Автор: Колян Арменуи Агасиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №3 "Колокольчик"
Населённый пункт: Краснодарский край, Новокубанский район, г.Новокубанск
Наименование материала: Осенние дары
Тема: Дары нашего леса
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель:Колян Арменуи Агасиновна..
Конспект занятия для старшей группы.
«Дары нашего леса»
Цель:
Продолжать знакомить с растительностью нашего леса (ягоды,
грибы, кедровые шишки)
Уточнить правила поведения в лесу. Раскрыть причины
исчезновения некоторых растений и последствия. Уточнить
представление детей о разном значении леса в жизни человека:
оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом;
Задачи:
Образовательные: дать детям представление о том, что лес - это
живой единый организм, который мы должны беречь. Помочь
детям запомнить признаки, характеризующие лиственные и
хвойные деревья. Закрепить знания детей о дарах леса, грибах и
ягодах произрастающих в нашем лесу.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, воображение,
логическое мышление, умение видеть красоту окружающего
мира. Развивать умения слушать друг друга, анализировать,
делать выводы дополнять ответы товарища.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к
родной природе, уважительного отношения к обитателям леса,
правильное поведение в лесу.
Оборудование: картины с изображением деревьев.
Предварительная работа: чтение и обсуждение рассказов и
стихов о природе, о лесе, о его пользе откладывание загадок,
заучивание пословиц и поговорок, рассматривание и наблюдение
за природой. Дидактические игры «Дерево, кустарник, трава»,
«Птицы, звери, рыбы», «Что растет в родном краю?», «Кто чем
питается?»; уроки доброты «Когда я был добрым к природе»,
«Нужны ли в жизни правила?».
Работа с родителями: индивидуальная работа по составлению
рассказов о деревьях
Ход занятия
Организационная часть
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.
Весной веселит, летом холодит
Грибами, ягодами одаривает. Осенью умирает, весной оживает....
(Лес.)
Что такое лес? Лес – это целый мир! В нем обитает множество
растений и животных.
Лес не только кормит людей, но еще и лечит. Люди научились
лечить болезни и укреплять свое здоровье, используя щедрые
дары природы. Лес нас лечит травами, растениями, но не
простыми, а лекарственными.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила на столе
необычное письмо.
Сейчас я вам его зачитаю.
Знаю лес и лес люблю его, живу я в зарослях лесных. Я люблю
гулять по лесу каждый день, где чистым воздухом, так хорошо
дышать, где все для сердца мило. Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень. Есть в травах и цветах целительная
сила. Я веселый старичок, старичок-Лесовичок! В гости вас к себе
зову! Помощь ваша мне нужна, кто то все деревья в моем лесу
порубил.
Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Не
боитесь отправиться в лес? Там полным, полно чудес. В нем
живут дары природы. Для людей и лесного народа!
Отправляемся в путь? Но в лес можно попасть только в
заколдованном виде. Сейчас у нас какое время года? И с
деревьев слетают что ? (листья) Правильно. Давайте превратимся
в листочки. Давайте встанем, глазки закрываем “Раз, два, три,
повернись и в листочки превратись” Вот и стали мы осенними
листочками. Дети одевают шапочки с листочками.
Воспитатель: Встал стеною до небес перед нами чудо ….(лес.)
Ребята, лесовичок в письме просит нас о помощи у него кто то
вырубил лес.. Как мы можем помочь? Я предлагаю посадить для
него новые деревья, но сначала давайте вспомним, какие
деревья бывают и какая от них польза.
Кедр - очень высокое, светолюбивое дерево. А чем отличается
кедровая сосна от обыкновенной сосны? Иголки у кедра мягкие и
длинные чем у сосны и елки. Кедровые шишки можно
употреблять в пищу. Лес, в котором растут одни кедры,
называется кедрачом.
Береза – одно из самых красивых деревьев. В старину на Руси
поклонялись березе как живому существу, водили вокруг нее
хороводы, пели песни, сочиняли много стихов. Лес, где растут,
одни березы называют березняк, или березовая роща. А
почками березы можно от простуды вылечить. Дрова березовые
дают много тепла. А еще из березы делают мебель, лыжи. Ель –
Зимой и летом одним цветом. Иголки свои постепенно меняет
через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому и всегда
зеленая. На Новый год вокруг елки хороводы водят. Из Ели
делают бумагу, искусственный шелк, а еще из ели делают
музыкальный инструмент скрипку. Лес, где растут, одни ели
называют Ельник. В ельнике всегда темно и сыро, ветки елей
опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу в
летний жаркий день можно укрыться от жары.
Сосна – иголки у нее длиннее, чем у елки, очень прямо она растет
в высоту. Место, где растут, одни сосны называется Сосновый
бор. В сосновом бору очень полезно гулять для здоровья. Сосну
человек использует, как строительный материал строят из нее
дома и бани. А еще она идет на строительство корабельных мачт.
Рябина - Осенью надевает желтый наряд, гроздья ягод видны
издалека, а в них уйма витаминов.
Скольких птиц она спасает зимой от голода! Да и люди не прочь
полакомиться ими.
Воспитатель: Ребята а теперь давайте посадим лес но сначала мы
разделимся на 3 команды. Первый стол будет сажать лес только
лиственный, а второй стол хвойный лес, а третий стол посадит
смешанный лес. Но сначала послушайте стихотворение
внимательно.
Воспитатель:
Кусты и деревья, листочки на ветках, Лиственный лес это,
помните, детки. Дуб в нем, березки, липы, рябинки, Лещина,
шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы, Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки, Смешанным лес тот зовется, друзья
– Тут все деревья от «А» и до «Я».
Приступаем, посмотрим, кто быстрее справится. Музыкальный
ряд Воспитатель ребята кто - то к нам идет, я слышу шорох
листвы.
Лесовичок: Здравствуйте Ребята, я рад , что вы ко мне пришли.
Помогли мне с лесом. Молодцы дети, все вы знаете про деревья.
Ребята, а знаете, почему в лесу чистый воздух? почему в лесу так
легко дышится? а все, потому что деревья дышат листьями,
дерево вдыхает в себя грязный воздух, а потом отдаёт кислород
– это чистый воздух, необходимый для жизни людей. Ребята,
меня попросил Доктор Айболит, принести ему лекарственные
травы, чтобы лечить бедных зверюшек. Интересно, а вы знаете,
что то о лечебных травах?
Воспитатель: Конечно, лесовичок ребята знают, что в лесу есть
полезные травы. Правда, ребята? Вот послушай нас
присаживайся.
Листочек, какого растения прикладывают к ране, чтобы она
быстрее зажила?(Подорожника) У какого лекарственного
растения семена летают? (У одуванчика) А чем полезен
одуванчик?
Отваром, какого растения излечивают простуду? (Ромашка,)
Почки березы.
Летом рад я свежей ягоде медвежьей, а сушенная в запас, лечит
от простуды нас. (Малина) А КАКИЕ ЕЩЕ ТРАВЫ ЛЕЧЕБНЫЕ ВЫ
ЗНАЕТЕ?
Ребенок: «Крапиву только тронь – Отдернешь ладонь, обжигает
трава, как огонь».
Но бояться, крапиву не нужно, она очень полезна. Волосы,
вымытые крапивой, становятся пушистыми, блестящими, хорошо
растут. Из крапивы варят щи и делают салаты. Воспитатель:
Ребята, но в лесу есть и ядовитые травы вот посмотрите на
картинки и запомните их названия.
Лесовичок. Ребята, а вы знаете какие правила надо соблюдать в
лесу? Воспитатель: чтение стихотворения «Лесные правила»
1) Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
2)Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай Мусор с травки
убирать. Зря цветы не надо рвать.
3) Из рогатки не стрелять: в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Лесовичок: А какие пословицы про лес вы знаете?
Много леса – не губи, Мало леса – береги, Нет леса – посади.
Лес – друг человека и его как друга надо беречь и охранять.
Дерево живо корнями, а человек друзьями.
Лесовичок. А давайте поиграем, скажите что можно приготовить
из грибов какие блюда готовят люди ( дети отвечают икру, суп
жарят, маринуют, сушат) а что можно приготовить из ягод?
( ВАРЕНЬЕ, КОМПОТ, КИСЕЛЬ) А какие ягоды растут в лесу? Ребята
вы такие молодцы много знаете много полезного и интересного.
Но мне пора уходить ждет меня мой лес, он хранит еще много
загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание
примите мой подарок. А что там узнаете когда вернетесь в
детский сад. До свидания!
Воспитатель
Ну, вот мы и помогли лесовичку с лекарственными растениями,
посадили ему деревья, узнали, что дарит лес человеку. Что Лес –
это строительный материал, Лес -это здоровье для человека,
вспомнили правила поведения в лесу. Лес – это пища и лекарства
для людей и зверей. Попробуем вернуться домой. Вдруг
получится: Встаем на ножки “Раз, два, три повернись и в детишек
превратись!”
Итог занятия
Воспитатель Ребята, вам понравилась наше занятие? Давайте
посмотрим что же нам принес лесовичок?
Воспитатель: А теперь послушаем стихотворение
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь. Все это называется
природой, Давайте же всегда ее беречь !