Напоминание

Использование фразового конструктора в развитии речи детей с ОНР


Автор: Пнева Светлана Шамилевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР-детский сад №111 г. Тюмени
Населённый пункт: г. Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Использование фразового конструктора в развитии речи детей с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование фразового конструктора

в развитии речи детей с ОНР

Когда я задаю родителям вопрос, в каком возрасте у ребенка появилась фразовая

речь, многие из них теряются. Потому что не понимают значение слова «фраза». Что

такое фраза? Вот такую формулировку дает толковый словарь русского языка под

редакцией Ушакова:

Сочетание слов, выражающее законченную мысль

Словесное выражение мысли

Будем ли мы считать фразой «Мама, ко» - «Мама, молоко», «Папа би-би» -

«Папа едет»?

Конечно, это элементарная фраза, состоящая из двух слов. В норме она

появляется в 1,6-1,9 г. К 2 годам активный словарь ребенка около 200-400 слов. К 3

годам – 1000 слов.

На сегодняшний день огромное количество детей имеют речевые нарушения. У

таких

детей

фразовая

речь

не

может

быть

полностью

сформирована

без

систематических и целенаправленных занятий. Работа по формированию фразовой

речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Кроме

того, даже нормотипичные дети не всегда могут сформулировать свою мысль и

правильно выразить ее.

Для формирования фразы в своей работе я использую различные фразовые

конструкторы. Один из них – авторское пособие логопеда Елены Константиновны

Круогла.

Данный фразовый конструктор был разработан для детей с нарушениями

развития, в том числе детей с расстройством аутистического спектра. Но успешно

работает на всех дошкольниках, задачи усложняются в зависимости от возможностей

и возраста ребенка. Состоит конструктор из 5 частей. В каждой части большое

количество схем с изображениями действий и набор картинок.

При разработке пособия автор опирался на модели фраз, которые выделила

Валерия Ивановна Балаева. По ее мнению, в таком порядке формируется фразовая

речь у ребенка. Фраза усложняется от простой, состоящей из 2 слов, до

сложноподчиненных предложений.

Первая

часть

конструктора

позволяет

отработать

простое

двусоставное

предложение на материале слов, доступных ребенку по звуко-слоговой структуре.

Многократное повторение позволяет закрепить навык составления фразы.

Вот пример с глаголом пьет. Детям младшего возраста предлагаем картинки,

подходящие по смыслу. Детям постарше предлагаем выбор картинок. Усложняем

задание – предлагаем подобрать слова по смыслу.

Во второй части конструктора формируется фраза из 3 слов

В 3 части конструктора добавляется простой предлог (в, на, за). Обязательно

предварительное знакомство ребенка с символами предлогов.

4 часть конструктора: прилагательное+существительное+глагол. В речь вводятся

прилагательные, антонимы (большой-маленький, старый-молодой и т.д.), цвет, форма.

И последняя часть конструктора – появляется прямое дополнение.

«Фразовый конструктор» - это наглядная опора для высказывания. С его

помощью

ребенок

формирует

способность

планировать

и

проговаривать

последовательность слов. У детей дошкольного возраста формируется языковая

способность.

Надеюсь, что мой опыт использования фразового конструктора будет полезен

педагогам и родителям.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!