Автор: Колян Арменуи Агасиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №3 "Колокольчик"
Населённый пункт: Краснодарский край, Новокубанский район, г.Новокубанск
Наименование материала: Особенности развития мелкой моторики рук
Тема: Моторика рук старшой и подготовительной группы
Раздел: дошкольное образование
Особенности развития мелкой моторики рук
старших дошкольников.
Воспитатель Колян А.А
Развитие мелкой моторики рук - залог нормального развития интеллекта
ребенка. Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с
младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится
хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку,
так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен
рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем
школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и
сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных
действий обеих рук.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого
раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики
(пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки,
связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном
возрасте
нужно
выполнять
простые
упражнения,
сопровождаемые
стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков
самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки
и т. д. А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой
моторики и координации движений руки должна стать важной частью
подготовки к школе, в частности, к письму.
Старший
дошкольный
возраст
-
это
период
активного
развития
познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. В этом
возрасте главней задачей педагогов и психологов является подготовка к
школьному обучению, к письму. Об этом отечественные и зарубежные
психологи
отмечают
в
своих
работах,
изучившие
психологические
особенности детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Начало
формирования произвольного внимания связано с внутренним регулируемым
восприятием и активным владением речью. Переломный момент в развитии
внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять
своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.
Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы,
которые
он
принимает
у
взрослых.
Таким
образом,
возможности
произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики».
К концу дошкольного возраста структура памяти претерпевает изменения,
связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и
припоминания.
В старшем дошкольном возрасте развитие речи достигает высокого уровня.
Большинство детей этого возраста правильно произносят слова. Происходит
увеличение словарного запаса и понимание слов. По утверждению Л. С.
Выготского, «история письма у ребенка начинается значительно раньше того
момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и
показывает, как надо написать букву». То есть, рисование является
предпосылкой формирования письменной речи.
Готовность
к
школьному
обучению
ребенка
определяется
развитием
зрительно-моторной координации. Мышцы руки должны быть достаточно
крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог
держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме».
Развитие мелкой моторики рук является одним из немаловажных аспектов
развития дошкольника в период подготовки его к школе. Проблема
повышения эффективности комплексной медико–психолого-педагогической
работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук
старших
дошкольников
не
теряет
своей
актуальности.
Чем
больше
уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше
взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью), тем
сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче
творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее.
Развивать
мелкую
моторику
рук
можно
не
только
в
специально
организованных условиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в
быту.
Систематические упражнения с участием рук и пальцев у старших
дошкольников гармонизируют тело и разум, положительно влияют на
деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную
усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.