Напоминание

"Совершенствование навыков чтения в начальных классах" (из опыта работы)


Автор: Зеленова Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 9"
Населённый пункт: г Бердск Новосибирской обл
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: "Совершенствование навыков чтения в начальных классах" (из опыта работы)
Раздел: начальное образование





Назад




Методические рекомндации

Совершенствование навыков чтения в

начальных классах

Зеленова Ирина Сергеевна

учитель начальных классов

Содержание работы

Введение...................................................................................................................5

Основная часть........................................................................................................6

«Уметь читать» - что это значит?..........................................................................6

Совершенствование навыка чтения.......................................................................7

Заключение............................................................................................................11

Приложение...........................................................................................................13

Список литературы...............................................................................................19

Аннотация

В данной работе затронута одна из актуальных проблем обучения

младших школьников - совершенствование навыков чтения.

В работе отражены методы, приемы и формы работы по становлению

механизма чтения в начальных классах.

В работу включены упражнения, задания и игры на развитие

зрительной памяти, внимания, мышления, даются рекомендации по развитию

речедвижения, которые позволили добиться успешности обучения чтению

младших школьников.

Работа рекомендована учителям начальных классов.

Введение

Привитие интереса к чтению является одной из актуальных проблем в

настоящее время

Интерес к теме обусловлен тем, что в настоящее время чтение стало

заменяться более легкими источниками информации: телевидение, видео,

компьютеры.

Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как применение

различных

методик,

игровых приёмов влияет на совершенствование

навыков чтения.

Основная часть

Чтение основа учения. От умения читать зависит успех ученика и

его желание учиться. В.А.Сухомлинский считал, что хорошо

поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу

для выполнения детьми творческих работ, развивающих их

мышление, воображение и речь.

«Уметь читать» - что это значит?

Учить детей читать это значит надо научить:

1.

узнавать буквы;

2.

слитно озвучивать их последовательность;

3.

извлекать из прочитанного смысл.

Первые два компонента составляют тай называемую «технику чтения»,

а последний - понимание прочитанного.

Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий:

от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст,

но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя,

переживая за него.

В. А. Сухомлинский отмечал, что «Уметь читать - это значит быть

чутким к красоте слова,..»

Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением,

которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. За годы

обучения в начальной школе ученики осваивают

изучающее

чтение, т.е.

равномерно-внимательное.

Оно существует в двух формах:

1.

чтение вслух

2.

чтение про себя (молча).

Изучающее чтение вслух предназначено для слушателей. Оно должно

быть

четким,

внятным,

безошибочным,

без

неоправданных

пауз,

в

нормальном для восприятия темпе и достаточно выразительным.

Чтение «про себя» - это чтение глазами, без внешних речедвижений

Вели темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не

Сложилось. Если при чтении ученик шепчет или шевелит губами, значит он

еще не овладел навыком чтения «про себя» и находится как бы в переходном

этапе.

Эти две формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают

друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух и чтению «про себя».

Механизм чтения вслух очень сложный. В этом процессе принимают

участие мышление, память, восприятие, речь, фантазия, слуховые и

зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки

информации.

Совершенствование навыка чтения

На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого

развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт,

четкость печати, развитость анципации т.е. умения предвидеть следующую

часть слова или последующее слово.

Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению ученых

темп чтения увеличивается на 50% и более.

Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает прежде

всего развитость речедвигательного аппарата и его возможности. Вот

некоторые упражнения, которые помогают учить детей читать.

Практически каждый урок чтения начинается с подготовки речевого

аппарата

(см. приложение 1).

Во время таких разминок включаю

упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции,

голоса (произносим различные звуковые сочетания шепотом, тихо, громко), а

также упражнения на темп речи (медленно, умеренно, быстро). Эти

упражнения печатаются на доске или берутся в пособиях. Заучиваем с

печатного текста и на слух чистоговорки к изученным буквам, темам или

придумываем их сами.

Например.

Шепотом медленно

та - та - та

в нашем классе чистота

ят - ят - ят

парты ровненько стоят

ют - ют - ют

очень любим мы уют

Тихо умеренно

арца

арда

арка

арла

арта

...аржа

Громко быстро

парь - гарь - жарь

Хороший эффект в работе над артикуляцией приносят упражнения со

скороговорками и считалками.

Также помогают игры с Буквоежкой «Потерялась буква, слог»,

«Дочитай словечко», «Доскажи словечко», «Домино».

Чтобы повысить технику и сознательность чтения, использую метод

динамического

чтения, - это когда читаются не буквы, слоги или отдельные

слова, а целые группы слов (блоки). Это чтение только глазами с называнием

сектора (фигура, цвет)

(см. приложение 2).

Помогают

в

работе

над

совершенствованием

навыка

чтения

упражнения

на

развитие

зрительной

памяти,

внимания.

Это

«фотографирование»

за 1 сек. Дети должны запомнить то, что изображено:

а) буквы; б) слоги; в) слова и найди лишнее

(см. приложение 3).

Для развития зрительной памяти и поля зрения используются таблицы

с буквами, слогами с такими заданиями: быстро назвать, а потом

воспроизвести их (желательно в том же порядке). Смотреть надо в центр

таблицы и стараться увидеть всю.

Каждую таблицу можно использовать до полного воспроизведения.

Далее задания усложняются

(см. приложение 4).

При чтении глаза ребят движутся не только слева направо, но и

наоборот - регрессивно (челночное чтение). Это отрицательно сказывается на

темпе чтения. Для этого используется простой прием - чтение с закладкой,

которая движется по строке, закрывая уже прочитанный слог.

Для преодоления повторов и достижения полноценного зрительного

восприятия - выбираем из текста слова, трудные для прочтения и понимания,

записываем их на доске с делением на слоги или находим в тексте и

разбираем графическую схему чтения.

Для совершенствования навыков чтения использую такие виды чтения:

«Эхо»

Начинает читать хорошо читающий, за ним следом слабо

читающий.

Цель

такого чтения такова, что сильный чувствует себя

ответственным , а слабый более уверен в себя, ведь он уже услышал слово,

ему легче его узнать.

«Канон»

Один ученик начинает читать абзац текста, другой читает

этот же абзац вместе с первым, но опаздывая от него на 3-4 слова.

Цель:

держать

определенный

темп

чтения,

стараться

читать

выразительно, без ошибок. Все дети следят за чтением учеников и оценивают

их работу.

«

Спринт»

Небольшие отрывки текста несколько учащихся (или все)

начинают читать одновременно — на скорость. Кроме быстроты чтения, им

надо еще следить за выразительностью и безошибочностью. Сравниваем

результаты.

При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого

ребенка ситуацию успеха.

По методике Зайцева этому способствует троекратный замер скорости

чтения, когда темп растет на глазах. Опять сравниваем результаты и делаем

вывод, что чем больше мы читаем, тем лучше результаты.

Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связано

с развитием интереса к чтению. Этому способствует дозированность

нагрузки, доступность и посильность заданий, постепенное нарастание их

сложности.

Большой популярностью у детей пользуются кроссворды из загадок.

Поскольку

процесс

чтения

очень

трудоемкий,

задания

даю

дифференцированно. (Используются такие факторы, как объем текста,

шрифт)

(см. приложение 5).

При использовании игры «Кто это? Что это?» отрабатывается переход

от чтения вслух к чтению про себя

(см. приложение 6).

Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации

деятельности ученика «У меня получается, поэтому я хочу».

Все эти упражнения проводятся с привлечением незнакомого текста,

затем идет обычная работа над выразительностью и пересказом.

И нельзя не сказать об очень важном, на мой взгляд, средстве и способе

совершенствования и навыков чтения. Это живое слово

учителя.

Под живым словом учителя понимается, прежде всего, речь учителя и

чтение, которые выражают его мысли и чувства.

Живое слово может заставить радоваться, печалиться, пробуждать

любовь или ненависть. Но без постоянного показа выразительного чтения,

выразительной речи трудно обучать детей этому искусству. Элемент

подражания учителю при обучении неизбежен. Об этом учитель должен

помнить и постоянно работать над совершенствованием своей речи,

проводить для себя тренировочное чтение, уделять внимание своим жеста и

мимике, использовать опыт мастеров художественного слова в грамзаписи.

Учитель, умеющий действовать словом, способен захватить своим

чтением детей, что они стремятся найти и прочитать произведение, отрывок

из которого они слышали.

Заключение

Выполнение каждого из этих упражнений занимает на уроке не более

5-7 минут. Ценность этих упражнений в том, что после самостоятельного

знакомства с текстом, дети читают его вслух более уверенно и пользуются

анципацией.

Все

задания

многофункциональны.

Они

не

только

развивают

правильность,

осознанность,

скорость,

выразительность

чтения,

способствуют

совершенствованию

способа

чтения,

но

и

развивают

восприятие, память, мышление, стимулируют интерес к чтению.

В своей практической деятельности использую активные приемы и

методы, которые позволяют школьникам с ограниченными возможностями

здоровья освоить «изучающее» чтение (т.е. равномерно-внимательное).

Использование

системы

заданий

и

упражнений

развивает

правильность,

осознательность,

скорость,

выразительность

чтения,

способствует совершенствованию способа чтения, а так же развитию

восприятия, внимания, мышления, памяти и стимулирует интерес к чтению.

Это позволило добиться высоких результатов в технике чтения.

К концу 4 класса при норме 35-40 слов дети имели следующие

результаты.

З

а

м

я

т

и

н

а

К

К

е

д

и

к

А

К

о

л

м

о

г

о

р

о

в

а

К

К

о

с

о

в

А

П

о

п

о

в

А

П

о

п

о

в

а

П

С

у

х

а

н

о

в

а

Н

Т

о

п

о

р

к

о

в

а

А

Ф

и

л

а

т

о

в

В

Ш

к

у

р

б

а

н

о

в

а

Н

58

80

74

70

72

84

82

62

63

58

Показатели техники чтения

Количество слов в минуту

Из

гистограммы

видно:

100%

обучающихся

укладываются

в

нормативные показатели, 455 учащихся читают 70 – 75 слов в минуту, а 27 %

- 80- 90 слов в минуту.

Считаю, что успехи в формировании и развитии навыков чтения в

начальных классах влияют на качественную успеваемость по письму,

развитию речи, математике.

Решая проблемы формирования и развития навыка чтения в начальной

школе каждый учитель стремиться к тому, чтобы процесс чтения был для

учеников менее тягостным, а общение с книгой приносило бы радость.

Приложение 1

база

вагон

гроза

дело

беда

весы

гости

длина

белок

возле

город

дымок

баран

веник

губа

домик

забор

карта

люди

мечта

завод

книга

лыжи

марка

закон

коза

луна

море

зима

комар

лицо

месяц

народ

перо

разве

север

небо

песок

рана

сено

нора

песня

редко

скала

нервы

правда

луна

сила

танк

форма

часы

шапка

тело

фокус

чудо

шкура

темно

факел

часто

шутка

точка

февраль червяк

штаны

сыр

мел

двор

рога

зонт

дочь

груз

блин

час

торт

мяч

зуб

ключ

дым

банк

край

лось

вор

нож

бок

клуб

лист

конь

мир

краб

дом

волк

кот

винт

мозг

рысь

сок

дверь

кран

сон

лак

душ

таз

снег

вкус

жир

щит

мед

гость

вред

мост

соль

слух

боль

стул

ночь

глаз

день

брат

шаль

флаг

круг

жаль

Стук

гриб

мох

шелк

стол

жук

белка

брюки

буфет

живой

батон

ваза

дуло

жало

важно

гулять

быстро

дача

гуси

внизу

группа

жучок

житель

живот

зерно

мало

журнал

зола

ложка

много

занос

козел

лейка

морда

знамя

кукла

лапша

милый

низкий

поле

рынок

скелет

нужно

пюре

ручка

слева

новый

пламя

рядом

сыро

никто

пенал

речка

серый

танец

честно

холод

щека

трудно

худой

шахта

щука

финиш

хитрый

шорох

щенок

халат

черный

шило

щетка

Приложение 3

ФОТОГРАФИРОВАНИЕ

1.

а

о

в

у

и

2. БО НО РО МЫ СО

3. река слон

ручка лев

речка мак

ручей тигр

Найдите лишнее

Приложение 4

о

н

у

м

а

т

ы

к

и

Б

Ы

Д

о

В

а

Р

К

С

Е

Ц

Г

Ю

Л

Ж

У

Т

Ш

Н

Я

З

Х

и

Ф

М

ТЫ

ЮР

МУ

ЖИ

МЯ

ХИ

ОТ

ДЕ

ЦЫ

НА

ОЙ

КО

СЯ

ЗА

ЁЛ

МА

ЯМ

ЖУ

ФО

ЯЦ

ЛЮ

АХ

СЫ

ЛЯ

ОН

ИН

ША

КА

ЛУ

НО

МЫ

ОЗ

УМ

ИЛ

Приложение 5

1

2

3

4

5

6

1. В ясный день сидим

мы дома. Когда дождь

- у нас работа: топать,

шлепать по болотам

3. С горы - коняшками,

в гору деревяшками

2. Живет на болоте

певица. Не думайте

- это не птица.

4. Длинная шея, красные

лапки,

щиплет за

пятки,

беги без оглядки

5. Сижу верхом

Не ведаю на ком.

6. Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной

Карточки с загадками разного размера и с разным шрифтом.

Приложение 6

«Кто это? Что это?»

Плотник острым долотом.

Строит дом с одним окном.

Пляшет крошка, а всего одна ножка.

Без рук, без топоренка построена

избенка.

Поднялись ворота, всему миру

красота.

Загадку закрыть отгадкой - карточкой, которые раздаются учащимися.

Можно играть в паре. Ответы в конвенте нужные + лишние. Карточки -

отгадки могут быть написаны, могут быть нарисованы. Загадки читают по

очереди и ищут у себя отгадки.

Список литературы

1.

Зайцев В.Н. Пути становления механизма чтения - М., Просвещение 2009.

2.

Климанова Л.Ф. Читалочка - М., Просвещение 1994.

3.

Костыгина В.Н. Артикуляционная гимнастика - М., Владос 2012.

4.

Степанищев «Читать можно быстрее» - Волгоград «Учитель» 2007.

5.

Сухомлинский В.А,— М., Издательский дом Шалвы Амонашвили 1997.

6.

Федоренко И.Т. «Зрительные диктанты» - В., «Учитель» 2013



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!