Напоминание

Отбор и подготовка бегунов на средние дистанции


Автор: Сыстеров Артём Николаевич
Должность: тренер-преподаватель по лёгкой атлетике
Учебное заведение: МБУ ДО "Спортивная кола"
Населённый пункт: г. Лысьва
Наименование материала: Научно-методическая разработка
Тема: Отбор и подготовка бегунов на средние дистанции
Раздел: дошкольное образование





Назад




Научно-методическая разработка

Тренер-преподаватель: Сыстеров Арьём Николаевич (МБУ ДО «СШ» г. Лысьва)

Отбор и подготовка бегунов на средние дистанции

Отбор и спортивная ориентация юных бегунов представляют собой сложный,

длительный процесс, в котором выделяют четыре этапа: набор в группы начальной

подготовки ДИЭСШ; отбор в учебно-тренировочные группы для специализации в

отдельных видах легкой атлетики; отбор для углубленной специализации в

избранном

виде;

отбор

в

сборные

команды.

При

отборе

используются

определенные критерии, выделенные в результате научных исследований и

спортивной

практики.

Это

морфофункциональные

показатели

(антропометрические признаки, биологический возраст); уровень физических

качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости); координационные

способности и способность к обучаемости сложным упражнениям; уровень

морально-волевых (психических) качеств; состояние ведущих функциональных

систем; наконец, социальные и генетические факторы. Каждый из этапов отбора

связан с соответствующим этапом многолетней подготовки.

Для занятий в группах начальной подготовки (в течение двух лет) обычно

приглашаются все желающие школьники 10— 11 лет, поскольку их число обычно

не превышает число мест в ДЮСШ. Проведение отбора в этот период, а также

после одного года занятий не дает необходимого эффекта. Отбирать детей для

специализации

целесообразно

лишь

после

1,5—-2

лет

разносторонней

предварительной подготовки. К 11—12 годам уже можно прогнозировать такие

важные для достижения успеха в отдельных видах легкой атлетики показатели, как

рост взрослого спортсмена и его физическая работоспособность. В последующем

(пубертатном) периоде, по данным Н. Булгаковой, связь между этими показателями

у детей и взрослых значительно снижается, а эффективность прогнозирования

падает.

На первом и втором годах обучения отдельные спортсмены по экспертным оценкам

уже могут быть довольно точно ориентированы на определенные виды легкой

атлетики. Однако на протяжении всего этапа начальной подготовки 2—3 раза в год

для всех занимающихся должны проводиться прикидки по следующим тестам: бег

60 м, бег 800 м, тройной прыжок с места, метание ядра снизу двумя руками.

Выборочно применяются и другие контрольные упражнения. Дело в том, что

определение перспективности занимающихся только по спортивным результатам в

этом возрасте недостаточно эффективно. В ходе соревнований более целесообразно

оценивать их «бойцовские» качества, способность вести спортивную борьбу.

Данные зарубежной статистики показывают, что только 10 % юных бегунов в 13

лет, входящих в списки лучших этого возраста, остаются к юниорскому периоду в

списках ведущих. Поэтому при определении перспективности юных легкоатлетов

должны учитываться сумма оценок тестов, физического развития, технической

подготовленности и другие факторы.

В 13—14 лет заканчивается этап начальной подготовки и главной задачей тренера и

преподавателя становится определение перспективности юного спортсмена для

занятий тем или иным видом легкой атлетики. Анализ показателей тестов и

контрольных

упражнений,

характеризующих

разностороннюю

физическую

подготовленность занимающихся, спортивные результаты и темпы их прироста за 2

—3 года, динамика морфологических и функциональных показателей по данным

врачебно-педагогических исследований помогают тренеру при определенной

интуиции правильно определить начальную специализацию своих воспитанников.

Юных бегунов этого возраста пока еще не рекомендуется делить на средневиков,

стайеров и марафонцев, целесообразно вести подготовку по всему диапазону бега

на выносливость. На этапе начальной спортивной специализации для юных

спортсменов 13—17 лет сохраняются общие тесты и, кроме того, специфические

контрольные упражнения (длительный бег).

К окончанию этапа — к 16—17 годам — тренер-преподаватель должен точно

определить будущую узкую специализацию легкоатлета (средние, длинные

дистанции, марафон, 3000 м с/п). Главными критериями при этом становятся

спортивные результаты, склонности самого атлета, а также динамика прироста

показателей

в

тестах,

контрольных

упражнениях,

морфологические

и

функциональные данные. У легкоатлетов 13—17 лет хорошими темпами прироста

результатов в контрольных упражнениях, характеризующих уровень физических

качеств, считаются: в спринтерском беге (30—60 м) — 9,5—11 %, в прыжковых

тестах — 18,0—20 %, в беге на 300 м — 10,5—12 %.

На этапе спортивного совершенствования — в 17—19 лет — продолжается отбор

перспективных легкоатлетов для дальнейшего совершенствования в отдельных

видах, для комплектования сборных команд спортивной школы, города, области.

На последнем этапе отбора — в сборные команды республик, ДСО, ведомств,

страны — главными критериями становятся уровень спортивных результатов и их

стабильность.

Методы отбора и спортивной ориентации в видах на выносливость имеют и свои

специфические особенности, тесты, контрольные упражнения. Среди них следует

выделить: определение максимального потребления кислорода и кислородной

емкости, определение скорости бега на уровне порога аэробного и анаэробного

обмена равных 2—4 ммолям; разностороннюю беговую подготовленность на

дистанции от 100 м до 20 км; прыжки в шаге на время на отрезке 100 м с учетом

времени и количества прыжков. Однако следует еще раз подчеркнуть, что наиболее

эффективным будет отбор только по всему комплексу критериев педагогического,

медико-биологического, психологического и социального характера на протяжении

продолжительного периода времени. Большое значение для будущих бегунов на

3000 м с/п имеют также показатели гибкости в коленном и тазобедренном суставах.

Нормативами, позволяющими контролировать развитие выносливости с целью

этапного отбора, может быть длительный бег по шоссе от 6 до 10 км для бегунов на

средние

дистанции,

12—20

км

для

бегунов

на

длинные

дистанции

и

стипльчезистов. Динамика показателей в годичном и многолетнем циклах в этих

тестах вместе с модельными характеристиками достаточно индивидуальна, но

имеет тенденцию к улучшению от начала к концу подготовительного периода из

года в год и может служить показателем для отбора перспективных бегунов. На

первых двух этапах (до 14—15 лет) многолетней подготовки при отборе могут быть

также использованы 20-минутный бег с учетом пройденного расстояния и задержка

дыхания в покое и при статической работе. Кроме того, необходимо учитывать, что

способности личности спортсмена характеризуются индивидуальным комплексом

морфофункциональных, двигательных и психических свойств и обусловлены

генетическими факторами, воспитанием и влиянием внешней среды.

Долгое время в теории юношеского спорта бытовало мнение о вредности для

растущего

организма

соревнований

в

беге

на

длинные

дистанции.

Распространившиеся в последние годы массовые занятия оздоровительным бегом

на длинные дистанции способствовали расширению соревновательных дистанций

для юношей и девушек. Зафиксированы даже достижения детей в марафонском

беге начиная с 5-летнего возраста.

В США для школьников 14—19 лет соревновательная программа предусматривает

кроссовый бег на 3 мили для юношей и на 2 мили для девушек. На дорожке

стадиона для молодых легкоатлетов этого возраста проводится бег на дистанциях

от 800 до 10 000 м и 3000 м с/п юношей и от 800 до 3000 м для девушек. В

Финляндии в кроссовых пробегах по шоссе от одного населенного пункта до

другого участвуют юные бегуны начиная с 10-летнего возраста. Максимальная

длина дистанции для мальчиков 11—12 лет — 8 км, для девочек — 6 км.

В нашей стране, к сожалению, дистанции бега для школьников 10—13 лет

ограничиваются 800 м, для 14—15-летних юношей — 3000 м, для девушек — 1500

м. Даже в кроссовых соревнованих для юношей 16—17 лет дистанция

ограничивается 3000 м, для девушек — 1500 м. В ряде спортивных школ

проводятся кроссы до 3 км для девушек и до 5 км для юношей, а пробеги по шоссе

— до 15 км. Для 16—17-летних в отдельных соревнованиях по кроссу дистанции

увеличиваются для юношей до 6 км, а для девушек до 4 км, а в пробегах — до 20 и

10 км соответственно. Это способствует увеличению объема тренировочных

нагрузок аэробного характера, а следовательно, развитию сердечно-сосудистой и

дыхательной систем. Кроме того, бег на удлиненных дистанциях помогает

воспитанию волевых качеств и позволяет более успешно проводить отбор

перспективных

стайеров

и

марафонцев.

Во всех случаях увеличения дистанций в беге и ходьбе тренер должен хорошо

помнить правило, выработанное практикой: не страшна длина дистанции —

страшен темп. Поэтому выбор скорости для каждой дистанции является делом

чрезвычайно ответственным.

С самого начала занятий легкой атлетикой и особенно на этапе начальной

специализации в беге на выносливость тренеры должны работать с учениками над

совершенствованием техники бега. Главным критерием техники в упражнениях на

выносливость является экономичность движений. Самая высокая экономичность

бега

необходима

в

марафоне,

с

уменьшением

дистанции

соотношение

экономичности

и

мощности

меняется

в

пользу

последней.

Критерием

экономичности движений принято считать показатель коэффициента активности

«А», равный отношению времени полета к времени опоры в одном беговом шаге.

Значения этого коэффициента для средних дистанций должны составлять 1,0, для

длинных — 0,9, для марафона — около 0,8.

Для того чтобы удержать высокую скорость бега и отдалить наступление первой

фазы утомления (уменьшение длины шага), необходимо более длительное время

сохранять оптимальную длину шага, то есть не терять мощности движений.

Особенно это касается бега на средние дистанции. Высокие коэффициенты

экономичности (около 1,0) у наших сильнейших спортсменок — Т. Казанкиной, О.

Минеевой, Н. Олизаренко говорят о хорошей силовой подготовленности мыщц

нижних конечностей. По-видимому, успехи советских бегуний на средние

дистанции в последние годы связаны с повышением их скоростно-силового

потенциала.

Техника бега на средние и длинные дистанции должна быть естественной, без

лишних, искусственных движений: загребаний голенью, чрезмерного захлеста

пятки после окончания отталкивания. Бег должен быть мягким, что связано с

правильной постановкой ноги на землю, умеренным сгибанием опорной ноги в

момент вертикали. Чем длиннее дистанция, тем больше должен «катиться» бегун.

Правильная, естественная техника бега должна вырабатываться на каждом

тренировочном занятии как на беговой дорожке, так и в затрудненных условиях

(бег по воде, песку, снегу, в гору). Однако объем упражнений в затрудненных

условиях, особенно на этапе начальной специализации, должен быть небольшим.

В беге на средние и длинные дистанции во всем мире наблюдается самый

незначительный переход сильнейших юношей и девушек в группу взрослых

спортсменов. Это связано с тем, что многие талантливые юные бегуны слишком

рано начинают применять в больших объемах остроспециализированные средства

тренировки на выносливость: темповый кроссовый бег, интервальный и повторный

бег на отрезках.

Опыт подготовки ведущих бегунов мира показывает, что большинство из них

приступили к специализированной тренировке в 15—17 лет и за 5—8 лет добились

результатов мирового класса.

Таким образом, на этапе начальной специализации следует много внимания уделять

разносторонней беговой подготовленности на гладких и барьерных дистанциях.

Большое значение приобретает в этот период развитие силы нижних конечностей, и

особенно стопы. Однако опыт показал, что бег и прыжки в гору у юных бегунов,

как правило, не приводят к желательным результатам в развитии скоростно-

силовых качеств, а лишь форсируют нагрузку. На первых этапах подготовки для

этой цели целесообразно применять круговую тренировку, прыжки с места,

многоскоки, спрыгивания, силовую гимнастику. Эти упражнения, укрепляя мышцы

нижних конечностей, не ведут к перенапряжению вегетативных систем организма,

как при беге и прыжках в гору, широко используемых в тренировке взрослых

спортсменов. Подготовка на этапе начальной специализации должна быть

направлена на развитие адаптации функциональных систем, на укрепление

мышечно-связочного аппарата, так как именно переносимость нагрузок костями,

связками,

мышцами

становится

впоследствии

фактором,

ограничивающим

работоспособность.

В подготовке бегунов используется четыре группы упражнений, выделенных по

характеру энергообеспечения и направленности функционирования основных

систем организма:

упражнения аэробной направленности (бег в диапазонах ЧСС у юных

бегунов до 160 ударов в минуту, накопление лактата в крови до 25 мг%) с двумя

зонами нагрузки, восстанавливающей и поддерживающей тренированность;

упражнения

смешанной

(аэробно-анаэробной)

направленности

(диапазон ЧСС в беге — 160—190 ударов в минуту, концентрация лактата в крови

— до 80 мг%); эти упражнения также объединяются в две зоны нагрузки —

развивающую (ЧСС — до 170 ударов, лактат — до 40 мг%) и экономизации (свыше

40 мг%);

упражнения

преимущественно

анаэробной

направленности

(концентрация лактата в крови свыше 80 мг%) с двумя зонами нагрузки —

субмаксимальной и максимальной (частота сердечных сокращений при этом

режиме энергообеспечения не информативна);

скоростно-силовые упражнения, которые по своей физиологической

направленности могут относиться к трем зонам нагрузки — развивающей,

экономизации и субмаксимальной, в зависимости от характера усилий.

В настоящее время общие годовые объемы бега на этапе высших достижений

достигли очень высоких величин. На этапе начальной специализации, по данным

М. Набатниковой, В. Ивочкина, общий объем бега должен составлять не более 35—

40 % в первый год и повышаться до 60 % к 3—4-му году. На этапе спортивного

совершенствования объемы бега молодых бегунов составляют от 65 до 80 % от

объема

высококвалифицированных

спортсменов.

Тем

же

закономерностям

подчиняется и планирование объема бега в анаэробном и смешанном режимах.

На этапе высших достижений у высококвалифицированных бегунов соотношений

режимов нагрузки следующие. Упражнения преимущественно в анаэробном

режиме занимают 3—4 % от общего объема нагрузки (у бегунов на средние

дистанции — 150—180 км, у стайеров — от 250 до 300 км в год), при этом объем

быстрого бега составляет всего 15—20 км в год. В поддерживающей и

развивающей зонах выполняется 65—75 % от общего объема нагрузки. В зоне

экономизации (лактат — от 41 до 80 мг%) средневики выполняют около 5 % от

общего объема, стайеры и марафонцы — до 10 %. От 10 до 20 % объема

проводится в режимах восстановительного бега — заключительный бег, трусца,

медленные восстановительные кроссы (ЧСС — 130—140 ударов в минуту, лактат

— не более 20 мг%). На циклические скоростно-силовые упражнения (бег в гору и

прыжки) приходится до 30—40 км в год.

Приведенные соотношения режимов нагрузки должны сохраняться на протяжении

этапов начальной специализации и спортивного совершенствования, т. е. с 13 лет. В

тренировке юных бегунов следует использовать все скорости бега — от 2,5 м/с до

максимально быстрого, однако в пределах указанных выше соотношений режимов.

На этапе начальной спортивной специализации не менее двух основных

тренировочных занятий в неделю должны быть полностью посвящены работе над

техникой, разносторонней физической подготовке и спортивным играм. На этапе

спортивного совершенствования на это отводится не менее одного занятия в

неделю. Остальной объем средств ОФП в 17—19 лет обычно выполняется на

дополнительных занятиях, перед основными беговыми нагрузками или после них.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!