Напоминание

Использование мнемотехник


Автор: Майорова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №19 "Малышка" г. Брянска
Населённый пункт: г Брянск
Наименование материала: «Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Тема: Использование мнемотехник
Раздел: дошкольное образование





Назад




Родительское собрание на тему:

«Использование мнемотехники в развитие

связной речи у детей

дошкольного возраста»

средняя группа №7

2019-2020 уч год

Воспитатели:

Майорова И. Ю.

Масленкина Е. В.

Задачи:

1.

Обсудить с родителями проблему значения речевого развития детей;

2.

Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей;

3.

Познакомить родителей с методикой «Мнемотехника»

4.

Показать возможность развития связной речи через мнемотехнику;

5.

Стимулировать интерес родителей к использованию возможностей

игровой деятельности для общения с собственным ребёнком.

Подготовительная работа: подготовка памятки для родителей, презентации.

Ход собрания:

1.

Актуальность данной темы.

2.

Выступление педагогов: «Что такое мнемотехника?»

3.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей.

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет

долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и

он их усвоит на лету».

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в

дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном

образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На

сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и

описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

1.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

2.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

3.

Бедность речи.

4.

Недостаточный словарный запас.

5.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно

сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

6.

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать

интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

7.

Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически

правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из

окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу

развития связной речи у дошкольников.

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо,

чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным,

развивающим.

И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это

система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми

знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире,

эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение

информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в

следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается

картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается

схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит

текстовую информацию.

Задачи:

1.

Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению

словарного запаса детей;

2.

Развивать основные психические процессы - память, внимание,

образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков

у детей восприятия, воспроизведения, использования средств

технологии.

3.

Способствовать развитию творческих способностей детей, умению

самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по

развитию связной речи у детей

Мнемотаблицы- схемы - это

Обогащение словарного запаса.

Заучивание стихов.

Пересказ художественной литературы.

Обучение составление рассказов.

Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать

цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются

отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются

геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый

предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На

последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних

признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой,

добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг -

царевна )

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете,

чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование

из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ

по заданной теме.

Данную методику используют при отгадывании загадок:

При заучивании стихотворений:

Чтение стихотворения воспитателем или родителем.

Беседа о прочитанном.

Рассказывание стихотворения воспитателем или родителем с

параллельным выставлением моделей.

Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).

Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и

выставлением моделей.

Мишка, мишка, лежебока!

Спал он долго и глубоко,

Зиму целую проспал

И на елку не попал,

И на санках не катался,

И снежками не кидался.

Все бы мишеньке храпеть!

Эх ты, мишенька-медведь!

При описании предмета:

Итоговый результат:

у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,

загадок;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

Мастер-класс по составлению мнемотаблиц-схем для родителей

Родителям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить

схему для заучивания.

В руки овощи берем,

Овощи на стол кладем

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!