Автор: Забродина Татьяна Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 40"
Населённый пункт: город Магнитогорск Челябинскоая область
Наименование материала: выступление
Тема: "Урок-основной педагогический инстумент реализации ФГОС"
Раздел: среднее образование
Современный урок в
соответствии с требованиями
ФГОС
Современный урок в
соответствии с требованиями
ФГОС
Забродина Т.В.
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 40» г. Магнитогорска
Урок – основной
педагогический инструмент
реализации ФГОС.
Урок – основной
педагогический инструмент
реализации ФГОС.
Чем вызвана необходимость внедрения системно-
деятельностного подхода?
Спустя две недели у нас
в памяти остаётся
Конус обучения
Степень включённости
в учёбный процесс
90% того, что говорим и
делаем
Реальная работа
Активная
Имитация реального
опыта
Ролевая игра
70% того, что говорим
Проведение бесед
Участие дискуссиях
50% того, что видим и
слышим
Наблюдение за
реальным процессом
Пассивная
Просмотр презентаций
Наблюдение за
демонстрационным
процессом
Просмотр
кинофильмов
30% того, что видим
Просмотр иллюстраций
20% того, что слышим
Прослушивание
выступлений
10% того, что читаем
Чтение
Джон
Кийосаки
Развитие
мотивации
учебной
деятельнос
ти
Сн
иж
е
ни
е
п
р
е
с
тиж
а
м
н
о
г
и
х
сп
е
ци
а
л
ь
н
о
с
т
е
й
Т
р
е
б
о
в
а
ни
я
ин
но
в
а
ци
о
н
но
й
эко
н
о
м
ик
и
Тради
ционные
метод
ы
Цель
образ
овани
я
XXI
века
Педагогическ
ие технологии
на основе
деятельностно
го подхода
Развитие
навыков
критического
мышления
Урок
*
- это организационная форма обучения, при которой
учитель в течение точно установленного времени
руководит коллективной познавательной деятельностью
постоянной группы учащихся (класса) с учетом
особенностей каждого из них, используя методы и
средства работы, создающие благоприятные условия для
того, чтобы все ученики овладели основами изучаемого
предмета, а также для воспитания и развития
школьников
.
СОВРЕМЕННЫЙ
УРОК
* -
ФГОС
Что же такое современный урок?
Современный – относящийся к настоящему,
текущему времени. В этом смысле любой урок,
который проходит сегодня, является
современным просто по признаку времени.
Современный – стоящий на уровне своего века,
отвечающий духу и требованиям своего
времени.
Современный урок – это урок,
соответствующий времени. Под временем я
понимаю состояние общества, государства,
мира, науки, всех сфер бытия, окружающих
человека. А также состояние самого
человека, прежде всего, главных героев
урока – ученика и учителя.
Современное, это не сиюминутное. Это не то, что
«спускает» начальство. И не то, что кажется
модным. Это отнюдь не новые стандарты или
ЕГЭ…
Хуторской Андрей Викторович, доктор
педагогических наук, член-корреспондент РАО,
директор Института образования , г. Москва
Д.И. Менделеев рекомендовал
не забывать, что камин, доверху
забитый дровами, не горит, а
дымит.
«Формирование любых личностных
новообразований − умений,
способностей, личностных качеств −
возможно лишь в деятельности».
(Л.С. Выготский)
Кредо успешного педагога
«Если мы будем учить сегодня
так, как мы учили вчера, мы
украдем у наших детей
завтра»
Джон Дьюи
,
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
ОТВЕЧАЮЩИЙ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
•
Урок обязан иметь личностно-ориентированный,
индивидуальный характер.
•
В приоритете самостоятельная работа учеников, а не
учителя.
•
Осуществляется практический, деятельностный подход.
•
Каждый урок направлен на развитие универсальных
учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных,
регулятивных и познавательных.
•
Задача учителя — помогать в освоении новых знаний и
направлять учебный процесс.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения
обучающимися основной образовательной программы.
Определяет типологию уроков.
Системно-деятельностный подход как основа урока
осуществляется через виды деятельности:
моделирование и анализ жизненных ситуаций на
занятиях;
использование активных и интерактивных методик;
участие в проектной деятельности,
владение приёмами исследовательской деятельности;
Системно-деятельностный подход как основа
урока
вовлечение учащихся в игровую, оценочно-
дискуссионную, рефлексивную деятельность, а
также проектную деятельность -
обеспечивающих свободный поиск эффективного,
отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к
решению задачи.
Какими способами действий должны
овладеть учащиеся?
-
работать с источниками информации, с
современными средствами коммуникации;
- критически осмысливать актуальную социальную
информацию, поступающую из разных источников,
формулируют на этой основе собственные
заключения и оценочные суждения;
- решать познавательные и практические
задачи, отражающие типичные ситуации;
-
-
анализировать современные общественные явления и
события;
- осваивать типичные социальные роли через участие в
обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации
из реальной жизни;
- аргументировать защиту своей позиции, оппонируют
иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах,
дебатах о современных социальных проблемах;
- выполнять творческие работы и исследовательские
проекты.
Учителю необходимо на каждом
уроке создавать ситуации:
1)пробуждения у детей любопытства, удивления, сопереживания;
2)потребности
в поиске решений,
обсуждений,
исследований,
преодолений трудностей.
3)взаимодействия
с разными партнерами,
разным составом групп;
4)самоутверждения «я могу»;
5)достижения общего и личного успеха.
Учителю нужно
определить и четко сформулировать для себя и
отдельно для учащихся целевую установку урока -
зачем он нужен? В связи с этим надо обозначить
обучающие, развивающие и воспитывающие функции
урока;
спланировать учебный материал,
подобрать учебные задания,
продумать «изюминку» урока, то, что вызовет
удивление, особый интерес.
Основные компоненты современного
урока
1
.
Организационный – организация класса в течение всего
урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
2. Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на
весь урок, так и на отдельные его этапы.
3. Мотивационный – определение значимости изучаемого
материала как в данной теме, так и во всем курсе.
4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
5. Содержательный – подбор материала для изучения,
закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п
.
6
.
Технологический – выбор форм, методов и приемов
обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной
темы, для данного класса и т.п.
Основные компоненты
современного урока
7. Контрольно-оценочный – использование оценки
деятельности ученика на уроке для стимулирования его
активности и развития познавательного интереса.
8.Аналитический – подведение итогов урока, анализ
деятельности учащихся на уроке, анализ результатов
собственной деятельности по организации урока
Требования к современному уроку:
•
хорошее начало и хорошее окончание;
•
четко сформулированные тема, цель, задачи урока;
•
урок должен быть проблемным и развивающим;
•
учитель активизирует деятельность учащихся;
•
вывод делают сами учащиеся;
•
минимум репродукции и максимум творчества и
сотворчества;
•
времясбережение и здоровьесбережение;
•
учет уровня и возможностей учащихся;
•
урок должен быть добрым.
Кто не знает, куда направляется,
очень удивится, что попал не туда
М.Твен