Автор: Гнатюк Виолетта Юрьевна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: ГБОУ школа №1981 структурное подразделение" Детский сад №2433" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Сценарий праздника Тема: Жаворонки прилетели, Весну-красну принесли Раздел: дошкольное образование
(Славянский праздник 22 марта – день весеннего равноденствия)
Цель досуга :
Воспитывать у детей интерес к русской народной культуре;
Учить следовать народным традициям и приметам;
Приобщать к русскому народному искусству средствами народного
фольклора, народных песен, танцев и игр.
Атрибуты: Белые платочки, зеленые платки, печка, деревянные ложки,
корзина с музыкальными инструментами, поднос с «жаворонками» (сдоба).
Действующие лица : Ведущая – Матрена, Весна, Емеля – взрослые;
Березка, Ивушки, Жаворонки – дети.
Ход праздника:
Под русскую народную мелодию «Красный сарафан» Варламова ведущая
Матрена встречает детей в музыкальном зале. Исполняется хоровод с
Матрена: Здравствуйте ребята, здравствуйте гости званные, желанные!
С давних пор повелось на Руси славить приход Весны песнями, играми,
хороводами, зазывать птиц, приглашать Солнышко выглянуть и пригреть
землю, да и Зимушку с почестями проводить. Соскучилась наша земелюшка
по теплу весеннему.
Дети:
1
Идет матушка Весна – Отворяй ворота!
Вот и первым март пришел – всех друзей с собой привел!
А за ним и апрель, отворяй пошире дверь!
А потом придет и май – сколько хочешь ты гуляй!
Как нам не гулять, как не веселиться.
становитесь в хоровод – нас Весняночка зовет!
Хоровод «Веснянка», украинская народная песня
Матрена: Как красиво становится в лесу весной. Природа просыпается от
зимнего сна, на деревьях набухают почки, появляются зеленые листочки. А
про какое дерево я загадаю сейчас загадку – послушайте!!!
Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Под музыку выходит девочка – Березка.
Матрена: С нежностью обращались к белой березке с такими словами:
Береза моя, березонька! Береза моя белая!
Стоишь ты,березонька, посреди долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, травка шелковая,
Близь тебя, березонька, красны девицы хороводы водят!
Девочка: Наряд ее мягкий чудесен,
нет деревца сердцу милей,
и сколько задумчивых песен
поется в народе о ней!
Девочка – березка: Я – березка белая, красивая и смелая.
Девчата, в круг вставайте, и песню запевайте!
Хоровод «Березка» музыка Т. Попатенко ( с белыми платочками)
Матрена: Есть на русской земле еще одно очень красивое дерево.
Отгадайте, какое:
Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.
А о чем она грустит – никому не говорит. (Ива)
Выходят девочки – ивушки с зелеными платками.
2
Девочки – ивушки:
Реченька родная смотрит веселей.
Ива золотая светится над ней.
Распушилась ива, рано зацвела.
До чего красива, до чего мила!
Танец «Ивушки», музыка и слова народные,
исполняет Надежда Кадышева и Лариса Долина.
Матрена: Ребята! Все мы хотим Весну побыстрее встретить, да видно
Зимушка сопротивляется! Как же нам быть, чтобы Зимушку не обидеть? А
давате в оркестре поиграем – услышит его Зимушка и отступит!
Оркестр ложкарей «А я по лугу» р. н. м. (исполняют мальчики)
Матрена : Услышала Зима наших музыкантов и уступила дорогу Весне!
Ребенок: На Руси уж так идет, что веселый здесь народ,
в игры он играет, солнце забавляет!
Русская народная игра «Гори, гори ясно»
,
обработка Р. Рустамова
Ребенок: Там, где песня льется,
там весело живется.
Запевайте песню шуточную,
прибауточную!
Веселые частушки:
Мы частушек много знаем
и хороших и плохих.
Хорошо тому послушать,
кто не знает никаких!
Хороши у нас частушки,
хороши припевочки.
Развеселые у нас
мальчики и девочки!
Мальчики: Девочки-беляночки,
где вы набелилися?
3
Девочки: Мы вчера коров доили
молоком умылися!
Бояниста Петеньку
я давно приметила.
Играет он старательно,
моргает завлекательно!
Ты прости дружочек Федя,
что тебя не видела.
Я пирог твой откусила,
а тебя не видела!
Ой, пол провались,
потолок обвались!
На доске останусь,
с частушкой не расстанусь!
Звучит мелодия Глинки «Жаворонок», вылетают дети-жаворонки.
Жаворонки:
Летели мы через моря,
летели через горы.
И труден был наш перелет
и все мечтали скоро,
ах, очень скоро будет луг
и скоро будет речка.
«Лети, лети, скорей дружок!» -
стучало мне сердечко.
А холод силы забирал,
и солнце словно печка.
«Лети, лети, скорей дружок!» -
стучало мне сердечко.
И вот награда – дома мы,
друзья ждут у порога.
4
и приведем весну сюда,
и счастья будет много!
Танец жаворонков («Вальс» из «Детского альбома» П.И. Чайковского)
Дети хором : Жаворонки прилетите, Весну-красну принесите!
Зима злая надоела, много хлебушка поела!
Жаворонки:
Мы крылышком махнем - Весну приведем,
а вы в круг вставайте и Весну зазывайте!
Под музыку жаворонки улетают за Весной,
а дети в кругу произносят закличку с движениями
Закличка:
Приди Весна с радостью, с великой милостью (идут по кругу)
Со льном высоким (поднимают руки вверх)
С корнем глубоким (приседают)
С дождями сильными (идут в центр круга и поднимают руки вверх)
С хлебом обильным (расходятся в широкий круг и разводят руки в стороны)
Под русскую народную мелодию влетают жаворонки,
они ведут Весну-красну в центр круга.
Матрена: В наше царство, в наше государство пожаловала Весна!
Махнула
она
одним
рукавом
–
расстелила
она
ковры
зеленые,
махнула
другим – разбросала по коврам цветы расписные и позвала всех добрых
людей на улицу!
Весна: Здравствуйте, ребята удалые!
Здравствуйте, гости дорогие!
К вам я собиралась, торопилась, наряжалась!
Предлагаю не скучать, предлагаю поплясать!!!
Хоровод «Мы весну-красну зовем» музыка и стихи С.Н.Захаровой
Весна: Много птиц на белом свете, а вы знаете их, дети? Отгадайте загадки:
Он соло пел среди ветвей, певца назвали …(Соловей)
У дупла листок пришпилен, а живет там дядя… (Филин)
5
Кто на елке на суку счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка)
Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей,
взад – вперед на пашне вскачь, а зовется птица … (Грач)
Весна: Молодцы, ребята!
Много я по свету гуляла, красоту набирала.
Пригласите танцевать – не смогу вам отказать!
Русский народный танец «Ливенская полька», обработка М. Иорданского
Под русскую народную мелодию въезжает Емеля на печи.
Емеля: Здравствуйте, гости дорогие! Еду я по лесу на печке, слышу – весной
повеяло: трели птиц звенят в небесах, детский смех раздается. Думаю, дай-ка,
заеду на посиделки, потешу честной народ! Ребята, а вы меня узнали? А
приехал я к вам не с пустыми руками, а с музыкальными инструментами
(показывает корзину с инструментами). Хочу поиграть с вами, да узнать,
знаете ли вы их?
Игра с Емелей «Угадай, на чем играю»
Емеля играет на инструментах, спрятавшись за печкой, а дети угадывают:
Колокольчик
Дудочка
Гусли
Трещетка
Бубен
Ложки
Барабан
Емеля: Ну ни чем вас не удивишь! Тогда, предлагаю не скучать – предлагаю
поиграть!
Игра «Гнездышко» (автор С.Н. Захарова)
В игре принимают участие все дети. Они стоят в кругу, взявшисьза руки.
В центре – Емеля, в роли ведущего. Дети идут по кругу и поют на мелодию
русской народной песни «Скок-поскок»:
Весну мы ждем и птиц зовем.
Прилетайте скорей из-за гор и морей.
Затем останавливаются и, стоя на месте и не отпуская рук, поют:
Прилетай скворец, соловоей-певец,
и черный грач, и дятел-врач,
и быстрый стриж, голосистый чиж.
6
Емеля
в
это
время
бежит
по
кругу
и
при
названии
каждой
из
птиц
дотрагивается до ребенка. Дети, до которых дотронулся Емеля – птицы,
выходят в середину, оставив в кругу свободное место – гнездышко (стоящие
по краям ушедшего ребенка не берутся за руки, чтобы было видно свободное
пространство). Птицы и Емеля бегают внутри круга под музыку, а с ее
окончанием они должны занять любое гнездышко. Ребенок, оставшийся без
гнездышка, становится ведущим.
Слышится трель жаворонка
Емеля: Что это за птица так нежно поет?
Весна : Да это же жаворонок поет, радуется теплу и солнышку!
Емеля : Как же я не узнал? Ведь сегодня праздник: Зима уходит в свои
ледяные владения, а солнышко начинает греть нашу землю!
Весна: В этот день у русских существовала вера в то, что из теплых стран
прилетают 40 разных птиц и первая их них птица – жаворонок.
Матрена : В этот день пекли «жаворонков» - это такие булочки с носиком и
изюминкой вместо глаз. Птичек раздавали детям, а они с криком и звонким
смехом бежали закликать жаворонков. Для этого булочки насаживали на
длинные палки и выбегали в луга и поля и что есть мочи кричали:
Жаворонки прилетите,
студену зиму унесите,
тёплу Весну принесите:
Зима нам надоела,
весь хлеб у нас поела!
А потом съедали «жаворонков», а головки отдавали матерям со словами:
Как жаворонок высоко летал,
так, чтобы и лен твой высоким был! Так-то!
Весна : Емелюшка, а печка твоя готовить умеет?
Емеля : Она у меня всё может! Но только нужно сказать волшебные слова:
«Раз, два, три! Раз, два, три! Печка жаворонков пеки!» Давайте повторим все
вместе!!!
7
Звучит русская народная мелодия, Емеля обходит печку.
Емеля: Ох, и запах пошел! Какой аромат!
Вытаскивает из печки поднос с булочками – жаворонками.
Матрена: Спасибо тебе, Емелюшка за угощение!
Весна: Пора мне ребята в леса возвращаться: снег топить, да травку растить.
А вы любите и берегите природу и она даст вам крепкое здоровье, щедрый
урожай, веселое пение птиц и красоту леса!
Емеля : Да и мне пора честь знать! Спасибо за веселье! До новых встреч!!!
Под музыку Емеля и Весна уходят
Матрена : А теперь приглашаю всех ребят на чаепитие с «жаворонками»!
Под музыку дети и Матрена выходят из зала.
8