Автор: Муромская Галина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: город Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: Сотрудничество с социальными партнёрами и его влияние на развитие личности ребёнка
Раздел: начальное образование
Муромская Галина Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8»,
г. Ханты-Мансийск
Статья: Сотрудничество с социальными партнёрами и его влияние на
развитие личности ребёнка
Давайте начнем с того, что определим сущность понятия «социальное
партнёрство».
Викисловарь
утверждает,
что
социальное
партнёрство,
это
система
институтов
и
механизмов
согласования
интересов
участников
производственного труда: работников и работодателей, основанная на равном
сотрудничестве.
Но
нам
необходимо
рассмотреть
социальное
партнёрство
через
образовательный аспект.
Социальное партнёрство в сфере образования основывается на взаимной
выгоде сторон и руководствуется рядом принципов (см. рисунок 1)
1. Равноправие
участников
2. Взаимное
уважение
3.
Заинтересованность
в результатах
4. Свобода
обсуждения
интересующих
вопросов
5. Добровольность
принятия на себя
обязательств
6. Ответственность
Рис. 1 – Принципы социального партнёрства
Школа, реализуя социальное партнёрство, преследует одну из важнейших
задач, заключающуюся в повышении качества и эффективности образования.
Сотрудничество с социальными партнёрами оказывает большое влияние
на учащихся младшего школьного возраста (см. рисунок 2)
1. Способствует
развитию навыков
общения
2. Оптимизирует
адаптацию в
коллективе
3. Способствует
укреплению и
сохранению
физического и
духовного здоровья
4. Обеспечивает
получение знаний,
дополняющих
школьную
программу
5. Знакомит детей с
различными
профессиями
6. Способствует
формированию
лидерских и
организаторских
качеств
7. Побуждает
учеников к активной
социальной позиции
8. Формирует
патриотические
качества
Рис. 2 – Влияние, оказываемое на обучающихся сотрудничеством с
социальными партнёрами
Реализация
социального
партнёрства
осуществляется
в
различных
форматах, что разнообразит мероприятия и позволяет использовать в полном
объёме ресурсы школы и социальных партнёров (см. рисунок 3)
1. Внутренние мероприятия с
использованием материально-
технических ресурсов, но с
привлечением кадровых
ресурсов социальных партнёров
2. Мероприятия, вынесенные за
пределы школы, использующие
все ресурсы (материально-
технические и кадровые)
социальных партнёров
Рис. 3 – Формы мероприятий с социальными партнёрами
В
течение
многих
лет
сформировался
постоянный
круг
социальных
партнёров, с которыми школа продуктивно сотрудничает.
Выбор партнёров обусловлен образовательной программой, программой
духовно-нравственного и патриотического воспитания «Отечество», благодаря
которой
школа
имеет
статус
региональной
и
федеральной
инновационной
площадки.
Также
выбор
социальных
партнёров
обусловлен
интересами
учеников,
запросом
общества
и
необходимостью
формировать
самодостаточную и полноценную личность ребёнка.
Я преподаю не только основные предметы, но и занимаюсь внеурочной
деятельностью,
в
которой
значимое
место
занимает
программа
«Социокультурные истоки».
Преподавание истоков требует не только знаний в области методики
преподавания
предмета,
но
и
специфических
знаний,
востребованных
программой.
Уместно
некоторые
занятия
проводить
совместно
со
специалистами
НЧОУ
«Духовно-просветительский
центр»,
являющийся
нашим
давним
социальным партнёром. Занятия проводятся как на базе школы, так и на базе
центра. Дети более глубоко погружаются в историю и культуру Отечества,
узнают какими реликвиями славится наша древняя Родина, что она ценила и
продолжает ценить в XXI веке.
В
школе,
конечно,
имеется
замечательная
библиотека
с
обширным
книжным
фондом
и
высококвалифицированными специалистами,
но
МБУ
«Городская централизованная библиотечная система», с которой 16.09.2019
заключён договор №21 о сетевом взаимодействии и сотрудничестве, имеет
гораздо большие возможности, чем школьная библиотека. Наш социальный
партнёр
подготавливает
и
проводит
для
учеников
оригинальные
и
очень
познавательные мероприятия.
С
городской
централизованной
библиотечной
системой
я
реализую
проект «Путь к Книге».
Постоянным
социальным
партнёром
является
БУ
ХМАО-Югры
«Окружная
клиническая
больница».
Специалисты,
которые
работают
с
детьми,
это
школьный
фельдшер,
а
также
родители
моих
учеников,
работающие врачами в ОКБ. Школьный фельдшер проводит разъяснительные
беседы о личной гигиене, предупреждении травматизма, пользе сна и свежего
воздуха.
Родители
учеников
подготовили
и
провели
мероприятия,
которые
помогли детям углубить знания, направленные на сохранение здоровья:
– «Кто долго жуёт, тот долго живёт»;
– «Чистота – залог здоровья»;
– «Здоровые зубы – здоровью любы»;
– «Сто болезней начинаются с простуды»;
– «Двигайся больше, проживёшь дольше».
К числу постоянных социальных партнёров можно отнести музеи, так как
их ресурсы используются для расширения границ знаний обучающихся.
Мы получаем приглашения от Музея геологии, нефти и газа принять
участие в тех или иных мероприятиях. Принимая приглашение, мы погружаем
детей в такую среду, где они получают бесценную информацию, узнают о
прошлом страны и Югры.
Не
оставляем
своим
вниманием
Музей
природы
и
человека.
Его
экспозиции
поражают
детей
уникальностью
и
исторической
яркостью,
способствуя
развитию
интереса
не
только
к
предметам
выставки,
но
и
к
музейной работе.
Эпизодически
мы
с
детьми
посещаем
БУ
ХМАО-Югры
«Государственный
художественный
музей»,
галерею-мастерскую
Г.С.
Райшева, дом-музей народного художника СССР В.А. Игошева.
Каждый
объект
культуры
оставляет
в
душах
детей
глубокий
след,
способствует
развитию
творческого
мышления,
умения
в
общем
видеть
частное.
Социальные партнёры, это звенья крепкой цепи культурного наследия
России.
Важно,
что
каждый
ученик
имеет
возможность
исследовать
всю
цепочку и понять, что культурные скрепы способны решить многие проблемы и
помочь избежать многих опасностей, рождающихся в современном обществе.
Таким
образом,
сформировалась
сеть
социальных
партнёров,
взаимодействие с которыми приносит значимые результаты (см. рисунок 4)
Рис. 4 – Сеть социального партнёрства
Итак, обеспечивая реализацию социального партнёрства, я обеспечиваю
полноценное развитие человека, который будет строить благосостояние нашей
страны,
защищать
её
ценности
на
любом
поприще,
ценить
и
уважать
достижения прошлых поколений.