Автор: Степанова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Народные традиции в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
«Народные традиции в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников»
МБДОУ «Ласточка»
Г. Ноябрьск
Воспитатель: Степанова Н.В.
В связи с работой по переходу на Федеральную образовательную программу
дошкольного образования всё большее внимание – разработке методик воспитания
гражданско-патриотических чувств, любви и уважения к России.
Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и
любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное
нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение
людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной
отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт
человек.
Поэтому не случайно в нашем дошкольном учреждении был реализован
долгосрочный проект «Приобщение детей к русскому народному творчеству и народным
традициям.
Цель:
Формировать
у
детей
национальную
память
через
знакомство
со
старинными
праздниками, традициями, фольклором, художественными промыслами, декоративно-
прикладным искусством.
Задачи:
1. Знакомить детей с произведениями устного народного творчества, народно-
прикладного искусства.
2. Воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа, укладу жизни
через календарно-обрядовые и семейно-бытовые праздники.
3. Привлечь родителей к соучастию по приобщению воспитанников к русской
народной культуре.
Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие
детей на традициях народной культуры через интеграцию художественно - творческой
деятельности детей, как одной из форм взаимосвязи, взаимопроникновения различных
направлений по приобщению детей к русской народной культуре.
Цель первого этапа: познакомить детей с устным народным творчеством.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство.
Древнейшая функция фольклора – быть средством передачи исторической памяти народа,
скреплять связь времен, передавать опыт, накопленный предшествующими поколениями.
Пестушки и потешки - активно используются в режимных моментах, например:
«Чешу, чешу волосыньки…», «Большие ноги шли по дороге», также потешки используем
как пальчиковые игры («Раз, два, три, четыре, пять хотят пальчики все спать» и др.),
инсценируем их («Тень – тень – потетень, сели звери на плетень»)
Загадки
Через загадки происходит знакомство детей с животным и растительным миром,
явлениями природы, русским бытом русского народа:
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане (береза)
Пословицы и поговорки – «вершина» народного творчества.
Пословицы я использую во всех видах деятельности. Например, при одевании детей на
прогулку самому медлительному говорю: «Семеро одного не ждут». Замечая спешку в
работе, говорю: «Поспешишь – людей насмешишь». На прогулке во время трудовой
деятельности говорю: «Одна пчела много меду не натаскает». Во время наблюдения, при
составлении календаря природы использую такие пословицы: «Октябрь – грязник, ни
колеса, ни полоза не любит». Обязательно ведется работа с художественным словом
(смысловая составляющая слова, словосочетания).
Цель второго этапа: познакомить детей с известными народными промыслами.
Народно-прикладное искусство является предметом национальной гордости. Тайны
мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение –
таков был путь к совершенству.
В данном блоке на основе материала устного народного творчества дети знакомятся с
историей возникновения народных промыслов, с орнаментами, которые использовались
народными мастерами для росписи игрушек, домашней утвари.
Народно-прикладное искусство расширяет представления детей о народных мастерах,
их искусстве.
Цель третьего этапа: знакомить детей с народными обрядовыми праздниками.
Чтобы возродить у детей интерес к прошлому нашего народа, проводили народные
обрядовые праздники, посиделки, беседы, изготавливали куколы – обереги, Масленицу.
«Рождество»
При проведении народных обрядовых праздников мы с детьми разучиваем колядки,
щедровочки. Например:
Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому полон хлев скота,
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом.
«Масленица»
Этот обрядовый праздник мы с детьми проводим с использованием частушек,
народных хороводов, закличек, с угощение блинов и т.д.
Например: «У нас состроены горы и блины испечены – добро пожаловать».
Народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и
жизненного оптимизма. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными
сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения
людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями,
поведением птиц, насекомых, растений.
Взаимодействие с родителями
Цель: привлечь родителей к соучастию по приобщению воспитанников к русской
народной культуре.
Вся работа по проекту строится во взаимосвязи и сотрудничестве с родителями как
участниками образовательного процесса.
При участии родителей в группе создан уголок «Народные промыслы», уголок русского
быта, что позволяет детям легко соприкасаться с современным миром искусства и
прошлым нашего народа.
Таким образом, приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через
народное творчество и прикладное искусство будет способствовать духовному,
нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников, позволит сохранить
культурные ценности русского народа и поможет восстановить связь времен и поколений.