Авторы: Ермилова Наталья Владимировна, Павлова Валентина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО "Содружество"" корпус 3
Населённый пункт: г.о. Спасск -Дальний
Наименование материала: Статья
Тема: Семья как среда становления личности.
Раздел: дошкольное образование
Семья как среда становления личности.
Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение
данному понятию.
С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными
узами.
Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является
объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой
правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после
заключения брака и вступления в родство.
В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и
разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего
поколения в развитии младших участников общественной группы.
Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая
группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными
отношениями.
Важным фактором, во многом определяющим развитие ребёнка, является семья. Семья в
целом и характер детско-родительских отношений в частности – базовая среда, которая
задаёт определённое качество жизни человека. Традиционно семья-главный институт
воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей
последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в
течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.
Влияние семьи на формирование личности растущего человека имеет особое значение.
Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и
благополучие ребёнка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых.
Основными составляющими семьи как микросреды развития можно назвать
межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы
внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают
своеобразной питательной средой для психики ребёнка.
Важно заложить основу доверительных отношений между взрослым и ребёнком,
обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного
развития последнего.
Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс.
Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в
восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье
как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с
уважением.
Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности
ребенка.
Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его
воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к
подражанию.
Задачи семьи состоят в том, чтобы:
создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;
передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к
старшим;
научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на
самообслуживание и помощь близким;
воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Что касается непосредственного развития личности ребенка, то необходимо сказать, что в
семье развиваются все стороны личности.
Так, семье отводится большая роль в формировании эмоциональной сферы ребенка. Для
руководства духовным развитием своих детей, родители должны знать их переживания и
эмоциональные реакции
Если ребенок был лишен полноценного общения с семьей, то недостаток внимания,
доброты, ласки ведет к усилению агрессивности, аномалиям в социальном поведении
детей. Наличие же положительных семейных отношений в семье создает у детей
переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для
нормального формирования личности. Поэтому семья является естественным образцом
для создания условий доверительного общения, в связи с чем, открываются большие
возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни
ребенка
Важнейшая роль семье принадлежит в формировании познавательной сферы и
мыслительной деятельности.
Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные
занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его
отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою,
заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с
взглядами и поведением своих друзей-ровесников.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт,
элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в
обществе.
Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно
оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также
целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению
познавательных интересов детей, формированию новых знаний, расширению их
кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его
духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и
др. Семья оказывает влияние на умение детей строить логически свои рассуждения, на
формирование понятий, на решение ими различных задач, как в бытийном, так и в
учебном плане.
Для формирования собственного «я» решающим фактором также являются взгляды и
поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе
определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и
оценивает себя негативно.
Важную роль семья играет в формировании полоролевой сферы ребенка.Согласно новой
психологии пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, основную роль в формировании
психического пола, половой роли и полоролевой идентичности играют социальные
ожидания семьи, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной
матрицей и реализуются в процессе воспитания детей.
Теория социальных ролей А. Игли подчеркивает важность разных социальных ролей, в
которые включают ребенка родители. Различные роли формируют различные навыки и
аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и
женщин. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, мы делаем
заключение, что они разные люди.
Таким образом, мы видим важнейшую и незаменимую роль семьи в развитии различных
сторон личности ребенка.