Автор: Зимина Анна Андреевна
Должность: учитель-логопед-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа № 17 им. героя Советского Союза В.И. Давыдова"
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда для обучающихся 1-4 классов с тяжелыми нарушениями речи.
Раздел: начальное образование
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-
ЛОГОПЕДА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Введение:
В
современной
образовательной
среде
учителя-логопеды
сталкиваются
с
вызовом
обучения
детей
1-4
классов,
у
которых
присутствуют тяжелые нарушения речи. Нейропсихологический подход
в данном контексте предоставляет эффективные инструменты для
адаптации
учебного
процесса
к
особенностям
нейрологического
развития детей. Ниже представлены методы и приемы, основанные на
принципах
нейропсихологии,
которые
могут
быть
использованы
в
работе учителя-логопеда.
1. Дифференцированный подход:
Нейропсихологический
анализ
индивидуальных
особенностей
развития каждого ребенка позволяет применять дифференцированный
подход
к
обучению.
Индивидуализированные
программы,
учитывающие
уровень
когнитивных
способностей,
помогут
максимально эффективно развивать речевые навыки.
2. Игровые методики:
В
контексте
нейропсихологии
игра
рассматривается
как
эффективное
средство
стимуляции
мозговой
активности.
Игровые
методики, включающие элементы моторики и зрительных упражнений,
могут содействовать развитию моторики речевых органов и активации
соответствующих областей мозга.
3. Мультисенсорное обучение:
Использование
нескольких
сенсорных
каналов
(зрение,
слух,
осязание)
способствует
усилению
нейронной
связности
и
формированию более устойчивых нейронных путей. Учитель-логопед
может интегрировать в уроки разнообразные сенсорные впечатления,
что способствует более глубокому усвоению материала.
4. Арт-терапия и музыкальная терапия:
Нейропсихологические
исследования
показывают,
что
использование искусства и музыки положительно влияет на мозговую
активность. Арт-терапевтические задания и музыкальные упражнения
могут быть включены в учебный процесс для стимуляции креативности
и активации различных участков мозга, ответственных за речевые
функции.
5. Структурированный график и режим дня:
Нейропсихологический
аспект
также
подчеркивает
важность
структурированного графика и режима дня для детей с тяжелыми
нарушениями речи. Предсказуемость и последовательность событий
помогают создать устойчивые нейронные сети, способствуя более
эффективному обучению.
Заключение:
Использование нейропсихологических приемов в работе учителя-
логопеда открывает новые возможности для эффективного обучения
детей с тяжелыми нарушениями речи. Дифференцированный подход,
игровые методики, мультисенсорное обучение, арт- и музыкальная
терапия,
а
также
структурированный
график
способствуют
комплексному
развитию
речевых
навыков,
учитывая
особенности
нейрологического состояния каждого ребенка.