Автор: Пнева Светлана Шамилевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-детский сад №111 г. Тюмени
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Использование фразового конструктора в развитии речи детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование
Использование фразового конструктора
в развитии речи детей с ОНР
Когда я задаю родителям вопрос, в каком возрасте у ребенка появилась фразовая
речь, многие из них теряются. Потому что не понимают значение слова «фраза». Что
такое фраза? Вот такую формулировку дает толковый словарь русского языка под
редакцией Ушакова:
Сочетание слов, выражающее законченную мысль
Словесное выражение мысли
Будем ли мы считать фразой «Мама, ко» - «Мама, молоко», «Папа би-би» -
«Папа едет»?
Конечно, это элементарная фраза, состоящая из двух слов. В норме она
появляется в 1,6-1,9 г. К 2 годам активный словарь ребенка около 200-400 слов. К 3
годам – 1000 слов.
На сегодняшний день огромное количество детей имеют речевые нарушения. У
таких
детей
фразовая
речь
не
может
быть
полностью
сформирована
без
систематических и целенаправленных занятий. Работа по формированию фразовой
речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Кроме
того, даже нормотипичные дети не всегда могут сформулировать свою мысль и
правильно выразить ее.
Для формирования фразы в своей работе я использую различные фразовые
конструкторы. Один из них – авторское пособие логопеда Елены Константиновны
Круогла.
Данный фразовый конструктор был разработан для детей с нарушениями
развития, в том числе детей с расстройством аутистического спектра. Но успешно
работает на всех дошкольниках, задачи усложняются в зависимости от возможностей
и возраста ребенка. Состоит конструктор из 5 частей. В каждой части большое
количество схем с изображениями действий и набор картинок.
При разработке пособия автор опирался на модели фраз, которые выделила
Валерия Ивановна Балаева. По ее мнению, в таком порядке формируется фразовая
речь у ребенка. Фраза усложняется от простой, состоящей из 2 слов, до
сложноподчиненных предложений.
Первая
часть
конструктора
позволяет
отработать
простое
двусоставное
предложение на материале слов, доступных ребенку по звуко-слоговой структуре.
Многократное повторение позволяет закрепить навык составления фразы.
Вот пример с глаголом пьет. Детям младшего возраста предлагаем картинки,
подходящие по смыслу. Детям постарше предлагаем выбор картинок. Усложняем
задание – предлагаем подобрать слова по смыслу.
Во второй части конструктора формируется фраза из 3 слов
В 3 части конструктора добавляется простой предлог (в, на, за). Обязательно
предварительное знакомство ребенка с символами предлогов.
4 часть конструктора: прилагательное+существительное+глагол. В речь вводятся
прилагательные, антонимы (большой-маленький, старый-молодой и т.д.), цвет, форма.
И последняя часть конструктора – появляется прямое дополнение.
«Фразовый конструктор» - это наглядная опора для высказывания. С его
помощью
ребенок
формирует
способность
планировать
и
проговаривать
последовательность слов. У детей дошкольного возраста формируется языковая
способность.
Надеюсь, что мой опыт использования фразового конструктора будет полезен
педагогам и родителям.