Биоэнергопластика в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Автор: Логинова Вера Алексеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ школа №1981 структурное подразделение" Детский сад №2433" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Биоэнергопластика в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Раздел: дошкольное образование
В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является
необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается
значительное
увеличение
количества
детей
с
речевой
патологией.
За
последнее
годы
увеличилось
количество
детей
со
стертой
формой
дизартрии,
сложной
дислалией,
ОНР.
Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции
речевых нарушений.
Наиболее
типичным
для
будущих
первоклассников
является
непр ав ил ь но е
звукопроизношение. Известно, что при правильном произнесении артикулем, органы речевого
аппарата
принимают
специальное
положение
или
артикуляционный
уклад,
который
свойственен
определённому
звуку.
Неправильное
расположение
органов
артикуляции
приводит к дефектному произношению звуков речи. Проводимая логопедами артикуляционная
гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает
длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако,
ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что
в
свою
очередь
приводит
к
уменьшению
эффективности
выполнения
артикуляционных
упражнений.
Отсюда вытекает проблема: увеличение количества детей с нарушением звукопроизношения и
традиционные
меры
по
их
устранению
не
способствуют
эффективности
коррекционной
работы.
Давно известна взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль
тренировки
тонких
движений
пальцев.
Новым
и
интересным
направлением
этой
работы
является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями
кисти руки.
Анализ литературы по проблеме речевых нарушений, опыт работы и результативность
использования традиционных методов (пальчиковая гимнастика, манипуляции с различными
предметами, дыхательная гимнастика, логоритмика, фонетическая ритмика ) выявил
возможность использования в коррекции звукопроизношения нового интересного метода-
биоэнергопластики.
Необходимость
применения
движений
пальцев
рук
обусловлена
нарушением
пальцевой
моторики, дискоординацией движений органов артикуляции, нарушением кинестетических
ощущений положения языка, губ, нижней челюсти у детей с ОНР, со сложными дислалиями,
при которых наблюдается полиморфное нарушение произношения многих групп звуков. В
момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении
находится язык, нижняя челюсть или губы.
В работе с детьми артикуляционную гимнастику с элементами биоэнергопластики
предложили использовать А.В Ястребова и О.И.Лазаренко .По данным Ястребовой А.В. и
Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если
они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное
распределение биоэнергии в организме. Это в свою очередь, положительно влияет на
повышение уровня развития интеллектуальной деятельности детей, совершенствует
координацию движений и мелкую моторику.
Примерное планирование проведения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой
включает несколько этапов. Продолжительность каждого этапа может изменяться в
зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
На первом этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и
подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После
обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.
На втором этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с
органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по
традиционным методикам, используются сказки о Язычке, наглядно дидактический материал
для артикуляционной гимнастики. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель –
логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок
привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.
На третьем этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением
ведущей руки ребёнка. Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение,
сопровождает показ движением кисти одной руки. Движения кистей рук должны быть
раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.
На четвертом этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка.
Учитель – логопед так же сопровождает выполнения упражнений движениями руки.
На пятом этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает
сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Такую гимнастику выполняют весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением
упражнений, применяет счёт, стихотворные строки. Педагог может самостоятельно
подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что
именно будет делать ребе-нок, а то как он это сделает. Необходимо привлечь внимание
каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой
кистей рук, их ритмичности четкости. Недопустима малейшая небрежность. В конце
учебного года, когда дети уже научились ощущать органы артикуляции, контрастность
положений языка, челюстей, губ, направленность выдоха, можно убрать зрительную опору –
зеркало.
Общие упражнения выносятся во фронтальные формы работы.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует
привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает
эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики,
совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной
концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной
ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или
губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют
мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков
в речь.
Примеры артикуляционных упражнений с биоэнергопластикой.
Тренировка мышц языка
Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания
гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают
различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.
Упражнение 1. Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет
«1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2» язык опускается в исходное положение (у
нижних резцов).Упражнение повторяется 4-6 раз.
Упражнение 2. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет
«1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» -
внутренней стороны правой щеки. Кисть руки – двигается только указательный палец,
остальные пальцы собраны в кулак .Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при
этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение 3. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет
«1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть
его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза. Кисть руки – пальцы собраны в
кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна
столу.
Упражнение 4. Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На
счет «1» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «2» - правого. Эти движения
повторяются 4-5 раз без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы рот был открыт, и
нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе,
двигается только ладонь синхронно с языком.
Упражнение 5. Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает,
челюсть не двигается. Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки
вместе с языком .
Тренировка нижней челюсти
Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это
связано с работой нижней челюсти.
Упражнение 1. Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном
положении, губы сомкнуты.
На счет «1» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и
указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую
форму, зубы не обнажаются. Кисть руки – 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец
прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца
поднимаются вверх .
.
Тренировка губных мышц
Упражнение 1. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии .
На счет «1» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки – все
пальцы собраны в щепоть .На счет «2» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов.
Растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно тренировать больше их в
движении вперед. Кисть руки - пальцы врозь. Упражнение повторяется 3-4 раза.
.
Упражнение 2. Нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже
движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна. Ладонь вверх –
двигаются только пальцы. Ладонь вниз – двигаются только пальцы
Автоматизация полученных навыков. Знакомые упражнения дети закрепляют в группах.
Родители, дети которых имеют более сложную речевую патологию, выполняют дополнительно
дома упражнения с практическим материалом.
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации
движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:
“Улыбка” – Исходное положение (далее И.п.) - рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один»
улыбнуться, зубы не обнажать. Удерживать губы в таком положении 5 сек. Затем вернуть губы
в исходное положение.
Кисть руки сжата в кулак. пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1
–пальчики расправляются в стороны и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет
2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
Тянем губы мы к ушам, улыбнемся малышам.
Тянем губы прямо к ушкам, и сердиться нам не нужно.
Рис.1
«Трубочка»- И.п- рот закрыт, губы сомкнуты.На счет «один» округлить губы и вытянуть
вперед трубочкой. Удерживать под счет от 1до 10. Вернуть губы в И.п.
Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и
сомкнуты, ладонь слегка расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах, немного
приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.
Не смыкать с большим пальцем,
удерживать под счет от 1 до 10, вернуться в И.п. (рис 2)
Подудим мы в дудочку, тянем губы трубочкой.
Рис.2
“Хоботок” -
И.п- рот закрыт, губы сомкнуты. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы
вперед. Удерживать под счет от 1до 10. Вернуть губы в И.п.
Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного
сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка
расслаблена. На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4
пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать
кисть под счет от 1до 10 и вернуться в И.п. (фото 1)
Губы «хоботком» сложили, со слоненком подружились.
Фото 1
“Чашечка”
–И.п-
рот
закрыт.
На
счет
«один»
улыбнуться,
открыть
рот
высунуть
язык
изо
рта.
Поднять кончик, переднюю и боковые части языка вверх так, чтобы получился «ковшик».
Удерживать под счет от 1 до 10. Вернуться в И.п.
Пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”. (Фото 2)
Эту чашечку, дружок, сделал ловкий язычок.
Мы чаек горячий будем пить на даче.
Фото 2
«Горка» - И.п- рот закрыт. На счет «один» улыбнуться. Открыть рот, опустить язык за нижние
передние зубы и упереть в альвеолы. Среднюю часть языка округлить, немного продвинуть
вперед. Удерживать под счет от 1 до 10. Вернуться в
И.п.
Удерживать ладонь в форме ковша с опущенными вниз
пальцами под счет от 1 до 10. Затем вернуть в И.п.
(Фото 3)
Горка снежная у нас, мы прокатимся сейчас!
Ты на горке удержись, плавно, медленно катись.
Фото 3.
Динамические
упражнения
нормализуют
мышечный
тонус,
переключаемость
движений,
делают их точными, легкими, ритмичными:
Упражнение “Часики ” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под
счет влево - вправо.
“Жало”, “Змейка”- пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
“Лопаточка“, “Блинчик“- большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая,
ненапряженная ладонь опущена вниз.
”Парус“- сомкнутая ладонь поднята вверх.
“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
“Маляр” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых
пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
“Конфетка ” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть
руки поворачивается вправо – влево.
I.Упражнения для нижней
челюсти.
1. Широко раскрыть рот и
подержать его открытым
несколько секунд. Затем
Ладонь лежит на столе. Пальцы сомкнуты. В момент открытия рта,
поднять ладонь, держа её основание на столе. В момент закрытия рта
опять положить ладонь на стол.
закрыть.
2.Жевательные движения с
сомкнутыми губами.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев руки.
3.Легкое постукивание
зубами, зубы разомкнуты.
Пальцы правой ладони сомкнуты. Пальцы левой ладони
полусогнуты и постукивают по правой ладони (и наоборот).
4. "Заборчик" - верхняя
челюсть "стоит" на нижней;
губы в улыбке.
Ладонь правой руки лежит на столе. Пальцы сомкнуты. Правая
ладонь выдвигается вперёд в момент выдвижения челюсти (и
наоборот)
II.Упражнения для губ.
1."Улыбка" - "Трубочка".
Растягивание разомкнуты губ
(зубы сжаты) – вытягивание
губ вперёд.
Разведение пальцев в стороны – "улыбка". Сведение пальцев –
"трубочка".
2.Втягивание губ внутрь рта
с плотным прижиманием их
к зубам.
Прогибать ладонь одной руки кулаком другой с преодолением
сопротивления. Затем положение рук меняется.
III.Упражнения для языка
(рот широко раскрыт,
нижняя челюсть
неподвижна).
1. "Болтушка" - движения
языка взад-вперед.
Ладонь с разомкнутыми пальцами. Пальцы колеблются взад –
вперед.
2. "Часики"- движения
языком вправо-влево.
Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак.
Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения
маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается
вправо - влево
3. "Качели" - движения
языком вверх-вниз.
Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз –
"качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх.
4. Круговые движения
языком.
Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.
5. "Лошадки" - щелканье
языком.
Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.
6. "Лопатка" - широкий
мягкий расслабленный язык
лежит на нижней губе.
В момент показывания «лопатки» похлопывать кистью руки по
столу.
7. "Иголочка"- узкий
напряженный язык высунут
вперед.
Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак.
Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания
"иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в
кулак.
8. "Желобок" - высунуть
широкий язык боковые края
загнуты вверх, втянуть в себя
щеки и воздух.
Скрестить указательный и средний палец руки.
9. "Грибок" - широкий
плоский язык присасывается
к твердому небу, боковые
края прижаты к коренным
зубам, уздечка натянута.
Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент
натягивания уздечки.
10. "Чашечка" - широкий
язык в форме "чашечки"
поднят кверху, края языка
прижаты к верхней губе.
Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх (рот
открыт), язык высунуть изо рта в форме "чашечки". "Чашечки" из
рук смотрят вниз – рот закрыть.
11. "Киска сердится" -
выгибание вверх и
продвижение вперед спинки
языка, кончик языка при этом
прижимается к нижним
зубам.
Поглаживание с надавливанием четырьмя пальцами одной руки по
столу.
12. "Накажем непослушный
язык" - покусывать широкий
кончик языка.
Постукивание подушечками пальцев по столу.
1.
Большакова С.Е. «Метод мануального сопровождения при моторной ала-лии»// Журнал
«Логопед»№8, 2012г, с.12-23.
2.
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. – М.: Детство-
Пресс, 2011.Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением
речи. //Дефектология. 1999. N4.
3.
Ерошкина С.Т. Пальчиковый игротренинг. // Логопед.- 2007. N 4.
4.
Зайцева И.Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие
дошкольников
5.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, гимнастика и дыхательно-
голосовые упражнения.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
6.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1999.
7.
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 1999.
8.
Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем.- М.: ЗАО
Центрполиграф,2005.
9.
Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для
восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.
10. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет
речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2001.