Напоминание

"Воспитание детей с ОВЗ чувства патриотизма и любви к Родине через внеурочные виды деятельности"


Автор: Щетинникова Людмила Дмитриевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Котовская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Котово
Наименование материала: Статья
Тема: "Воспитание детей с ОВЗ чувства патриотизма и любви к Родине через внеурочные виды деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад




«Воспитание у детей с ОВЗ чувства патриотизма и любви к Родине

через внеурочные виды деятельности».

Щетинникова Л.Д., учитель,

ГКОУ Котовская школа-интернат»

В настоящее время все больше внимания уделяется проблемам гражданско-патриотического

воспитания и поиску путей оптимизации развития детей с ограниченными возможностями.

Гражданско-патриотическое

воспитание

личности

-

сложный

и

многогранный

процесс,

включающий педагогические, социальные и духовные аспекты. Гражданско-патриотическое

воспитание основа формирования личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной

окружающей действительности, умеющей позитивно реализовать накопленный потенциал.

Гражданско-патриотическое воспитание способствует пониманию и освоению духовных

ценностей, нравственных норм, которые, реализуясь в социально адаптивном поведении, будут

способствовать социализации и становлению ребенка с проблемами здоровья, формированию у

него:

-нравственных чувств (совести, долга, ответственности, патриотизма);

-нравственного облика (терпения, милосердия, добродушия);

-нравственной позиции (способности к различению добра и зла, готовности к преодолению

жизненных трудностей).

Особенно актуален этот процесс для детей с психо-физическими особенностями, так как

именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании

таких личностных качеств, которые помогли бы им, в определенной степени, приспособиться к

окружающей действительности. Роль гражданско-патриотического воспитания и обучения детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

велика,

поскольку

это

позволяет

формировать

ценностные ориентации и нравственные качества такого ребенка, предоставляя ему возможность

приспособиться к жизни в обществе. Педагогический смысл работы в этом направлении состоит в

том, чтобы, помочь ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому

уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Цель гражданско-патриотического воспитания: формирование чувства патриотизма, любви к

Родине, чувства гордости за страну и свой народ. Задачи охватывают более широкий спектр и

включают в себя: знакомство с Государственной символикой РФ, расширение знаний детей об

истории родного края, знакомство с военным прошлым страны, воспитание любви к «малой

Родине», родной природе, уважения к труду взрослых,

привитие интереса к культурному

наследию, православным праздникам и традициям, народно-прикладному искусству, устному

народному творчеству.

Патриотизм, применительно к детям с особенностями развития,

определяется мною, как их потребность участвовать в делах на благо окружающих людей,

совершать добрые поступки, бережно относиться к природе. Примерами таких действий можно

считать помощь старшим и младшим, а так же развитие у них таких качеств, как сочувствие

и сострадание к представителям живой природы. Стремлюсь формировать у наших воспитанников

основы патриотизма через воспитание таких чувств, как забота, взаимопомощь, развитие

чувства гордости за достижения страны,

уважение к армии, гордость за мужество воинов,

стараюсь вызвать интерес к доступным их пониманию явлениям общественной жизни. Как

педагог, отдаю приоритет базовым ценностным установкам гражданско-патриотического развития

и воспитания на основе православных, культурно-исторических традиций России. Как правило,

фундамент воспитания патриотизма закладывается занятиями, прямо не относящимися к данному

направлению – это уроки чтения, участие в тематических выставках, тематических досуговых

мероприятиях, линейках, конкурсах рисунков, беседах, экскурсиях и т.д.. На мой взгляд, слова

В.А.Сухомлинского

очень

точно

отражают

суть

работы

педагогов

по

гражданско-

патриотическому воспитанию наших детей: «Красота родного края, открывающаяся благодаря

сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,

могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Моя

деятельность,

как

педагога,

осуществляющего

гражданско-патриотическое

воспитание,

направлена на качественные изменения личности учащегося, проявление в ней социальной

активности.

Представляю основные блоки мероприятий в рамках воспитательной системы, посредством

проведения которых, осуществляется патриотическое воспитание на протяжении последних трех

лет:

Духовно-нравственное воспитание.

Для ознакомления с христианскими праздниками и народными традициями, регулярно

проводится цикл бесед на тему: «Рождество Христово», «Масленица», «Пасха». Совместно с

ГКССУ СО «Детский ПНИ «Солнечный дом»» в рамках сетевого взаимодействия, для детей

организуются праздничные мероприятия: «Масленица-широкая душа», «Боярыня-Масленица»,

«Пасхальное чудо» и др.

Мною проводились беседы на тему: «Русские традиции», «Изучаем родной край», большой

интерес вызывает знакомство с народными промыслами: «Душенька-Матрёшка», «Промыслы

народных умельцев» и т.д.

Гражданско-патриотическое воспитание:

Учащиеся знакомятся с традициями празднования Дня Победы, дня защитников Отечества,

разучивают стихи, песни соответствующие тематике, что способствует воспитанию чувства

гордости за подвиги разных поколений защитников Родины.

Мои ученики регулярно участвуют в Месячниках гражданско-патриотического воспитания

«Мое Отечество», Месячниках героико-патриотического воспитания «Поклонимся великим тем

годам», в рамках которых проводятся праздничные линейки: «День Победы», «Сталинградская

битва», «Волжская Рокада», это даёт им возможность познакомиться с подвигами защитников

Отечества. Важное значение в коррекционно-воспитательном плане имеет возложение цветов и

участие ребят в общегородском митинге, посвященном дню Сталинградской битвы. Начиная с

нового учебного года, в учебный процесс введены классные часы и линейки, базирующиеся на

«Разговорах о важном», темы которых приурочены к конкретным датам и строятся вокруг

патриотической тематики в целом, что позволяет целенаправленно формировать у школьников

гордость за Россию, в увлекательной форме знакомить с историей, традициями и культурным

наследием страны.

Учащиеся в течение года принимают активное участие в общешкольных конкурсах, таких как:

«Победе битве на Волге посвящается..!», «На страже Отечества», межрегиональном конкурсе

«Герой войны, достойный Славы, родной наш город Волгоград!» и других. В рисунках,

аппликациях

дети

выражают

своё

эмоциональное

восприятие

исторических

событий,

благодарность за подвиг защитников Родины.

Большое значение в формировании патриотических чувств имеет прослушивание на уроках

чтения, например, таких рассказов как «Огородники» по С.Алексееву, «Наше Отечество»

К.Ушинского, стихов «Твоя Родина» А.Матутиса и многих других,

которые учат детей

сопереживать, воспитывают уважение к мужеству русских солдат. Ученики регулярно принимают

участие в общешкольных конкурсах чтецов, посвященных Великой Отечественной войне,

последним из них был «Слушай, страна, говорит Ленинград!», где неоднократно занимали

призовые места.

Участие детей в декадных мероприятиях даёт возможность получить первоначальные

представления о Конституции России, познакомиться с государственной символикой - Гербом,

Флагом Российской Федерации, узнать о своих правах и обязанностях. В рамках декад

проводились беседы:

«Я - гражданин России», путешествие по сказкам «Мои права и

обязанности», «Флаг и герб России», «Права маленького человека», «Мой край».

Считаю, что воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине у детей с

отклонениями в развитии, возможно через стремление ценить и беречь природу. Поэтому

экскурсии на пришкольный участок, в парк, наблюдение за сезонными изменениями, участие

детей в таких акциях, как «Покормите птиц зимой», «Изготовим скворечник», чтение стихов,

познавательно-художественной литературы о природе, становятся самой доступной формой

развития патриотизма, расширяют представление учащихся об особенностях нашего края,

воспитывают эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут.

Таким образом, такие уроки, как: чтение, речевая практика, мир природы и человека,

изобразительное

искусство,

дают

возможность

проводить

беседы

на

тему

гражданско-

патриотического воспитания, что помогает формировать представление детей о своих правах,

умение уважать права других,

способствуют развитию правового сознания и проявлению

нравственных качеств.

Технологию социально-педагогического становления патриотического воспитания детей с

ограниченными

возможностями,

я

как

педагог,

выстраиваю,

делая

упор

на

развитие

любознательности, развитие навыков

общения с окружающими. Основными способами и

формами работы с детьми данной категории, являются: доверительная беседа, обсуждение

проблемы, экскурсии, наблюдения, обмен впечатлениями. Стержнем всех занятий является

деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения.

Планомерная работа в этом направлении, позволит формировать ценностные ориентации и

нравственные качества «особого» ребенка и поможет закрепить у воспитанников такие качества

как доброта, сострадание, любовь к Родине, месту, где вырос. Формирование патриотических

чувств, гражданственности поможет научить их любить близких, беречь природу, приобрести

уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт и

привести к успешной социализации в жизни.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!