Напоминание

Диагностика суицидального поведения в школе


Автор: Антонова Юлия Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОАУ "Лицей № 1"
Населённый пункт: г.Новотроицк Оренбургская область
Наименование материала: Статья
Тема: Диагностика суицидального поведения в школе
Раздел: среднее образование





Назад




Суицид представляет собой преднамеренные действия человека в отношении

себя самого, приводящие к гибели.

Парасуицид — несмертельное умышленное самоповреждение, которое

нацелено на достижение желаемых субъектом изменений за счет физических

последствий. По определению ВОЗ парасуицид - синоним суицидальной

попытки.

Суицидальное

поведение

стремление

человека

покончить

жизнь

самоубийством.

Классификация

• Прямое суицидальное поведение — суицидальные мысли, суицидальные

попытки и завершённые суициды. • Непрямое суицидальное поведение —

подросток бессознательно подвергает себя риску, опасному для жизни, не

имея при этом желания умереть (алкогольные эксцессы и злоупотребление

психоактивными веществами, злостное курение, переедание, голодание,

злостные нарушения правил уличного движения, пренебрежение своим

здоровьем,

стремление

подвергаться

хирургическим

вмешательствам,

делинквентное поведение, некоторые экстремальные виды спорта

Динамика развития суицидального поведения:

Первый этап суицидальных тенденций. На этом этапе появляются прямые

или косвенные признаки снижения ценности собственной жизни, утрате ее

смысла или нежелании жить, проявляясь в мыслях, намерениях, чувствах или

угрозах.

Второй этап суицидальных действий. Тенденции переходят в конкретные

поступки: в незавершенную суицидальную попытку, не закончившуюся

смертью, или в завершенный суицид с летальным исходом.

Этап постсуицидального кризиса.

Продолжается от момента совершения

суицидальной попытки до полного исчезновения суицидальных тенденций.

Проявляется в психологическом кризисе, проявляющемся в соматическом,

психическом или психопатологическом состоянии. Суицидальная попытка

может повториться после того, как все успокоились – через 2-3 месяца 30%

суицидентов повторяют суицид с летальным исходом

Шкала оценки суицидального риска (рекомендации ВОЗ)

1. Риск

отсутствует. По сути, риска нанесения себе вреда (членовредительства) не

существует. 2. Незначительный. Суицидальные идеи ограничены, нет

твердых планов или подготовки к нанесению себе вреда, известно всего лишь

несколько факторов риска. Намерение совершить самоубийство не очевидно,

но суицидальные идеи присутствуют. У индивидуума нет определенных

планов и не было попыток самоубийства в прошлом. 3. Умеренный. На лицо

твердые планы и подготовка с заметным присутствием суицидальных идей,

возможно наличие попыток суицида в прошлом, и, по крайней мере, два

дополнительных фактора риска. Или, при наличии более одного фактора

риска суицида, присутствуют суицидальные идеи и намерение, но отрицается

наличие четкого плана. Присутствует мотивация улучшить, по возможности,

свое текущее эмоциональное состояние и психологический статус. 4.

Высокий. Четкие и твердые планы и подготовка к тому, чтобы причинить

себе вред, или известно, что у индивидуума были многочисленные попытки

самоубийства в прошлом, наличие двух или более факторов риска.

Суицидальные

идеи

и

намерения

вербализуются

наряду

с

хорошо

продуманным

планом

и

средствами

для

выполнения

этого

плана.

Индивидуум проявляет когнитивную жесткость и отсутствие надежд на

будущее, отвергает предлагаемую социальную поддержку

ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА необходимо выявить

1.

Наличие

предшествующих

попыток

суицида.

При

наличии

предшествующих попыток суицида ребенку присваивается умеренный

суицидальный риск.

2. Суицидальная угроза (проверка имеющих отношение к суициду факторов

риска: психосоциальные, психические, ситуативные условия).

3. Оценка реакций на стресс в прошлом.

4.

Оценка

уязвимости

к

угрожающим

жизни

аффектам

(уровень

импульсивности и самоконтроля).

5. Оценка фантазий о смерти (степень проявления текущих суицидальных

симптомов).

6. Оценка способности к проверке суждений реальностью.

7. Оценка внутренних и внешних ресурсов поддержки. К данным ресурсам

относят защитные факторы (антисуицидальные факторы).

Защитные (антисуицидальные) факторы личности - это установки и

переживания, препятствующие реализации суицидальных намерений, они,

как изоляционный материал, предохраняют от самоубийства. Среди них

следует отметить следующие:

• Поддержка семьи, друзей, других важных в жизни человека людей.

• Религиозные, культурные и этнические ценности.

• Приносящая удовлетворение жизнь в обществе, школьном коллективе.

Социальная

интеграция,

например,

через

учебную

деятельность,

конструктивное использование досуга.

• Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким.

• Выраженное чувство долга, обязательность.

• Концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь

причинения себе физического страдания или ущерба.

• Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны

окружающих; представления о позорности, греховности суицида.

• Представление о неиспользованных жизненных возможностях.

• Наличие творческих планов, тенденций, замыслов.

• Наличие эстетических критериев в мышлении (нежелание выглядеть

некрасивым даже после смерти).

Алгоритм

психолого-педагогической

диагностики

по

выявлению

суицидального риска

1этап. Изучение индивидуально-психологических, личностных и социальных

факторов, обуславливающих суицидальное поведение

2 этап. Подбор психодиагностического инструментария для выявления

уровня суицидального риска несовершеннолетних. Процедура диагностики

предполагает работу по 4 направлениям:

-диагностика личностных особенностей ребенка (изучение индивидуально-

психологических

особенностей,

выявление

проявлений

депрессивного

состояния, выявление тревожности, страхов, типа агрессии, определение

уровня

самооценки,

установление

фактов

применения

социально

неодобряемых способов поведения)

- диагностика ситуации в школе (выявление сформированности УУД,

одаренности, определение характера отношений ребенка с учителями,

одноклассниками)

- диагностика ситуации в семье (выявление характера отношений ребенка с

братьями/сестрами,

оценка

условий

для

самовыражения

ребенка,

определение модели семейного воспитания

- диагностика ближайшего окружения

3 этап. Направление к медицинским специалистам в случае выявления

высокого уровня суицидального риска.

В диагностике принимают участие следующие специалисты: классный

руководитель, психолог, социальный педагог, штатный медработник

Цель состоит в выявлении:

1)

Причин, провоцирующих суицидальное поведение подростков

2)

Проблем и резервов для осуществления коррекции (личные

качества ребенка, воспитательный потенциал семьи, ближайшего

окружения)

Можно выделить следующие методики для диагностики суицидального

риска:

- Опросник суицидального риска Т.Н. Разуваевой

- Анкета оценки суицидального риска П.И. Юнацкевича

- Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества

Д.Рассела и М.Фергюсона

-Методика «Карта риска суицида» (модификация для подростков Л.Б.

Шнейдер)

-Прогностическая таблица риска суицида у детей и подростков (А.Н.

Волкова)

- Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва)

- Шкала безнадёжности (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974)

- Диагностика враждебности (по шкале Кука – Медлей)

- «Одиночество» опросник С.Г. Корчагиной

-

Диагностика

суицидального

поведения

подростков

(Модификация

опросника Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» для

подросткового возраста)

- Выявление суицидального риска у детей (А.А. Кучер, В.П. Костюкевич)

- шкалу депрессии для детей и подростков M. Kovacs (адаптация и

валидизация осуществлена в лаборатории клинической психологии и

психотерапии (рук. А.Б. Холмогорова) Московского НИИ психиатрии

Минздравсоцразвития);

- шкалу агрессии Басса-Перри;

- Метод портретных выборов Л. Сонди;

- «Суицидальная мотивация», «Противосуици дальная мотивация» Ю.Р.

Вагин;

- «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д.

Спилберге р — Ю.Л. Ханин

- ПДО Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко

- «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В.

Бойко

- МЦВ (многоцветовой тест) М. Люшер

- Карта наблюдения Д. Стотта

- Тест Розенцвейга

- Рисуночный тест Р. Сильвера

- "Оценка возможности совершения суицида у подростков» (MAPS)

- Опросник суицидальной направленности (Inventory for Suicidal Orientation-

30, ISO-30)

- "Шкала отношения к жизни» (Life Attitudes Schedule, LAS)

- «Краткий опросник движущих мотивов» (BRFL)

- Методика определения степени совершения суицида И.А. Погодин

- Тест агрессивности Л.Г. Почебут

- «Ауто- и гетероагрессия» Е.П. Ильин



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!