Автор: Салаватова Феруза Махмадалиевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Д.С №10" Населённый пункт: Республика Коми г Усинск ул. Молодежная 16/1 Наименование материала: Учебная программа Тема: "Исследовательский метод в обучении дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Возрастающие внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам
исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью
современного мира - его высокой динамичностью. Первые проявления взаимной зависимости жизненной
успешности и исследовательского поведения у человека можно наблюдать уже с детских лет. Даже в ходе
обыденных наблюдений несложно заметить, что от уровня выраженности исследовательских устремлений
ребенка напрямую зависят его успехи и в познавательном, и в психосоциальном развитии.
Программа рассчитана на 56 занятий, по два занятия в неделю.
Цель : развивать познавательные интересы детей, потребность в исследовательском поведении на основе
обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
1) стимулировать познавательную активность и любознательность детей старшего дошкольного возраста,
2) способствовать развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.),
3) активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными и физическими явлениями.
4) формировать основы логического мышления.
Предполагаемые результаты:
· расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами и со средой обитания;
· увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
· увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности;
· развитие уровня умственных способностей дошкольников.
Критерии оценки планируемых результатов:
На подготовительном этапе были определены показатели и подобраны диагностические методики (табл. №1).
Таблица 1
Показатели
Методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка
экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон
развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям осуществить из
четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы
фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2
балл, за четвертый-1 балл.
С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и
отношения к экспериментальной деятельности мы использовали показатели уровня овладения детьми
экспериментальной деятельностью. За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков
всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.) (табл. 2).
Таблица 2
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Для оценки изучения уровня развития любознательности послужила анкета «Изучение познавательных интересов»
(В.С.Юркевича)
Таблица 3
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;
17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
Для определения уровня знаний о неживой природе мы использовали следующие вопросы:
1. Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из
металла; из пластмасса.
2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине
Месяц
Тема
Задачи
Оборудование
Вывод???
Сентяб
рь
1. Прозрачная вода
Выявить свойства воды:
не имеет запаха,
цвета, имеет вес, льется.
Две непрозрачные банки
(одна заполнена водой),
стеклянная банка с широким
горлышком, ложки, ма-
ленькие ковшики, таз с водой,
поднос, предметные
картинки.
2. Растворимость
веществ в воде.
Показать, что вода прозрачная не имеет
запаха, но может иметь цвет и запах,
когда в ней
растворяются окрашенные пахучие
вещества.
Емкость с водой,
кристаллический
ароматизированный
краситель, палочки для
размешивания, мерные
стаканчики, предметные
картинки, принадлежности
для рисования.
Вода
может
менять
окраску,
приобрета
ть
запах,
если в ней
растворить
красители
и пахучие
вещества.
4.Лед - твердая вода.
Доказать, что лед - тоже вода.
Пластина льда из морозилки,
миска,снег.
5.Вода принимает
форму
Выявить, что вода принимает форму
сосуда,
в который она налита.
Воронки, узкий высокий
стакан, округлый сосуд,
широкая миска, резиновая
перчатка, ковшики одина-
кового размера, надувной
шарик, Целлофановый пакет,
таз с водой, подносы,
рабочие листы с
зарисованной формой со-
судов, цветные карандаши.
6. Что растворяется в
воде?
показать детям растворимость и-
нерастворимость в воде различных
веществ.
мука, сахарный песок,
речной песок, пищевой
краситель, стиральный
порошок, стаканы с чистой
водой, ложки или палочки,
подносы, картинки с
изображением пред-
ставленных веществ.
7.Какие предметы
могут плавать?
Дать детям представление о
плавучести предметов, о том, что
плавучесть зависит не от размера
предмета, а от его тяжести.
Большой таз с водой,
пластмассовые, деревянные,
резиновые шарики, шишки,
дощечки, большие и малень-
кие камешки, гайки, шурупы,
сачки по количеству детей,
подносы.
8.Делаем мыльные
пузыри.
Познакомить детей со способом
изготовления мыльных пузырей, со
свойством жидкого мыла: может растя-
гиваться, образует пленку.
Познакомить детей со
способом изготовления
мыльных пузырей, со
свойством жидкого мыла:
может растягиваться,образует
пленочку.
Октябр
ь
1.Воздух повсюду.
Обнаружить воздух в окружающем
пространстве и выявить его свойство —
невидимость.
Воздушные шарики, таз с
водой, пустая пластмассовая
бутылка, листы бумаги.
2.Воздух работает.
Дать детям представление о том, что
воздух может двигать предметы
(парусные суда, воздушные шары и т.
д.).
Пластмассовая ванночка,
таз с водой, лист бумаги;
кусочек пластилина, палочка,
воздушные шарики. Стакан с
минеральной водой.
3.Морской бой.
Выявить, что воздух легче воды, имеет
силу.
Емкости с водой, листы бумаги
для изготовления корабликов.
4.Почему все звучит?
Подвести детей к пониманию причины
возникновения звука-
колебания предметов.
Длинная деревянная линейка,
лист бумаги,
стеклянная банка, балалайка,
детская металлическая
посуда, стеклянный стакан.
5.Каждому камешку
свой домик
Классификация камней по форме,
размеру, цвету, особенностям
поверхности (гладкие, шероховатые);
показать детям возможность
использования камней в игровых целях.
Различные камни, четыре
коробочки, подносы с песком,
модель обследования
предмета, картинки-схемы,
дорожка из камешков.
6.Можно ли менять
форму камня и глины?
Выявить свойства глины (влажная,
мягкая, вязкая, можно изменять ее
форму, делить на части, лепить) и
камня (сухой, твердый, из него нельзя
лепить, его нельзя разделить на части).
Дощечки для лепки, глина,
камень речной, модель
обследования предмета.
7.Металл: его свойства
и качества.
Научить детей узнавать
предметы из
металла,определять
его качественные
признаки(структуру
поверхности,цвет,) и
свойства
(теплопроводимость,ко
вкость,металлический
блеск).
Скрепки,гайки,шурупы,
магниты,емкости с водой,картина с
изображением
кузнеца в кузнице
алгоритм описания
свойств материала.
8.Металл: его качества
и свойства.
Ножи из разных
материалов.
Закрепить умение узнавать предметы
из металла. Научить определять
материал, из которого изготовлены
ножи, и предполагать степень их
опасности для здоровья человека.
Определить правила безопасности при
обращении с колющими и режущими
предметами.
Металлические
предметы,спички,
Алгоритм описания свойств
предметов,жи с
металлическим и
пластмассовым лезвием.
Ноябрь
Песочная страна
выделить свойства песка: сыпучесть,
рыхлость, из мокрого можно лепить;
познакомить изготовлением рисунка
выделить свойства глины: вязкая,
можно лепить.
песок, вода, лупы, листы
плотной цветной бумаги,
клеевые карандаши
глина,вода,миски,салфетки
1 Что случилось?
Впитываемость песка и
глины.
Определить, что песок и глина по-
разному впитывают воду.
Прозрачные емкости с сухим
песком,с сухой
глиной,пластиковые
стаканчики с водой,клеенка.
2 Волшебный
материал.
Выявить, какие свойства приобретают
песок и глина при смачивании.
Емкости с
песком,глиной,дощечки,
Палочки,изделия из
керамики,клеенка.
3 Угадай-ка
(опыт №1)
Наглядно показать, что предметы
имеют вес, который зависит от
материала и размера. Установить
зависимость веса предмета и его
размера.
Предметы из одного
материала, но разного
размера: машинки,
матрешки,,мячи,
мешочек,непрозрачные
коробочки разных размеров.
4 Угадай-ка
(опыт №2)
Помочь детям понять зависимость веса
предмета от материала.
Предметы одинаковой
Формы и размера из разных
материалов:дерева
металла,поролона,пластмассы
,
емкость с водой,емкость с
песком,шарики одинакового
цвета из разных материалов.
5.Строим снежный
Учить детей видеть возможности
город
преобразования, стремиться к
коллективному участию в деятельности.
6Взаимодействие воды
и снега.
Выявить способность воды остывать
под действием
внешних условий. Сравнить свойства
воды и
снега: прозрачность,
текучесть,хрупкость,твердость.
Емкости с водой разной
температуры,снег,таре-
лочки,мерные ложки.
7Замерзшая вода
Выявить, что лед - твердое вещество,
плавает, тает ,состоит из воды.
Кусочки льда, тарелочки,
холодная вода, картинки с
изображением айсберга.
8. Тающий лед.
определить, что лед тает от тепла, от
надавливания; что в горячей воде он
тает быстрее; что вода на холоде
замерзает, а также принимает форму
емкости, в ко-юрой находится.
тарелка, миска с горячей
водой, миска с холодной
водой, кубики льда, ложка,
акварельные краски, вере-
ночки, разнообразные
формочки.
Декабр
ь
1.
Экскурсия
в детскую
лаборато
рию
уточнить представление о том, кто
такие ученые (люди, изучающие мир и
его устройство), познакомить с по-
11ятиями «наука» (познание),
«гипотеза» (предположение),
о способе познания мира —
эксперименте (опыте), о назначении
детской лаборатории; дать
представления о культуре поведения в
игрушка дед Знай, баночка
с водой, бумажные полотенца,
стакан с водой, в которую
добавлены чернила;
сельдерей, духи или ванилин,
яблоко, барабан,
металлофон, мяч.
детской лаборатории.
2.
Какая
бывает
вода?
уточнить представления детей о
свойствах воды: прозрачная, без запаха,
имеет вес, не имеет собственной
формы; познакомить с принципом
работы пипетки, развить умение
действовать по алгоритму, разгадывать
элементарный кроссворд.
таз с водой, стаканы, бутылки,
сосуды разной формы;
воронки, соломинка для
коктейля, стеклянные
трубочки, песочные часы (1, 3
мин); алгоритм выполнения
опыта «Соломинка —
пипетка», передники кле-
енчатые
3.
Вода —
растворите
ль.
Очищени
е воды
: выявить вещества, которые
растворяются в воде; познакомить со
способом очистки воды —
фильтрованием; закрепить знания о
правилах безопасного поведения при
работе с различными веществами.
сосуды разного размера и
формы, вода, растворители;
стиральный порошок, песок,
соль, мука, сахар, шампунь,
растительное масло, пищевые
красители, конфитюр;
стеклянные палочки, ложки,
бумага, марля, сетка, фильтры
бумажные, марганцовка,
пакетики фиточая мяты,
воронки, передники
клеенчатые, клеенки для
столов.
4.
Вкусовые
зоны
Научить детей определять вкусовые
зоны языка, упражнять в определении
Зеркала,4 блюдца(с сахаром,
солью, горчицей, кусочком
языка
вкусовых ощущений, доказать
необходимость слюны для ощущения
вкуса.
лимона)салфетки,стаканы с
водой по количеству детей.
5 «Язычок помощник»
Познакомить детей со строением и
значением языка. Поупражняться в
определении вкуса продуктов.
Набор продуктов питания (с
горьким,сладким,кислым,соле
ным вкусами) схематическое
изображение языка со
вкусовыми зонами.
6
Сила тяготения
дать детям представление о
существовании невидимой силы — силы
тяготения, которая притягивает
предметы и любые тела к Земле.
глобус, небьющиеся,
разные по весу предметы:
листы бумаги, шишки, детали
от конструкторов — пласт-
массового, деревянного,
металлического, мячи.
7. Упрямые предметы
познакомить детей с физическим
свойством предметов — инерцией;
развить умение фиксировать
результаты наблюдения.
игрушечные машины,
небольшие резиновые и
пластмассовые игрушки,
открытки или картонки,
монеты, рабочие листы,
простые карандаши
8. Поиск воздуха
Обнаружить воздух
Султ анчики,ленточки,флажки
пакет,воздушные
шары,трубочки для
коктеля,емкость с
водой,модели( карточки с
обозначениями «дуем во
внутрь» и дуем снаружи»)
Январь
1 Проверим слух.
Показать детям, как человек слышит
звук
Металлическая ложка,
толстые бичевки длиной 60
см,стол (лучше
металлический.
2Наши помощники-
глаза.
Познакомить со строением глаза,
функцией его частей.
Зеркало, пиктограммы
(брови,ресницы,веко,глазное
яблоко).изображение
строения глаза.
.3 Волшебные
стеклышки
Познакомить детей с приборами для
наблюдения — микроскопом, лупой,
подзорной трубой, телескопом,
биноклем; объяснить, для чего они
нужны человеку.
лупы, микроскопы, различные
мелкие предметы, мелкие
семена фруктов, овощей,
листья деревьев, растений,
кора деревьев; бинокль,
картинки с изображением
подзорной трубы, телескопа,
картинки с изображением
клюва птицы, глаза лягушки
под лупой.
4Хитрости инерции
познакомить детей с фокусом,
основанном на физическом явлении —
инерции; показать возможность
практического использования инерции
в повседневной жизни (отличать сырые
яйца от вареных).
небьющиеся стаканы с
водой, листы бумаги, вареные
и сырые яйца, передники
клеенчатые, тарелки.
. 5Что такое масса?
выявить свойство предметов — массу;
познакомить с прибором для
: два одинаковых пакета: в
одном — вата, в другом —
крупа; чашечные весы,
различные предметы и иг-
измерения массы — чашечными
весами; научить способам их
использования
рушки для взвешивания,
пачка соли, спички.
6Овощи и фрукты как
косметика
Показать детям использование фруктов
и овощей для приготовления
косметических средств.
Свекла,огурец,яблоко,персико
вый крем,огуречная
маска,шампунь с фруктовым
запахом.
7 появляются холмы?
Объяснить детям происходящие на
планете изменения с использованием
полученных знаний, понять процесс
эрозии почвы и появления холмов.
Пластиковый
поднос,песчаны1 грунт,пять
монеток,лейка с водой,пять
плоских жестяных крышек от
маленьких консервных банок.
8Уличные тени.
Рассказать о том,как образуется тень,о
ее зависимости от самого предмета, от
источника их взаиморасположения
Предметы разной степени
прозрачности.
Феврал
ь
1Как измерить тепло.
Объяснить принцип действия
термометров(увеличение объема
жидкости при нагревании,уменьшение
объема при охлаждении)
2Какие свойства?
Сравнить свойства воды, льда, снега,
выявить особенности их
взаимодействия.
Емкости с
водой,снегом,льдом.
3«Волшебный шарик»
С помощью опыта установить причину
возникновения статистического
электричества.
Надутые воздушные шарики,
кусочки ткани и бумаги.
4«Волшебник»
С помощью опыта установить причину
возникновения статистического
Пластмассовые шарики,
авторучки, пластины
электричества.
оргстекла, нитки, кусочки
ткани и бумаги.
5«Как легче плавать?»
Установить связь между строением и
образом жизни птиц.
Картинки с изображением
лапок водоплавающих и не
водоплавающих птиц,емкость
с водой,механические
плавающие игрушки
(уточка,пингвин)
6«Если не видишь?»
Научить детей различные виды тканей,
сравнивать их качества и свойства,
объяснить что свойства материала
обуславливает способ их применения.
Выявить возможность частичной
компенсации зрения другими
органами.
Повязки на глаза из разных
материалов (прозрачная и
непрозрачная),небольшие
кусочки различной ткани,
алгоритм действий.
7«Большой-
маленький»
Продемонстрировать как зрачок меняет
размер в зависимости от освещения.
Большое зеркало, маленькие
зеркала, лампа настольная.
8 Ветер в комнате.
Выявить как образуется ветер. Показать
на опыте,что ветер –это поток воздуха,
что горячий воздух поднимается вверх,
а холодный –опускается вниз.
Две свечи,круг,прорезанный
по спирали и подвешанный на
нить,спички.
Март
1«Упрямый воздух»
Показать, что воздух при сжатии
занимает меньше места, сжатый воздух
обладает силой, может двигать
предметы.
Шприцы (без иголок),емкость
с подкрашенной водой.
2«Коробочка с
секретом»
Помочь детям выявить причины
ослабленного воздуха.
Коробочки с мелкими
предметами из разных
материалов. Коробочка «с
секретом»
3Солнце дарит нам
тепло и свет
дать детям представление о том, что
Солнце является источником тепла и
света; познакомить с понятием «све-
товая энергия», показать степень ее
поглощения разными предметами,
материалами.
: настольная лампа; набор
предметов, изготовленных из
разных материалов: из
бумаги, пластмассы, дерева,
металла; бумага, ножницы,
нитки, белые и черные
лоскутки ткани, светлые и
темные камни, песок, иголки.
4Почему не тонут
корабли?
выявить с детьми зависимость
плавучести предметов от равновесия
сил: соответствие размера, формы
предмета с весом.
таз с водой; предметы:
деревянные, металлические,
пластмассовые, резиновые,
пробка, кусок пластилина,
перья; спичечные коробки,
упаковка из-под яиц, фольга,
стеклянные шарики, бусинки.
5Путешествие Капельки
познакомить детей с круговоротом
воды в природе, объяснить причину
выпадения осадков в виде дождя и
снега; расширить представления детей
о значении воды для жизни человека;
развивать социальные навыки у детей:
умение работать в группе,
договариваться, учитывать мнение
партнера, доказывать правильность
своего мнения.
: электрический чайник,
холодное стекло, иллюстрации
на тему «Вода», схема
«Круговорот воды в природе»,
географическая карта или
глобус, мнемотаблица.
6Чем можно измерять
: расширить представления детей о
сантиметровые ленты,
линейки, простые карандаши,
длину?
мерах длины: условная мерка, единица
измерения; познакомить с изме-
рительными приборами: линейкой,
сантиметровой лентой; развить
познавательную активность детей за счет
знакомства с мерами длины в
древности (локоть, фут, пас, ладонь,
палец, ярд).
бумага, отрез ткани длиной 2—3
м, тесьма или шнур длиной 1 м,
рабочие листы.
7Твердая вода.
Почему не тонут
айсберги?
: уточнить представления детей о
свойствах льда: прозрачный, твердый,
имеет форму, при нагревании тает и
превращается в воду; дать
представление об айсбергах, их
опасности для судоходства.
таз с водой, пластмассовая
рыбка, куски льда разного
размера, разные по форме и
размеру емкости, кораблики,
ванна, картинки с
изображением айсбергов.
8Откуда взялись
острова?
познакомить детей с понятием
«остров», причинами его образования:
движением земной коры, повышением
уровня моря.
модель «Морское дно»,
залитое водой, поддоны,
глина, стеки, передники
клеенчатые, губки для уборки
воды, физическая карта мира.
Апрель
Все обо всем
Повторение