Напоминание

ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Автор: Смирнова Татьяна Борисовна
Должность: преподаватель декоративно-прикладного творчества
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДШИ" р.п. Бердяуш
Населённый пункт: р.п Бердяуш, Саткинский район, Челябинская область
Наименование материала: Доклад
Тема: ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Смирнова Т.Б.

МБОУ ДО «ДШИ» п.Бердяуш

ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЕ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-

ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что

народ пронес через столетия». М.И. Калинин

Потребность людей в красоте, желание видеть вокруг себя не стандартные

массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, создают

потребность в развитии художественно- эстетического воспитания.

Приобщение школьников к нравственным ценностям народного творчества,

ознакомление их с основами народного декоративно-прикладного искусства -

важнейшая задача эстетического воспитания подрастающего поколения. Чтобы

научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть

автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению

прекрасного. Таким образом, декоративно-прикладное творчество представляют

собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-

эстетической культуры.

[6]

Народное

декоративно-прикладное

искусство

-

неиссякаемый

источник

творчества, на его традициях воспитано множество поколений народных мастеров,

творивших окружающую людей предметную среду по законам добра, красоты и

пользы. В каждом уголке России развивались свои присущие данной местности

ремесла. На Русском Севере одним из традиционных ремесел стало лоскутное

шитье.

Это

незамысловатое,

искренне

радующее

глаз

и

душу

народное

художественное ремесло эмоционально близко и понятно детям, что создает

благоприятные условия для формирования у них творческих способностей.

Известно, что стремление к творчеству появляется у ребенка в том случае, если он

видит пути создания новых вариантов работ.

[2]

История лоскутного шитья очень древняя. Сборка полотна из лоскутков,

аппликация из ткани, стеганные изделия издавна существовали независимо друг от

друга у многих народов мира. В Японии XVI ‒ XIX веков носили одежду,

украшенную узором из лоскутов. Самая древняя аппликация, датируемая 980 годом

до н. э., была найдена в Египте. Фрагменты стеганых изделий обнаружили при

раскопках скифских курганов.

В Европе стежка появилась около 800 лет назад, во времена крестовых походов.

Вплоть до XVIII века ее использовали прежде всего для укрепления многослойной

одежды. Стеганые одеяла и покрывала были распространены в основном на юге

Франции и Англии, где примерно до 1750 года их шили из цельных полотнищ и

украшали контрастной вышивкой.

Экономичная лоскутная техника возникла сначала в Англии. Сюда еще в XVI

веке начали привозить индийские хлопчатобумажные ткани прекрасных расцветок и

узоров. Иметь в доме индийское одеяло, богато декорированное вышивкой или

набивным рисунком, считалось признаком достатка. Очень скоро появились и

подделки - одеяла из хлопчатобумажных индийских тканей, изготовленные на

английских мануфактурах. В 1712 году правительство Англии, заботясь о

сохранении и развитии собственных шерстяных и шелковых мануфактур, запретило

продавать на территории Англии индийский ситец и изделия из него. Бережливые

женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для

других изделий. Яркие элементы узора ткани шли на аппликации: их нашивали на

льняные или шерстяные полотна. А из мелких разноцветных лоскутков собирали

единое полотно по принципу мозаики. Таким образом, первоначально лоскутная

техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны. В домах без

большого достатка она позволяла рукодельницам создавать модные текстильные

предметы интерьера, например, парадные стеганые одеяла. В дальнейшем лоскутное

шитье активно развивалось там, куда шли первопроходцы. Собирать из кусочков

тканей стеганые одеяла и другие вещи их заставляли условия жизни. Великолепные

образцы лоскутных изделий шили мастерицы севера Скандинавии, Русского севера

и

Сибири,

запада

США.

В

Америке

лоскутная

техника

постепенно

из

необходимости превратилась в любимое занятие очень многих людей и стала

национальным видом декоративно-прикладного искусства. За последние два

столетия американские мастерицы разработали множество прекрасных узоров,

ставших традиционными, и придумали определенные технологии изготовления

лоскутных изделий. Любители этого вида искусства объединяются в "квилт-клубы"

("квилт" в переводе с английского - "стеганое лоскутное изделие").

Лоскутное шитье в России стало известно в XVIII веке, но только в кругах

старообрядцев. И только в конце XIX века эта техника стала широко известна, но в

основном среди крестьян. На Руси, например, после окончания XVII века появились

первые тканевые полотна фабричного производства, ширина которых составляла

более семидесяти сантиметров. Благодаря такой ширине после раскроя оставались

кусочки тканей, из которых шили одеяла (в Историческом музее Москвы даже

хранятся некоторые из них). Большой популярностью в быту пользовались

лоскутные одеяла, коврики-кругляши, дорожки, сотканные из полосок ткани. После

1917 года шитье из лоскутов определили, как прикладное искусство.

[3]

Изначально лоскутки сшивались исключительно из-за экономии материала. Но

они в то время и не догадывались, что в будущем возникнет целое искусство,

основанное на аккуратном сшивании одежды и предметов быта из маленьких

разноцветных кусочков ткани. Тогда бережливые хозяйки годами собирали обрезки

тканей, оставшихся после раскроя, или целые фрагменты от износившейся одежды.

Сегодня же – это желание создавать красоту, а главное наслаждаться процессом

творчества и создания декоративных панно, прихваток для кухни, стеганных

покрывал, подушек. в качестве аксессуаров, например, нарядной сумки, кошелька

либо одежды: изящного летного костюма или стеганого жилета.

[5]

Как и любое рукоделие, лоскутное шитье, или пэчворк не является точной

наукой, и строгая классификация в нем вряд ли уместна. Тем не менее можно

выделить

основные

виды

лоскутного

шитья,

которые

сейчас

наиболее

распространены. У каждого вида лоскутного шитья своя история, в ходе которой

сформировались определенные приемы и особенности, делающие тот или иной

стиль

узнаваемым.

Развиваясь,

разные

виды

пэчворка

приобретали

свои

характерные черты.

Традиционный пэчворк

Основная идея традиционного пэчворка – создание цельных полотен из

отдельных лоскутков, которые складываются в разнообразные геометрические

узоры. Для этого пэчворка нужны схемы, шаблоны. Зачастую здесь используется

подкладка на изнаночной стороне. В такой технике шьются и маленькие изделия

(прихватки), и большие (пледы, покрывала).

[9]

Крэйзи-пэчворк (crazy patchwork)

В переводе с английского крэйзи-пэчворк означает сумасшедший лоскуток.

Характерной особенностью является использование фигур произвольной формы,

часто неправильной и нестандартной аппликацией. Швы маскируются при помощи

тесьмы или вышивки.

И все это обильно сдабривается элементами декора —

тесьмой, аппликациями, бусинами, стразами, блестками, кружевами. Но это только

кажущаяся вседозволенность — хаотичные на первый взгляд сочетания на самом

деле тщательно подобраны и выглядят гармонично, пусть даже это крайне

своеобразная гармония. Одной из характерных черт крейзи-пэчворка является

декорирование швов — они полностью скрыты под тесьмой, кружевом, бусами или

цепочками.

[1]

Восточный пэчворк

Яркий и красочный стиль, сочетающий в себе классические геометрические и

свободные узоры, строгие прямые и плавные линии. В восточном стиле, так же как в

современном классическом, создаются не только орнаменты и симметричные

рисунки, но и сюжетные картины. В отличие от остальных видов пэчворка, где

предпочтение отдается относительно плотным тканям, в восточном пэчворке в

качестве основного материала используется дорогой и сложный в работе шелк.

Характерная особенность восточного стиля — богатое декорирование вещей

кистями, бахромой, бусами, камнями, а также активное использование элементов

вышивки.

[4]

Вязанный пэчворк

Фрагменты вяжутся спицами или крючком, пришиваются друг к другу с

помощью вязального крючка.

[1]

Японский пэчворк

Один из самых сложных стилей, требующий от мастера большого умения,

терпения и хорошего вкуса. Для него характерно использование традиционных

японских техник «сашико» (стежка швом «вперед иголку») и «йосиги-ре»

(составление рисунков и картин из отдельных лоскутков), животных и растительных

орнаментов, создание целых сюжетов с помощью выстегивания.

Сейчас мастера пользуются для создания вещей в стиле японского пэчворка

современными инструментами, в том числе и швейной машинкой, но настоящий

японский пэчворк, выполненный в традициях японской философии творчества,

отшивается исключительно вручную.

[9]

Квилтинг

В переводе с английского означает стеганное полотно. Квилтинг – это особая

техника лоскутного шитья, позволяющая создавать стёганные изделия. Помимо

традиционных стежков и строчек, для украшения используют аппликации и

вышивки, можно комбинировать несколько швейных техник.

[1]

Аппликация

Аппликация – на основу красиво накладывают кусочки других тканей,

пришивают и простегивают.

[7]

Квилтинг и аппликация не являются видами пэчворка, но тесно связаны с ним и

часто дополняют друг друга.

Лоскутное шитьё предоставляет учащимся широкие возможности для вариации

и импровизации на основе разнообразия форм деталей, их колорита, ритма.

Внешний вид лоскутных изделий зависит, во-первых, от формы деталей; во-вторых,

от способа их соединения; в-третьих, от сочетания цветов деталей; в-четвёртых, от

ритма формы и цвета в композиции. Изменение только одного из данных элементов

приводит к появлению нового варианта лоскутного шитья. Нетрудно подсчитать,

что количество вариантов, может быть довольно большим, что создает предпосылки

для появления у ребенка стремления к творчеству. Существенным условием

эффективности

творческого

развития

школьников

служит

теоретическая

и

методическая подготовленность педагога к занятиям с детьми лоскутным шитьём.

Поэтому основное внимание уделяется приёмам создания лоскутных мотивов с

традиционной

геометрической

основой

орнамента

и

способам

организации

самостоятельной работы детей по выполнению собственных вариантов лоскутных

мотивов.

[8]

На занятиях по лоскутному шитью делается упор на конструкторскую

деятельность учащихся. Составление композиций, выполнение эскизов, подбор

ткани - всё это, в конечном счете, занимает гораздо больше времени, чем

выполнение изделий в материале.

Хороший воспитательный эффект дает наблюдение произведений декоративно-

прикладного искусства. А участие в самом труде позволяет применить теоретико-

эстетические знания на практике. В этом и состоит стержень эстетического

воспитания учащихся.

Лоскутная техника - один из самых доступных способов художественного

самовыражения. Использование лоскута при изготовлении утилитарных изделий

превращает труд в увлекательное занятие. Создание любого даже очень маленького

лоскутного полотна, например одного блока, сопряжено с активизацией творческой

мысли, с постоянным поиском наилучшего результата как в цветовом, так и в

орнаментальном отношении.

[2]

Для того чтобы создать лоскутную работу, необходимо очень хорошо

чувствовать цвет, знать основы композиции, понимать специфику ткани, владеть

разнообразными техниками выполнения орнамента. Поэтому на занятиях мы

знакомимся с художественно-теоретическими основами декоративно-прикладного

творчества. Работая с красочными, многоцветными, узорчатыми лоскутками,

погружаемся в мир цвета, раскрываем закономерности цветовых сочетаний, учимся

основам построения орнаментов. Практически прорабатываем технику выполнения

лоскутных блоков с разными мотивами, фиксируя основные этапы сборки.

Выполняя работы ручными и машинными швами, перебирая лоскутки разных

фактур,

соприкасаясь

с

инструментами,

учащиеся

развивают

тактильную

чувствительность и мелкую моторику кисти и пальцев рук. Изготовление лоскутных

прихваток, салфеток, панно, составление художественных композиций, картин

способствуют развитию художественного мышления, восприятия, воображения,

умения анализировать, использовать в работе различные свойства материалов и

самостоятельно создавать красивые изделия, необходимые в быту.

[8]

Изучение основ лоскутного шитья оказывает большое воспитательное влияние

на ребенка. Рассмотрим основные воздействия данного ремесла на развитие и

формирование учащегося:

Во-первых,

при

выполнении

лоскутных

работ

происходит

развитие

художественных и эстетических способностей. Человек с этим не рождается,

восприятие красоты формируется только тогда, когда ребенку систематически и

целенаправленно прививают умение видения и сравнивания различного рода

произведений искусств. Принцип формирования дизайнерского мышления тоже

направлен на воспитание у детей эстетического отношения к миру вещей и к

окружающей действительности в целом. Язык искусства воздействует через эмоции,

переживания, поэтому его влияние на юную душу несравнимо ни с чем. Воспитать и

развить у детей способность эстетического восприятия произведений декоративно-

прикладного искусства, вызвать интерес к ремеслам, показать художественные

традиции народов нашей страны – все это просто необходимые элементы

художественно-эстетического воспитания детей.

Во-вторых,

гражданско-патриотическое

воспитание,

несущее

в

себе

уважительное и бережное отношение к своим предкам и их традициям, приобщение

к истокам народного творчества, культуре, формирование чувства своей связи с

народом. Работая над созданием своих работ, дети знакомятся с историей появления

ремесла.

В-третьих, трудовое воспитание, являющееся основой привития у детей

культуры труда. Прививая любовь к искусству, мы воспитываем трудолюбие.

Раннее знакомство детей с настоящим «взрослым» трудом воспитывает у них

ответственность за порученное дело, учит уважать труд других, продуктивно и с

пользой организовать свое свободное время.

[6]

Таким образом, лоскутное шитье как средство воспитания служит влиятельным

орудием, которое увеличивает воздействие на развитие личности, так как

способность человека создавать красивое и влиять на преобразование окружающей

среды является составным элементом ценностного отношения к жизни. Все это

сказывается на обогащении духовного мира человека, открывает перед ребенком

восторг красоты, удовлетворение творчеством.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алексеева Е. В. 10 уроков пэчворка и квилта. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

2.

Богоявленская

Д.Б.

Психология

творческих

способностей

/

Д.Б.

Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320с.

3.

Грин М. Шитье из лоскутков. Книга для учащихся // Пер. с англ. – М.,

2011. – 58 с.

4.

Деканова, Ю. Волшебные узоры из лоскутков. Стежка. Традиции и

современные техники / Ю. Деканова// журнал Burda. - 2007. -№7. – с.116.

5.

Каминская Е. А. Лоскутное шитье для начинающих. Оригинальные идеи

и подробные инструкции / Е. А. Каминская и др. – Ростов н/Д: Владис, 2010.- 256 с.:

ил.- (Умелые руки).

6.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

гражданина России. / Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А./- 2-е изд.– М.:

Просвещение, 2011.

7.

Митителло К. Аппликация: техника и искусство.- М.: Издательство

Эксмо, 2005.- 192.: ил.

8.

Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое

пособие. Москва, Школа – Пресс, 2010. – 256 с.

9.

Риттер К. Х. Пэчворк и квилтинг. Изделия из стеганых лоскутиков/Ким

Х. Риттер; [пер. с англ. А. Зайцевой].- М.: Эксмо, 2007.- 144 с.: ил.- (Книги для всей

семьи).



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!