Автор: Гвоздева Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с "Малышок"
Населённый пункт: г. Таруса
Наименование материала: Проект по экологии
Тема: "Покормите птиц зимой"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Малышок»
249100, Калужская область, Тарусский р-н, Таруса г, К.Либкнехта улица, дом № 28, а
«Утверждено»
Ст.воспитатель
МБДОУ д/с «Малышок»
__________________Л. Н. Куляк
«_____» ____________2023 год
Проект во второй группе раннего возраста «Цыплята»
Тема: «Покормите птиц зимой»
Подготовила и провела воспитатель:
Гвоздева Т. А.
2023 год.
Паспорт проекта.
Название проекта: «Покормите птиц зимой»
Направленность: практико-ориентированный, творческий.
- по характеру содержания: ребенок + семья + природа.
- по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до
получения результата.
- по характеру контактов: внутри одной группы.
Возрастная группа: младший дошкольный возраст (2-3 лет)
Участники
проекта:
дети
второй
младшей
группы,
родители
воспитанников, воспитатели.
Вид: Краткосрочный
Продолжительность: 2 недели (23.01.2023-05.02.2023) краткосрочный.
Исполнители: воспитатель: Гвоздева Т.А., родители, дети.
Образовательные
области:
познавательное
развитие,
художественно-
эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Актуальность:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные
вопросы:
как
прокормиться.
Доступной
пищи
становится
значительно
меньше,
но
потребность
в
ней
возрастает.
Иногда
естественный
корм
становится
практически
недоступным,
поэтому
многие
птицы
не
могут
пережить зиму и погибают.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете
– птицам, вызывать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о
них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц
зимой от гибели.
Экологическое
воспитание
играет
важную
роль
в
развитии
познания
окружающего мира, выработке гуманного отношения ко всему живому и
формировании осознанного поведения в природной среде.
Экологическое образование детей является важным звеном в дошкольном
воспитании,
потому
что
именно
в
дошкольном
возрасте
формируются
эмоциональные
впечатления
о
природе
и
социуме,
накапливаются
представления о разных формах жизни, формируется основа экологического
мышления, сознания и культуры, формируются элементарные знания.
Воспитание
правильного
отношения
детей
к
природе,
умение
бережно
обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено
только при взаимодействии детского сада и семьи.
Проблема: создание условий для формирования практических умений в
посильной деятельности по уходу за зимующими птицами.
Цель проекта: формирование первоначальных
экологических знаний и
представлений о зимующих птицах и желания помогать птицам в зимний
период,
привлечение
малышей
к
посильной
деятельности
по
уходу
за
зимующими птицами.
Заинтересовать
детей
совместно
с
родителями
в
заботе
о
птицах,
сформировать
желание
помогать
им
в
зимний
период
(изготовление
кормушек, подкормка птиц зимой, создание дидактической игры).
Задачи:
Знакомить
с
особенностями
внешнего
вида
и
некоторыми
названиями
зимующих птиц. Учить отличать и правильно показывать некоторых птиц
(воробей, голубь, синица, сорока).
Дать
детям
элементарные
представления
о
кормушках
для
птиц.
Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.
Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют
корм и т.д.).
Развивать познавательный интерес, желание активно изучать мир природы.
Воспитывать доброе отношение к миру природы.
Формировать положительную эмоциональную отзывчивость, на общение с
живыми существами.
Работа с родителями: Чтобы укрепить отношения детей с родителями, мы
предложили родителям сделать совместно со своим ребенком кормушку для
птичек. Благодаря этому, они дают возможность своему ребенку окунуться в
мир природы, наблюдать за поведением птиц.
Консультация
в
родительском
уголке «Покормите
птиц
зимой»,
Изготовление кормушек.
Ресурсное обеспечение:
Дидактическая игра.
Корм для птиц, кормушки.
К занятиям по ИЗО: листы бумаги А-2, салфетки, гуашь, конспект занятия
«Ягоды рябины для снегиря». Художественная литература.
Ожидаемые результаты:
Совместная
деятельность
будет
способствовать
укреплению
детско-
родительских отношений.
Развитие
у
детей
любознательности,
творческих
способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков.
Этапы реализации проекта:
1 этап –
подготовительный:
определение
целей
и
задач;
подготовка
наглядного
материала
с
изображением
птиц;
подборка
произведений
художественной
литературы
о
птицах,
загадок;
составление
плана
мероприятий, планирование НОД, разработка конспектов.
2 этап – основной: внедрение в воспитательно – образовательный процесс
эффективных методов и приемов по формированию знаний детей о птицах.
3 этап – заключительный: обработка результатов по реализации проекта,
фотоотчет о проделанной работе.
Формы организации и этапы реализации проекта
Формы организации
(образовательные
области)
Цели и задачи
Виды деятель -
ности
Срок
Исполни-
тели
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Чтение
художественной
литературы:
Л.
Воронкова
«Птичьи
кормушки»
А. Барто «Воробей»
Чтение
потешек
и
загадок
о
птицах.
А. Яшин «Покормите птиц»
Т. Евдошенко «Берегите птиц»
В. Сухомлинский «Как синичка
меня будит»
Познакомить
с
творчеством
писателя,
учить
слушать
и
эмоционально
воспринимать
содержание
рассказов,
отвечать
на
вопросы
по
содержанию.
Совместная
деятельность
воспитателя
и
детей.
23.01
24.01
25.01
26.01
27.01
Воспитатель.
Рассматривание иллюстраций
по теме «Птицы».
Познакомить
детей
с
внешним
видом
птицы:
(воробей, синица, ворона,
голубь,
снегирь.
Показать, что у всех есть
клюв,
перья,
крылья,
хвост.
Совместная
деятельность
воспитателя
и
детей.
23.01
Воспитатель
Наблюдения
«Воробьи»
(на
прогулке)
Формировать
представления
о
воробьях,
их
отличительных
признаках
(маленький,
серенький).
Совместная
деятельность
воспитателя
и
родителей
25.01
Воспитатель
Рисование «Рисуем для птичек
зернышки»
Учить
детей
мазками
рисовать
семечки,
точками пшено.
Совместная
деятельность
воспитателя
и
родителей.
26.01
Воспитатель
Консультация для родителей.
«Покормите птиц зимой»
«Кормушки для пернатых»
Привлечь
родителей
к
проблеме зиму
Совместная
деятельность
воспитателя
и
детей.
27.01
Воспитатель
О с н о в н о й э т а п
Беседа: «Знакомство с птицами
- снегирь, синица?»
Активизировать
знания
детей о внешнем виде и
повадках птиц.
Совместная
деятельность
воспитателя
и
детей.
30.01
Воспитатель.
Лепка «Зернышки для воробья»
(индивидуальная работа).
Продолжать знакомить с
пластилином
и
его
свойствами.
Совместная
деятельность
воспитателя
и
детей.
30.01.
Воспитатель.
Ситуативная беседа: «Почему
надо кормить птиц зимой»
«Пользу
или
вред
приносят
птицы?»
«Как
дети
с
родителями
заботятся о птицах зимой»
Формировать
знания
экологии,
учить
детей
бережно
относиться
к
птицам.
Воспитывать
заботливое
отношение и интерес.
Формирования
у
детей
системы
элементарных
экологических
знаний
о
зимующих
птицах
и
помощи
человека
природе.
Совместная
деятельность
воспитателя
и
детей.
30.01.
01.02.
Воспитатель.
Рассматривание
картины:
«Птицы зимой»
Формировать
представление
о
птицах
зимой.
Совместная
деятельность
воспитателя
и
детей.
01.02.
Воспитатель.
Прогулка.
«Рассматривание
птиц на кормушке»
Наблюдение
на
прогулке
«Голубь».
Учить
определять
их
размер.
Формировать
представление
о
голубе,
его
отличительных
признаках.
Совместная
деятельность
воспитателя
и
детей.
01.02.
03.02.
Воспитатель.
ООД
рисование
на
тему:
«Ягоды рябины для снегиря».
ООД
основы
науки
и
естествознания
(мир
природы)
«Как мы птичек кормили».
Учить
детей
рисовать
красками
при
помощи
пальцев,
формировать
интерес и положительное
отношение к рисованию,
развивать
положительные навыки.
Расширять представления
о
птицах.
Формировать
доброжелательное
отношение
к
окружающему миру.
Самостоятельная
деятельность
детей.
03.02.
01.02.
Воспитатель.
П/и
«Воробушки
и
автомобиль»,
«Птички
в
гнездышках».
Развивать
умение
действовать по сигналу.
Самостоятельная
деятельность
детей.
02.02.
Воспитатель.
Сюжетно-ролевые
игры
«Птичий двор»
Закрепить знания детей о
том,
как
кричат
домашние
птицы,
развивать
правильное
звукопроизношение
Самостоятельная
деятельность
детей.
04.02.
Воспитатель.
З а к л ю ч и т е л ь н ы й э т а п
Выставка кормушек
(познавательное развитие)
Выставка
рисунков
«Ягоды
рябины для снегиря»
(художественно-эстетическое
развитие)
Расширение
представлений
детей
о
зимующих
птицах,
формирование
навыков
совместного труда детей
и родителей, укрепление
связей
между
детьми
и
родителями.
Формирование
навыков
совместного
труда
воспитателя и детей.
Совместная
деятельность детей
и родителей.
Совместная
деятельность детей
и воспитателя.
30.02
03.02
Воспитатели,
Родители.
Воспитатель.
Изготовление
дидактической
игры для детей.
Привлечение
детей
к
проблеме
подкормки
зимующих
птиц,
формирование
практической
деятельности по охране и
заботе о птицах.
Деятельность
воспитателя.
30.01
Воспитатель.
Список литературы:
1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа (2 -3 года). – М.,
2014г
2. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 года. - М., 2014.
3. Гербова В. В., Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. – М. ,2014г.
4. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С. Васильевой, М. А. Комплексные занятия по программе «От
рождения до школы». 1 младшая группа. – М., 2014г.
5. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду. 1 младшая группа. - М.
,2014г
6. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / Под ред. Парамоновой Л. А. - М., 2013
7. Стихи А. Барто «Синица», А. Новиков «Воробей», Н. Рубцов «Снегирь», загадки о птицах, Т.
Евдошенко «Берегите птиц».
Приложение
Методическое пособие «Покормите птиц зимой»
(Группа раннего возраста)
Подготовила: Гвоздева Т.А.
От автора
Дидактическое пособие предназначено для использования в работе с детьми
раннего возраста через интеграцию образовательных областей: социально-
коммуникативного, познавательного, речевого. Пособие реализует принцип
развивающего обучения и воспитания в соответствие требованиям ФГОС в
ДО.
Работа с данным дидактическим пособием формирует активное творческое
поведение детей в разных видах деятельности: коммуникативной, игровой,
познавательной.
Эта дидактическая игра стимулирует развитие произвольного внимания и
памяти, активизирует внимание ребенка к сверстнику, развивает речь,
создает доброжелательную атмосферу.
Описание дидактического пособия.
Данное пособие просто в изготовлении:
Из доски ДСП нужно сделать стойку, к ней прикрепить плакат «дерево в
зимний период», распечатать и заламинировать картинки с видами птиц и
кормом, на липучках закрепить материал.
Используемый материал:
-доска дсп;
-картон;
-липучки;
Дидактическая задача
Цель: привлечение детей к проблеме подкормки зимующих птиц,
формирование практической деятельности по охране и заботе о птицах.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представления детей о питании зимующих птиц: какой корм
добывают птицы зимой и какой корм может человек давать птицам.
Развивающие:
- совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и
птиц в зимнее время.
- развивать внимание, память, мышление, связную речь.
Воспитательные:
-
воспитывать
заботливое
отношение
к
зимующим
птицам,
испытывать
радость от того, что делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.
Материал: картинка
кормушки
для
птиц,
комплект
карточек
с
изображением продуктов питания для птиц..
Ход игры.
В игре могут участвовать 8 – 10 детей.
Карточки
с
видами
корма
разложены
на
столе.
Кормушка
расположена
посередине рисунка.
Дети делятся на две команды.
1-я
команда
отбирает
карточки
с
кормом,
который
добывают
птицы.
Ребенок берет одну карточку и располагает ее на картинке, где расположены
птицы на деревьях, называет вид корма.
2-я команда отбирает карточки с кормом, который дает птицам человек и
располагает его в кормушку. Дети выполняют аналогичные действия.
Анализ проведённой работы.
В процессе работы у детей сформировались следующие целевые ориентиры:
стремление к самостоятельности; проявление познавательного интереса в
процессе
общения
со
взрослыми
и
сверстниками;
задавать
вопросы
поискового
характера;
контроль
собственной
деятельность
и
действия
партнера;
использование
элементов
планирования
в
познавательной
деятельности; умение строить деловой диалог при совместном выполнении
поручения,
в
случаях
возникновения
конфликтов;
самостоятельность
в
применении
полученных
знаний
для
решения
новых
задач;
испытывать
удовольствие от результатов самостоятельной познавательной деятельности;
контролировать
отрицательные
проявления
эмоций,
радоваться
успехам
сверстников.
Таким
образом,
дидактическая
игра
представляет
собой
многоплановое,
сложное
педагогическое
явление:
это
и
игровой
метод
обучения
детей
дошкольного
возраста,
и
форма
обучения,
и
самостоятельная
игровая
деятельность, и средство развития личности ребёнка.
Данную
дидактическую
игру
можно
усложнить.
Добавив
разнообразие
зимующих птиц для детей дошкольного возраста.
Конспект НОД во второй группе раннего возраста
Тема: «Ветка рябины для снегиря»
Нетрадиционная техника: рисование пальчиками.
Цель:
Знакомить детей с техникой рисования пальчиками, развивать инициативу.
Задачи:
1.Закреплять умения различать цвета.
2. Обогащать словарный запас.
3. Развивать мелкую моторику рук.
4. Закреплять умение рисовать пальцами.
5.Воспитывать чувство сострадания, доброты и желание помочь к живой
природе.
Материал:
Лист
А2
с
нарисованной
веточкой,
гуашь
красного
цвета,
салфетки влажные и бумажные. Птичка-игрушка.
1 . Организационная часть. Мотивация деятельности.
Вносится птичка-игрушка и чирикает:
Помогите мне ребята,
Снова на дворе зима,
Опустели все деревья,
Есть нам нечего с утра.
Птичка: «Здравствуйте, ребята.»
Дети здороваются.
Птичка:
«Мне
друзья
сказали,
что
вы
можете
мне
помочь.
Вы
мне
поможете?»
Воспитатель: «Конечно, птичка мы тебе с ребятами поможем. Что нам
нужно для этого сделать?»
2.Основная часть.
Птичка: «У меня рядом с гнездом, растет красивое дерево рябины. Но на
этом дереве не осталось ни одной ягодки, а так сильно проголодалась. Вот
здесь и нужна ваша помощь, я вам принесла на листочках веточки, но они
как вы видите без ягод нарисуйте мне, пожалуйста, ягодки рябины.»
Воспитатель: -Не волнуйся Снегирёк мы тебе поможем, но для начала нам
нужно подготовить ручки к работе , сделаем небольшую разминку.
А) Разминка для пальцев рук
Улетела птица – мать
Малышам жуков искать.
Ждут малютки – птицы,
Мамины гостинцы.
Ребята давайте мы пальчики правой руки соединим вместе, к большому
пальчику, а левой рукой обхватим все пальчики правой руки. Посмотрите что
у нас получилось, как гнёздышко с птенчиками, а если мы ещё и пошевелим
пальчики, то получиться, что птенчики ждут мамочку и просят кушать.
Молодцы.
Воспитатель:
-Ребята, размяли свои пальчики, можем приступать к рисованию ягоды
рябины для нашего гостя.
Воспитатель показывает и рассказывает детям этап работы.
Перед детьми лежит лист белой бумаги, на нём нарисована веточка рябины и
стоят баночки с красной краской. При показе у детей уточняются название
цвета.
Дети рисуют красной краской гроздь рябины пальчиком.
Дети вытирают руки влажными салфетками.
3)Подведение итогов. Рефлексия.
Птичка: «Ребята, какие вы молодцы, помогли мне, я отнесу ваши ягодки
своим друзьям, чтобы они тоже попробовали их. Спасибо вам. Мне у вас
очень понравилось, но пора улетать домой. До свидания ребята»
Воспитатель:
-Ребята, как мы можем помочь птичкам зимой?
-Что вам больше всего понравилось на занятии?