Напоминание

Семья как среда становления личности.


Авторы: Ермилова Наталья Владимировна, Павлова Валентина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ЦО "Содружество"" корпус 3
Населённый пункт: г.о. Спасск -Дальний
Наименование материала: Статья
Тема: Семья как среда становления личности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семья как среда становления личности.

Семья – предмет изучения разных социальных наук. В каждой даётся своё определение

данному понятию.

С точки зрения социологии, это группа людей, связанная кровным родством и брачными

узами.

Юридическая наука дополняет данное определение и говорит, что семья является

объединением нескольких совместно проживающих лиц, которые связаны между собой

правовыми отношениями, определённым кругом обязанностей, возникающих после

заключения брака и вступления в родство.

В педагогике и в психологии делает упор на личные взаимоотношения членов семьи и

разных поколений, на воспитательную и социальную роль представителей старшего

поколения в развитии младших участников общественной группы.

Данное понятие многогранное. Но каждое определение подтверждает, что это малая

группа, ячейка общества, в которой люди связаны между собой определёнными

отношениями.

Важным фактором, во многом определяющим развитие ребёнка, является семья. Семья в

целом и характер детско-родительских отношений в частности – базовая среда, которая

задаёт определённое качество жизни человека. Традиционно семья-главный институт

воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей

последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в

течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

Влияние семьи на формирование личности растущего человека имеет особое значение.

Важность семейной микросреды объясняется в большой степени тем, что жизнь и

благополучие ребёнка на ранних этапах развития зависят от заботы и помощи взрослых.

Основными составляющими семьи как микросреды развития можно назвать

межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, настроения, нормы

внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Эти компоненты выступают

своеобразной питательной средой для психики ребёнка.

Важно заложить основу доверительных отношений между взрослым и ребёнком,

обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного

развития последнего.

Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс.

Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в

восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье

как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с

уважением.

Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности

ребенка.

Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его

воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к

подражанию.

Задачи семьи состоят в том, чтобы:

создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребенка;

передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к

старшим;

научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на

самообслуживание и помощь близким;

воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Что касается непосредственного развития личности ребенка, то необходимо сказать, что в

семье развиваются все стороны личности.

Так, семье отводится большая роль в формировании эмоциональной сферы ребенка. Для

руководства духовным развитием своих детей, родители должны знать их переживания и

эмоциональные реакции

Если ребенок был лишен полноценного общения с семьей, то недостаток внимания,

доброты, ласки ведет к усилению агрессивности, аномалиям в социальном поведении

детей. Наличие же положительных семейных отношений в семье создает у детей

переживание эмоционального благополучия, что является необходимым условием для

нормального формирования личности. Поэтому семья является естественным образцом

для создания условий доверительного общения, в связи с чем, открываются большие

возможности для воздействия на внутренние, скрытые стороны психической жизни

ребенка

Важнейшая роль семье принадлежит в формировании познавательной сферы и

мыслительной деятельности.

Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные

занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса будущей профессии, на его

отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою,

заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с

взглядами и поведением своих друзей-ровесников.

Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт,

элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в

обществе.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно

оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также

целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению

познавательных интересов детей, формированию новых знаний, расширению их

кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его

духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и

др. Семья оказывает влияние на умение детей строить логически свои рассуждения, на

формирование понятий, на решение ими различных задач, как в бытийном, так и в

учебном плане.

Для формирования собственного «я» решающим фактором также являются взгляды и

поведение родителей. Благодаря их правильной позиции ребенок создает о себе

определенное мнение. При суровой и отвергающей позиции ребенок ощущает страх и

оценивает себя негативно.

Важную роль семья играет в формировании полоролевой сферы ребенка.Согласно новой

психологии пола Е. Маккоби, К. Джеклин, С. Бем, основную роль в формировании

психического пола, половой роли и полоролевой идентичности играют социальные

ожидания семьи, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной

матрицей и реализуются в процессе воспитания детей.

Теория социальных ролей А. Игли подчеркивает важность разных социальных ролей, в

которые включают ребенка родители. Различные роли формируют различные навыки и

аттитюды (установки), и именно это приводит к различному поведению мужчин и

женщин. Из того, что мужчины и женщины занимаются разными делами, мы делаем

заключение, что они разные люди.

Таким образом, мы видим важнейшую и незаменимую роль семьи в развитии различных

сторон личности ребенка.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!