Автор: Мезенева Алина Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Рузская ДШИ" СП "Тучковская ДШИ
Населённый пункт: г. Руза, рп. Тучково
Наименование материала: план-конспект урока
Тема: Цвет в живописи
Раздел: дополнительное образование
План - конспект учебного занятия.
Преподаватель: Мезенева Алина Павловна.
Место проведение: МБУДО «Рузская ДШИ» СП «Тучковская ДШИ»
Класс: 2
Тема: «Основы цветоведения в живописи.»
Цели:
Познакомить учащихся с значением цвета в жизни художника,
расширить понимание цветоведения в живописи.
Задачи: 1. Закрепить знания детей о работе с цветом. Помочь им усвоить
простые понятия относительно света, тени и цвета. Обозначить ценность
знания цвета в живописи, станковой живописи и в других аспектах.
2. Развить эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие
способности. Развить кругозор ученика в простых понятиях цветоведения.
3. Рассказать о значимости цветоведения в пути художника. Дать детям
базовые знания о цвете.
Оборудование и материалы: доска меловая, указка, методические пособия,
цветовой круг.
Структура урока:
1. Организационный момент (5мин.).
2. Сообщение темы занятия (5мин.).
3. Разъяснение материала урока. (25мин.).
4. Итог занятия (10мин.).
5. Уборка рабочих мест (5мин.).
Ход работы:
1.
Организационный момент.
Приветствие и знакомство с классом. Проверка правильного размещения
учеников за партами, всем ли хорошо видна презентация на проекторе.
2.
Сообщение темы занятия.
Тема нашего урока: «Основы цветоведения в живописи».
Сегодня, ребята, мы поговорим о цвете. Но не просто о цвете, а о том, каким
он бывает, и как мы его видим. Также мы поговорим о том, на сколько он
важен для художника и где он используется им.
3.
Разъяснение материала урока.
Потребность в использовании цвета возникла давно. На первый взгляд,
можно подумать, что у цвета есть неотъемлемое свойство, такое, как вес,
размер, форма. Так, например, представляли себе цвет художники раннего
Возрождения.
Так что же такое цвет? Цвет в искусстве — это средство изображения
объёма, пространства, формы, степени освещённости, материальности
предметов и объектов, что помогает выстроить колорит картины, определить
её смысловую и эмоциональную нагрузку на зрителя. Источником в наших
зрительных, в том числе и цветовых впечатлений в живописи служит картина
—
окрашенная
поверхность,
представляющая
определенную
систему
красочных пятен. Для теории цвета, как естественнонаучной, так и
художественной, эти понятия имеют исключительно важное значение, так
как они являются основой систематизации всего богатства цветовых явлений
в природе и в искусстве. Без этих характеристик невозможно обойтись и при
уяснении таких фундаментальных понятий теории живописи, как «цветовая
гармония», «колорит», «живописность».
Термином «цветовая гармония» часто определяют просто приятное
для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную
согласованность
их
между
собой,
определенный
порядок
в
них,
определенную соразмерность и пропорциональность. Термин «колорит»
вошел в художнический лексикон не ранее XVIII века. Он происходит от
латинского слова «color», означающего в переводе «цвет», «краска». В этих
характеристиках внимание обращается на качество локальных цветов с точки
зрения
их
правдивости,
разработки
по
светлоте,
цветовому
тону,
насыщенности, их согласованности или несогласованности между собой, а
слово «колер» используется то в единственном, то во множественном числе.
Прилагательные имена колорита, как-то: яркий, резкий, слабый и прочее».
Таким образом, обращается внимание на то, что важно не только хорошо
смешивать краски, но и уметь выражать посредством их освещенность или
затененность. Вместе с тем колорит характеризуется также как некое
оптическое целое, как совокупность всех цветов, рассматриваемых с
некоторого расстояния.
Живописность
произведения, то же самое, что
наличие в нем элементов живописной культуры. Живописная культура — это
всесторонний
творческий
учет
живописных
средств
выражения,
их
специфических особенностей; живописная культура — это овладение
разнообразными
методами
гармонизации
этих
живописных
средств.
Гармония — это единство живописных элементов цвета и формы, единство,
выражающее идею произведения».
Основа
рукомесла
и
мастерства
живописца
состоит
в
умении
составлять и смешивать краски для того, чтобы получать в картине нужный
цветовой тон, создавая у зрителя определенное цветовое впечатление.
В живописной практике это достигается:
1. Путем механического смешивания красок;
2. Путем наложения одного красочного слоя поверх другого;
3.
Путем
сочетания
небольших
поверхностей
различного
цвета
(«раздельный мазок», «пуантилизм»).
Второй и третий способы объединяют общим названием — «оптическое
смешение».
Эти способы смешения красок нужно отличать от описанных выше видов
смешения цветов; однако эти последние можно выявить в каждом способе
смешения красок. В сущности, механическая смесь красок на палитре,
например,
представляет
собой
случай
оптического
(субтрактивного)
смешения цветов, так как лучи волн различной длины последовательно
поглощаются
крупинками
смешиваемых
красок.
Последовательное
наслоение красочных слоев (лессировки) также использует субтрактивное
смешение,
а
при
использовании
раздельного
мазка
имеет
место
преимущественно аддитивное смешение цвета.
4.Итог занятия.
Время нашего урока подходит к концу, так что сейчас мы проведём
небольшой опрос за освоенную тему.
Учащиеся слушают вопросы, отвечают.
Преподаватель в случае затруднений в ответе даёт подсказки, если не знают
ответ — проговаривает его полностью.
Ребята, вы молодцы! Все хорошо усвоили тему. Урок окончен, всем
спасибо!
5.Уборка рабочих мест.
Дежурные наводят порядок в классе. Контроль со стороны преподавателя.