Автор: Татьяна Николаевна Осипова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №23 "Аленушка"
Населённый пункт: город Ессентуки
Наименование материала: Консультация
Тема: Совместные подвижные игры с детьми
Раздел: дошкольное образование
Проблема здоровья подрастающего поколения является одной из важных проблем
жизни современного общества. Как добиваться, чтобы ребенок был здоров, что нужно
делать для этого, какие меры принимать?
Основной целью для нас с вами уважаемые родители должно быть: сохранение и
укрепление здоровья детей и улучшение их двигательного статуса с учётом
индивидуальных возможностей и способностей.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх.
Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у
детей совершенствуются координация движений, развиваются такие качества, как
инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Дети приучаются
согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
Огромное значение на развитие ребёнка оказывают подвижные игры.
Подвижная игра - это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных
эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным
средством педагогики.
Подвижные игры для дошкольников разделяются на бессюжетные, сюжетные и
игры-забавы. Любая подвижная игра должна быть достаточно простой и иметь
доступные для детского понимания правила, и желательно и активное участие в игре
взрослого. Взрослому не только необходимо знать правила игры, но и руководить самим
процессом игры, пользоваться «сигнальными» словами, определяющими выполнение
действия, и, обязательно, отмечать успехи детей. Немаловажно продумать и конец
подвижной игры – он должен регулировать дыхание и работу сердца, возбуждение
нервной системы, и при этом сохранить положительный эмоциональный настрой.
Взрослому следует вовремя и незаметно для детей задать игре новое, более спокойное
направление. Это может быть переход к хороводным или малоподвижным играм,
упражнениям на имитацию – походим как мишки, помашем крыльями как птички и др.
Для малышей наиболее доступны сюжетные игры и простые бессюжетные игры, и игры-
забавы.
Сюжетные подвижные игры позволяют ребенку лучше узнать окружающий мир,
его явления и предметы: различные средства передвижения, профессии, образ жизни и
повадки птиц и животных, явления природы.
Также они направлены на развитие физических способностей ребенка,
укрепление его здоровья и развитие интеллекта, развивают ловкость, точность, быстроту
реакции, силу, выносливость, координацию движений, способность управлять своим
телом.
Дети действуют в соответствии с правилами игры и образами, которые обычно
тесно связаны с сюжетом и определяют поведение и взаимоотношения играющих.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих
может быть различным, проводятся под руководством взрослого. В сюжетных играх
дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаются ею.
Бессюжетные подвижные игры обычно доступны детям старшего возраста, они
близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные
компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые
действия всех участников.
Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и
ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем,
что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, а с выполнением
конкретного задания.
Игры-забавы. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных
условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать с выполнением задания,
выполнить движение с завязанными глазами и др.) Такие задания выполняют обычно
двое-трое ребят или взрослые, а основная масса детей является зрителями.
Игры-забавы - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в
то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Речь с движением. Особое место среди подвижных занимают игры, которые
сочетают в себе выполнение действий по правилам игры с проговариванием текста
стихотворений, в них осуществляется соотнесение речи с соответствующими
движениями в течение всей игры.
В процессе таких игр происходит развитие общих речевых навыков детей
(речевого дыхания, темпа и ритма речи, ее выразительности, эмоциональности и
четкости), совершенствование общей координации их движений и мелкой моторики,
дети учатся четко следовать правила.
Вместе с тем эти игры доставляют ребёнку радость и удовлетворение;
активизируют дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствуют
движения, развивают координацию, формируют быстроту, силу, выносливость.
Эта игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают к
определенным умственным и физическим усилиям. Игра, бег, прыжки, разговор и смех
детей, чему мы часто не придаем значения, являются самым необходимым делом для их
развития. Все это заложено в них самой природой. Во время игр у ребенка особенно
обостряется фантазия, проявляется активность и он получает богатые впечатления.
Именно в подвижных играх, у детей начинает формироваться интерес к
соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости,
организованности.
Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно
связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой
деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
По содержанию все подвижные игры выразительны и доступны ребенку. Они
вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению
представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов,
формирует физические навыки, стимулирует переход детского организма к более
высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью
ребенка - дошкольника.
Таким образом, подвижные игры служат методом совершенствования уже
освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
Участие взрослых в подвижных играх приносит двойную пользу: доставляет детям
много радости, а родителям дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать ему
другом.
Уважаемые родители, если вы хотите, что бы детство для вашего ребёнка было
незабываемым подарите его своему ребёнку, играйте с ним, будьте для него другом и не
бойтесь показаться смешным. Дети очень «чистые» и искренние и потому оценят по
достоинству всё, что мы (взрослые), им даём…..
Играйте со своими детьми и будьте счастливы вместе…
КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.
«Быстрые жучки»
Ползание на четвереньках между предметами с опорой на ладони и колени.
Зайки-прыгуны.
Прыжки на двух ногах, продвигаясь вперед по прямой до кубика. Дистанция 2,5 м.
Ребенок изображает зайца на лужайке.
Прокати мяч.
С одной стороны (от исходной черты) ребенок прокатывает мяч в прямом
направлении, подталкивая его двумя руками перед собой до обозначенных предметов
(кубиков). Затем он берет мяч в руки и поднимает его над головой. Задание проводится
2 раза. Дистанция – 4 – 5 м.
Попади в круг.
Ребенок становится в одну шеренгу на исходной черте (шнур), в руках у него
мешочек (второй лежит у ног). На расстоянии 1,5 м. от ребенка положены обручи. По
сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочек в цель, затем бросает второй мешочек.
Кто дальше бросит.
Ребенок становится на исходную линию (за условной чертой), в руках у него
мешочек. По сигналу «Бросили!» ребенок метает мешочек вдаль. Ориентиром при
метании могут быть различные предметы – кегли, кубики, мячи и т.д. Около ног
ребенка можно положить несколько мешочков, чтобы увеличить количество бросков за
один подход. По окончании метания ребенок бегут за мешочками.
Прокати и догони.
Ребенок становится на исходную линию (шнур) с мячом большого диаметра в
руках. Нужно прокатить мяч вперед, а затем догнать его и поднять над головой.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Поймай комара.
На конец небольшого прута или палочки привязывают шнурок (или веревку) и к
нему прикрепляют вырезанного из картона комара. Взрослый вращает прут над
головой ребенка. Ребенок подпрыгивает на двух ногах, стараясь дотронуться до комара
- поймать его.
Прокати и сбей.
У ребенка в руках мяч большого диаметра. На расстоянии 2 м. от него ставится
кегля. Ребенок прокатывает мяч, стараясь сбить кеглю.
Через ручеек.
Из шнуров (или веревок) выкладывается несколько ручейков (3-4 шт.). Ширина
каждого - 25 см. Ребенок прыгает через каждый ручеек.
Брось мяч о землю и поймай.
Стойка ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках перед собой. Надо бросить мячу
носков ног и поймать его двумя руками.
«Зайчата»
Ребенок изображает зайчат. Ребенок прыгает на двух ногах и произносит слова:
Скачут зайки
Скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Скок, скок, скок, скок.
«Не задень»
Вдоль зала в одну линию ставятся кегли (5 – 6 штук), расстояние между ними 40
см.
Надо, прыгая на двух ногах между предметами змейкой, не задеть их.
«Кто дальше бросит»
Ребенок становится на исходную линию (за черту), в руках у него по одному
мешочку (второй лежит у ног на полу). По сигналу «Бросили!» ребенок метает
мешочки на дальность. Ориентиром могут быть кубики, кегли или другие предметы.
«Медвежата»
Ребенок ползает на четвереньках, опираясь на ладони и ступни, как медвежата, до
корзины, затем берет из корзины мяч большого диаметра, встает и поднимают мяч
вверх над головой.
«Пингвины»
Взрослый предлагает ребенку зажать мешочек между коленями и прыгнуть на двух
ногах, продвигаясь вперед, как пингвины (дистанция 2 м).
Игровые упражнения с мячом.
Ребенок выполняет броски мяча вверх и ловля его двумя руками, броски о землю и
ловля его двумя руками.
«Школа мяча»
Виды движений:
Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.
Подбросить мяч вверх и, пока он совершает полет, хлопнуть в ладоши перед собой.
Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.
Ударить мяч о землю, одновременно хлопнуть в ладоши перед собой и поймать его
двумя руками.
«Прокати обруч»
Взрослый становится напротив ребенка на расстоянии 3 м. В руках у взрослого
обруч. Нужно обруч поставить ободом на пол, левую руку положить сверху обода, а
ладонью правой руки оттолкнуть обруч так, чтобы он покатился.
«Перешагни – не задень»
На пол кладутся короткие шнуры (6 - 8 шт.) на расстоянии двух шагов ребенка.
Взрослый предлагает ребенку перешагивать правой и левой ногой попеременно через
каждый шнур. Задание развивает координацию движений.
«Пройди – не задень»
Задание на сохранение устойчивого равновесия на повышенной опоре: ходьба по
гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки в стороны (или на поясе).
«Попади в корзину»
Ребенок встает на расстоянии 1,5 метра от корзины. Метает мешочки в корзину -
способ правой (левой) рукой снизу, одна нога впереди, другая сзади.
«Сбей кеглю»
Ребенок располагается на исходной черте в 2 м. от кегли, в руках у него по одному
мячу большого диаметра. По сигналу: «Покатили!» ребенок прокатывает мяч, стараясь
сбить кеглю.
«Прыжки через короткую скакалку»
Ребенок выполняет прыжки через короткую скакалку - на двух ногах.
«Через ручеек»
Из шнуров выкладывается ручеек шириной 50 см. Ребенок перепрыгивает через
ручеек, поворачивается кругом и снова прыгает.