Напоминание

"Исследовательский метод в обучении дошкольников"


Автор: Салаватова Феруза Махмадалиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д.С №10"
Населённый пункт: Республика Коми г Усинск ул. Молодежная 16/1
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Исследовательский метод в обучении дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад






Возрастающие внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам исследовательского поведения и исследовательского обучения обусловлено главной особенностью современного мира - его высокой динамичностью. Первые проявления взаимной зависимости жизненной успешности и исследовательского поведения у человека можно наблюдать уже с детских лет. Даже в ходе обыденных наблюдений несложно заметить, что от уровня выраженности исследовательских устремлений ребенка напрямую зависят его успехи и в познавательном, и в психосоциальном развитии. Программа рассчитана на 56 занятий, по два занятия в неделю.
Цель
: развивать познавательные интересы детей, потребность в исследовательском поведении на основе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Задачи:
1) стимулировать познавательную активность и любознательность детей старшего дошкольного возраста, 2) способствовать развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, классификации, обобщения и др.), 3) активизировать восприятие учебного материала по ознакомлению с природными и физическими явлениями. 4) формировать основы логического мышления. Предполагаемые результаты: · расширение представлений о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
· увеличение объема памяти ребенка, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации; · увеличение познавательной активности воспитанников, любознательности; · развитие уровня умственных способностей дошкольников. Критерии оценки планируемых результатов: На подготовительном этапе были определены показатели и подобраны диагностические методики (табл. №1). Таблица 1 Показатели
Методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3,4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балл, за четвертый-1 балл. С целью выявления у детей старшего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности мы использовали показатели уровня овладения детьми
экспериментальной деятельностью. За основу взяты сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.) (табл. 2). Таблица 2 Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

Для оценки изучения уровня развития любознательности послужила анкета «Изучение познавательных интересов» (В.С.Юркевича) Таблица 3

30-22 баллов – потребность выражена сильно; 21 –18 баллов – потребность выражена умеренно; 17 и меньше баллов – потребность выражена слабо. Для определения уровня знаний о неживой природе мы использовали следующие вопросы: 1. Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги; из резины; из металла; из пластмасса. 2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине
Месяц Тема Задачи Оборудование Вывод??? Сентяб рь 1. Прозрачная вода Выявить свойства воды: не имеет запаха, цвета, имеет вес, льется. Две непрозрачные банки (одна заполнена водой), стеклянная банка с широким горлышком, ложки, ма- ленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки. 2. Растворимость веществ в воде. Показать, что вода прозрачная не имеет запаха, но может иметь цвет и запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. Емкость с водой, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики, предметные картинки, принадлежности для рисования. Вода может менять окраску, приобрета ть запах, если в ней растворить красители и пахучие вещества. 4.Лед - твердая вода. Доказать, что лед - тоже вода. Пластина льда из морозилки, миска,снег.
5.Вода принимает форму Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одина- кового размера, надувной шарик, Целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой со- судов, цветные карандаши. 6. Что растворяется в воде? показать детям растворимость и- нерастворимость в воде различных веществ. мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы, картинки с изображением пред- ставленных веществ. 7.Какие предметы могут плавать? Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Большой таз с водой, пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, большие и малень- кие камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы. 8.Делаем мыльные пузыри. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растя- гиваться, образует пленку. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться,образует пленочку.
Октябр ь 1.Воздух повсюду. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. 2.Воздух работает. Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.). Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики. Стакан с минеральной водой. 3.Морской бой. Выявить, что воздух легче воды, имеет силу. Емкости с водой, листы бумаги для изготовления корабликов. 4.Почему все звучит? Подвести детей к пониманию причины возникновения звука- колебания предметов. Длинная деревянная линейка, лист бумаги, стеклянная банка, балалайка, детская металлическая посуда, стеклянный стакан. 5.Каждому камешку свой домик Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков. 6.Можно ли менять форму камня и глины? Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
7.Металл: его свойства и качества. Научить детей узнавать предметы из металла,определять его качественные признаки(структуру поверхности,цвет,) и свойства (теплопроводимость,ко вкость,металлический блеск). Скрепки,гайки,шурупы, магниты,емкости с водой,картина с изображением кузнеца в кузнице алгоритм описания свойств материала. 8.Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов. Закрепить умение узнавать предметы из металла. Научить определять материал, из которого изготовлены ножи, и предполагать степень их опасности для здоровья человека. Определить правила безопасности при обращении с колющими и режущими предметами. Металлические предметы,спички, Алгоритм описания свойств предметов,жи с металлическим и пластмассовым лезвием. Ноябрь
Песочная страна
выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить изготовлением рисунка выделить свойства глины: вязкая, можно лепить. песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши глина,вода,миски,салфетки
1 Что случилось? Впитываемость песка и глины. Определить, что песок и глина по- разному впитывают воду. Прозрачные емкости с сухим песком,с сухой глиной,пластиковые стаканчики с водой,клеенка. 2 Волшебный материал. Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании. Емкости с песком,глиной,дощечки, Палочки,изделия из керамики,клеенка. 3 Угадай-ка (опыт №1) Наглядно показать, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета и его размера. Предметы из одного материала, но разного размера: машинки, матрешки,,мячи, мешочек,непрозрачные коробочки разных размеров. 4 Угадай-ка (опыт №2) Помочь детям понять зависимость веса предмета от материала. Предметы одинаковой Формы и размера из разных материалов:дерева металла,поролона,пластмассы , емкость с водой,емкость с песком,шарики одинакового цвета из разных материалов. 5.Строим снежный Учить детей видеть возможности
город преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности. 6Взаимодействие воды и снега. Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть,хрупкость,твердость. Емкости с водой разной температуры,снег,таре- лочки,мерные ложки. 7Замерзшая вода Выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает ,состоит из воды. Кусочки льда, тарелочки, холодная вода, картинки с изображением айсберга. 8. Тающий лед. определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко-юрой находится. тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, вере- ночки, разнообразные формочки. Декабр ь
1.

Экскурсия

в детскую

лаборато

рию
уточнить представление о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), познакомить с по- 11ятиями «наука» (познание), «гипотеза» (предположение), о способе познания мира — эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в игрушка дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; сельдерей, духи или ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.
детской лаборатории.
2.

Какая

бывает

вода?
уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд. таз с водой, стаканы, бутылки, сосуды разной формы; воронки, соломинка для коктейля, стеклянные трубочки, песочные часы (1, 3 мин); алгоритм выполнения опыта «Соломинка — пипетка», передники кле- енчатые
3.

Вода —

растворите

ль.

Очищени

е воды

:
выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. сосуды разного размера и формы, вода, растворители; стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители, конфитюр; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, марганцовка, пакетики фиточая мяты, воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов.
4.
Вкусовые зоны Научить детей определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении Зеркала,4 блюдца(с сахаром, солью, горчицей, кусочком
языка вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. лимона)салфетки,стаканы с водой по количеству детей. 5 «Язычок помощник» Познакомить детей со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов. Набор продуктов питания (с горьким,сладким,кислым,соле ным вкусами) схематическое изображение языка со вкусовыми зонами.
6

Сила тяготения
дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. глобус, небьющиеся, разные по весу предметы: листы бумаги, шишки, детали от конструкторов — пласт- массового, деревянного, металлического, мячи.
7. Упрямые предметы
познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. игрушечные машины, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты, рабочие листы, простые карандаши 8. Поиск воздуха Обнаружить воздух Султ анчики,ленточки,флажки пакет,воздушные шары,трубочки для коктеля,емкость с водой,модели( карточки с обозначениями «дуем во внутрь» и дуем снаружи»)
Январь 1 Проверим слух. Показать детям, как человек слышит звук Металлическая ложка, толстые бичевки длиной 60 см,стол (лучше металлический. 2Наши помощники- глаза. Познакомить со строением глаза, функцией его частей. Зеркало, пиктограммы (брови,ресницы,веко,глазное яблоко).изображение строения глаза.
.3 Волшебные

стеклышки
Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. лупы, микроскопы, различные мелкие предметы, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой.
4Хитрости инерции
познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении — инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных). небьющиеся стаканы с водой, листы бумаги, вареные и сырые яйца, передники клеенчатые, тарелки.
. 5Что такое масса?
выявить свойство предметов — массу; познакомить с прибором для
:
два одинаковых пакета: в одном — вата, в другом — крупа; чашечные весы, различные предметы и иг-
измерения массы — чашечными весами; научить способам их использования рушки для взвешивания, пачка соли, спички. 6Овощи и фрукты как косметика Показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств. Свекла,огурец,яблоко,персико вый крем,огуречная маска,шампунь с фруктовым запахом. 7 появляются холмы? Объяснить детям происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний, понять процесс эрозии почвы и появления холмов. Пластиковый поднос,песчаны1 грунт,пять монеток,лейка с водой,пять плоских жестяных крышек от маленьких консервных банок. 8Уличные тени. Рассказать о том,как образуется тень,о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения Предметы разной степени прозрачности. Феврал ь 1Как измерить тепло. Объяснить принцип действия термометров(увеличение объема жидкости при нагревании,уменьшение объема при охлаждении) 2Какие свойства? Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия. Емкости с водой,снегом,льдом. 3«Волшебный шарик» С помощью опыта установить причину возникновения статистического электричества. Надутые воздушные шарики, кусочки ткани и бумаги. 4«Волшебник» С помощью опыта установить причину возникновения статистического Пластмассовые шарики, авторучки, пластины
электричества. оргстекла, нитки, кусочки ткани и бумаги. 5«Как легче плавать?» Установить связь между строением и образом жизни птиц. Картинки с изображением лапок водоплавающих и не водоплавающих птиц,емкость с водой,механические плавающие игрушки (уточка,пингвин) 6«Если не видишь?» Научить детей различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства, объяснить что свойства материала обуславливает способ их применения. Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами. Повязки на глаза из разных материалов (прозрачная и непрозрачная),небольшие кусочки различной ткани, алгоритм действий. 7«Большой- маленький» Продемонстрировать как зрачок меняет размер в зависимости от освещения. Большое зеркало, маленькие зеркала, лампа настольная. 8 Ветер в комнате. Выявить как образуется ветер. Показать на опыте,что ветер –это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный –опускается вниз. Две свечи,круг,прорезанный по спирали и подвешанный на нить,спички. Март 1«Упрямый воздух» Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы. Шприцы (без иголок),емкость с подкрашенной водой. 2«Коробочка с секретом» Помочь детям выявить причины ослабленного воздуха. Коробочки с мелкими предметами из разных
материалов. Коробочка «с секретом»
3Солнце дарит нам

тепло и свет
дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «све- товая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами.
:
настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.
4Почему не тонут

корабли?
выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом. таз с водой; предметы: деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, пробка, кусок пластилина, перья; спичечные коробки, упаковка из-под яиц, фольга, стеклянные шарики, бусинки.
5Путешествие Капельки
познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
:
электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица.
6Чем можно измерять

:
расширить представления детей о сантиметровые ленты, линейки, простые карандаши,
длину? мерах длины: условная мерка, единица измерения; познакомить с изме- рительными приборами: линейкой, сантиметровой лентой; развить познавательную активность детей за счет знакомства с мерами длины в древности (локоть, фут, пас, ладонь, палец, ярд). бумага, отрез ткани длиной 2—3 м, тесьма или шнур длиной 1 м, рабочие листы.
7Твердая вода.

Почему не тонут

айсберги?

:
уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, разные по форме и размеру емкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.
8Откуда взялись

острова?
познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря. модель «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, передники клеенчатые, губки для уборки воды, физическая карта мира. Апрель Все обо всем Повторение


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!