Автор: Попова Марианна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Коллекционирование и развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Ласточка»
г. Ноябрьск
воспитатель:
Попова М.А.
«Коллекционирование и развитие познавательной активности детей старшего
дошкольного возраста»
Один из доступных, ярких и интересных способов для познания мира, своей истории,
традиций - это работа с различными коллекциями, мини - музеями.
Музейная педагогика, как инновационная педагогическая практика, стала традиционной
формой работы с воспитанниками, целью которой является: сохранение исторического
наследия и культуры, развитие краеведения дошкольника через создание и использование
многообразной деятельности мини-музеев в дошкольной организации.
Рассмотрим одни из интереснейших предметов музейной педагогике ушедшей страны,
которые
очень
во
многом
отражают
её
суть,
–
коллекционирование
значков,
выпускавшиеся в период существования Советского Союза. Сегодня по всем этим
крошечным памятникам советской эпохи можно смело изучать историю, которую,
бережно хранят музеи нашей страны.
Значки появились ещё в незапамятные времена. Тогда в их качестве использовались
различные камни, клыки животных, птичьи перья, изделия из металла и кости. Такими
знаками отличия в первобытном обществе выделялись определённые социальные слои и
группы людей: жрецы, земледельцы, охотники и т. д.
Именно в то время и зародились традиции награждения участников и победителей
военных походов и сражений. После победы всему войску устраивали различные
публичные почести. После этого награждали венками и орденами. Вид первых орденов
представлял собой круглые нагрудные медальоны из металла, на которых были
изображения льва или силуэты разных животных.
Этот вид медальонов назывался «фалера», и именно от этого слова и произошло название
коллекционирования нагрудных значков — «фалеристика».
Фалеристика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает: ордена,
наградные медали за заслуги, почетные знаки, знаки отличия, другие металлические
нагрудные знаки и значки.
В СССР этот термин стали применять в шестидесятые годы, когда
коллекционирование стало массовым.
Знаки и значки существовали в нашей стране и в эпоху Российской Империи. Однако их
массовое производство, доступность и многообразие проявилось уже во времена СССР.
Причин несколько: идеологические мотивы, возможности производства, технологический
процесс. Сама суть идеологии нового государства предполагала осознание гражданами
своей принадлежности к обществу великой страны. Октябрята, пионеры, комсомольцы,
коммунисты. Все члены этих организаций имели свои атрибуты. Достижения, участие в
каких-либо общественно-значимых или полезных процессах, памятные даты – очень часто
всё это сопровождалось поощрением в виде нагрудного значка. Будь ты ударник труда
или инженер, врач или работник сельского хозяйства, образцовый красноармеец или
многодетная мать – для каждого имелась своя «награда». Некоторые из них давали
обладателю привилегии.
Значком принято называть плоскую фигурную пластину с надписью или изображением.
Форма пластины может быть любой: круглой, квадратной, овальной, треугольной,
ромбовидной, прямоугольной.
Носится значок, как правило, на груди и изготовляется из металла и его сплавов,
керамики, стекла, фарфора, пластика, дерева и иных материалов. Значки СССР могут
рассказать историю лучше иных книг. Значки служили своеобразным информационным
досье человека. Они могли что-то рассказать о нём, даже если он сам не произносил ни
слова.
Советские значки можно разделить на два типа — те, которые были в свободной
продаже, и которые выдавались за определенные достижения. К последним прилагалось
удостоверение или другой подобный документ.
Время движется вперёд, открывает новые горизонты, сменяются понятия и представления
о жизни. Нельзя двигаться вперед, нельзя представить будущее, не зная прошлого, не
понимая до конца всей важности и значимости тех событий, которые произошли в нашей
стране.
Узнав историю России через значки, собранные в одной коллекции, мы ещё больше
привязались к своей большой и малой родине, проследили интенсивное развитие страны
на протяжении многих лет.
Ведь
коллекционирование
значков
и
других
нагрудных
знаков
является
видом
исследовательской деятельности, очень тесно связанной с историей. Изучение старых и
старинных значков помогает окунуться в глубины давних времен, изучить традиции и
обычаи, которые царили тогда, а также ознакомиться с важнейшими историческими
событиями и значимыми личностями, изображение которых обязательно находило
отражение в изготовленных нагрудных значках.
Проходят годы, меняются взгляды на устои и на завтрашний день. С огромной скоростью
развивается Интернет, меняется вся наша жизнь, но историю своей страны мы должны
помнить, передавать детям и молодёжи, учить их ценить, уважать и не забывать дела и
свершения предыдущих поколений.