Напоминание

Жаворонки прилетели, Весну-красну принесли


Автор: Гнатюк Виолетта Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ школа №1981 структурное подразделение" Детский сад №2433"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Сценарий праздника
Тема: Жаворонки прилетели, Весну-красну принесли
Раздел: дошкольное образование





Назад





Сценарий праздника

для старшего дошкольного возраста

«Жаворонки прилетели, Весну-красну принесли!»

(Славянский праздник 22 марта – день весеннего равноденствия)

Цель досуга
:  Воспитывать у детей интерес к русской народной культуре;  Учить следовать народным традициям и приметам;  Приобщать к русскому народному искусству средствами народного фольклора, народных песен, танцев и игр.
Атрибуты:
Белые платочки, зеленые платки, печка, деревянные ложки, корзина с музыкальными инструментами, поднос с «жаворонками» (сдоба).
Действующие лица
: Ведущая – Матрена, Весна, Емеля – взрослые; Березка, Ивушки, Жаворонки – дети.
Ход праздника:

Под русскую народную мелодию «Красный сарафан» Варламова ведущая

Матрена встречает детей в музыкальном зале. Исполняется хоровод с

перестроениями. («Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной)

Матрена:
Здравствуйте ребята, здравствуйте гости званные, желанные! С давних пор повелось на Руси славить приход Весны песнями, играми, хороводами, зазывать птиц, приглашать Солнышко выглянуть и пригреть землю, да и Зимушку с почестями проводить. Соскучилась наша земелюшка по теплу весеннему.
Дети:
1
 Идет матушка Весна – Отворяй ворота! Вот и первым март пришел – всех друзей с собой привел!  А за ним и апрель, отворяй пошире дверь!  А потом придет и май – сколько хочешь ты гуляй!  Как нам не гулять, как не веселиться. становитесь в хоровод – нас Весняночка зовет!
Хоровод «Веснянка», украинская народная песня

Матрена:
Как красиво становится в лесу весной. Природа просыпается от зимнего сна, на деревьях набухают почки, появляются зеленые листочки. А про какое дерево я загадаю сейчас загадку – послушайте!!! Стоит Алена, платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Под музыку выходит девочка – Березка.

Матрена:
С нежностью обращались к белой березке с такими словами: Береза моя, березонька! Береза моя белая! Стоишь ты,березонька, посреди долинушки, На тебе, березонька, листья зеленые, Под тобой, березонька, травка шелковая, Близь тебя, березонька, красны девицы хороводы водят!
Девочка:
Наряд ее мягкий чудесен, нет деревца сердцу милей, и сколько задумчивых песен поется в народе о ней!
Девочка – березка:
Я – березка белая, красивая и смелая. Девчата, в круг вставайте, и песню запевайте!
Хоровод «Березка» музыка Т. Попатенко ( с белыми платочками)

Матрена:
Есть на русской земле еще одно очень красивое дерево. Отгадайте, какое: Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила. А о чем она грустит – никому не говорит. (Ива)
Выходят девочки – ивушки с зелеными платками.
2

Девочки – ивушки:
 Реченька родная смотрит веселей. Ива золотая светится над ней.  Распушилась ива, рано зацвела. До чего красива, до чего мила!
Танец «Ивушки», музыка и слова народные,

исполняет Надежда Кадышева и Лариса Долина.

Матрена:
Ребята! Все мы хотим Весну побыстрее встретить, да видно Зимушка сопротивляется! Как же нам быть, чтобы Зимушку не обидеть? А давате в оркестре поиграем – услышит его Зимушка и отступит!
Оркестр ложкарей «А я по лугу» р. н. м. (исполняют мальчики)

Матрена
: Услышала Зима наших музыкантов и уступила дорогу Весне!
Ребенок:
На Руси уж так идет, что веселый здесь народ, в игры он играет, солнце забавляет!
Русская народная игра «Гори, гори ясно»

,

обработка Р. Рустамова

Ребенок:
Там, где песня льется, там весело живется. Запевайте песню шуточную, прибауточную!
Веселые частушки:
 Мы частушек много знаем и хороших и плохих. Хорошо тому послушать, кто не знает никаких!  Хороши у нас частушки, хороши припевочки. Развеселые у нас мальчики и девочки!  Мальчики: Девочки-беляночки, где вы набелилися? 3
Девочки: Мы вчера коров доили молоком умылися!  Бояниста Петеньку я давно приметила. Играет он старательно, моргает завлекательно!  Ты прости дружочек Федя, что тебя не видела. Я пирог твой откусила, а тебя не видела!  Ой, пол провались, потолок обвались! На доске останусь, с частушкой не расстанусь!
Звучит мелодия Глинки «Жаворонок», вылетают дети-жаворонки.

Жаворонки:
 Летели мы через моря, летели через горы. И труден был наш перелет и все мечтали скоро, ах, очень скоро будет луг и скоро будет речка. «Лети, лети, скорей дружок!» - стучало мне сердечко.  А холод силы забирал, и солнце словно печка. «Лети, лети, скорей дружок!» - стучало мне сердечко.  И вот награда – дома мы, друзья ждут у порога. 4
и приведем весну сюда, и счастья будет много!
Танец жаворонков («Вальс» из «Детского альбома» П.И. Чайковского)

Дети хором
: Жаворонки прилетите, Весну-красну принесите! Зима злая надоела, много хлебушка поела!
Жаворонки:
Мы крылышком махнем - Весну приведем, а вы в круг вставайте и Весну зазывайте!
Под музыку жаворонки улетают за Весной,

а дети в кругу произносят закличку с движениями

Закличка:
Приди Весна с радостью, с великой милостью (идут по кругу) Со льном высоким (поднимают руки вверх) С корнем глубоким (приседают) С дождями сильными (идут в центр круга и поднимают руки вверх) С хлебом обильным (расходятся в широкий круг и разводят руки в стороны)
Под русскую народную мелодию влетают жаворонки,

они ведут Весну-красну в центр круга.

Матрена:
В наше царство, в наше государство пожаловала Весна! Махнула она одним рукавом – расстелила она ковры зеленые, махнула другим – разбросала по коврам цветы расписные и позвала всех добрых людей на улицу!
Весна:
Здравствуйте, ребята удалые! Здравствуйте, гости дорогие! К вам я собиралась, торопилась, наряжалась! Предлагаю не скучать, предлагаю поплясать!!!
Хоровод «Мы весну-красну зовем» музыка и стихи С.Н.Захаровой

Весна:
Много птиц на белом свете, а вы знаете их, дети? Отгадайте загадки:  Он соло пел среди ветвей, певца назвали …(Соловей)  У дупла листок пришпилен, а живет там дядя… (Филин) 5
 Кто на елке на суку счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка)  Всех прилетных птиц черней, чистит пашню от червей, взад – вперед на пашне вскачь, а зовется птица … (Грач)
Весна:
Молодцы, ребята! Много я по свету гуляла, красоту набирала. Пригласите танцевать – не смогу вам отказать!
Русский народный танец «Ливенская полька», обработка М. Иорданского

Под русскую народную мелодию въезжает Емеля на печи.

Емеля:
Здравствуйте, гости дорогие! Еду я по лесу на печке, слышу – весной повеяло: трели птиц звенят в небесах, детский смех раздается. Думаю, дай-ка, заеду на посиделки, потешу честной народ! Ребята, а вы меня узнали? А приехал я к вам не с пустыми руками, а с музыкальными инструментами (показывает корзину с инструментами). Хочу поиграть с вами, да узнать, знаете ли вы их?
Игра с Емелей «Угадай, на чем играю»
Емеля играет на инструментах, спрятавшись за печкой, а дети угадывают:  Колокольчик  Дудочка  Гусли  Трещетка  Бубен  Ложки  Барабан
Емеля:
Ну ни чем вас не удивишь! Тогда, предлагаю не скучать – предлагаю поиграть!
Игра «Гнездышко» (автор С.Н. Захарова)
В игре принимают участие все дети. Они стоят в кругу, взявшисьза руки. В центре – Емеля, в роли ведущего. Дети идут по кругу и поют на мелодию русской народной песни «Скок-поскок»:
Весну мы ждем и птиц зовем.

Прилетайте скорей из-за гор и морей.
Затем останавливаются и, стоя на месте и не отпуская рук, поют:
Прилетай скворец, соловоей-певец,

и черный грач, и дятел-врач,

и быстрый стриж, голосистый чиж.
6
Емеля в это время бежит по кругу и при названии каждой из птиц дотрагивается до ребенка. Дети, до которых дотронулся Емеля – птицы, выходят в середину, оставив в кругу свободное место – гнездышко (стоящие по краям ушедшего ребенка не берутся за руки, чтобы было видно свободное пространство). Птицы и Емеля бегают внутри круга под музыку, а с ее окончанием они должны занять любое гнездышко. Ребенок, оставшийся без гнездышка, становится ведущим.
Слышится трель жаворонка

Емеля:
Что это за птица так нежно поет?
Весна
: Да это же жаворонок поет, радуется теплу и солнышку!
Емеля
: Как же я не узнал? Ведь сегодня праздник: Зима уходит в свои ледяные владения, а солнышко начинает греть нашу землю!
Весна:
В этот день у русских существовала вера в то, что из теплых стран прилетают 40 разных птиц и первая их них птица – жаворонок.
Матрена
: В этот день пекли «жаворонков» - это такие булочки с носиком и изюминкой вместо глаз. Птичек раздавали детям, а они с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков. Для этого булочки насаживали на длинные палки и выбегали в луга и поля и что есть мочи кричали: Жаворонки прилетите, студену зиму унесите, тёплу Весну принесите: Зима нам надоела, весь хлеб у нас поела! А потом съедали «жаворонков», а головки отдавали матерям со словами: Как жаворонок высоко летал, так, чтобы и лен твой высоким был! Так-то!
Весна
: Емелюшка, а печка твоя готовить умеет?
Емеля
: Она у меня всё может! Но только нужно сказать волшебные слова: «Раз, два, три! Раз, два, три! Печка жаворонков пеки!» Давайте повторим все вместе!!! 7

Звучит русская народная мелодия, Емеля обходит печку.

Емеля:
Ох, и запах пошел! Какой аромат!
Вытаскивает из печки поднос с булочками – жаворонками.

Матрена:
Спасибо тебе, Емелюшка за угощение!
Весна:
Пора мне ребята в леса возвращаться: снег топить, да травку растить. А вы любите и берегите природу и она даст вам крепкое здоровье, щедрый урожай, веселое пение птиц и красоту леса!
Емеля
: Да и мне пора честь знать! Спасибо за веселье! До новых встреч!!!
Под музыку Емеля и Весна уходят

Матрена
: А теперь приглашаю всех ребят на чаепитие с «жаворонками»!
Под музыку дети и Матрена выходят из зала.
8


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!