Автор: Бекмухамедова Евгения Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №3 "Колокольчик"
Населённый пункт: город Нвокубанск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: исследовательской-экспериментальной деятельности детей
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
исследовательской-экспериментальной
деятельности детей
подготовительной группы
Тема: «Волшебные стеклышки»
Программное содержание: познакомить детей с приборами для наблюдения
– микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить,
для чего они нужны человеку.
Материалы:лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена
фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль,
картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с
изображением клюва птицы, глазалягушки под лупой.
Ход занятия:На столе - микроскопы, лупы. Что сегодня приготовил для нас
дедушка Знай? Какие из этих приборов вам знакомы? Для чего нужны эти
приборы? Как вы думаете, что появилось раньше – лупа или микроскоп?
Воспитатель: Людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе
– лучше, чем это видно глазом. Стекло люди научились делать тысячи лет
назад. Но даже у стекольных дел мастеров стекла вначале получались
мутноватыми. И они заменяли стекло … камнем. Да – да, прозрачным
камнем – отшлифованным горным хрусталем. Получалось круглое
стеклышко – линза. А позднее линзы научились делать из стекла. Сначала
появилась лупа. С помощью лупы ученые увидели то, чего не могли
разглядеть раньше: строение цветка растения, ножки, усики и глазки
насекомых и многое другое.
Посмотрите и зарисуйте, какими вы видите в лупу листья, кору деревьев.
- Дети рассматривают, зарисовывают. После этого им предлагается
посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью
лупы.
Воспитатель:Позже появился микроскоп. Мы рассматривали в лупу, и
маленькое становилось большим. В лупе только одно стеклышко, а если
взять 2-3 стеклышка, они станут увеличивать сильнее. Все самое крохотное
они сделают большим, видимым. Где же это волшебное стеклышко в
микроскопе? Как нужно пользоваться микроскопом?
(Дети вместе с воспитателем рассматривают строение микроскопа: окуляр,
трубку, объектив, предметный столик, зеркало).
Воспитатель: Если ученому надо разглядеть под микроскопом каплю воды,
он берет стеклышко, капает на него воду, кладет стеклышко на столик,
прижимает глаз к верхнему концу трубки – окуляру, зажигает рядом
настольную лампу и начинает поворачивать зеркальце. Когда луч света от
лампы снизу осветит капельку, ученый увидит… Что он увидит? Посмотрите
сами. Только нам настольная лампа не нужна, у нас микроскоп с
подсветкой. Что мы увидели? ( Настоящее море, что-то плавает.)
Мы помним, что в неочищенной воде могут плавать частички грязи,
растений, разные живые существа. Поэтому сырую оду пить нельзя – можно
заболеть. Рассмотрите листья растений под микроскопом, зарисуйте все, что
увидите.
Дети рассматривают листья растений и зарисовывают увиденное.
А теперь рассмотрите все, что вам интересно.
- Где еще применяются такие же волшебные стеклышки, как у лупы и
микроскопа? Ученые-астрономы используют телескоп для наблюдений за
небесными светилами. Моряки используют бинокль для наблюдения за
морем. Через бино
кль, подзорную трубу далеко видно. А нам дедушка Знай дает
морской бинокль и предлагает понаблюдать на прогулке. Все, что мы увидим, мы
нарисуем и принесем дедушке Знаю.