Автор: Воронина Анастасия Владимировна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Рузская ДШИ" СП "Тучковская ДШИ"
Населённый пункт: г. Тучково
Наименование материала: План-конспект
Тема: Типы иллюстраций.
Раздел: дополнительное образование
План-конспект урока
Тема: Типы иллюстраций.
Преподаватель: Воронина Анастасия Владимировна.
Место: Тучковская детская школа искусств.
Группа: 1 курс старшая группа (13-16 лет)
Цель: дать учащимся всестороннее представление о различных формах и
стилях иллюстраций.
Задачи:
1. Обучающие:
- ознакомление с различными типами иллюстраций: линейные рисунки,
фотографии, цифровые иллюстрации, графики и диаграммы;
- показать взаимосвязь образа слова и художественного образа;
- научить применять свои знания на практике.
2. Развивающие:
- развивать умение анализировать сюжет произведения, разделять его на
сцены, выявлять главного героя, создавать живые картинки;
- творческих способностей учащихся; воображения и памяти.
3. Воспитательная:
- формирование коммуникативных способностей, а также эмоциональной
отзывчивости учащихся;
- воспитать любовь к литературе и интерес к предмету.
Вид урока: Лекция с элементами беседы
Методы: наглядный, словесный.
Оборудование:
МТО: парты, стулья.
ТСО: компьютер, проектор.
УМО: примеры работ художников-иллюстраторов.
Ход урока:
1.организованный момент (5 мин): приветствие детей, проверка готовности
учащихся к занятию. Подготовка технической части (компьютер и проектор)
2. Сообщение и темы занятия (3 мин.)
- Сегодня мы с вами поговорим о типах иллюстраций. В ходе этого урока вы
изучите теоретические основы темы, а также научитесь на практике
применять полученные знания. А чтобы лучше вникнуть в тему, начнем ее
изучение с основных понятий, используемых в курсе и краткой истории
науки. В сегодняшнюю цифровую эпоху книги по-прежнему являются
ценным источником информации и развлечений. Тем не менее, роль
иллюстраций является жизненно важным компонентом издательской
индустрии.
Иллюстрация - изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно
разъясняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции и т. п.),
собственно как область искусства изобразительное истолкование
литературного и научного произведения.
3. Изложение нового материала (27 мин.)
- Иллюстрация как средство визуального дополнения текста появилась очень
давно. Еще в Древнем Египте писцы на папирусах, помимо содержимого
гимнов и заклинаний, размещали изображения для наглядности текста.
Иллюстрации также присутствуют в рукописных европейских книгах разных
эпох (от Античности до Средневековья). В книжных миниатюрах Востока
(Китая, Японии, Персии) того времени имеются многочисленные
изображения на тему охоты, батальных сцен и бытовых сюжетов. (Открываю
презентацию)
- К основным видам иллюстраций относятся:
Фронтиспис. Размещается на левой странице в развороте с титульным
листом книги. Отображает основную идею произведения или
представляет собой портрет автора.
Заставка. Располагается в начале главы или книги. Обычно изображает
место действия этой части произведения.
Полосная. Занимает всю страницу, часто используется в детских
книжках.
Разворотная. Размещается на развороте (двух страницах) книги,
используется для освещения наиболее центральных событий сюжета.
Концовка. Логично завершает отдельную часть, главу книги или
произведение в целом.
Буквица. Красочно оформленная первая буква текста на странице.
Нередко бывает стилизованной под эпоху или жанр книги.
- Также стилистика иллюстраций включает следующие варианты:
Для детских книг. Яркие картинки с изображением основных
персонажей занимают значительную часть страниц сказки или веселого
рассказа.
Для художественных произведений. Изображения в романах, повестях,
рассказах и стихотворениях отличаются глубокой эмоциональной
содержательностью.
Для научно-популярной и технической литературы. К таким
рисункам предъявляются повышенные требования по достоверности
графической информации.
Карикатура. Эти иллюстрации в острой форме высмеивают
пороки общества, отдельной группы людей или идеологических
противников.
Комикс. Путем последовательного чередования изображений
рассказывают читателю небольшую увлекательную историю.
- Как вы думаете, какие техники применяют в своей работе для
создания иллюстраций? (Ответы учеников)
- Иллюстраторы применяют в своей работе такие техники создания
изображений:
Живописные и графические. С использованием акварели, гуаши,
акриловых красок или угля, карандаша и сангины. Часто
применяются профессиональными художниками с академическим
образованием.
Коллаж. Изображения создаются из кусочков различных материалов,
приклеенных к основе.
Аппликация. Схожая с коллажем техника, только частички
материалов не приклеиваются, а прикладываются на ткань, картон
или бумагу.
Фотомонтаж. Картинки получаются из сочетания отдельных
фотографий (частей фото) и дополнительных графических
элементов. Часто используется при создании плакатов и рекламы.
Компьютерная графика. Художник рисует с использованием
специального программного обеспечения и технологического
оборудования.
- Давайте порассуждаем на эту тему.
4. Физкультминутка (3 мин.)
5. Подведение итогов (5 мин.)
Самоанализ, беседа и рассуждения с детьми.
6. Уборка рабочего места (2 мин.)
(45 минут)
Также на другом уроке я провела ещё одно занятие по свой авторской
программе, тема называется «Пластика поверхности». Оно предоставляет
учащимся возможность изучить приемы работы с бумагой, приобрести
технические навыки макетирования.
Несмотря на широкое распространение компьютерных технологий
проектирования и растущее использование методов быстрого
прототипирования для изготовления макетов, моделей и опытных образцов
проектируемых изделий, традиционное макетирование и, в особенности,
оперативное ручное макетирование с использованием простых материалов
(бумага, картон) остается неотъемлемой и важной частью общего процесса
проектирования в дизайне. Простые и сравнительно нетрудоемкие макеты из
доступных материалов позволяют уже на начальных стадиях дизайн-проекта
наглядно и объемно представить варианты будущих решений и оценить их.