуациях, количество случаев и характер пережитого ими в
прошлом насилия, в частности, буллинга. При этом учитывается вероятность
оговора или ложной, ошибочной интерпретации межличностных отношений
самим ребенком, равно как и отказ от обсуждения своей ситуации жертвой
или диссимиляция (сокрытие) как самого факта буллинга, так и его
последствий.
Существуют методы прекращения буллинга в школе (рис. 3.).
Рисунок 3. Методы прекращения буллинга в школе.
Что такое хейзинг?
Хейзинг (англ. hazing) - неформальные ритуальные насильственные
обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для
дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени
хейзинг
характерен
для
закрытых
(военизированных,
спортивных,
интернатных) учреждений.
Хейзинг
-
это
неуставные
отношения
в коллективе,
например,
известная у нас «дедовщина».
Хейзинг встречается и в обычных школах и училищах, особенно, если
при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более
старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные
действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете
зубной щеткой.
Что такое кибермоббинг и кибербуллинг?
В последнее время к формам психологического давления, присущего
традиционной травле, добавились возможности интернета - кибермоббинг и
кибербуллинг.
Кибермоббинг и кибербуллинг - это намеренные оскорбления,
угрозы,
сообщение
другим
компрометирующих
данных
с
помощью
современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов,
электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов.
Интернет-травля
может
осуществляться
также
через
показ
и
отправление
резких,
грубых
или
жестоких
текстовых
сообщений,
передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе
личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или
смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях,
электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над
другими от имени жертвы.
Интернет-травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет
обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным.
Последствия буллинга.
Последствия
травли
школьника:
деформация
психики
ребенка,
патологические психические нарушения, возникновения социально-опасных
форм поведения насильственного, суицидального и зависимого характера.
Подростки, подвергшиеся моббингу и буллингу думают, что вся проблема в
них, что они виноваты в том, что с ними так обращаются, и поэтому
комплексуют. Полученные в школьном возрасте психологические травмы
могут обернуться вполне серьёзными взрослыми проблемами. Специалисты
(психологи, исследователи, ученые) считают, что травля в школьные годы не
проходит бесследно для всех ее участников, и её последствия сказываются
почти на протяжении всей жизни человека.
У зачинщиков и преследователей формируются асоциальные черты,
они склонны к зависимостям, подвержены чрезмерной тревожности и
депрессиям.
Бывшей «жертве» тяжело выстраивать отношения с другими людьми,
доверять им, свободно вести себя в обществе. Иногда они в дальнейшем сами
становятся зачинщиками травли, пытаясь таким образом забыть о пережитых
унижениях. «Жертвы» интернет-травли теряют уверенность в себе, что
может привести к разной тяжести психическим отклонениям, а также
психосоматическим заболеваниям, явиться причиной самоубийства (рис. 5.).
Рисунок 5. Последствия насилия
образовательном учреждении.
Сами дети часто скрывают, что они подвергаются буллингу со стороны
одноклассников.
Поэтому родителям очень важно безотлагательно выяснить, всё ли в
порядке, если они заметили, что ребёнок:
постоянно находится в подавленном настроении;
стал получать плохие отметки;
ищет предлог, чтобы не идти в образовательное учреждение;
по дороге в школу и домой выбирает обходные маршруты;
приходит
с
испорченной
или
в
грязной
одежде,
порванными
учебниками и тетрадями;
то и дело «теряет» вещи и карманные деньги;
не выходит играть в общественные места;
часто приходит с синяками и ссадинами;
не встречается с одногруппниками, не приглашает их домой и не ходит
в гости;
Проблемы в
учебе и
поведении
Суицидальное
поведение
Падение
самооценки,
затравленнос
ть
Последствия
насилия в
образовательн
ом
учреждении
стал замкнут или вспыльчив.
Список используемой литературы
1. Буллинг (преследование в школе) и как с ним бороться Статья.
2. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях -
М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 960 с.
3. Травля одноклассников (буллинг). Что делать родителям? Статья.