Автор: Майорова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №19 "Малышка" г. Брянска
Населённый пункт: г Брянск
Наименование материала: «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Тема: Использование мнемотехник
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание на тему:
«Использование мнемотехники в развитие
связной речи у детей
дошкольного возраста»
средняя группа №7
2019-2020 уч год
Воспитатели:
Майорова И. Ю.
Масленкина Е. В.
Задачи:
1.
Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;
2.
Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;
3.
Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»
4.
Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;
5.
Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей
игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.
Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.
Ход собрания:
1.
Актуальность данной темы.
2.
Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»
3.
Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и
он их усвоит на лету».
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в
дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном
образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На
сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и
описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
Проблемы речи детей дошкольников:
1.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
2.
Неспособность грамматически правильно построить предложение.
3.
Бедность речи.
4.
Недостаточный словарный запас.
5.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
6.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
7.
Плохая дикция.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически
правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из
окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу
развития связной речи у дошкольников.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо,
чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным,
развивающим.
И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это
система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми
знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,
эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение
информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в
следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается
картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается
схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит
текстовую информацию.
Задачи:
1.
Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению
словарного запаса детей;
2.
Развивать основные психические процессы - память, внимание,
образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков
у детей восприятия, воспроизведения, использования средств
технологии.
3.
Способствовать развитию творческих способностей детей, умению
самим составлять схемы и воспроизводить их.
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по
развитию связной речи у детей
Мнемотаблицы- схемы - это
Обогащение словарного запаса.
Заучивание стихов.
Пересказ художественной литературы.
Обучение составление рассказов.
Отгадывание и загадывание загадок.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать
цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются
отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются
геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый
предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На
последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних
признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой,
добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг -
царевна )
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,
чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Этапы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование
из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ
по заданной теме.
Данную методику используют при отгадывании загадок:
При заучивании стихотворений:
Чтение стихотворения воспитателем или родителем.
Беседа о прочитанном.
Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с
параллельным выставлением моделей.
Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).
Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и
выставлением моделей.
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на елку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Все бы мишеньке храпеть!
Эх ты, мишенька-медведь!
При описании предмета:
Итоговый результат:
у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
истории;
появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
загадок;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться
перед аудиторией.
Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей
Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить
схему для заучивания.
В руки овощи берем,
Овощи на стол кладем
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок.