Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ
Автор: Мясникова Елена Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18" Населённый пункт: г.о. Самара Наименование материала: Статья Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ Раздел: дошкольное образование
Приоритетным направлением моей работы, как учителя-логопеда, стали
здоровьесберегающие
технологии .
Они
помогают
достижению
максимально
возможных
результатов
в
преодолении
речевых
трудностей,
и
способствуют
общему оздоровлению детей дошкольного возраста.
Актуальность данной темы определена такими нормативно-правовыми
документами как:
ФГОС ДО (п. 1.6) и Законом "Об образовании в РФ" Статья 41.
ФГОС ДО (п. 1.6) :
ФГОС ДО направлен на решение таких задач, как
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том
числе их эмоционального благополучия;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Закон "Об образовании в РФ" Статья 41. Охрана здоровья
обучающихся:
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и
оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую патологию -
это
ребёнок
с
низкой
работоспособностью,
повышенной
утомляемостью,
с
несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и
часто болеющий. Преодоление этих трудностей возможно только через создание
здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов
логопедической коррекции.
В к л юч а я
хо р о ш о
и зве с т н ы е
и
н о в ы е
д е й с т ве н н ы е
м е т од ы
здоровьесбережения в систему коррекционно-развивающего процесса, я создаю
психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий
«ситуацию уверенности» их в своих силах, и стараюсь организовывать занятия
интереснее и разнообразнее.
Ц е л ь применения
здоровьесберегающих
технологий –
оптимизация
процесса
коррекции
речи
и
обеспечение
оздоровления,
поддержания
и
обогащения здоровья детей.
Задачи:
•
повышение речевой активности;
•
развитие речевых умений и навыков;
•
снятие напряжения, восстановление работоспособности;
•
активизация познавательного интереса;
Психологический
комфорт
просьбы, а не
требования;
убеждения, а не
агрессивное словесное
воздействие;
четкую организацию, а
не жесткую
дисциплину;
компромисс, а не
конфронтация.
Психологический
комфорт
просьбы, а не
требования;
убеждения, а не
агрессивное словесное
воздействие;
четкую организацию, а
не жесткую
дисциплину;
компромисс, а не
конфронтация.
Интеллектуальный
комфорт
смена видов
деятельности;
достижение
желаемого результата;
поддержка со стороны
педагога;
верой в собственные
возможности.
Психофизиологический комфорт
доброжелательные
взаимоотношения в системах
«логопед – воспитанник»,
«воспитанник – логопед»;
создание ситуации успеха на
занятии;
использование на занятиях методов
эмоциональной раскачки,
упражнений на релаксацию;
комфортная внутригрупповая среда
(благоприятные внешние условия
детского сада).
Психофизиологический комфорт
доброжелательные
взаимоотношения в системах
«логопед – воспитанник»,
«воспитанник – логопед»;
создание ситуации успеха на
занятии;
использование на занятиях методов
эмоциональной раскачки,
упражнений на релаксацию;
комфортная внутригрупповая среда
(благоприятные внешние условия
детского сада).
•
улучшение концентрации внимания, снижение трудностей переключения с
одного вида деятельности на другой;
•
укреплениея
здоровья
детей, как
ведущий
фактор
позволяющий,
полноценно
усваивать
коммуникативные
навыки,
развивать
и
активизировать познавательную активность ребенка;
•
создание
благоприятной
психоэмоциональной
атмосферы,
поддержание
психологического здоровья.
Принципы являются общеизвестными.
Принципы здоровьесберегающих технологий:
•
Принцип «не навреди!»
•
Принцип сознательности
•
Принцип непрерывности процесса
•
Принцип систематичности и последовательности
•
Принцип доступности и индивидуальности
•
Принцип системного чередования нагрузок и отдыха
•
Принцип постепенного наращивания оздоровительного воздействия
•
Принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса
Основные
здоровьесберегающие технологии,
используемые
мной,
помогают повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.
Здоровьесб
ерегающие
технологии
Здоровьесб
ерегающие
технологии
Физкультминутки
Физкультминутки
Артикуляционна
я гимнастика
Артикуляционна
я гимнастика
Развитие
мелкой
моторики
Развитие
мелкой
моторики
Массаж и
самомассаж
Массаж и
самомассаж
Логоритмика
Логоритмика
Су-Джок
терапия
Су-Джок
терапия
Дыхательная
гимнастика
Дыхательная
гимнастика
Мышечная
релаксация
Мышечная
релаксация
Упражнения
на
профилактик
у нарушений
зрения
Упражнения
на
профилактик
у нарушений
зрения
Биоэнергопластика
Биоэнергопластика
Развитие
общей
моторики
Развитие
общей
моторики
Это:
рациональная организация коррекционного процесса,
развитие общей моторики,
упражнения на развитие мелкой моторики,
массаж и самомассаж,
упражнения для профилактики нарушений зрения,
развитие мимической мускулатуры,
дыхательная гимнастика,
артикуляционная гимнастика,
биоэнергопластика.
Мониторинг логопедической работы за 2014-2015 учебный год показал,
что 87% воспитанников выпущены с речью, соответствующей возрастной норме,
13% со значительным улучшением.
Таким
образом,
использование
здоровьесберегающих
технологий
в
деятельности
логопеда
становятся
перспективным
средством
коррекционно-
развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.