Напоминание

«Народные традиции в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников»


Автор: Степанова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Народные традиции в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Народные традиции в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников»

МБДОУ «Ласточка»

Г. Ноябрьск

Воспитатель: Степанова Н.В.

В связи с работой по переходу на Федеральную образовательную программу

дошкольного образования всё большее внимание – разработке методик воспитания

гражданско-патриотических чувств, любви и уважения к России.

Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и

любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение

людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.

Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной

отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт

человек.

Поэтому не случайно в нашем дошкольном учреждении был реализован

долгосрочный проект «Приобщение детей к русскому народному творчеству и народным

традициям.

Цель:

Формировать

у

детей

национальную

память

через

знакомство

со

старинными

праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-

прикладным искусством.

Задачи:

1. Знакомить детей с произведениями устного народного творчества, народно-

прикладного искусства.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни

через календарно-обрядовые и семейно-бытовые праздники.

3. Привлечь родителей к соучастию по приобщению воспитанников к русской

народной культуре.

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие

детей на традициях народной культуры через интеграцию художественно - творческой

деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи, взаимопроникновения различных

направлений по приобщению детей к русской народной культуре.

Цель первого этапа: познакомить детей с устным народным творчеством.

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство.

Древнейшая функция фольклора – быть средством передачи исторической памяти народа,

скреплять связь времен, передавать опыт, накопленный предшествующими поколениями.

Пестушки и потешки - активно используются в режимных моментах, например:

«Чешу, чешу волосыньки…», «Большие ноги шли по дороге», также потешки используем

как пальчиковые игры («Раз, два, три, четыре, пять хотят пальчики все спать» и др.),

инсценируем их («Тень – тень – потетень, сели звери на плетень»)

Загадки

Через загадки происходит знакомство детей с животным и растительным миром,

явлениями природы, русским бытом русского народа:

Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане (береза)

Пословицы и поговорки – «вершина» народного творчества.

Пословицы я использую во всех видах деятельности. Например, при одевании детей на

прогулку самому медлительному говорю: «Семеро одного не ждут». Замечая спешку в

работе, говорю: «Поспешишь – людей насмешишь». На прогулке во время трудовой

деятельности говорю: «Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдения, при

составлении календаря природы использую такие пословицы: «Октябрь – грязник, ни

колеса, ни полоза не любит». Обязательно ведется работа с художественным словом

(смысловая составляющая слова, словосочетания).

Цель второго этапа: познакомить детей с известными народными промыслами.

Народно-прикладное искусство является предметом национальной гордости. Тайны

мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение –

таков был путь к совершенству.

В данном блоке на основе материала устного народного творчества дети знакомятся с

историей возникновения народных промыслов, с орнаментами, которые использовались

народными мастерами для росписи игрушек, домашней утвари.

Народно-прикладное искусство расширяет представления детей о народных мастерах,

их искусстве.

Цель третьего этапа: знакомить детей с народными обрядовыми праздниками.

Чтобы возродить у детей интерес к прошлому нашего народа, проводили народные

обрядовые праздники, посиделки, беседы, изготавливали куколы – обереги, Масленицу.

«Рождество»

При проведении народных обрядовых праздников мы с детьми разучиваем колядки,

щедровочки. Например:

Приходила коляда

Накануне Рождества

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

«Масленица»

Этот обрядовый праздник мы с детьми проводим с использованием частушек,

народных хороводов, закличек, с угощение блинов и т.д.

Например: «У нас состроены горы и блины испечены – добро пожаловать».

Народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и

жизненного оптимизма. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными

сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения

людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями,

поведением птиц, насекомых, растений.

Взаимодействие с родителями

Цель: привлечь родителей к соучастию по приобщению воспитанников к русской

народной культуре.

Вся работа по проекту строится во взаимосвязи и сотрудничестве с родителями как

участниками образовательного процесса.

При участии родителей в группе создан уголок «Народные промыслы», уголок русского

быта, что позволяет детям легко соприкасаться с современным миром искусства и

прошлым нашего народа.

Таким образом, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через

народное творчество и прикладное искусство будет способствовать духовному,

нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, позволит сохранить

культурные ценности русского народа и поможет восстановить связь времен и поколений.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!