Автор: Щетинникова Людмила Дмитриевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Котовская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Котово
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание детей с ОВЗ чувства патриотизма и любви к Родине через внеурочные виды деятельности"
Раздел: начальное образование
«Воспитание у детей с ОВЗ чувства патриотизма и любви к Родине
через внеурочные виды деятельности».
Щетинникова Л.Д., учитель,
ГКОУ Котовская школа-интернат»
В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам гражданско-патриотического
воспитания и поиску путей оптимизации развития детей с ограниченными возможностями.
Гражданско-патриотическое
воспитание
личности
-
сложный
и
многогранный
процесс,
включающий педагогические, социальные и духовные аспекты. Гражданско-патриотическое
воспитание основа формирования личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной
окружающей действительности, умеющей позитивно реализовать накопленный потенциал.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует пониманию и освоению духовных
ценностей, нравственных норм, которые, реализуясь в социально адаптивном поведении, будут
способствовать социализации и становлению ребенка с проблемами здоровья, формированию у
него:
-нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма);
-нравственного облика (терпения, милосердия, добродушия);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению
жизненных трудностей).
Особенно актуален этот процесс для детей с психо-физическими особенностями, так как
именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании
таких личностных качеств, которые помогли бы им, в определенной степени, приспособиться к
окружающей действительности. Роль гражданско-патриотического воспитания и обучения детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
велика,
поскольку
это
позволяет
формировать
ценностные ориентации и нравственные качества такого ребенка, предоставляя ему возможность
приспособиться к жизни в обществе. Педагогический смысл работы в этом направлении состоит в
том, чтобы, помочь ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому
уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Цель гражданско-патриотического воспитания: формирование чувства патриотизма, любви к
Родине, чувства гордости за страну и свой народ. Задачи охватывают более широкий спектр и
включают в себя: знакомство с Государственной символикой РФ, расширение знаний детей об
истории родного края, знакомство с военным прошлым страны, воспитание любви к «малой
Родине», родной природе, уважения к труду взрослых,
привитие интереса к культурному
наследию, православным праздникам и традициям, народно-прикладному искусству, устному
народному творчеству.
Патриотизм, применительно к детям с особенностями развития,
определяется мною, как их потребность участвовать в делах на благо окружающих людей,
совершать добрые поступки, бережно относиться к природе. Примерами таких действий можно
считать помощь старшим и младшим, а так же развитие у них таких качеств, как сочувствие
и сострадание к представителям живой природы. Стремлюсь формировать у наших воспитанников
основы патриотизма через воспитание таких чувств, как забота, взаимопомощь, развитие
чувства гордости за достижения страны,
уважение к армии, гордость за мужество воинов,
стараюсь вызвать интерес к доступным их пониманию явлениям общественной жизни. Как
педагог, отдаю приоритет базовым ценностным установкам гражданско-патриотического развития
и воспитания на основе православных, культурно-исторических традиций России. Как правило,
фундамент воспитания патриотизма закладывается занятиями, прямо не относящимися к данному
направлению – это уроки чтения, участие в тематических выставках, тематических досуговых
мероприятиях, линейках, конкурсах рисунков, беседах, экскурсиях и т.д.. На мой взгляд, слова
В.А.Сухомлинского
очень
точно
отражают
суть
работы
педагогов
по
гражданско-
патриотическому воспитанию наших детей: «Красота родного края, открывающаяся благодаря
сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,
могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Моя
деятельность,
как
педагога,
осуществляющего
гражданско-патриотическое
воспитание,
направлена на качественные изменения личности учащегося, проявление в ней социальной
активности.
Представляю основные блоки мероприятий в рамках воспитательной системы, посредством
проведения которых, осуществляется патриотическое воспитание на протяжении последних трех
лет:
Духовно-нравственное воспитание.
Для ознакомления с христианскими праздниками и народными традициями, регулярно
проводится цикл бесед на тему: «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха». Совместно с
ГКССУ СО «Детский ПНИ «Солнечный дом»» в рамках сетевого взаимодействия, для детей
организуются праздничные мероприятия: «Масленица-широкая душа», «Боярыня-Масленица»,
«Пасхальное чудо» и др.
Мною проводились беседы на тему: «Русские традиции», «Изучаем родной край», большой
интерес вызывает знакомство с народными промыслами: «Душенька-Матрёшка», «Промыслы
народных умельцев» и т.д.
Гражданско-патриотическое воспитание:
Учащиеся знакомятся с традициями празднования Дня Победы, дня защитников Отечества,
разучивают стихи, песни соответствующие тематике, что способствует воспитанию чувства
гордости за подвиги разных поколений защитников Родины.
Мои ученики регулярно участвуют в Месячниках гражданско-патриотического воспитания
«Мое Отечество», Месячниках героико-патриотического воспитания «Поклонимся великим тем
годам», в рамках которых проводятся праздничные линейки: «День Победы», «Сталинградская
битва», «Волжская Рокада», это даёт им возможность познакомиться с подвигами защитников
Отечества. Важное значение в коррекционно-воспитательном плане имеет возложение цветов и
участие ребят в общегородском митинге, посвященном дню Сталинградской битвы. Начиная с
нового учебного года, в учебный процесс введены классные часы и линейки, базирующиеся на
«Разговорах о важном», темы которых приурочены к конкретным датам и строятся вокруг
патриотической тематики в целом, что позволяет целенаправленно формировать у школьников
гордость за Россию, в увлекательной форме знакомить с историей, традициями и культурным
наследием страны.
Учащиеся в течение года принимают активное участие в общешкольных конкурсах, таких как:
«Победе битве на Волге посвящается..!», «На страже Отечества», межрегиональном конкурсе
«Герой войны, достойный Славы, родной наш город Волгоград!» и других. В рисунках,
аппликациях
дети
выражают
своё
эмоциональное
восприятие
исторических
событий,
благодарность за подвиг защитников Родины.
Большое значение в формировании патриотических чувств имеет прослушивание на уроках
чтения, например, таких рассказов как «Огородники» по С.Алексееву, «Наше Отечество»
К.Ушинского, стихов «Твоя Родина» А.Матутиса и многих других,
которые учат детей
сопереживать, воспитывают уважение к мужеству русских солдат. Ученики регулярно принимают
участие в общешкольных конкурсах чтецов, посвященных Великой Отечественной войне,
последним из них был «Слушай, страна, говорит Ленинград!», где неоднократно занимали
призовые места.
Участие детей в декадных мероприятиях даёт возможность получить первоначальные
представления о Конституции России, познакомиться с государственной символикой - Гербом,
Флагом Российской Федерации, узнать о своих правах и обязанностях. В рамках декад
проводились беседы:
«Я - гражданин России», путешествие по сказкам «Мои права и
обязанности», «Флаг и герб России», «Права маленького человека», «Мой край».
Считаю, что воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине у детей с
отклонениями в развитии, возможно через стремление ценить и беречь природу. Поэтому
экскурсии на пришкольный участок, в парк, наблюдение за сезонными изменениями, участие
детей в таких акциях, как «Покормите птиц зимой», «Изготовим скворечник», чтение стихов,
познавательно-художественной литературы о природе, становятся самой доступной формой
развития патриотизма, расширяют представление учащихся об особенностях нашего края,
воспитывают эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут.
Таким образом, такие уроки, как: чтение, речевая практика, мир природы и человека,
изобразительное
искусство,
дают
возможность
проводить
беседы
на
тему
гражданско-
патриотического воспитания, что помогает формировать представление детей о своих правах,
умение уважать права других,
способствуют развитию правового сознания и проявлению
нравственных качеств.
Технологию социально-педагогического становления патриотического воспитания детей с
ограниченными
возможностями,
я
как
педагог,
выстраиваю,
делая
упор
на
развитие
любознательности, развитие навыков
общения с окружающими. Основными способами и
формами работы с детьми данной категории, являются: доверительная беседа, обсуждение
проблемы, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями. Стержнем всех занятий является
деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения.
Планомерная работа в этом направлении, позволит формировать ценностные ориентации и
нравственные качества «особого» ребенка и поможет закрепить у воспитанников такие качества
как доброта, сострадание, любовь к Родине, месту, где вырос. Формирование патриотических
чувств, гражданственности поможет научить их любить близких, беречь природу, приобрести
уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт и
привести к успешной социализации в жизни.